Рабочая программа по внеурочной деятельности "Роботландия" 2 класс
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Казакова (Желнова) Валерия Сергеевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Роботландия" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon robotlandia2.doc37.87 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»

Желнова Валерия

 «Роботландия»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Челябинск, 2015

Пояснительная записка


        Данная программа разработана для проведения кружковой работы во 2 классах с целью расширения курса «Информатика и ИКТ» в объеме 34 часов (1 час в неделю).

       В рамках ФГОС начального общего образования одним из важных элементов формирования универсальных учебных действий является формирование способности младших школьников грамотно применять информационные технологии (ИКТ-компетентность). Разработана подпрограмма формирования ИКТ-компетентности обучающихся, которая должна быть реализована в процессе изучения всех предметов учебного плана. Эта подпрограмма стимулирует применение информационных технологий при обучении разным предметам. Учебный курс по информатике базисным учебным планом не предусмотрен, но необходимость в систематическом обучении информатике младших школьников существует. Формирование основ информатики, способствующих развитию мышления школьника, и, в частности, развитию абстрактного, логического, алгоритмического мышления, помогут детям не только в успешном формировании ИКТ-компетентности, но и в успешном освоении предметов школьной программы, а также в будущем профессиональном самоопределении. О необходимости отдельного курса информатики говорится и в «Программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования», являющейся частью ФГОС начального общего образования. 

Актуальность и практическая значимость программы

      Занятия практической деятельностью в «Роботландии», по данной программе не только задачи информационного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально-логический потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоения множества информационных приемов при работе с компьютером, в условиях индивидуальной работы помогает детям познать и развить собственные возможности и логические способности, создает условие для развития ответственности и гибкости мышления.

     Важное направление в содержании программы «Волшебная страна информатики» уделяется развитию алгоритмического стиля мышления и навыков работы с компьютером младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

- усидчивости, серьезного отношения к учению, жизни;

- ценностного отношения к сложному и интересному, формирования представлений о заданиях в программе «Роботландия»;

- бережное отношение к компьютеру и к окружающей вокруг мебели;

- ценностного отношения к здоровью ( освоение техники безопасности при  работе с компьютером, умеренное распределение времени при работе).    

Цель программы:  «Волшебная страна информатики» является формирование основ алгоритмического мышления и информационной компетентности младших школьников.

Задачи программы:

  • формирование представлений об элементах экранных объектов, необходимых для взаимодействия человека и программного обеспечения компьютера (значки, окна, курсоры, меню);
  • изучить назначение клавиш клавиатуры;
  • научить составлять алгоритмы;
  • познакомить с понятием «Исполнитель», «СКИ», «Среда обитания»;
  • формирование умений работы с устройствами ввода (клавиатура, мышь);
  • формирование первичного умения работать с текстом на компьютере (набирать, редактировать, сохранять);
  • формирование умения выполнять, понимать, строить несложную последовательность действий (алгоритм);
  • формирование представлений о правилах работы за компьютером и в компьютерном классе;
  • развитие индивидуальных творческих способностей;
  • формирование навыков коллективной деятельности;
  • формирование культуры и этики общения;
  • организация содержательного досуга учащихся.

Общая характеристика программы

      В программе реализуются основные задачи, направленные на совершенствования развития обучения и воспитания подрастающего поколения. Занятия обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их мышления, играет большую роль в деле воспитания, а также решает задачу  профессиональной подготовки.

     При обсуждении заданий в данной программе второклассники под руководством учителя составляют словесный план решения задания, поскольку вся работа будет вестись подконтрольно.

Условия реализации программы

       Программа кружка «Волшебная страна информатики» разработана для занятий с учащимися вторых классов, во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 34 учебных часов практических и теоретических занятий.

Форма реализации программы

     Приоритет отдается активным формам преподавания. В программе эффективно сочетаются индивидуальные и групповые формы работы.

     Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Программа состоит из 7 тем .На начальном этапе работы осваиваются приемы по каждому виду заданий отдельно. Это должны быть небольшие по уровню сложности  задания, выполняемые по образцу . Все практические работы строятся по принципу от простого к сложному.

      Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким , необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике . Он может включать в себя краткое пояснение руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приемов работы.

Основные методы и технологии

      Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, коллективные и индивидуальные обсуждения, самостоятельная работа. Методы контроля: консультация, проверка индивидуальных и групповых работ.

Технологии:

-здоровьесберегающие;

-поисковая деятельность;

-информационно-обучающие;

-технологии безопасности жизнедеятельности.

Содержание программы

         Основные содержательные линии направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам заданий, получении и развитие определенных профессиональных навыков.

2 класс (34 часа)

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание темы

Общее

1

-Ознакомление с техникой безопасности и с кружком;

1

-знакомство с клавиатурой и ее освоение;

1

-работа со справочным материалом;

Путешествие в алгоритмику

1

 Знакомятся с понятием алгоритм и способом ввода данных :

- Переливашка;

1

- угадайка и перевозчик;

1

- конюх;

1

-монах;

Поиграем в исполнителей

1

Знакомятся с понятием исполнитель :

- Машинист (час);

1

-автомат (час);

1

-квадратик (час).

Загляни в чёрный ящик

3

 -Буквоед (3 часа).

Различные игры

3

-Мудрый крот;

1

- морской бой;

1

-весёлый марафон.

Редакторы

1

-Графика:                

-раскрашка;

2

-художник;

1

-графконвентор;

1

-силуэт;

1

-Музыка:

-шарманщик (старый);

2

-шарманщик (новый);

1

-Текст:

-микрофон;

2

-издатель;

Подведение итогов в разделе «Зачётный класс»

4

- Турнир знатоков.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

-научатся положительно относиться к занятиям предметно-практической деятельностью;

-получат опыт от успехов и неудач прохождений игр;

-развитие внимания, памяти и логики;

-развитие мелкой моторики рук;

-получат представление о причинах успехов в практической деятельности;

-широкая мотивационная основа теоретической и практической деятельности, включающая социальные ,учебно-познавательные и внешние  мотивы;

-интерес к новым видам логических задач, к новым способам их решения;

-устойчивый интерес к новым способам познания.

Предметные результаты:

- получат представления о компьютерной грамотности;

-умения действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;

-знать правила организации рабочего места, технику безопасности при работе с компьютером;

-знать технологию последовательного выполнения заданий;

-название, назначение инструментов и алгоритмов в задании;

- работать с несложными программными исполнителями и создать для них программы;

- уметь правильно организовывать свое рабочее место;

-уметь пользоваться клавиатурой, применяя приобретенные навыки на практики;

-уметь работать по алгоритму;

-уметь понимать символы, знаки и схемы.

Метапредметные результаты:

- научатся принимать и  сохранять учебно-познавательную задачу;

- научатся учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- научатся планировать свои действия;

- научатся осуществлять итоговый пошаговый контроль;

- научатся адекватно воспринимать оценку учителя;

- научатся различать способ и результат действия;

- научатся вносить коррективы в действия на основы их оценки и учета сделанных ошибок;

- научатся выполнять учебные действия в материале, речи, уме;

-научатся использовать различные способы поиска;

-овладевают начальными формами познавательных УУД: сравнивать, анализировать, делать выводы.

Способы проверки ожидаемого результата

     Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос,  проверка заданий на ПК), игры.

     Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.

      В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся. Каждое выполненное задание наглядно показывает возможность учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических заданий. При возникновении трудностей, с этим ребенком индивидуально отрабатывается его проблемы, здесь необходимо внимательное, чуткое о доброе отношение к учащемуся.  Выбирается дифференцированный подход к обучающимся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются.

Контролируется качество выполнение заданий по всем разделам с учетом следующих критериев:

-удовлетворительное качество задания и соответствия во все пунктах;

-четкое соблюдение последовательности алгоритма;

-скорость выполнение задания.

      Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения:

- точность выполнения;

-  самостоятельность выполнения заданий.

Оборудование для проведения занятий

       Занятия по Курсу проводятся в школьном компьютерном классе, оборудованном в соответствии с требованиями и нормами, предъявляемыми к помещению и техническому оснащению школьных компьютерных аудиторий. Для использования поурочных иллюстративных материалов (презентаций), входящих в комплект Курса, необходимо наличие проектора, позволяющего отображать экран учительского компьютера на большом экране.

        Количество персональных компьютеров (или ноутбуков), предназначенных для проведения занятий, должно соответствовать формуле: 1 компьютер — 1 ребенок. Идеальное число детей в группе — 10-15.

Система контролирующих материалов

-входной контроль – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка ( беседа, тесты)

- текущий контроль - проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ.

- промежуточный контроль - проводится по окончании изучения отдельных тем.

- итоговый контроль - проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы (самостоятельные работы).

Тематическое планирование

Тема занятия

Всего

Теор.

Практ.

УУД

1

Общее

3

1

2

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

2

Путешествие в алгоритмику

4

1

3

-  использовать знаково-символические средства;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

3

Поиграем в исполнителей

3

1

2

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ решения, в том числе, во внутреннем плане;

4

Заглянем в черные ящики

3

3

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

- использовать знаково-символические средства;

5

Различные игры

7

1

6

- устанавливать аналогии;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-различать способ и результат действия;

6

Редакторы

10

3

7

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ решения, в том числе, во внутреннем плане;

-владеть общим приемом решения задач;

-осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации;

7

Подведение итогов в разделе «Зачетный класс»

4

4

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-адекватно воспринимать оценку учителя.

Список литературы

Для учителя:

  1. Дуванов А. А., Шумилина Н. Д. Азбука Роботландии — курс информатики для младших школьников //тезисы доклада на Всероссийском съезде учителей информатики в МГУ имени М. В. Ломоносова 2011 года,
  2. Дуванов А. А., Шумилина Н. Д. Алгоритмы и программы Азбуки Роботландии // Информатика, ИД Первое сентября. – 2011. – № 14, 11-22, электронное приложение на CD
  3. Шумилина Н. Д. Курс информатики для младших школьников: идеи, апробация, перспективы // Традиции и новации в профессиональной подготов-ке и деятельности педагога: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Тверь: Твер. гос. ун-т, – 2011.
  4. Р.С. Щербакова «Методика преподавания алгоритмических заданий» Москва гос.ун-т 2006г.

Для ученика:

  1.  Дуванов А. А., Первин Ю. А. Необыкновенные приключения Пети Кука в Роботландии (изд. 2-е перераб. и дополн.) Финансы и статистика, М., 1997.
  2. «Азы информатики» М.А.Гольцман, Н.Б.Дроздов, А.А.Дуванов, Я.Н.Зайдельман, Ю.А.Первин.
  3. Н.А. Зайцева «Задание на логику и их поэтапное решение» 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...