Социально-педагогический проект "Семейное портфолио"
проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Коновалова Лариса Ивановна

Данный проект показывает как заинтересовать родителей к жизни ребенка в школе и дома, поделиться своими традициями с другими. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_semeynoe_portfolio.docx329.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя школа №6»

Картинки по запросу картинки тихвин школа 6

Социально – педагогический проект

«Активизация работы с родительской общественностью через создание родительского портфолио. Родительский портфолио».

Садкова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов

Коновалова Лариса Ивановна, учитель начальных классов

Щуринова Валентина Александровна, учитель начальных классов

г. Тихвин

2016 г

Пояснительная записка

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» 

                                                                                           Л. Н. Толстой

     Что такое семья? Слово понятно всем, как слово «вода», «хлеб». Оно воспитывается нами с первых  сознательных мгновений жизни, оно рядом, это родители, дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции. Есть одна легенда: «В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная, 100 человек, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва долетела об этом до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что это правда, то он спросил старца, главу семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг - друга? Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было сто раз написано одно и то же слово «понимание».

     Семья, также колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на мельчайшие детали поведения ребенка - все это  создает максимально благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования, для накапливания фактов и наблюдений, которые кристаллизируются потом в новую  неповторимую личность. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Чем лучше семья  и чем лучше влияет она на воспитание,  тем выше результаты физического, нравственного,  трудового воспитания личности.

Семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трёх, а иногда и четырех поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения, что и позволяет создавать определенные традиции. Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье.  

     Семейное воспитание имеет также широкий временный диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.   Яркие моменты в жизни своей семьи человек старается сохранить в своей памяти. А что такое семейная память? Это фотографии, альбомы, письма, воспоминания и многое другое. Для постороннего человека они ничего не значат. Для семьи - это ценности. Необходимо уделять внимание семейной памяти на уроках и во внеурочной деятельности в школе, чтобы помочь сохранить нравственные принципы, которыми мы руководствуемся в жизни.

Родителей интересует ожидания, надежды, ценностные ориентиры своих детей, а для детей интересна история жизни родителей, и даже семейного рода. У каждого в семье есть свои личные хобби, привычки, дела. Часто именно это не дает возможности общаться друг с другом, слышать другого, понимать и принимать. Не хватает общего дела с детьми, работа над  которым  позволила бы  гармонично  соединить взрослых  и не очень взрослых родственников. Здесь на помощь приходит совместная работа детей и родителей над «Семейным портфолио».

Актуальность проекта

Дети часто видят своих родителей только с одной стороны – семейно-бытовой, при этом многие не знают, какое образование получили родители, какие у них есть профессиональные достижения или другие успехи, например, хобби, насколько ценят их коллеги, друзья, родственники. А для развития ребенка как творческой личности это очень важно.

Общение с родителями и детьми, а также полученные результаты опросов и диагностики детско-родительских отношений, проведенных в школе совместно с психологом и социальным педагогом, выявили ряд проблем, которые указывали:

  • на недостаточное, а в некоторых случаях и полное отсутствие в семьях взаимодействия родителей и детей;
  • низкий уровень коммуникативных навыков у детей;
  • неразвитость социального интеллекта у детей ("социальный интеллект" мы понимаем как "способность усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере, в семье").

А если ребенок гордится своими родителями, он и сам будет стремиться к успеху.  

Мы уверены, что у  каждого родителя есть то дело, которое он умеет делать хорошо, с интересом, об этом и надо рассказать в своем портфолио (это относиться и к бабушкам с дедушками, а также и другие родственники могут принять участие). Так и появилась идея создания родительского портфолио.

Цель проекта: Создание «родительского портфолио», представляющего родителя, как творческую личность. 

Задачи проекта:

1.     Привлечь  внимание педагогов, родителей и  детей  к проблеме творческой активности личности, зафиксировать  их, пусть даже самые маленькие достижения, открытия, успехи

2.     Помочь осознать свои индивидуальные особенности, интересы и предпочтения, сильные и слабые стороны, сформировать адекватную самооценку

3.     Способствовать раскрытию  творческих способностей  родителей, что даст ресурс к преодолению трудностей и проблем.

Содержание проекта

  1. Что такое портфолио?

Портфолио представляет собой коллекцию образцов и информационных материалов из разных источников, предназначенных для последующего их анализа, количественной и качественной оценки, для сбора и хранения семейной информации. Основной смысл создания родительского портфолио – это укрепление семейных ценностей, традиций и основ семьи, возвращение к ее историческим корням и возможность узнать прошлое, запечатлеть настоящее, помечтать, заглянув в будущее, проследить динамику и путь развития своего рода.

Портфолио родителей – один из новых видов, но именно он  позволяет ребенку почувствовать себя частью большой и дружной семьи, родителям – систематизировать и обобщить положительный опыт семейного воспитания, обратить внимание на проблемы и трудности и своевременно найти пути их решения. Составление такого портфолио сближает всех членов семьи и демонстрирует положительный опыт, с одной стороны, с другой – характеризует семью, раскрывает ее перед педагогами с лучшей стороны.

Портфолио  может быть трех видов:

- в виде папки с работами или фотографиями и поясняющими текстами

- в виде презентации

- в виде фильма

Главное, чтобы автор портфолио был представлен как творческая личность. При этом можно очень творчески, по-своему, с интересом готовить суп или даже мыть пол, украшать дом и чинить машину, можно обладать талантом устраивать семейные праздники, делать необычные поздравления, придумывать способы воспитания взаимодействия с детьми.

  1. Структура творческого портфолио

Рубрики и разделы родительского  портфолио разрабатывают сами родители на родительском собрании.

Возможные варианты разделов.

1.  Творческий  портрет «Вот мы какие!» (все, что хочется рассказать о себе -  имя, возраст, где родился, характеристика по темпераменту, по знаку зодиака).

2. «Профессии, которые мы выбираем» (как изменялись представления о профессии, приоритеты , что я люблю в своей профессии)

3.     Мои учителя (кому я благодарен)

4.     «Семейная память»  (Моя семья, друзья, значимые люди, родословная)

5.   « Музей семейных увлечений и хобби»

 6.     «Обратная связь» (отзывы коллег, друзей, родственников, учеников)

7.   «Мои университеты» (чему я хочу научиться, как совершенствоваться)

8.   Рефлексия (вопросы, трудности, наблюдения, заметки, открытия, диагностики)

9.   «Банк идей» (как сделать жизнь лучше, совместное планирование)

10.     «Чем в своей жизни я горжусь»

Далее определяются этапы работы над портфолио. На работу с каждым разделом отводится 1 месяц:

  • сбор материала – 1–2 недели;
  • выбор и анализ материала – 3-я неделя;
  • оформление, представление, презентация материала – 4-я неделя.

Желательно, чтобы все 5–6 разделов портфолио, выбранные для работы на год, заканчивались презентацией промежуточных результатов.

  1. Принципы работы с портфолио

  Систематичность (заполнение не реже 1 раза в месяц)

  Активность и инициатива ребенка (ребенок сам выбирает, какие работы помещаются в портфолио, может их менять)

  Индивидуальный подход

 ▪  Сотрудничество (ребенок-родитель-педагог)

  1. Формы работы с портфолио

При работе с портфолио можно использовать как коллективные, так и индивидуальные формы работы, а также традиционные и нетрадиционные.

Важно, чтобы это было не разовое мероприятие – сделали, положили на полку и забыли, а система работы, чтобы  эта книга была «живой», постоянно обновлялась, чтобы ребенок принимал участие в ее оформлении. Важный принцип – совместное творчество. Рисунок ребенка – а рамка Родителя, поделка ребенка, а оформление – воспитателя. Если ребенок почувствует, что его творчество ценится, радует взрослых – это даст ему мощный стимул к продолжению.

Где и как мы можем использовать портфолио? На самом деле, этот материал прекрасно подходит для самопрезентации на собственном дне рождения, на празднике «День семьи» отмечаемом дома или в школе.

  1. Период накопления портфолио 

Портфолио родителей собирается в течение учебного года. В конце года представляется творческий отчет. 

Родители имеют право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом их индивидуальностей.

  1. Оформление портфолио

     При оформлении следует соблюдать следующие требования:
  • Записи вести аккуратно и самостоятельно.

  • Предоставлять достоверную информацию.

  • Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей) в течение года.
  • В конце года родитель самостоятельно проводит  анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.
  1. Выводы

Только вместе с родителями, общими усилиями,   учителя могут дать детям большое человеческое счастье.

                                                                                               В.А.Сухомлинский

Работая над составлением портфолио, родители и ребенок не только поддерживают постоянный интерес к учебно-познавательной деятельности. Вместе с этим они приобретают бесценный опыт работы с портфолио, который, возможно, пригодится им уже в начальной школе, а в среднем звене будет просто необходим.

Портфолио родителей может стать не только предметом гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии "ребенок - родители". А работа над его составлением - интереснейшим духовным взаимообогащением. Заняв свое достойное место в семейном архиве.

  1. Литература

1. Андреева М. 100 секретов воспитания детей. СПб. 2007.

2. Васютин А.М. Самая лучшая книга по воспитанию детей. А.М. Васютин, Н.С. Васютина. Ростов н/Д: Феникс. 2011.

3. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. М. Центр “Педагогический поиск”, 2002.

4. Питюков ВЮ. Основы педагогической технологии. М. 1997.

5. Рылеева Е. Практическая энциклопедия семейного воспитания. М. 1998.

6. Семенов ГС. Организация воспитательной работы в школе. М. “Школьная пресса”, 2002.

7.  http://bebygarden.ru/formyi-obshheniya-pedagoga-s-roditelyami-v/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - педагогическая деятельность по профилактике табакокурения среди подростков

Данный материал раскрывает поэтапную работу среди подростков по профилактике табакокурения.(презентация)...

Социально-педагогический проект "Творческий микс" для умственно отсталых детей.

Материалы проекта можно использовать при работе с детьми разного уровня развития....

Психолого-педагогический семинар « Социально-педагогические технологии работы с «Трудными» детьми»

ППсирхолого-педагогический семинар« Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми»сПсихолого-педагогический семинарииии« Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми...

«Нормативно-правовые аспекты» Работа социального педагога с одаренными детьми. Современная семья как объект социально-педагогической деятельности.

На современном этапе реализуются программы создания системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями. Происходит координация деятельности б...

«История социальной педагогики» Тема: Социально-педагогические взгляды и деятельность И.И. Бецкого

Проблема воспитания подрастающего поколения, столь актуальная в настоящее время, интересовала многих выдающихся российских педагогов, профессионально занимавшихся воспитанием в различных учебных завед...