Непоседы.
статья ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
Непоседы, или Как помочь гиперактивным детям
Он подвижен как ртуть. Не уследили – и он где-то наверху, откуда его можно снять только с помощью пожарной лестницы. Проникая во все щели, проваливаясь во все ямы, лазая по всем закоулкам, исследуя все чердаки и подвалы, за все задевая и все опрокидывая, набивая себе синяки и шишки, носится он день-деньской по квартире, по двору, а без надлежащего надзора – и по улицам…
Его руки в постоянном движении: что-то мнут, обрывают, вертят пуговицы, отковыривают краску на стене. На месте ему не усидеть. Он даже стоит, переминаясь с ноги на ногу, и кажется, что еще миг – и он сорвется с места, умчится на край света. Ест он стоя, на стуле ему не усидеть. Он весь извертится, даже играя, слушая сказку, глядя на экран телевизора…О них говорят: «Хороший, когда спит!» И родители переводят дух и чувствуют себя спокойно, лишь уложив такого ребенка и убедившись, что он наконец угомонился… У него все на коротком замыкании: увидел – схватил – побежал. Действует он, не задумываясь о последствиях…
Наказания переносит легко… не помнит обиды, не держит зла… От избытка чувств не говорит, а кричит, доказывая, оправдываясь, споря… Головка у него, как флюгер на ветру: то поворот в одну сторону, где что-то ненадолго привлекло внимание, то в другую. Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем, ни одно дело до конца не доводит.
С таким ребёнком хотя бы раз в жизни встречался каждый из нас. Это описание особенностей поведения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Гиперактивный ребёнок не идет, а как-бы бежит рядом вприпрыжку. Уследить за ним очень сложно. Как правило, бабушки не справляются, не успевают догнать, снять такого малыша с горки или с дерева. Для такого ребёнка сложно найти няню, только завидев непоседу, няня спешит уйти, понимая, какая беспокойная и ответственная работа ей предстоит.
Мама не знает покоя ни на минуту ни дома, ни на улице. Как правило, таких детей родители долго не рискуют выпускать одних на балкон, т.к. совершенно обоснованно боятся, что они куда-нибудь залезут и свалятся.
Гиперактивного ребёнка опасно оставлять одного в квартире, потому что никогда не угадаешь, что он на себя свалит.
Так, мама, уходя из дома на 10–15 минут в магазин, который находился в том же доме, дала все необходимые инструкции своему подвижному сыну: это не брать, туда не лезть и т.п. Не успела она закрыть за собой дверь, как услышала плач – ребенок свалил на себя цветочный горшок с подоконника. На вопрос: «Зачем ты его потянул?», мальчик ответил, что ему было интересно посмотреть, что там на улице. Наставления мамы он выслушал, но тут же забыл.
Гиперактивные дети слушают инструкции, но не слышат или сразу забывают. Наказывать их бесполезно. Обиды они не помнят, зла не держат, расстраиваются всего на несколько минут и тут же переключаются на другие дела, увлекаются каким-то интересным занятием, игрой. Их эмоции также подвижны, как и действия, они легко переходят из одного состояния в другое: плачут, ссорятся и через минуту уже смеются и мирятся. В любой момент их внимание может быть привлечено каким-то предметом или звуком. Поэтому таким детям бесполезно рассказывать, что на улице нужно играть только возле подъезда и никуда не уходить с чужими людьми. Завидев что-то интересное, они забывают все предостережения и без оглядки бегут вслед за новыми впечатлениями. Достаточно на мгновение потерять бдительность или отвернуться в сторону, и вы уже не будете знать, куда девался ваш ребёнок.
Необходимость постоянно быть в тонусе и контролировать все действия
Гиперактивных детей изматывает взрослых. Мама гиперактивной девочки, расплачиваясь в магазине с продавцом, просила кого-нибудь подержать дочь за руку, чтобы та не убежала.
Такие дети имеют много позитивных черт характера. Они «заряжены» положительными эмоциями, у них почти всегда солнечное, приподнятое настроение, они легко идут на контакт, поэтому с ними весело и приятно общаться. Гиперактивные дети быстро находят друзей, открыты для общения, позитивно настроены к людям. Они обладают харизмой, способностью заряжать окружающих позитивом и умением притягивать к
себе детей и взрослых.
Выделяют три основных признака синдрома гиперактивности с дефицитом внимания:
- повышенная двигательная активность,
- импульсивность,
- отвлекаемость внимания.
Впервые отмеченные признаки СДВГ начинают появляться у детей в возрасте 3–4 лет, но пик динамичности в поведении и эмоциях у таких детей приходится на возраст 6–7 лет.
Именно с поступлением в школу наиболее ярко проявляются все проблемы, т.к. появляются дополнительные требования к поведению и выполнению учебных заданий. Ребёнок теперь должен достаточно длительное время сидеть на уроке, следуя указаниям учителя, не отвлекаясь и не мешая одноклассникам. А подвижному ребенку это очень сложно, а иногда просто не возможно. Такие дети часто производят впечатление невос-
питанных, хотя им для того, чтобы выполнять все установленные правила, требуется значительно больше усилий, чем другим ученикам. В этот период у педагогов и родителей возникает много трудностей во взаимодействии с таким ребёнком.
Как привлечь их внимание к учебному материалу? Как удержать их на месте, на протяжении всего урока? Как использовать их повышенную активность на перемене, чтобы она не принесла вреда ни самому ребёнку, ни окружающим его детям?
Вот далеко не все вопросы, которые возникают у взрослых в
этот период.
К концу начальной школы (где-то к 9 годам) проблемы таких детей часто решаются сами собой, т.к. созревают лобные отделы головного мозга, которые берут под контроль неуемную энергию этих детей. Но так происходит не всегда. Нередко требуются еще и усилия родителей и педагогов, направленные на развитие у школьников с СДВГ волевой сферы и навыков контроля.
К подростковому возрасту повышенная двигательная активность чаще всего исчезает, но импульсивность и дефицит внимания остаются.
Существует ошибочное мнение, что гиперактивность – это поведенческая проблема, которая проявляется в распущенности, невоспитанности ребенка. Однако решающую роль в ее возникновении играют причины биологического характера – особенности функционирования мозговых структур. За общую активность человека отвечает такой отдел мозга, как ретикулярная формация. Повышенная функция этой структуры приводит к общей возбудимости, подвижности, отвлекаемости, импульсивности, эмоциональности ребёнка.
Почему у детей с СДВГ таким образом функционирует мозг, откуда берется эта повышенная активность ретикулярной формации? Существует несколько причин, среди которых специалисты отметают особенности протекания беременности, родов, инфекции и др.
Но являются ли такие физиологические особенности развития ребёнка залогом неблагоприятного развития? Есть ли у родителей и педагогов возможность каким-то образом повлиять на формирование личности взрослеющего человека? Конечно, есть. Ведь ребёнок растет в социуме, он усваивает те нормы поведения, которые транслируют ему окружающие, действует в соответствии с теми правилами, которые формируют взрослые.
Поэтому от психолого-педагогических воздействий родителей и педагогов будет зависеть, по какому пути пойдет развитие ребёнка. Можно научить его управлять своими эмоциями и поведением, а можно пустить все на самотек, сказав себе, что «я ничего не могу изменить, такой уж он у меня уродился», или «от меня ничего не зависит, его плохо воспитали в семье».
Другое дело, что, если ребенок имеет уравновешенный тип нервной системы, он не требует столько внимания и энергии, сколько приходится затрачивать на гиперактивного малыша. Но в этом и прелесть многообразия жизни, что вокруг нас разные дети, имеющие свои индивидуальные особенности. Одни дети спокойные и рассудительные, другие – веселые, позитивные, активные.
Трудности обучения в школе
Как было отмечено ранее, обычно проблемы детей с СДВГ наиболее ярко проявляются с поступлением в школу. Имея хорошие способности, они достаточно сообразительны, все схватывают на лету, но неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность мешают им быть успешными учениками. Учатся они неровно, то блеснут пятерками, то «нахватают» двоек. Такие ученики получают много нареканий со стороны педагогов. А импульсивность поведения может приводить к неустойчивым дружеским отношениям со сверстниками, что сильно огорчает, ранит таких детей.
Значит ли это, что до школы все было хорошо? Конечно, нет. Просто до школы не было необходимости строго следовать установленным правилам и требованиям (сидеть тихо на уроке, не крутиться, не отвлекаться и т.д.). Кроме этого, в школе нужно уже показывать результат в учебе, который выражается в оценках. И если ребёнок достаточно способный, а учится плохо из-за своей неусидчивости, родители и учителя предъявляют к нему много претензий.
Основные трудности, возникающие у гиперактивных детей в процессе обучения, и возможные пути их преодоления.
У гиперактивных детей существуют трудности в закреплении новых знаний и навыков, которые, для того чтобы быть усвоенными, нуждаются в отработке и фиксации. Поэтому учителя нередко отмечают, что школьник быстро понял способ решения задачи, на уроке легко справлялся с заданиями, а через неделю не может воспроизвести усвоенный метод решения.
Это связано с нестойкостью следов восприятия информации, то есть информация как бы не фиксируется в памяти, а «улетучивается». Поэтому для лучшего закрепления учебного материала полезно возвращаться к уже освоенной теме для ее повторения. Если страдает внимание и усидчивость, то все, что ребёнок слышит на уроке, «в одно ухо влетает, а в другое вылетает». И в сухом остатке откладывается в памяти небольшое количество информации. Поэтому дети с СДВГ для закрепления пройденного на уроке нуждаются в дополнительной проработке учебного материала дома.
Эффект обучения будет зависеть от совместных усилий педагога и родителей, от их готовности вложить свои силы и время в то, чтобы помочь такому ученику. Если мама сможет дома вместе с ребёнком проработать наиболее сложные темы, это поможет ученику закрепить учебный материал. Однако не всегда так получается, многие родители просто не умеют обучать, ведь для этого необходимо владеть определенными методическими знаниями. Либо могут объяснить, но у них не хватает терпения, они эмоционально реагируют, когда не получается что-то «вложить в голову» своему отпрыску, начинают злиться, обзывать ребёнка всякими нелестными словами.
И, наконец, родители тоже работают, а иногда очень много, и не всегда их график работы совпадает с расписанием учебы ребёнка. В этом случае мама просто не имеет возможности сидеть дома и заниматься с сыном или дочерью. Но в любом случае необходимо привлекать родителей к решению проблемы, брать их в союзники, рассказывать, как можно помочь ребёнку дома.
Возникают особые трудности и при выполнении монотонной работы, требующей концентрации внимания и усидчивости. Через некоторое время ученик с СДВГ начинает отвлекаться сам и отвлекать всех детей вокруг. Можно, конечно, делать ему много замечаний и призывать к тому, чтобы он
сконцентрировался, не мешал одноклассникам, но, как правило, такие увещевания оказываются безрезультатными. Поэтому педагогу, если он видит, что ребенок начал сильно отвлекаться, необходимо дать ученику возможность сделать паузу. Лучше попросить его вытереть доску, помыть тряпку, принести что-нибудь, пройтись по классу и собрать тетради и т.п.
Следующая трудность в обучении гиперактивных детей связана с тем, что у них речь опережает мысль, то есть они сначала говорят, делают, а потом думают. Чтобы снизить количество импульсивных, необдуманных ответов на уроке, можно заранее предупредить, что следующим будет отвечать этот ученик. Кроме этого, необходимо сделать паузу перед тем, как ребенок начнет отвечать.
Повышенная отвлекаемость на уроках не только сказывается на успехах в освоении учебного материала, но и формирует негативное отношение педагогов к детям с СДВГ. Хотя такие школьники очень бы хотели хорошо учиться и получать похвалу от взрослых за хорошее поведение и высокие показатели в учёбе, но часто им это не удается.
Детям с СДВГ трудно делать домашние задания, т.к. многое их отвлекает: лай собаки за окном, включенный телевизор, разговор мамы по телефону и т.д. Поэтому важно создать для них максимально спокойную и тихую обстановку и ни в коем случае не отвлекать. Если уж он начал делать уроки, не надо звать его обедать, задавать какие-либо вопросы, предлагать сходить в магазин за хлебом, т.к. потом ему сложно будет снова включиться в работу.
От особенностей эмоционально-волевой сферы страдают не только окружающие, но и сами дети. Из-за импульсивности и гиперактивности им сложно выстраивать отношения со сверстниками, т.к. любую игру они могут превратить в беготню, борьбу, толкание, что другие дети часто воспринимают как драку и проявление агрессии. В связи с этим необходимо уделять дополнительное внимание обучению детей с СДВГ навыкам общения и взаимодействия со сверстниками, обращая внимание на то, что привлечь к себе внимание или включиться в игру с другими детьми можно и иными, более миролюбивыми способами.
Однако не стоит надеяться на то, что такой ребёнок перерастет и все нормализуется само собой. Необходимо на ранних этапах, еще в дошкольный период, включаться в решение вопросов адаптации и коррекции поведения детей с СДВГ. Совершенно очевидно, что к ним не могут быть применены стандартные методы воспитания, здесь необходим особый подход с учётом их индивидуальных особенностей. И эти методы воспитания должны способствовать тому, чтобы снизить негативные последствия в будущем.
Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
Выделяют три наиболее ярких признака данного синдрома: гиперактивность, импульсивность, нарушения внимания. Однако может быть только повышенная двигательная активность, но без дефицита внимания.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью диагностируется, если присутствуют по крайней мере 8 из 14 описанных ниже признаков, которые проявляются в возрасте до 7 лет и в течение 6 и более месяцев.
1. Суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается (у подростков может быть субъективное чувство нетерпеливости).
2. С трудом остается на стуле при выполнении каких-либо заданий.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. С трудом ожидает очереди для вступления в игру.
5. Отвечает на вопросы, не подумав, и раньше, чем вопрос закончен.
6. С трудом исполняет инструкции других.
7. С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях.
8. Часто переключается от одного незаконченного дела к другому.
9. Во время игр беспокоен.
10. Часто чрезмерно разговорчив.
11. В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение, в детских играх часто является «мишенью».
12. Часто кажется, что не слышит, что сказано ЕМУ или ЕЙ.
13. Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе (игрушки, карандаши, книги и др.).
14. Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, бежит по улице «без оглядки»).
Важно обратить внимание на тот факт, что по отмеченным признакам можно лишь предположить наличие данного синдрома у ребёнка, но для уточнения предполагаемого диагноза необходимо обратиться к детскому невропатологу, так как только врач может подтвердить или опровергнуть диагноз и назначить соответствующие меры профилактики и коррекции.
Если взрослый фиксирует отмеченные выше признаки поведения у ребёнка, то это повод задуматься над тем, является ли поведение ребёнка, которое его «выводит из себя», непослушанием или это такие особенности его развития, с которыми он не может справиться самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОДИТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ. "ДОГОВОРИМСЯ С НЕПОСЕДОЙ".
Советы психологов и специалистов для родителей и педагогов при общении с гиперактивными детьми. Материал можно использовать как на родительском собрании так и на родительском стенде....
Маленькие непоседы
Окружающий мир.1 класс. УМК "Гармония" . Тема :"Маленькие непоседы"(презентация)...
Рабочая программа кукольного кружка Непоседы"-внеурочная деятельность
Разработана рабочая программа кукольного кружка "Непоседы" -внеурочная деятельностя по ФГОС . Программа направлена на интеллектуальное развитие младших школьников, развитие артистических ...
программа детского оздоровительного центра "Непоседы"
Пргорамма поможет составить план работы лагеря при школе. В ней указаны основные направления и тематика мероприятий....
Внеклассное мероприятие по теме "Пернатые непоседы"
Цель: Развивать интеллектуальные способности, познавательный интерес, воспитывать любовь к природе и заботу о ней, учить детей общаться друг с другом, формировать дружеские взаимоотношения между...
ДОЛ с дневным пребыванием "НЕПОСЕДЫ" со Смешариками МБОУ "НОШ" с.Хову - Аксы в ЛОК-2013
Содержание работы ДОЛ с дневным пребыванием"НЕПОСЕДЫ" в летней оздоровительной кампании 2013 года разработан вожатой лагеря 1 сезона и начальником лагеря 2 сезона Дазырбан Чойган Васильевной на основе...
ДОЛ с дневным пребыванием "НЕПОСЕДЫ" со Смешариками МБОУ "НОШ" с.Хову - Аксы в ЛОК-2013
Содержание работы ДОЛ с дневным пребыванием"НЕПОСЕДЫ" в летней оздоровительной кампании 2013 года разработан вожатой лагеря 1 сезона и начальником лагеря 2 сезона Дазырбан Чойган Васильевной на основе...