«Я СКОРО СТАНУ ВЗРОСЛЫМ»
методическая разработка по теме
Воспитательная программа "Я скоро стану взрослым"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитательная программа | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Утверждаю
Директор
_________________
«_____»_________________2016 г.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Я СКОРО СТАНУ ВЗРОСЛЫМ»
Срок реализации 4 года
Классные руководитель:
Лютфулина Альфия Заннатулловна
СОДЕРЖАНИЕ стр.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА . . . . . . 3
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ . . . . . . 7
3. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ . 13
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ . . . . . 15
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . 16
6. ПРИЛОЖЕНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в деятельности педагога. Заранее продуманное планирование обеспечивает четкую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определенной системы воспитания. Задача современной школы обеспечить не только качественное обучение, но и воспитать человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.
Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, трудности и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность.
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при активном участии ребёнка.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры.
Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Оно всегда было сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания ещё более трудным. Если в начальной школе процесс воспитания осуществляется безразличными людьми, потери от такого воспитания невосполнимы.
Учителю начальной школы, который одновременно преподает и воспитывает, необходимо обладать недюжинными воспитательными способностями.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Программа воспитательной работы в начальной школе с точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы должен опираться на результаты предыдущего года воспитания.
Цель программы: воспитание нравственной, ответственной, инициативной и компетентной личности.
Задачи программы:
- воспитание у обучающихся чувства патриотизма, любви к своей Родине.
- формирование у обучающихся физиологической и мотивационной потребности в сохранении и творении своего здоровья.
- обеспечение интеллектуального развития личности ребенка, посредством формирования у него учебно – познавательных способностей, творческого воображения, коммуникативных качеств, любознательности и самостоятельной деятельности.
- развитие художественно – эстетических способностей воспитанников и обучающихся;
- формирование нравственно – этических норм у школьников;
- развивать умение общаться и сотрудничать;
- понимание необходимости трудовой деятельности как способа самореализации человека;
- воспитание у учащихся ответственного отношения к окружающей среде;
- повышение педагогической и психологической культуры родителей через совместную деятельность.
Исходя из поставленных задач, можно выделить 8 основных целевых направлений:
- духовно-нравственное воспитание;
- патриотическое воспитание;
- эстетическое воспитание;
- спортивно-оздоровительное воспитание;
- интеллектуальное воспитание;
- экологическое воспитание;
- трудовое воспитание;
- работа с родителями.
Участники программы: программа предлагается для учащихся 1—4-х классов общеобразовательной школы. В реализации программы участвуют: учащиеся, родители, педагоги, администрация школы.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на четыре учебных года.
Этапы реализации программы:
1 этап – подготовительный
- Аналитико-диагностическая деятельность.
- Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом модели успеха.
- Изучение современных воспитательных технологий.
- Определение стратегии и тактики деятельности.
2 этап – практический
- Апробация и использование в воспитательном процессе ориентированных технологий успеха, приемов, методов воспитания обучающихся, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
- Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов.
3 этап – обобщающий
- Подведение итогов, анализ и рефлексия процесса и результатов воспитательной работы по данной программе за 4 года.
- Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
- Определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.
Прогнозируемые результаты
Успешная и полная реализация программы позволит воспитать личность:
- социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
- умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
- проявляющую потребность в творческой самореализации;
- умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы на будущее.
Формами подведения итогов реализации программы являются: праздник, поход, конкурс и театрализованное представление.
Условия успешной реализации воспитательной системы
Программно-методическое обеспечение:
- разработка программ и их апробация;
- разработка методических материалов по проведению тех или иных программ;
- разработка образцов текущей документации и их оформление;
- разработка положений о проведении выставок, конкурсов и т.д.
Материальное обеспечение: В школе работает 15 кружков и секций, имеется актовый зал, лекционный зал, два спортивных зала, спортивные площадки на улице.
Технические средства: проекторы, экран, усилитель, микшер, микрофоны, интерактивная доска и т. д.
Спортивное оборудование: настольные игры, мячи, обручи, столы и комплекты для тенниса, скакалки и т. д.
Информационное обеспечение.
Пополняется библиотечный фонд. Работает сайт школы. Для классных руководителей создан информационный банк данных, литературы, методических разработок и программ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Приоритетные направления.
- ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
- формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
- формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем;
- развивать системы высших, построенных на любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе;
- формировать у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора, формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.
Практическая деятельность:
- тематические классные часы по нравственной тематике («Уважение. Что это значит?», «Волшебное слово», «Об обидах и причинах обид», «Этот удивительный этикет», «Мне тепло рядом с тобой», «Совесть – мерило нравственности»);
- дискуссии по нравственной тематике («В чем смысл жизни», «Как стать счастливым»);
- проектная деятельность («Моя родословная», «Семь «Я» в одном слове»);
- праздники, сюрпризы, конкурсы (День Матери, День семьи, Масленица, «День добрых сюрпризов», «Знатоки в мире добра и зла»);
- импровизированные сценки, спектакли («Смотри и учись!»);
- экскурсии, поездки (этномузей, краеведческий музей, поход в филармонию).
- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
- обучить решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития;
- формировать у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
- формировать гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию;
- формировать умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Практическая деятельность:
- тематические классные часы («День народного единства», «Наша Родина», «Войне любовь не разделить…», «Никто не забыт, ничто не забыто»);
- встречи с представителями правовых структур, с ветеранами («Спасибо деду за Победу!»);
- конкурсы, викторины («О памятных датах», «Знаю ли я свою страну?»);
- праздники («День Победы!», «А ну-ка мальчики!», «День конституции»);
- проектная деятельность («Моя малая родина», «Мой герой»).
- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Цель: развитие личности школьника через обучение и воспитание средствами искусства, развитие его культуры и освоение ценностей
Задачи:
- вести работу по активному привлечению обучающихся к участию во внеурочной деятельности, к проведению театральных постановок, концертов;
- вовлекать учащихся в художественно-творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре;
- формировать умение школьников замечать красоту в природе, общественной жизни, искусстве;
- научить правилам культурного поведения;
- прививать любовь к родному краю, природе;
- приобщить школьников к художественному творчеству;
- развивать творческий потенциал обучающихся в условиях жизнедеятельности учебного заведения;
- развивать у школьников творческие способности.
Практическая деятельность:
- походы в театр, кино, галерею;
- театрализованные представления;
- фестивали («Фестиваль выразительного чтения стихов А. Барто», фестиваль «Любимая музыка», фестиваль «Салют танцев»);
- литературные балы, конкурсы талантов («Осенний был цветов», «Зимний бал снежинок», конкурс поделок «Семейное творчество», конкурс «Новогодняя игрушка»);
- кружки для эстетического развития (фотокружок «Прекрасное вокруг нас», «Волшебная кисточка», «Юный дизайнер»).
- СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека.
Задачи:
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- ознакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья;
- формировать собственную Я-позицию учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья;
- формировать у учащихся отношение к здоровью как бесценному дару природы.
Практическая деятельность:
- спортивные конкурсы, соревнования (Веселые старты, «Сильные, смелые, ловкие», «Мы за ЗОЖ»);
- встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, спортсменами;
- походы, акции («Здоровым быть можно», «Школа здоровья»);
- спортивные викторины («Здоровье на 5», «Турнир рыцарей»);
- тематические классные часы по спортивной тематике, создание газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы («Если хочешь быть здоров», «Правильное питание», «Спорт - это жизнь», «Олимпийские игры», газета «Советы Айболита», стенгазета «Доктора природы», устный журнал «Спортивный калейдоскоп»);
- просмотр и обсуждение специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме («Мойдодыр», «Здоровье начинается дома», «Зачем чистить зубы»).
- ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи:
- определять круг реальных учебных возможностей ученика и зоны его ближайшего развития;
- создавать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность;
- сохранять любопытство и информационную ненасыщаемость;
- формировать культуры умственного труда.
Практическая деятельность:
- конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников («Турнир Шерлока Холмса», «Кладовка знаний», «Флора и фауна»);
- интеллектуальные игры («Своя игра», «Интеллектуальное казино», «Юный эрудит»);
- интеллектуальные бои («Турнир смекалистых», «Самый умный», «Турнир по сказкам»);
- кружки для интеллектуального развития («Умники и умницы»);
- газеты («Маленькие Энштейны»).
- ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Цель: формирование ответственного отношения к окружающей среде.
Задачи:
- формировать умения строить свои отношения с природной и окружающей средой и умения предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;
- включать школьников в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность;
- воспитывать созидательное отношение к окружающей среде;
- прививать отношение к природе как к источнику материального и духовного развития общества и бережное отношение к ней;
- реализовывать познавательные и другие интересы и потребности школьника через изучение природы своей малой и большой Родины средствами экологии, туризма и краеведения.
Практическая деятельность:
- классные часы («Экология в нашей жизни», «Мир в котором я живу, «Что будет если…»);
- конкурсы (конкурс «Кормушки для птиц»)
- викторины («Мир вокруг нас», «Лесные жильцы»);
- проекты («Красная книга – книга памяти Родины», экологический плакат);
- экскурсии (в зоопарк, парк)
- ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
Цель: формировать психологическую установку и понимание необходимости трудовой деятельности как способа самореализации человека.
Задачи:
- воспитывать чувство ответственности за порученное дело на правах хозяина своего класса, школы;
- расширять знания об окружающей жизни, ее практической, трудовой стороне;
- развивать чувства уважительного отношения к труду своему и других людей;
- формировать психологической установки и понимание необходимости трудовой деятельности как способа самореализации человека.
Практическая деятельность:
- акции («Мы – хозяева школы», «Книжкина больница», озеленение школьного двора);
- субботники;
- ролевые игры («В мире профессий», «Учимся, играя»);
- трудовой десант («Зеленый патруль»);
- дежурства по классу, по школе.
- РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Цель: повышение педагогической культуры родителей, направленной
на воспитание своего ребёнка.
Задачи:
- формировать активную педагогическую позицию родителей, повышать воспитательный потенциал семьи;
- вооружать родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями;
- оказывать помощь родителям в организации педагогического
самообразования.
Практическая деятельность:
- праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек («Мама, папа, я – спортивная семья»);
- праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) с участием взрослых;
- походы выходного дня, экскурсии, викторины совместно с детьми и родителями;
- тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.
- родительские собрания («Труд и ребенок», «Режим дня – важен ли он?»).
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Успешная и полная реализация программы позволит воспитать личность:
- социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
- умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
- проявляющую потребность в творческой самореализации;
- умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы на будущее;
- умеющую выбирать, ставить цели и принимать решения
Также успешная реализация данной воспитательной программы будет способствовать:
- созданию системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания обучающихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества;
- развитому чувству прекрасного;
- массовому участию в культурном досуге;
- повышению количества обучающихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях школы и вне школы;
- развитию потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего города, области, государства;
- укреплению связи семьи и школы в интересах развития ребенка;
- созданию системы педагогической подготовки родителей;
- усилению ориентации школьников на духовные ценности.
Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных программой, предлагается система целевых индикаторов и показателей, характеризующих ход реализации программы.
Количественные показатели:
- Рост числа отличников и хорошистов.
- Динамика промежуточной аттестации.
- Количество победителей и призеров предметных олимпиад, городских, всероссийских и международных конкурсов, интеллектуальных игр.
- Количество учащихся, охваченных диагностикой социально-психологической службой школы, ее результаты.
- Показатели диагностики удовлетворенности участников образовательного процесса.
- Динамика заболеваемости и травматизма.
- Количество учащихся, посещающих кружки, секции, студии.
- Количество социально значимых мероприятий, проведенных внутри класса, по параллелям, для школы.
- Количество публикаций о классе в школьной газете и на сайте школы.
- Рейтинг класса в школе.
Качественные показатели:
- Качество знаний и средний уровень обученности учащихся класса.
- Повышение уровня воспитанности учащихся класса.
- Соответствие проводимых мероприятий современным образовательным стандартам.
- Эффективность применения новых воспитательных технологий.
- Качество управления воспитательным процессом.
- Оценка уровня развития системы самоуправления в классе.
- Результативность участия учащихся в общешкольных, муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах и соревнованиях.
Если будут наблюдаться улучшения по перечисленным показателям, и у школьников будут сформированы все необходимые качества для нравственной, инициативной и компетентной личности, значит, данная воспитательная программа была успешно реализована.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическое обеспечение реализации воспитательной программы включает:
Программно-методическое обеспечение:
- разработка программ и их апробация;
- разработка методических материалов по проведению тех или иных программ;
- разработка образцов текущей документации и их оформление;
- разработка положений о проведении выставок, конкурсов и т.д.
Нормативно-правовое обеспечение
Планомерное развитие воспитательной системы класса возможно только на качественно обновленном фундаменте – нормативной правовой базе школы.
Кадровое обеспечение
Заместители директора по учебной, воспитательной и научно-методической работе; классный руководитель; педагог-организатор; учителя-предметники; психолог, социальный педагог, логопед; медицинские работники; библиотекарь; педагоги дополнительного образования
Материально-техническое обеспечение
Учащиеся класса имеют возможность пользоваться уникальной материально-технической базой школы (спортивный зал, столовая, актовый зал, медицинский блок (кабинеты педиатра, стоматолога, окулиста, логопеда, психолога, процедурный кабинет лечебной физкультуры), ресурсный центр, библиотека с медиатекой и читальным залом, открытый спортивный комплекс) и различными техническими средствами обучения (компьютеры, принтеры, сканеры, мультимедиа проекторы, интерактивные доски, музыкальные центры, телевизоры, акустическая система для актового зала и др.)
Информационное обеспечение
Сотрудничество со школьной газетой и видео-газетой, радиоузлом, сайтом школы.
Финансовое обеспечение
Посильная финансовая поддержка отдельных мероприятий родителями, администрацией школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2001.
- Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум, 2000.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.
- Журнал «Начальная школа», №6.2002. 1991, № 9; 1992, № 2; 1994, № 1
- Журнал «Классный руководитель», №1,2003; №3,1,2004, №2,2005.
- Командные игры-испытания. сборник игр. - М.: Пед .общество «Россия»,2003.
- Огарев Н.П. Страна моя родимая. - М., 2002.
- Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. - М.: ГИЦ Владос, 2002.
- Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2005.
- Фопель К. Д. Как научить детей сотрудничать (психологические игры и упражнения).- М., 2000
- Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание " Мой ребенок становится взрослым"
Выступление перед родителями 4 класса...
Тема:Когда мы станем взрослыми?
Дата:Класс: 1Длительность урока: 35 минутТема урока: « Когда мы станем взрослыми?»Тип урока по структуре: изучение нового материала.Цель урока: показать отличие жизни взрослого человека от жизни ребен...
Конспект урока окружающего мира в 1 классе «Когда мы станем взрослыми? Профессии взрослых».
Цель: показать отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка, необходимость выбора профессии....
Примерная программа воспитательной работы 1-4 класс "Я скоро стану взрослым"
Программа открывает перспективы для разностороннего развития учащихся, так как в ней в единстве реализуются разнообразные воспитательные задачи. Работа по данной программе может оказать существенное в...
Занятие с элементами тренинга «Я скоро стану пятиклассником»
Из года в год возникает проблема адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено школы. Несмотря на то, что ученики уже привыкли к школе, требованиям учителя, одноклассникам, проблема ад...
Родительское собрание "Скоро стану первоклассником".
Присутствуют: родители первоклассников, воспитатель д/сада, первый учитель.Ход собрания:1) Объяснение работы с документами – зачисление на портале. 2) Доклад- Раннее детство – сказочн...