Программа лагеря с дневным пребыванием обучающихся "Тропой разведчика"
методическая разработка ( класс) на тему

Ростова Галина Сергеевна

Программа "Тропой разведчика" военно-патриотической направленности.

Смена проходит в форме сюжетно-ролевой игры «Тропой разведчика» по страницам истории СССР во время ВОВ. В течение всей игры участники и организаторы программы живут согласно традициям разведки: находят и обезвреживают шпионов, разгадывают шифровки, участвуют в военно-спортивных мероприятиях. Каждый день в лагере представлена одна из республик, входящая в СССР. В этот день ребята знакомятся с национальными блюдами и народными играми республики.

Данная программа может использоваться в любое время и смену, осуществляющую патриотическое воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lagerya_tropoy_razvedchika.doc329.5 КБ
Microsoft Office document icon plan-setka_na_lager.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВОЛЖСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ГБОУ СОШ пос. Черновский

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области  средняя общеобразовательная школа пос. Чёрновский  

                          муниципального района Волжский Самарской области

                                                                                             УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы ___________ А.А. Коровина

«______»______________2015г.

Программа

Лагеря с дневным пребыванием

«Подсолнух»

для организации летнего отдыха детей и подростков

Программу составила: Ростова Г.С.,

Ответственный за реализацию Соглашения

Возраст воспитанников: 6 – 16 лет

Срок реализации – 1 смена

пос. Черновский, 2015г.

Группа для детей 5-7 лет "Подсолнухи" ВКонтакте

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт программы

3-6

Информационная карта программы

6-9

1. Социально-педагогическое обоснование программы

9-10

2. Цель и задачи, ожидаемые результаты

10-12

3. Механизм реализации программы

12-13

4. Логика построения смены

13-17

5. Педагогические принципы реализации программы

17-18

6. Педагогические технологии, формы и методы работы по программе

18-20

7. Виды и типы деятельности, творческие мастерские

20-22

8. Педагогическая диагностика и способы

корректировки программы

22

9. Обеспечение реализации программы

- Нормативно-правовое обеспечение

- Кадровое обеспечение

22-23

10. УПРАВЛЕНИЕ программой

23-24

11.Список литературы

24

12. ПРИЛОЖЕНИЯ

- Режим работы лагеря

- План-сетка работы лагеря

25-27

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Основания для разработки

программы

- Закон РФ “Об образовании”

- Конвенция о правах ребенка;

-Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.4.969-00.

« Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» Приказ МО РФ № 2688 от 13 июля 2001г.

-Приказ директора школы «Об организации летнего отдыха учащихся»;

-Федеральный закон от 24.07. 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

-Программа работы школы в каникулярное время.

- др. нормативные документы, регламентирующие летний отдых детей в 2015г.

Цель создания программы

Организация отдыха, оздоровления и интеллектуального развития учащихся школы в летний период.

Основные задачи программы

1.Содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей;

2.Создание педагогической воспитательной среды, способствующей развитию сознательного стремления к ведению здорового образа жизни;

3. Максимальное внимание развитию личности ребенка, раскрытие его способностей на основе удовлетворения интересов и потребностей (прежде всего духовных, интеллектуальных и двигательных);

4.Широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;

организация разнообразной общественно значимой досуговой деятельности детей;

5.Укрепление здоровья, закаливание организма детей;

6. Выявление и развитие творческого потенциала ребенка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;

7. Развитие у детей навыков работы в группе, участие в управлении детским оздоровительным лагерем.

Принципы программы

1.Личностный подход в воспитании:
- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
- добровольность включения детей в ту или иную деятельность;
2. Природосообразность воспитания:
- обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
3. Культуросообразность воспитания:

- опора в воспитании на культурные литературные национальные особенности;
- изучение и освоение литературной культуры;
4. Гуманизация межличностных отношений:
- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
- уважение и терпимость к мнению детей;
- самоуправление в сфере досуга;
- создание ситуаций успеха;
- приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;
- защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения, формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
5. Дифференциация воспитания:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
6. Средовой подход к воспитанию:
- педагогическая целесообразная организация среды летнего оздоровительного лагеря, а также использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной) среды.

Условия реализации программы

1.Лагерь организуется на базе ГБОУ СОШ пос. Чёрновский. Выполнение программы смены обеспечиваются материально-техническими средствами (спортивная и игровая площадки, спортивный зал, спортивный инвентарь, технические средства, игровые комнаты, компьютерный кабинет, медицинский кабинет).

2.Кадровые условия:

- ответственный за реализацию Соглашения;

-заместитель ответственного за реализацию Соглашения;

- воспитатели;

- медицинский работник;

- обслуживающий персонал.

3. Охрана жизни и здоровья детей в лагере:

- ответственный за реализацию Соглашения и сотрудники   пришкольного   лагеря  несут ответственность за полную безопасность жизни и здоровья детей в лагере;

- сотрудники  пришкольного   лагеря  допускаются к работе с детьми после специального инструктажа по охране жизни и здоровья детей и медицинского освидетельствования;

- воспитатели отрядов проводят инструктаж по т/б с детьми перед выполнением различных форм деятельности.

Система организации контроля над исполнением  программы

Контроль над исполнением программы осуществляется ответственным за реализацию Соглашения и заместителем директора по учебно-воспитательной работе школы.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1

Номинация, в которой заявлена программа

Комплексная программа по организации детского отдыха учреждений, обеспечивающих летний отдых детей

2

Полное название программы

Тематическая программа «Тропой разведчика»

3

Цель программы

Цель: развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина и патриота России.

4

Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников)

Учащиеся ГБОУ СОШ пос. Чёрновский с 1 – 9 класс в количестве 80 человек

5

Сроки реализации программы

Июнь, 2015 года

6

Направление деятельности

Направленность программы

Военно-патриотическое, спортивно-оздоровительное

1. Сохранение и укрепление здоровья ребёнка, привитие навыков ЗОЖ.

2. Расширение кругозора ребёнка через игровой сюжет с учётом возрастных особенностей и интеллектуального уровня;

3.Развитие лидерских и организаторских способностей через коллективно-творческие дела смены;

4. Формирование мотивации к применению накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни;

5. Сплочение детского коллектива;

6. Поддержание духа сотрудничества и взаимопомощи;

7. Формирование базы знаний всевозможных игр для использования их в воспитательном процессе;

7

Краткое содержание программы

Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Тропой разведчика» по страницам истории СССР во время ВОВ. Сюжетно-ролевая игра позволит в интересной форме познакомить ребят с историей нашего государства во время ВОВ, будет способствовать развитию у них патриотических чувств. В течение всей игры участники и организаторы программы живут согласно традициям разведки: находят и обезвреживают шпионов, разгадывают шифровки, участвуют в военно-спортивных мероприятиях. Каждый день в лагере представлена одна из республик, входящая в СССР. В этот день ребята знакомятся с национальными блюдами и народными играми республики. Участвуя в подобного рода мероприятиях, дети учатся толерантности; приходят к выводу, что только в сотрудничестве можно победить врага; у них формируются нравственные ценности и моральные установки. Таким образом, игра становится фактором социального развития личности.

8

Ожидаемые результаты

1. Приобретение детьми навыков здорового образа жизни через участие в спортивных мероприятиях и беседы о ЗОЖ.
2. Развитие интеллектуальных возможностей каждого ребёнка через участие в познавательных играх и викторинах.
3. Творческий рост детей через посещение кружков (выставка детского творчества).
4. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности. (Органы самоуправления: выпуск стенгазет, шифровок, донесений в Штаб, распределение обязанностей; совместное планирование и подготовка номеров на мероприятия и т.д.                                                                                                

5. Знание и соблюдение норм правового государства через кружок «Патриот», а также, через викторины правовой направленности.

6. Расширение кругозора детей в области истории родного государства через кружки «Патриот», «Русские подвижные игры», пятиминутки на линейке, посвящённые городам-героям.

9

Название организации.

Автор программы.

ГБОУ СОШ пос. Чёрновский

Ростова Г.С.

10

Ф.И.О. руководителя организации

Коровина А.А.

11

Имеющийся опыт реализации проекта.

Дата создания программы.

Ежегодно летом в ГБОУ СОШ пос. Чёрновский открывается оздоровительный лагерь. Педагогический коллектив школы пришёл к выводу о необходимости проведения тематических лагерных смен, с целью формирования у детей лидерских качеств, включения ребят в социально-значимую, творчески развивающую деятельность. В программе использован многолетний положительный опыт проведения летних лагерных смен, в том числе тематических.

Апрель, 2015 г.

13

Особая информация и примечание

Ведущая технология программы – игровая.

Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др.

Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических целей.

Социально-педагогическое обоснование программы.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, создания системы гражданско-патриотического воспитания.

 «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Содержание деятельности лагеря  направлено на формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Программа  универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста и уровня развития.

Основная идея программы «Тропой разведчика»  - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.

Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:

-принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;

-принцип коллективной деятельности;

-принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;

-принцип самостоятельности.

При составлении  программы   лагеря  в основу лёг опыт работы  пришкольного  оздоровительного  лагеря  за последние годы.

Цель: 

Развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина, интеллектуальное развитие.

Задачи:

  • Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда

          здорового образа жизни.

  •  Создание  условий для эффективного патриотического воспитания школьников: формирование работы, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ребёнка  верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству.
  • Утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России.
  • Создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;
  • Выявление и развитие творческого потенциала ребенка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность.
  • Развитие у детей навыков работы в группе, участие в управлении детским оздоровительным лагерем.
  • расширение кругозора ребенка через игровой сюжет с учетом интереса возрастных особенностей и интеллектуального уровня.

Сроки реализации программы: 1.06.2015 – 25.06. 2015 года

Ожидаемые результаты работы лагеря:

1. Приобретение детьми навыков здорового образа жизни через участие в спортивных мероприятиях и беседы о ЗОЖ, проводимые медицинской сестрой лагеря. (Дети имеют представления о разных видах спорта, о важности занятий спортом для здоровья; понимают важность соблюдения режима дня и могут его составить для себя, знают правила участия в спортивных эстафетах, выработаны культурно-гигиенические навыки: в конце смены без напоминания моют руки перед едой, пользуются одноразовым стаканом и не забывают выбросить его после питья, не пользуются чужой расчёской, в лагерь приходят в чистой и опрятной одежде и т.д.)
2. Развитие интеллектуальных возможностей каждого ребёнка через участие в познавательных играх, викторинах, посещение кружка «Занимательная математика». (Дети умеют составлять свои шифровки и подбирать ключи к чужим, составлять и решать простые ребусы, головоломки и шарады)
3. Творческий рост детей через посещение кружков (Самостоятельно изготавливают поделки - выставка детского творчества). 
4. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
(Органы самоуправления: выпуск стенгазет, шифровок, донесений в Штаб, распределение обязанностей; совместное планирование и подготовка номеров на мероприятия и т.д.)                                                                                                 

5. Знание и соблюдение норм правового государства через кружок «Патриот», а также, через викторины правовой направленности. (Дети отвечают на вопросы викторин, правовой направленности, знают свои права и обязанности).

6. Расширение кругозора детей в области истории родного государства через кружки «Патриот», «Русские подвижные игры», пятиминутки на линейке, посвящённые городам-героям. (Дети знают, в каком году началась и закончилась ВОВ, каким городам присвоено звание героев и почему, какой праздник отмечают 12 июня и почему 22 июня называют Днем памяти и скорби, а также знают русские народные игры наших предков)

Организация жизни детей в лагере

1. Игра - верный друг и помощник в работе с детьми.

2. Чередование различных видов деятельности, правильная их дозировка.

3. Большую часть времени проводить на свежем воздухе (на игровой поляне, на стадионе, на спортивной площадке, в сквере).

4. Совместная работа с ДК.

5. Каждый день предполагает осуществление физкультурно-оздоровительной деятельности.

Механизм реализации программы

Этапы реализации программы:

1.Подготовительный этап.

Этот этап характеризуется  тем , что за 2 месяца до открытия  пришкольного лагеря с дневным пребыванием обучающихся начинается подготовка к  летнему  сезону. Деятельностью этого этапа является:

- разработка программы;

- подготовка школы к летнему сезону;

- издание приказа по школе о проведении летней кампании;

- подготовка методического материала;

- отбор кадров для работы в  пришкольном  лагере с дневным пребыванием ;

- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.);

- приём детей в лагерь по заявлениям родителей или опекунов;

- формирование отрядов.

2.Организационный этап смены.(2 дня)

Основной деятельностью этого этапа является:

-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
-проведение инструктажей по технике безопасности;

-оформление уголков отрядов.

- запуск программы «Тропой разведчика»;

- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

3.Основной этап смены:

- реализация основной идеи смены;

- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел.

4.Заключительный этап смены.

Основной идеей этого этапа является:

- подведение итогов смены;

- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности  пришкольного  оздоровительного  лагеря  в будущем.

Логика построения смены

Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Тропой разведчика» по страницам истории СССР во время ВОВ. В течение всей игры участники и организаторы программы живут согласно традициям разведки: находят и обезвреживают шпионов, разгадывают шифровки, участвуют в военно-спортивных мероприятиях. Каждый день в лагере представлена одна из республик, входящая в СССР. В этот день ребята знакомятся с национальными блюдами и народными играми республики.

Отряд – это разведывательное подразделение, которое имеет свой «Позывной» (название), символику.

Кабинет, где располагается отряд – штаб.

Командир подразделения – выбирается на общем Совете подразделения.  Руководит всеми операциями, ведёт свою команду к победе.

После выбора командира разбиваются на разведывательные группы, голосованием выбирают Шефа.

Шефы – командующие группами внутри отрядов, подчиняются командиру подразделения.

Разведывательные группы:

- часовые: следят за порядком в штабе, выдают спортивный инвентарь и следят за его сохранностью.

- шифровальщики: каждый день засекречивают донесения, переданные из Главного Штаба - фразу, слово или название литературного произведения, и вывешивают на «ШИФРО-забор».

В течение дня конкурирующие подразделения расшифровывают донесение и сообщают о результатах в Главный Штаб.

Связной: забирает донесения из Главного Штаба, вывешивает шифровки на

«ШИФРО-забор», передаёт расшифрованные материалы в Главный Штаб. (Связные меняются каждые два дня)

Испытания – операции, проходящие ежедневно.

Спорт-разведка – проводит ежедневную спортивную зарядку или «Флешмобы» (Разрабатывают свою систему физической подготовки разведчиков своего подразделения: это могут быть выученные совместно движения под музыку, определённый набор упражнений, необычные засекреченные движения, непонятные другим подразделениям)

Изо-разведка – группа оформителей.

Генералы разведки – воспитатели: курируют деятельность подшефных подразделений.

Маршал разведки – начальник лагеря (ответственный за реализацию Соглашения)

Штаб-Совет – командир и шефы. Собираются по мере необходимости: после получения командиром задания по подготовке операции (распределяют обязанности для групп, планируют операцию) и после проведения операции (подводят итоги)

Шеф-Совет – сбор разведывательной группы для получения задания от своего Шефа.

Совет подразделения – всё подразделение во главе с командиром и генералами. Определяет стратегию проведения крупных операций, анализирует причины провала операции, планирует пути исправления ситуации. Проводит выборы и перевыборы разведчиков в группах по мере необходимости. Осуществляет выборы командира подразделения, а если нужно – перевыборы. Ведёт учёт медалей и флажков, заработанных подразделением.

Главный Штаб. 1.Капитаны разведки  - вожатые: дети среднего звена школы, зачисленные в лагерь. Придумывают задания и шифровки для подразделений, ведут засекреченный «Развед-журнал», где отражаются основные события дня, результаты операций. 2. Маршал разведки.

Общий Совет – командиры подразделений, генералы, маршал. Собирается 1 раз в день. Подводит итоги дня, корректирует план следующего дня и т.д.

Шпион – воспитатель, который засылается в лагерь 2 раза в неделю. Он засекречен. Его нужно рассекретить.                                                                Маршал разведки сообщает про него имеющиеся сведения: это может быть цвет глаз, цвет в одежде, предстоящие действия (что он сделает и в какой момент). Дети методом исключения вычисляют его. В штабе пишут донесение в Главный Штаб и передают его со связным ровно в 13.00. Его нужно рассекретить.

Секретный ящик – для выражения своего мнения, настроения. Можно внести своё предложение или пожелание.  Это может быть и адресное письмо любому из разведчиков.

План мероприятий для детей представлен в форме карты, на которой проложен маршрут от точки А до точки В длительностью 18 дней. Пунктиром обозначены пути 4 подразделений. Разведчикам встречаются разные препятствия и опасности, которые отрядам нужно преодолеть. В ходе общелагерных соревнований подразделения получают флажки по цветам Российского флага.                                                                                                    1 место – красный флажок; 2 место – синий; 3 место – белый; 4 место – медаль за участие: медаль-у. 2 медали-у можно обменять на белый флажок, 3 медали – на синий. Все флажки и медали в конце дня вывешиваются на карте. Карта одновременно служит и экраном соревнований. Также, подразделения зарабатывают медали в индивидуальном первенстве –  медаль-и (с написанным именем разведчика) и медали за заслуги                      ( медаль –з ) в течение дня по «мини-вылазкам» (конкурсы более мелкого масштаба, чем общелагерные, активное участие в мероприятиях дня), рассекречиванию шпиона. Выдаётся по решению Главного Штаба. Медали-и и медали-з хранятся в «спецпакетах» в штабах подразделений и ждут своего часа.

День начинается с зарядки на свежем воздухе, которую проводит спорт-разведка. Затем – построение, сдача рапортов командирами подразделений Маршалу разведки. Объявляется план операций на день. После завтрака подразделения собираются на «Пятиминутку памяти» в рекреации начальной школы, где висит карта победного маршрута Советской армии по освобождению городов от фашистов от Бреста до Берлина. Путь: Брест        Смоленск           Москва          Сталинград           Курск           Минск        Кёнигсберг          Берлин. Маршал разведки каждый день рассказывает про один из городов-героев. В конце дня, на итоговой линейке, подразделениям задаётся вопрос из истории города-героя, услышанной на «Пятиминутке». Подразделение, ответившее быстрее других и правильно – получает     медаль-з. Если ответ готов, командир поднимает флаг подразделения. Главный Штаб фиксирует поднятие флага и предоставляет право ответа. Если команда поторопилась, дала неправильный ответ и желает ещё раз ответить, то право повторного ответа ей предоставляется только, если другие команды тоже ответят неправильно.

Далее, разведчики расходятся по кружкам. После кружков связные прибывают в Главный Штаб для получения задания (расшифровать вражеское донесение; зашифровать название сказки или сказочного героя и т.д.). Шифровальщики берутся за дело. Шифровки вывешиваются на «ШИФРО-забор». Другие подразделения расшифровывают чужие послания и отправляют связных с расшифровками в Главный Штаб. Из Главного Штаба может прийти и общая шифровка для всех команд. Кто первый заметит эту шифровку на  «ШИФРО-заборе» и разгадает её, получает медаль-з.

Далее подразделения участвуют в общелагерном мероприятии и зарабатывают флажки. В конце смены, пройдя весь путь от А и до В, вывешивается флажок России. А также, подсчитываются по цветам флажки команд, медали-у, медали-з, медали-и. По итогам все дети получают призы и подарки. После общелагерного мероприятия организуется спортивный час: народные игры одной из республик; шахматные и шашечные турниры; военно-спортивные игры и т.д.

Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка:

- творческий поиск и талант;

- нестандартное решение проблем;

- дружные и сплочённые отношения в отряде;

- активная позиция в игре;

- ответственные действия и поступки и др.

Педагогические принципы реализации программы

1.Личностный подход в воспитании:
- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
- добровольность включения детей в ту или иную деятельность;
2. Природосообразность воспитания:
- обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
3. Культуросообразность воспитания:
- опора в воспитании на культурные литературные национальные особенности;
- изучение и освоение литературной культуры;
4. Гуманизация межличностных отношений:
- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
- уважение и терпимость к мнению детей;
- самоуправление в сфере досуга;
- создание ситуаций успеха;
- приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;
- защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения, формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
5. Дифференциация воспитания:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
6. Средовой подход к воспитанию:
- педагогическая целесообразная организация среды летнего оздоровительного лагеря, а также использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной) среды.

Педагогические технологии, формы и методы работы по программе

Ведущая технология программы – игровая.

Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др.

Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических целей.

Игровая технология раскроет творческий потенциал ребёнка, разовьёт интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечёт ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.

Совещание – это метод коллективной выработки решений или передачи информации, основанный на данных, полученных непосредственно от участников групповой работы.

Цель совещания: взаимная ориентация участников, обмен мнениями, координация планов, намерений, мотивов, жизненного и профессионального опыта.

Мозговой штурм – групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени. В его основе лежит принцип ассоциативного мышления, и взаимного стимулирования. Этот метод ослабляет стереотипы и шаблоны привычного группового мышления, и при этом никто не отмалчивается и «ценные мысли не сохнут на корню». Проводится он при остром дефиците творческих решений и новых идей.

Достоинства этого метода:

- снижается критичность и закрытость мышления, что способствует развитию творчества, оригинальности, формирует позитивную установку человека по отношению к собственным способностям;

- участникам предоставляется возможность проявить сочувствие, одобрение и поддержку друг другу;

- эффективно преодолеваются внутренние логические и психологические барьеры, снимаются предубеждения, осознаются стереотипы.

Ситуационно-ролевые и деловые игры – позволяют моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.

Также в работе будут использоваться следующие формы и методы работы по программе:

- тематические программы;

- познавательные игры и викторины;

- спортивные игры и соревнования;

- игровые тестирования, опросы, анкетирование;

- занятия в мастерских, студиях, секциях;

- концерты, фестивали, акции и др.

Виды деятельности:

В течение смены детям предлагается череда различных типов деятельности, отражающих логику смены, основанных на принципах игрового моделирования программы:

1. Коммуникативно-игровая деятельность – деятельность ребёнка, направленная на самостоятельное формирование и решение набора коммуникативных задач, необходимых для достижения игровой цели в рамках выбранной роли.

2. Прикладная творческая деятельность. Осуществляется в мастерских по интересам. Посещение свободное, выбор обусловлен личным интересом ребёнка. Работа творческих лабораторий направленная на реализацию задач экологического, художественно-эстетического, гражданского воспитания.

Типы деятельности:

- включение детей в общественно значимую трудовую деятельность.

- формирование культуры поведения школьников в окружающей среде.

- формирование навыков здорового образа жизни.

- воспитание социально значимых качеств личности, гражданского самосознания, как результат комплекса воспитательных процессов.

- оздоровление находящихся в лагере детей, содействовать сохранению и укреплению здоровья, приучить к здоровому образу жизни.

- раскрытие и развитие творческих способностей детей. Умение участвовать в коллективных творческих делах.

 - умение общаться с окружающими.

- умение самоорганизовывать свою деятельность. 

- формирование бережного отношения к природе, разумного и гуманного поведения в природе.

С целью создания условий для расширения интеллектуальных и спортивных способностей в течение лагерной смены будут работать творческие мастерские

Творческая мастерская

Формы работы

Руководитель творческой мастерской

Театральная фантазия

Подготовка и проведение спектаклей и сценок

Сорокина Ж.А.

«Делаем сами»

Изготовление сувениров, поделок из дерева

Дедашев В.Я.

«Малая Родина»

Ребята изучают историю своей страны в игровой форме

Балакина Т.И.

«Игры СССР»

Изучают и проводят народные игры соседних государств

Шелашникова Н.Б.

«Оригами»

Работа с бумагой

Иванова О.А.

«Инфотешка»

Мастерская компьютерных игр

Картошкин Н.А.

«Рукодельница»

Изготовление поделок

Минеева З.Е.

«Занимательная математика»

Разгадывание ребусов, шарад, решение весёлых задачек.

Родионова М.В.

«Русские подвижные игры»

Подвижные игры

Рожнова А.Ф.

«Юный химик»

Опыты, исследования

Карнаухова М.В.

3. Аналитическая деятельность. Анализ игровых ситуаций, обсуждение, сопоставление с современным обществом и человеком, поиск причин и следствий, открытых детьми явлений осуществляется на Советах, спецмероприятиях (ролевые игры, игры по станциям и т.п.).

Педагогическая диагностика и способы корректировки программы

В лагере диагностика будет проходить в несколько этапов:

  • на начальном этапе будет происходить сбор данных о направленности интересов ребенка, мотивации деятельности и уровень готовности к ней ( анкета);
  • промежуточная диагностика позволит корректировать процесс реализации программы и определить искомый результат («Секретный ящик мнений»)
  • итоговая диагностика позволит оценить результаты реализации программы (опрос, анкета).

Обеспечение реализации программы

Нормативно-правовое обеспечение:

В основу концепции программы легли следующие нормативно-правовые документы:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Положение о лагере дневного пребывания .
3. Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
4. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
5. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
6. Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
7. Приказы Управления образованием.
8. Должностные инструкции работников.
9. Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
10. Заявления от родителей.
11. Акт приемки лагеря.
12. Планы работы.

 Пришкольный  оздоровительный  лагерь  - это система, способствующая развитию ребенка как личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.

Участники программы

  1. Участниками программы являются дети и подростки 6 -16 лет педагогические и медицинский работники.
  2. Зачисление детей в отряд производится в соответствии с заявлениями родителей или лиц, их заменяющих, на основании приказа по школе.
  3. Комплектование педагогическими, медицинскими кадрами, обслуживающим персоналом осуществляет директор школы совместно с ответственным за реализацию Соглашения.
  4. Воспитатели отряда несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах возложенных на них обязанностей.

Управление и руководство лагеря с дневным пребыванием обучающихся 

1. Управление  пришкольным   лагерем  с дневным пребыванием обучающихся   осуществляет ответственный за реализацию Соглашения и заместитель ответственного за реализацию Соглашения , назначенные приказом директора школы.

2. Воспитатель отряда осуществляет свою деятельность на основе должностной инструкции.

Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
- ответственный за реализацию Соглашения -  обеспечивает функционирование лагеря
- Воспитатели – организовывают работу отрядов;
- Ответственный за спортивные мероприятия – организует спортивно-оздоровительную работу;


Педагогические условия.
- Соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие в общелагерных мероприятиях и творческих мастерских по интересам;
- Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
- Обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;
- Единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.

Список используемой литературы

  1. Губина Е. А.  Летний  оздоровительный  лагерь  (нормативно-правовая база).- Волгоград: издательство « Учитель», 2006
  2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
  3. Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,
  4. Электронная версия газеты « 1 сентября . Начальная школа»
  5. Материалы журналов « ПедСовет» 2002-2008 г.
  6. Интернет материалы



Предварительный просмотр:

 План мероприятий лагеря с дневным пребыванием обучающихся при ГБОУ СОШ пос. Чёрновский

района Волжский Самарской области.

Дата

Время

Отряд

.

1

2

3

4

01.06.15

10.00 – 11.00

Инструктаж по ТБ, знакомство с правилами лагеря

1 день

11.00 – 12.00

 «Всеобщее веселье» (ко Дню защиты детей)                                             Досуг

12.00 – 12.15

Подведение итогов конкурса

12.15 – 13.00

Введение в легенду «Тропой разведчика», выбор членов Общего Совета разведки, определение полномочий

14.00 – 14.30

Свободное время: настольные игры, раскраски.

02.06.15

10.00 – 12.00

Кружки; операция «Уют» (обустройство штабов, изготовление  символики подразделения), выбор командиров, подготовка номеров к открытию лагеря

2 день

12.00 – 13.00

Маршрутная игра «Живой компас»                                                           Физкульт.-спорт.+ Познав.

14.00 – 14.30

Свободное время, заседания Советов, спокойные мероприятия по плану отрядов

03.06.15.

10.00 – 12.00

Кружки, подготовка к операции «Открытие»

3 день

12.00 – 12.30

Игра «Поиск сокровищ»                                                                              Физкульт.-спорт.

12.30 – 13.00

Игры народов СССР

Игры народов СССР

Игры народов СССР

Игры народов СССР

14.00 – 14.30

По плану отряда

По плану отряда

По плану отряда

По плану отряда

04.06.15

10.00 – 12.00

Кружки, подготовка к открытию лагеря

4 день

12.00 – 13.00

Операция «Открытие»                                                                                 Досуг 

14.00 – 14.30

Шашечный турнир между 1 и 2 отрядом

Шашечный турнир между 3 и 4 отрядом

05.06.15

10.00 – 12.00

Кружки

5 день

12.00 – 12.30

Игра «Охота на оленя»                                                                               Физкульт.-спорт.+ Соц.-пед.

12.30 – 13.00

Игры народов СССР

             зФизкульт.-спорт.

14.00 – 14.30

Свободное время

08.06.15

10.00 – 12.00

Кружки

6 день

12.00 – 12.40

Театр «Петрушкин балаган»: «Кот-воевода»                                          Досуг

12.45 – 13.00

Операция «Только пятки сверкают»                                                       Физкульт.-спорт.

14.00 – 14.30

По плану отряда

По плану отряда

По плану отряда

По плану отряда

09.06.15

10.00 – 12.00

Кружки

7 день

12.00 – 13.00

Зарница                                                                                                       Физкульт.-спорт.+ Соц.-пед.

14.00 – 14.30

Игры народов СССР (спокойные)

Игры народов СССР

Игры народов СССР

Игры народов СССР

10.06.15

10.00 – 12.00

Кружки

8 день

12.00 – 13.00

Операция «Разведчики и шпионы»                                                         Физкульт.-спорт.

14.00 – 14.30

По плану отряда

Просмотр мультфильма

По плану отряда

Просмотр мультфильма

11.06.15

10.00 – 12.00

Кружки

9 день

12.00 – 12.30

«Россия, Родина моя! (КВН между отрядами на знание символов России, традиций, национальных блюд) Познав.

12.30 – 13.00

Русские народные игры

14.00 – 14.30

Конкурс рисунков на асфальте «Символ России»                                  

15.06.15

10.00 – 12.00

Кружки

10 день

12.00 – 13.00

Алло, мы ищем таланты                                                                              Досуг

14.00 – 14.30

Свободное время

16.06.15

10.00 – 12.00

Кружки, конкурс плакатов и рисунков по ПДД и по пожарной безопасности (участие по желанию)

11 день

12.00 – 13.00

Операция «Безопасное колесо»                                                                Физкульт.-спорт.+ Соц.-пед.                   

14.00 – 14.30

Просмотр мультфильма

По плану отряда

Просмотр мультфильма

По плану отряда

17.06.15

10.00 – 12.00

Кружки

12 день

12.00 – 13.00

Операция «Погружение в сказку                                                              Познав.

14.00 – 14.30

По плану отряда

По плану отряда

По плану отряда

По плану отряда

18.06.15

10.00 – 11.00

Кружки

13 день

11.00 – 12.00

Конкурс маскировки «Шпионский прикид»                                          Физкульт.-спорт.

12.00 – 13.00

Спектакль Кружка «Театральная фантазия»                                          Досуг

14.00 – 14.30

Игры народов СССР

Игры народов СССР

Игры народов СССР

Игры народов СССР

19.06.15

10.00 – 12.00

Кружки

14 день

12.00 – 13.00

Большой шахматный турнир разведчиков                                             Физкульт.-спорт.

14.00 – 14.30

По плану отряда

По плану отряда

По плану отряда

По плану отряда

22.06.15

10.00 – 11.15

Кружки

11.15 – 12.00

Возложение цветов к памятнику солдату, чтение стихов о войне.     Соц.-пед.

15 день

12.00 – 13.00

День Памяти: посещение школьного музея Боевой славы

Посещение школьной библиотеки – беседа о героях ВОВ

Просмотр документального к/ф о ВОВ

14.00 – 14.30

Свободное время

23.06.15

10.00 – 12.00

Кружки

16 день

12.00 – 13.00

Развед-КВН                                                                                                Досуг

14.00 – 14.30

Игры народов СССР

Игры народов СССР

Игры народов СССР

Игры народов СССР

24.06.15

10.00 – 12.00

Выставка творчества кружков, выступление артистов «Театральной фантазии»  Досуг

17 день

12.00 – 13.00

Подготовка к операции «Закрытие»

14.00 – 14.30

Свободное время

25.06.15

10.00 – 12.00

Подготовка к операции «Закрытие»

18 день

12.00 – 13.00

Операция «Закрытие»                                                                                Досуг

14.00 – 14.30

«Маскировка Штаба» (разбор игрового оборудования)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа лагеря с дневным пребыванием

Содержательная часть программы направлена на  выполнение общих целей и задач программы.«Мой край» - изучение истории села, природы родного края, экологии . (Подготовка сообщений по краеведению и ...

программа лагеря с дневным пребыванием детей

Прогамма лагеря с дневным пребыванием детей для пришкольного лагеря. программа включает пояснительную записку, календарный план, информационную карту...

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Примерная программа пришкольного лагеря....

Программа лагеря с дневным пребыванием

темаПрограмма ЛДП "Радуга"(тематика недель: 1 -год культуры в России, 2 - патриотическая, 3 - спортивная)...

Программа лагеря с дневным пребыванием

Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое...

ПРОГРАММА лагеря с дневным пребыванием «Территория успеха»

Программа "Территория успеха " адресована  детям в  возрасте от 9  до 13  лет. В основе идеи смены лежит использование психологических игр и упражнений, а также сюжетно-ролевые игр...

ПРОГРАММА лагеря с дневным пребыванием детей в пришкольном лагере «Орлята России»

ПРОГРАММА лагеря с дневным пребыванием детей на базе  «Орлята России»...