Программа лагеря с дневным пребыванием
материал на тему

Трудникова Галина Николаевна

темаПрограмма ЛДП "Радуга"(тематика недель: 1 -год культуры в России, 2 - патриотическая, 3 - спортивная)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ldp_14.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное  учреждение

«Садовская средняя общеобразовательная школа №1»

                                                     УТВЕРЖДАЮ:

                                                             начальник лагеря

                                                                                МКОУ «Садовская  СОШ №1»

                                                                      __________Г.Трудникова

                                                                             

                                                                              «______»______________ 2014 г.

Программа

летнего лагеря

с дневным пребыванием

«Радуга»

 

Возраст детей: 6,5 -14 лет

Срок реализации: 21 день

                                                                       

                                                                         

с.Садовое

2014 г.

Программа летнего оздоровительного

пришкольного лагеря "Радуга"

Пояснительная записка

Лето – замечательная пора отдыха детей. Дети отправляются в детские лагеря, санатории, отдыхают в летних пришкольных лагерях. В условиях летнего пришкольного лагеря отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время.

Следует помнить, что лагерь – это не продолжение школьного образовательного процесса. Это совсем иной период жизни ребёнка. Это  его отдых, наполненный яркими впечатлениями и только хорошим настроением. В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков.

Пришкольный лагерь  – одна из наиболее востребованных форм летнего отдыха детей школьного возраста в нашем селе.  На протяжении многих лет формировалась система организации отдыха и  занятости детей и подростков в каникулярный период.

Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.

Летний отдых – это не только социальная защита, это и возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, радость общения, творческие открытия, оригинальные идеи. Все направления работы летнего школьного лагеря — культурное, патриотическое, спортивное имеют познавательный характер.

Воспитательная работа в пришкольном лагере "Радуга” состоит из трех смен: 1-я смена посвящена году культуры, 2-я смена — патриотической направленности, 3-я смена – спортивная.

Эта программа 21 - дневного пребывания учащихся в лагере насыщена разными творческими, патриотическими, спортивно-познавательными развивающими мероприятиями и играми, которые способствуют активному отдыху воспитанников, а главное формируют здоровую, духовно-нравственную, творческую личность.

Программа ориентирована на школьников 1-6 классов, в том числе детей группы риска.

Актуальность данной программы состоит в том, что ее содержание включает направления деятельности, отвечающие современным требованиям и условиям образования. Это:

  • оздоровление воспитанников;
  • трудовая деятельность (занятость школьников в летний период);
  • организация досуга;

Перечисленные направления и их реализация в совокупности способствуют социализации воспитанников школы.

Содержание программы представляет широкий спектр направлений деятельности, а также привлекательно и тем, что мероприятия отвечают интересам детей, позволяют проявить творчество, самостоятельность; способствует удовлетворению потребности в самоутверждении. Включение детей в любые виды деятельности основано на личностно-ориентированном подходе.

Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии.

Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, оздоровления, участия детей в управлении детским оздоровительным лагерем.

Педагогические условия:

  • добровольность включения детей в разработку, подготовку общих дел, в организацию жизни лагеря;
  • сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные виды деятельности (творческие, развивающие, интеллектуальные);
  • систематическое информирование о результатах состязаний, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле;
  • организация различных видов стимулирования детей и взрослых;
  • многообразие предлагаемых видов деятельности (право выбора посильного участия в деле);
  • отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка;
  • создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого;
  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой.

В основе программы лежат принципы.

Личностный подход. Принять воспитанника таким, каков он есть. Научиться влиять на развитие личности, но не ломать её, чтобы построить заново!

Гуманистический подход. Стремиться сделать межличностные отношения гуманными.

Эмоциональный подход. Опираться на чувства ребёнка. Воспитывать добрые чувства.

Деятельный подход. Бездеятельность, апатия, равнодушие не воспитывают!

“Средовой” подход. Учитывать влияние среды, снижать её негативное влияние.

Культурологический подход. Прививать нетерпимость к низкопробной культуре.

Дифференцированный подход. Уметь "видеть” каждую личность и научиться обращаться к ней на "особом языке”.

Целостный, комплексный подход. Развивать все стороны личности в гармонии. Использовать все лучшие методы и формы воспитания.

Цель организации работы лагеря - создание условий для физического, психического, интеллектуального, культурного, нравственного развития детей.

Задачи:

  1.  воспитывать в сознании и чувствах ребят уважение к традициям, культурному и историческому прошлому своего народа;
  2. способствовать развитию интереса у молодого поколения к изучению истории своей Родины;
  3. вовлечь учащихся в систему коллективных творческих дел патриотической направленности;
  4. создать условия для самовыражения, самореализации через конкретные дела спортивной и патриотической направленности;
  5. способствовать изменению ценностного отношения подростков к своему здоровью, его укреплению, блокировке негативных и вредных привычек.

6.   выявить и развить творческий потенциал ребёнка, включить его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;

7. развивать у детей навыки работы в группе, участия в управлении детским оздоровительным лагерем.

8. создать педагогическую воспитательную среду, способствующую укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни и развитие у них творческого потенциала.

9. способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.

10. создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей.

11. предоставлять ребенку возможность для самореализации.

       12. формировать у ребят навыки общения и толерантности.

       13. пропагандировать здоровый образ жизни.

       14. укреплять здоровье, содействовать полноценному физическому и психическому развитию.

 

Содержание и формы реализации программы

Реализация цели и задач смены осуществляется по программе» в форме сюжетно - ролевой игры. Традиционно из участников программы формируются отряды. Каждый отряд имеет свой план работы. Для всех отрядов работает, игровая комната, спортивная площадка. Поддержанию интереса к игре способствует игровой материал, изготовление костюмов, оформление.

Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов. Участвуют в больших коллективных делах лагеря. В каждом отряде свои лидеры и активисты, отвечающие за разные направления работы: экологическое, спортивное, организаторы КТД (коллективно-творческих дел), редакторы, вожатые (учащиеся 6-7 классов).

В школе развито и эффективно действует ученическое самоуправление. В пришкольном лагере оно продолжает функционировать.

Результаты состязаний и конкурсов отражаются на маршрутной карте – радуге.

Система стимулирования успешности и личностного роста.

Каждый отряд ежедневно может получать награды за активное участие в жизни своего отряда и лагеря в целом (в конкурсах и массовых делах путешествия).

В каждом отряде есть свой отрядный уголок, в котором помещены:

название;

девиз;

достижения;

поздравления;

численность (список отряда).

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит сохранения её в наших детях.

      Основными познавательными задачами данной смены стало знакомство, повторение и закрепление знаний по истории, воспитание уважения к традициям и обычаям народов, проживающих на территории республики Калмыкия, воспитание любви к родному краю.

Направление деятельности смены:

Духовно-нравственное воспитание подростков выражены в семи цветах радуги:

Красный – гражданско-патриотическое направление

Оранжевый – семейное

Желтый – лидерское направление

Зеленый – экологическое направление

Голубой – интеллектуальное направление

Синий – физкультурно-оздоровительное направление

Фиолетовый – художественно – эстетическое направление

Продолжительность смены – 21 день.

Символика смены.

Символ смены – радуга, цвета которой обозначают семь направлений работы лагеря, соответствующие содержанию работы в течение дня. Эмблема смены: Радуга

Логика развития смены.

Главная задача развития смены – адаптировать детей к условиям лагеря, максимально показать его возможности для реализации творческого потенциала детей, создание условий, решения личностных проблем, для самовыражения каждого члена коллектива, личностного роста детей.

Организационный период строится на законах и принципах Радужного Кодекса Чести

  • Законы ноль-ноль
  • Закон территории
  • Закон радужной дружбы
  • Закон поднятой руки
  • Традиция самоуправления
  • Традиция трудовых десантов
  • Традиция отрядного сбора
  • Традиция доброго отношения к людям
  • Традиция доброго отношения к песне
  • Традиция творческих поручений.

В основной период смены происходит передача тех знаний, которыми владеет педагогический отряд лагеря. Основная задача основного периода – раскрасить радугу своей семьи.

В основной период проходят ключевые дела по всем направлениям деятельности лагеря.

В итоговый период проводятся формы, анализирующие всю смену, подводящие итоги педагогической работы: награждение отличившихся детей, прощальный концерт.

Критерии эффективности программы:

  • постановка реальных целей и планирование результата программы;
  • заинтересованность педагогов в реализации программы;
  • благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах, удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы;
  • творческое сотрудничество педагогов и детей;
  • желание участвовать в работе лагеря на следующий год.

Предполагаемые результаты программы.

В ходе реализации программы, при активном участии детей и взрослых у подростков повышается социальная активность, которая должна проявиться в течение учебного года инициативами по организации жизни в школе. Созданная педагогическая воспитательная среда способствует развитию физического, психического, интеллектуального, нравственного развития детей.

План мероприятий

 работы лагеря дневного пребывания «Радуга»

1 неделя    Творческая

Дата

День недели

Мероприятие

Время

Ответственные

1-й день

5.06.2014

Четверг

День открытия лагеря 

«Здравствуй, лето!»

- Беседы по ТБ, ознакомление с режимом работы лагеря.

- Отрядные выборы, разучивание речевок, девизов, отрядных песен

-«Жизнь прекрасна» (игра по ОБЖ)

9.30

11.00

12.00

Воспитатели

Воспитатели,

муз.руководитель Кущева О.И.

Психолог БУ РК «Сарп. комплекс. центр обсл.насел.»

2-й день

6.06.2014

пятница

Пушкинский день

 

«Ты да я, да мы с тобой»- спло-чение отрядов:

- Выпуск отрядной газеты «Это мы»;

- Конкурс рисунков и стихотворений, посвященных 215-летию А.С.Пушкина.

- Викторина по сказкам А.С.Пушкина.

- «Потешки старинные, забавы дружинные» - фольклорно-спортивный праздник в ДК

9.30-10.30

10.30-11.30,

13.30-14.00.

        

12.00

Воспитатели

Библиотекарь Попова Л.П.,

воспитатели

МУК «Садовский Дом культуры»

3-й день

7.06.2014

Суббота

День Музыки

- Смотр отрядных уголков

- «Споемте, друзья!» - разучивание песен.

- Праздник открытия лагерной смены.

- «Угадай мелодию» - музыкальная игра.

 9.30-10.00

11.00-12.00

12.00

Ст.вожатая, воспитатели

Муз.руководитель

Кущева О.И.

Ст.вожатая

Воспитатели

Муз.руководитель

Кущева О.И.

4-й день

8.06.2014

воскресенье

 Всемирный день Океанов

- Просмотр и обсуждение видеофильма «Жизнь океана»

-  Водное путешествие (игра)

9.30

11.00

Ст.вожатая

Воспитатели

Библиотекарь Попова Л.П.

5-й день

9.06.2014

понедельник

 День Сюрпризов

  (сюрпризы в течение дня готовят ребята каждого отряда, вожатые, воспитатели и др.сотрудники лагеря)

- Экскурсия в краеведческий музей (зал «Русская изба»)

 

- Урок пожарной безопасности (учебно — тренировочное занятие)

9.30-10.30

12.30

Ст.вожатая, воспитатели

Библиотекарь Попова Л.П.,

воспитатели

Завхоз школы Бабичев Ю.В., воспитатели

6-й день

10.06.

2014

вторник

День Творчества

«Радуга талантов»

- Творческая мастерская «Игрушки своими руками».

-Урок забавного рисования.

- Праздник «Песни лета»:

творчские. выступления отрядов, дискотека.

10.00

10.00

11.30

МУК «Садовский Дом культуры»

Библиотекарь Попова Л.П.

Муз.руководительКущева О.И.,

воспитатели

7-й день

11.06.

2014

Среда

День России

- Беседы на тему: Праздник «День независимости России».

- Игра «Волшебный квадрат»

- «Моя Россия» - спортивный праздник, посвященный Дню независимости России

9.30

10.30

12.00

Воспитатели

Соц.педагог БУ РК «Сарп. комплекс. центр обсл.насел.»

Романенко О.О.

Инструктор по физкультуре Наглий В.И., старшая вожатая, воспитатели

2 неделя  Гражданско – патриотическая

8-й день

13.06.

2014

пятница

День  Калмыкии

-Конкурс стихотворений о Калмыкии

- Где-то на белом свете» - познавательно — развлекательная программа.

- Встреча с членами школьного клуба «Поиск».

- «Мои земляки — участники ВОВ» беседа  и сбор материалов из семейных архивов.

9.30

10.30

11.30

12.30

Библиотекарь Попова Л.П.

МУК «Садовский Дом культуры»

воспитатель Малородова Т.С.

воспитатели

9-й день

14.06.

2014

Суббота

День загадок «Отгадай-ка!»

- Конкурс загадок.

- Конкурс флагов, штандартов, эмблем отряда «Как корабль назовешь...»

 - «Путешествие вокруг света» - онлайн экскурсия.

10.00

12.00

13.30

воспитатель Бабичева С.В.

воспитатели

воспитатель Родионова Е.А.

10-й день

15.06.

2014

воскресенье

День этикета

 

Беседы «Ежели Вы вежливы»

- Викторина «Что? Где? Когда?» (по истории Калмыкии).

-Праздник вежливости.

9.30

11.00

12.00

  воспитатели

воспитатели

ст.вожатая, воспитатели

11-й день

16.06.

2014

понедельник

День Здоровья

- «Мое здоровье в моих руках (беседа).

- «Витаминная дискотека» - танцевальная программа.

- «Быстрее! Выше! Сильнее!» - спортивные соревнования

9.30- 9.50

10.00

12.00-13.00

воспитатели

МУК «Садовский Дом культуры»

Инструктор по физкультуре Бондаренко М.А., воспитатели

12-й день

17.06.

2014

вторник

День героев Отечества

- Экскурсия в библиотеку

 «Герои земли российской, герои Калмыкии».

- Посещение музея Боевой славы в краеведческом музее.

-Культура Калмыкии (обзор и беседа по орнаменту)

10.00

11.00

10.00

11.00

    12.00

воспитатели

 (1 отряд)

(2 отряд)

Воспитатели

(2 отряд)

 (1 отряд)

Библиотекарь Попова Л.И.

13-й день

18.06.

2014

Среда

День Улыбки

- «Мама — первое слово» - развлекательно — игровая программа.

-«От улыбки станет день светлей»

(Конкурс смайликов)

10.00

12.00

МУК «Садовский дом культуры»

Воспитатели

14-й день

19.06.

2014

Четверг

День Экологии

- «Где чей дом?», «Небо, воздух и вода» экологическая игра.

- « В гостях у Мойдодыра» - развлекательно-познавательная игра.

- Экологическая викторина «Растительный и животный мир моего края».

10.00

 (1 отряд.)

11.00

 (2 отряд.)

10.00

 (2 отряд.)

11.00

 (1 отряд.)

12.30

БУ РК «Сарп. комплекс. центр обсл.насел.»

Соц.педагог

Романенко О.О.

Психолог

Библиотекарь Попова Л.П., воспитатель

Родионова Е.А.

3 неделя  Спортивная

15-й день

20.06.

2014

пятница

День Бантиков

- «Почтальон детских приветов» - игровая программа

- «Каникулы, каникулы, весёлая пора!» - спортивная эстафета

10.00

12.00

МУК «Садовский Дом культуры»

Инструктор по физкультуре Скворцова Е.В., воспитатели

16-й день

21.06.

2014

Суббота

День Солнца

- «Доброго здоровья!» - солнечные и воздушные ванны.

- «Путешествие в страну «Витаминию» (познавательная игра-викторина о здоровом образе жизни).

-Конкурс «солнечных зайчиков»

 

 

9.30

10.30

13.30

Мед.сестра, воспитатели

Ст.вожатая, воспитатели

Воспитатели

17-й день

22.06.

2014

воскресенье

День Памяти

- Участие в митинге на мемориале, посвященном дню начала Вов.

Конкурс рисунков на асфальте «Мы за мир на земле!»

- Конкурс военной песни

9.30

11.00

12.30

Воспитатели

Воспитатели

Муз.руков-ль

Кущева О.И,

18-й день

23.06.

2014

понедельник

День Рекордов

- Малые Олимпийские игры.

10.30

Инструктор по физкультуре

Скворцова Е.В.,

воспитатели

19-й день

24.06.

2014

вторник

День дружбы

- «Если с другом вышел в путь» - спортивно — интеллектуально-музыкальная игра.

 

-«Давайте жить дружно» (игровое мероприятие)

9.30

12.00

Ст.вожатая, инстр. по физ. Скворцова Е.В., муз.рук.

Кущева О.И.,

Воспитатели

Психолог БУ РК «Сарп.компл.

центр соц.обсл.насел»

20-й день

25.06.

2014

Среда

День Нептуна

- Праздник Мокрых маек (водные эстафеты).

- «Вредным привычкам — НЕТ!» - беседа, просмотр видеофильма.

- Русский хоровод (игра-беседа)

12.00

9.30

10.00

Воспитатели

Ст.вожатая, мед.сестра

Библиотекарь Попова Л.П.

21-й день

26.06.

2014

Четверг

День Закрытия

- 26 июня — Международный день борьбы с наркоманией — беседа.

- Праздничный концерт «Закрытие лагеря»

9.30

11.30

Воспитатели

Муз.рук.

Кущева О.И., воспитатели, ст.вожатая

         

Методическое обеспечение

  1. Программа летнего оздоровительного пришкольного лагеря "Радуга"
  2. План работы на смену
  3. Афанасьев С. П. Последний звонок: Методическое пособие. - Кострома, 2007
  4. Афанасьев С. П., Коморин С. В. Триста творческих конкурсов. - М., 2008.
  5. Афанасьев С. П., Коморин С. В., Тимонон А. С. Что делать с детьми в загородном лагере. - Кострома: МЦ «Вариант», 2007.
  6. Ах, лето! Работа с детьми в летних загородных и пришкольных лагерях/ Авт.-сост. С.В.Савинова, В. А. Савинов.-Волгоград: Учитель, 2007. - 78 с.
  7. Васильева Т. В., Руденко О. И. Сколько праздников в году: учебное издание.-М. 2009г.
  8. Гинзбург Ф., Гинзбург Я., Ложкина О. «Фанта» - страна фантазии: Методические рекомендации вожатым ДОЛ. - Йошкар-Ола, 2008.
  9. Зайцева О. В., Карпова Е. В. Встретим праздник весело: Игры для всей семьи. - Ярославль, 2009.
  10. Котин М. Гори, гори ясно // Затейник. - 2008. - № 38. - С. 55-56.
  11. Никитин Ю. 3. Спутник досуга: Календарь игр.- Мн: Полымя, 2009.- 111с.
  12. «Педсовет», «Последний звонок», «Досуг в школе» - газеты для организаторов досуга. - Мытищи.
  13. Педсовет: Газета для организаторов внеклассной работы. - Мытищи, -2009.-№5.
  14. Петров В. М., Гришина Г. И., Короткова JL Д. Летние праздники, игры и забавы для детей. - М.: ТЦ «Сфера», 2009.
  15. Подомис К. Дети на отдыхе. М.: Культура и традиции, 2007.
  16. Поломис К. Дети в пионерском лагере: Прогулки. Походы. Экскурсии / Пер. с чеш, С. Д. Баранниковой; ил. 3. Махитки. — М.: Профиздат, 2010. -— 144 с: ил.
  17. Последний звонок: Газета для организаторов внеклассной работы. -Мытищи.-2004 -№4.
  18. Праздник для детей и взрослых / Автор-сост. Н. В. Чудаева: В 2 кн. -М.:АСТ, 2007.
  19. Титов С. В., Здравствуй, лето! Мероприятия в детском загородном лагере. - Волгоград: Учитель, 2008. - 132 с
  20. Часы веселых затей. / Ред.-сост. Л.И. Жук. - Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2010. - 128 с. (Праздник в школе)
  21. Шмаков С. А. Лето. М.: Магистр, 2009.
  22. Шмаков С.А., Игра и дети. - Москва: Знание, 2008. - 64 с
  23. Энциклопедия досуга: книга для детей и взрослых. - М.: АСТ-Пресс, 2009.
  24. Я познаю мир: Детская энциклопедия.: Экономика / Авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С. Докучаев. - М.: ACT-ЛТД, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа лагеря с дневным пребыванием

Содержательная часть программы направлена на  выполнение общих целей и задач программы.«Мой край» - изучение истории села, природы родного края, экологии . (Подготовка сообщений по краеведению и ...

программа лагеря с дневным пребыванием детей

Прогамма лагеря с дневным пребыванием детей для пришкольного лагеря. программа включает пояснительную записку, календарный план, информационную карту...

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Примерная программа пришкольного лагеря....

Программа лагеря с дневным пребыванием

Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое...

Программа лагеря с дневным пребыванием обучающихся "Тропой разведчика"

Программа "Тропой разведчика" военно-патриотической направленности. Смена проходит в форме сюжетно-ролевой игры «Тропой разведчика» по страницам истории СССР во время ВОВ. В течение всей игры участник...

ПРОГРАММА лагеря с дневным пребыванием «Территория успеха»

Программа "Территория успеха " адресована  детям в  возрасте от 9  до 13  лет. В основе идеи смены лежит использование психологических игр и упражнений, а также сюжетно-ролевые игр...

ПРОГРАММА лагеря с дневным пребыванием детей в пришкольном лагере «Орлята России»

ПРОГРАММА лагеря с дневным пребыванием детей на базе  «Орлята России»...