фольклорный праздник
методическая разработка (2 класс) на тему

Пинчук Светлана Викторовна

знакомство с разными жанрами народного творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_folklornogo_prazdnika_v_nachalnoy_shkole.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий фольклорного праздника в начальной школе

"Фольклорный калейдоскоп"

Учитель : Ребята, сегодня мы собрались на праздник с необычным названием - Фольклорный калейдоскоп. Калейдоскоп - это красочно, необычно. Это лучик света, преломленный в нескольких гранях сразу. Грани для нас сегодня - это разные фольклорные жанры. А что же такое фольклор? Нам расскажут ребята!

Ученик : Фольклор в переводе с английского означает "народная мудрость". История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества. Фольклор - это единство слова, музыки, танца, декоративного искусства. В фольклоре традиция народа выступает на первый план.

Ученик : Фольклор - это искусство коллективное. Произведения фольклора воспроизводятся устно, хранятся в памяти народа и живут во множестве вариантов. Например, одна и та же сказка при каждом исполнении рождается как бы заново , потому что в ней могут произойти изменения в зависимости от того, кому и с какой целью её рассказывают.

Ученик : Фольклор- это не только сказки, это и русские былины, народные песни, считалки, потешки, колыбельные песни, дразнилки, игровые песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, страшилки, перевёртыши, загадки, частушки. Фольклор русского народа неповторим, как и сама история русского народа, его быт, обычаи, культура.

Учитель : Культурное наследие прошлого народ хранит веками. Давайте откроем этот прекрасный ларец народной мудрости.

Учитель : Высокие нравственные черты русского народа , а также презрение к лени, глупости, жестокости выражены в пословицах. В народе есть пословицы о мире , дружбе, любви, работе, пословицы с числами и многое другое. Мы учимся дружить друг с другом. Послушаем пословицы, которые были для ваших прабабушек и прадедушек правилами в жизни :

  • Дружный дом - счастья полон, дружбу потерял - счастье расплескал.
  • Уважай всякого, кто хочет жить в дружбе.
  • Худой мир лучше доброй ссоры.
  • Дружба крепка взаимностью.
  • Сила птицы в крыльях, сила человека в дружбе.
  • Друга нет - в душе покоя нет.
  • Рыба-вода, ягода - трава, а хлеб - всему голова.
  • Чтобы узнать человека, надобно с ним пуд соли съесть.
  • Доброе братство милее богатства.

Учитель : Давно в народе замечено, что народный фольклор отличается удивительной поэтической щедростью. Вслушайтесь в звучание скороговорок, которые слагались для того, чтобы научить ребёнка быстрому и чистому произношению. На доске написаны скороговорки, прочитайте их про себя, а затем попробуем быстро их произнести. Вы заметите, что звуки в словах подобраны так, чтобы затруднить произношение.

На возу лоза, у воза коза.

Кошка-крошка на окошке кашку кушала по крошке.

Наш Полкан попал в капкан.

Учитель : Кому из нас не приходилось отгадывать загадки? Они входят в жизнь человека с самого раннего детства и остаются с ним навсегда. Загадка - это такое описание предмета, при котором предмет не называется, а описывается его внешний вид, повадки, характер. Чтобы отгадать загадку, нужно проявить всю свою наблюдательность, сообразительность, память, мышление. А вот вам, ребятки, наши загадки:

  • На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.
    Тычет клювом наугад - ищет в речке лягушат.

  • В капусту он забрался осеннею порой:
    рогатый и лохматый и с длинной бородой.

  • Это что за потолок?
    То он низок, то высок,
    То он сер, то беловат,
    То чуть-чуть голубоват.
    А порой такой красивый
    Кружевной и темно-синий.

  • Утром бусы засверкали,
    Всю траву собой заткали,
    А пошли искать их днем,
    Ищем, ищем, не найдем!

  • Зелена, а не луг,
    Бела, а не снег,
    Кудрява, а не голова.
    Клейкие почки,
    Зелёные листочки.

  • Что за дерево стоит -
    Ветра нет, а лист дрожит?

  • Он в лесу стоял,
    Никто его не брал,
    В красной шапке модной,
    Никуда не годный.

  • Носится, свищет, мечется, рыщет
    Где пробежит - листик дрожит,
    Где пронесётся - дерево гнется.

  • Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей.

Учитель : Наши предки одушевляли мир природы, относились к нему сердечно, как к живому, чувствовали своё родство с природой. Так родились потешки, считалки, дразнилки, заклички. Послушаем, что приготовили нам ребята :

            Потешки :

  • Солнышко, солнышко,загляни в окошко.
    Загляни в окошко,разбуди Серёжку.
    Чтоб денек чуть- чуть был дольше,чтобы мы узнали больше,
    чтоб игрушки не скучали,а с Серёженькой играли.

  • А ну-ка, друзья за работу! Покажем свою охоту!
    Матвею дрова рубить, Тимофею печь топить,
    Савелию воду носить, Прокопию кашу варить,
    А Иванушке песню петь и плясать, своих друзей забавлять.
    Вот мы навсегда - друзья не разлей вода!

 

  • Андрей-воробей, не гоняй голубей!

Голуби боятся, на крышу не садятся!

Крыша ломается, хозяин ругается!

             Считалки :

  • Конь ретивый , долгогривый
    Скачет полем, скачет нивой.
    Кто коня того поймает,
    С нами в салочки играет.

  • Бубенчики, бубенчики, летели голубенчики
    По утренней росе, по зелёной полосе.
    Сели на сарай. Беги, догоняй!

               Дразнилки :

  • Плакса-вакса-гуталин,

На носу горячий блин!

Плакать не годится,

Можешь простудиться!

  • Ябеда-корябеда-зелёный огурец!

На полу валяется , никто его не ест!

Заклички :

  • Солнышко, покажись! Красное, снарядись! 
    Чтобы год от года давала нам погода: 
    Тёплое летечко, грибы в берестечко, 
    Ягоды в лукошко, зелёного горошка.

  • Дождик, дождик, пуще!  Дам тебе гущи, 
    Хлеба краюшку, щей черепушку, 
    Дам тебе ложку — кушай понемножку!

Учитель : Неотъемлемой частью народного фольклора всегда были частушки, полные весёлого задора :

  • Я в деревне живу,

Сушки, пряники жую!

Я частушек много знаю

И сейчас для вас спою!

  • У меня в кармане роза,

Роза рассыпучая!

У меня такой характер -

Как крапива жгучая!

  • С горки ехала Иришка 
    - Самой быстрою была; 
    Ира даже свои лыжи 
    По пути обогнала!

  • Закопчённую кастрюлю
    Юля чистила песком.
    Два часа в корыте Юлю
    Мыла бабушка потом.

  • Говорил друзьям Серёжа:
    «Смел я, ловок и силен».
    Вдруг навстречу вышел ёжик,
    И смельчак полез на клён. 

  • Если хвалят не Ерёму,
    Жить Ерёме тяжко —
    Он завидует любому,
    Мается, бедняжка.

  • Если б Нина не глазела
    В скважину замочную,
    То на лбу бы не имела
    Шишку крупноблочную!

  • На припёке возле ели
    Подремать Семён прилег…
    Червяка рыбёшки съели,
    Доедают поплавок!

  • Таня кушать не любила,
    У неё исчезла сила.
    Ветер сильный вдруг подул
    И случайно Таню сдул.

  • Я люблю перед всем классом
    На уроках отвечать.
    Этот опыт пригодится –
    Я хочу артисткой стать!

  • На компьютере в игру
    Доиграл Денис к утру.
    В школе у доски Денис,
    Как компьютер, сам «завис».

  • Отвечал Егор урок –
    Пал учитель в обморок!
    От его незнания
    Учитель без сознания.

Учитель : Главной составной частью русского фольклора является песня - в ней тесно переплетаются язык и ритм, слово и мелодия. Наши предки запечатлевали в песне весь ход своей жизни : работу и развлечения, радость и печаль, малозначительные происшествия и великие исторические события. "Песня - живая летопись русского народа", - говорили наши предки. О песнях вам расскажет наш учитель музыки -  Наталья Александровна.

(песни, свирель, хоровод)

Учитель : А какой же фольклор без русской народной сказки! Они полны чудес, в особенности - волшебные сказки. Неведомо откуда появляется скатерть, не простая - самобранка : в один миг соберёт обед, только пожелай! А от превращений дух захватывает!

В сказках также заключается мудрость наших предков. "Сказка - ложь, да в неё намёк - добрым молодцам урок". Хорошо ли вы знаете сказки?  Сейчас ребята покажут нам сказки, а вы вспоминайте, как они называются!

(по 1 сказке от каждого класса)

Учитель : Фольклор - это устная литература, устное творчество народа. Оно живёт до тех пор, пока произносится. Фольклор - это народный театртодного человека, его не читают, а исполняют. Словно роль играют в театре. Фольклор - это наше духовное богатство. Цените его. Любите его. Берегите его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного праздника « Зеленая планета 2010»

Помочь детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов....

Фольклорный праздник "Посиделки"

Цель:воспитание любви и уважения к Родине, к искусству своего народа, древним обычаям и талантам русского народа, изучение и возрождение народных праздников, песенных и хореографических традиций....

Фольклорный праздник "В гостях у Петрушки"

Фольклорный праздник для детей младшего школьного возрастаДействующие лица:Петрушка, Скоморохи: Фома и Ерема, Котя-Коток, Коза, Матрешки, Заинька, Лисичка, Петушок, Солнышко, танцевальная группа. Знак...

Фольклорный праздник Казачьи посиделки.

Внеклассное мероприятие разработано и проводилось к 100летию М.А.Шолохова.В нём отражены быт и традиции Донских казаков,использованы пести, танцы, игры жителей Тихого Дона....

Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы"

Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы" знакомит учащихся не только с историей родного края (Ленинградской области), но и с культурным памятником мирового значения "Калевала". Мероприятие прох...

Фольклорный праздник "Зимние посиделки"

При обращении к фольклору открываются большие возможности для нравственно – эстетического воспитания учащихся : они развиваются духовно, развивается их художественный вкус, кругозор, они учатся петь, ...