Воспитательная программа "Радуга детства" 1 - 4 класс
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
План воспитательной программы для учащихся 1 - 4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vosp_programma.docx | 39.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………….….3 стр.
Содержание программы ……………………………………………………………….7 стр.
План реализации программы в 1 классе ……………………………………………. 10 стр.
План реализации программы во 2 классе ……………………………………….…..11 стр.
План реализации программы в 3 классе………………………………………….….13 стр.
План реализации программы в 4 классе ……………………………………………14 стр.
Взаимодействие классного руководителя с родителями………………………..… 16 стр.
Методические рекомендации……………………………………………………..…..17 стр.
Список литературы……………………………………………………………….…...18 стр.
Пояснительная записка
От правильного воспитания детей
зависит благосостояние всего народа
Д. Локк
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Актуальность программы состоит в том, что школьное воспитание представляет ту часть процесса социализации, которая организуется, целеполагается, планируется, осуществляется и отслеживается педагогами. В настоящее время для многих учащихся школа иногда остаётся единственным местом, где есть дело до самого ребёнка и его проблем. Любой учащийся может рассчитывать на школу, как на место, где он может добиться положительных результатов, почувствовать себя личностью. Кроме этого, в специфике современного образования заложена высокая экспрессивность школьников, что предполагает грамотное интенсивное личностное общение с большим количеством людей при повышенной ответственности за качество собственной деятельности. Модернизация образования повышает требования к деятельности учащихся, которые не всегда готовы к кардинальным изменениям собственной деятельности. Один из наиболее актуальных вопросов является воспитание у детей активного заинтересованного, ценностного отношения к окружающему социуму, собственному личностному развитию.
Мы разработали программу воспитательной работы «Радуга детства» в начальной школе. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи воспитания:
- Развивать умение общаться и сотрудничать.
- Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
- Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
- Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
- Развивать эмоциональную и волевую сферы.
- Изучать личностные качества обучающихся.
- Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.
- Повышение педагогической и психологической культуру родителей через совместную деятельность.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня воспитанности учащихся класса;
- создание сплоченного классного коллектива;
- проявление инициативы и ответственности за порученное дело;
- наличие положительной динамики роста духовно-нравственных качеств личности ребенка;
- участие в конкурсах, концертах, утренниках, спортивных соревнованиях;
- посещение спортивных секций, кружков по интересам;
- уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса.
Формы работы:
- беседы, рассказы;
- обсуждение прочитанной литературы;
- игры;
- ролевые игры;
- рассказывание истории, сказок;
- изготовление газеты;
- моделирование;
- тренинги;
- опросы, анкетирование;
- экскурсии.
Участники программы:
Программа предлагается для учащихся 1—4-х классов общеобразовательной школы. В реализации программы участвуют: учащиеся, родители, педагоги, администрация школы, социальный педагог, психолог.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на четыре учебных года.
Содержание программы воспитания
Содержание программы мы разделили на 7 основных направлений воспитательной деятельности:
1. Интеллектуальное воспитание
Цель работы – оказание помощи учащимся в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
Задачи:
- помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
- создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
- определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
2. Спортивно-оздоровительное воспитание
Цель работы – использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимися их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
Задачи:
- Формирование здорового образа жизни школьника;
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
3. Духовно-нравственное воспитание
Цель работы – помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.
Задачи:
- формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
- формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни;
- формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
- воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро;
- формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе.
4. Эстетическое воспитание
Цель работы – гармонизация и развитие творческих способностей человека, приобщение учащихся к эстетическим ценностям.
Задачи:
- создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
- организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
- гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию.
5. Патриотическое воспитание
Цель работы – формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
- формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
- формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;
- обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
- воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;
- воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
6. Работа с семьёй
Цель работы – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей;
- организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;
- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе “учитель — ученик - родитель”.
7. Трудовое воспитание
Цель работы - через привычку к труду и развитие трудовых навыков социально реабилитировать детей и готовить к самостоятельной жизни.
Задачи:
- воспитание в детях членов трудового общества с положительной ориентацией к труду; через привычку к труду развивать духовные и нравственные качества личности;
- уважение к представителям разных профессий; - бережное отношение к своему и чужому имуществу;
- навыки работы в коллективе (ответственность, дисциплинированность, целеустремлённость, толерантность);
- создать условия для максимального востребования и использования полученных навыков в жизни семьи
План реализации программы
1 класс
Цель работы – формирование эстетико-ценностных ориентаций личности; развитие способностей к творчеству; воспитание красотой и через красоту. Формирование детского коллектива.
Основные задачи:
- овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
- формирование умения учиться в средней школе;
- развитие учебной мотивации, формирование интересов;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
- формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к собственным успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
- формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.
Направление | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения |
Спортивно-оздоровительное | - формировать понимание значимости здорового образа жизни; - мотивировать на посещение спортивных ткружков и секций. | Азбука Здоровья" "Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки" "Панорама развивающих курсов" "Зимние забавы" | конкурс рисунков беседа о режиме дня знакомство со спортивными секциями и кружками в школе спортивный праздник на природе |
Трудовое | - формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду. | "Любимая школа - чистая школа" "Содержи в порядке книжки и тетрадки" "Как трудится моя семья" | экскурсия беседа выставка рисунков |
Патриотическое | - формировать нравственную культуру семьи; - формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего. | "Ветеран живёт рядом" "Достопримечательности нашего города" "Символика родного края" | изготовление поздравительной открытки фотовыставка беседа |
Интеллектуальное | - формировать любознательность, интерес к знаниям | "Мои любимые уроки" "Мы уже писать умеем" "Кто лучше считает?" "Клуб Почемучек" | викторина - игра поздравительная открытка математический ринг поисковая деятельность |
Духовно – нравственное | - создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности. | "День рожденья только раз в году!" "Мамы всякие важны, мамы всякие нужны" | праздник концерт для мам и бабушек |
Эстетическое | - показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей; - направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей. | "Помоги братьям меньшим" "Птицам нужна помощь" "Алло, мы ищем таланты!" "Картинная галерея" | акция " Помощь братьям нашим меньшим" изготовление кормушек, рейды "Проверь кормушку" час творчества путешествие в мир творчества |
2 класс
Цель работы – формирование классного коллектива, становление дружеских партнёрских отношений. Развитие творческого потенциала.
Основные задачи:
- формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;
- формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;
- формирование интереса к другому человеку как к личности;
- развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа.
Направление | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения |
Спортивно-оздоровительное | - формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни | "Полезные привычки" "Осенний кросс" "Весёлые старты" "Береги здоровье смолоду" | Викторина; соревнование в параллели классов; спортивный праздник; конкурс семейных плакатов. |
Трудовое | - приобщать к общественно - полезной деятельности | "Книжкина больница" "Данила - мастер" Операция "Чистюлька" | Операция; выставка – конкурс; трудовой десант. |
Патриотическое | - приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям; - знакомить с общественно - политической жизнью страны | "Герои города в названиях улиц" "Подарок ветерану" "Символика России" | Обзорная экскурсия; благотворительная ярмарка; поисковая работа. |
Интеллектуальное | - расширять кругозор; - воспитывать культуру умственного труда. | Праздник первой отметки Лингвистический кросс Математический кросс "Что? Где? Когда?" | Утренник; интеллектуальный конкурс; викторина. |
Духовно – нравственное | - создавать условия для проявления творческой индивидуальности; - воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства. | "Кто что любит и умеет делать" "А, ну-ка, мальчики" "В стране Мультфильмии" "О бабушках и дедушках" | конкурс- викторина; игра - соревнование на открытом воздухе; игра -путешествие устный журнал. |
Эстетическое | - создавать условия для творческой самореализации обучающихся; - приобщать к традициям школьного коллектива. | "Ярмарка чудес" "Тропинка школьная моя" "Мы крутим глобус" | творческий конкурс; создание классного альбома; стендовый доклад. |
3 класс
Цель работы - гражданско-патриотическое воспитание как фактор формирования национального самосознания. Формирование доброго отношения к истории родного края, своей семье, друг к другу.
Основные задачи:
- развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
- развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки:
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
- развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям.
Направление | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения |
Спортивно-оздоровительное | - формировать способности управлять своим здоровьем. | "Скажем: «НЕТ!" вредным привычкам" "Мои спортивные успехи и достижения" | театрализация круглый стол |
Трудовое | - развивать навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность. | Кто работы не боится, у того она и спорится" "Мои поручения в классе и дома" | субботник конкурс отчёт |
Патриотическое | - формировать у обучающихся понимание и осознание значимости исторического прошлого. | "С чего начинается Родина?" "Дети - герои" "Имею право. Мои права" | дискуссия групповая поисковая деятельность игра |
Интеллектуальное | - приобщать к разнообразной творческой деятельности; - формировать потребность в самообразовании. | Олимпиада по русскому языку Математическая олимпиада Литературная викторина "Я - исследователь" | интеллектуальный конкурс конкурс исследовательских работ |
Духовно – нравственное | - формировать желание проявлять творческую инициативу. | "Сотвори солнце в себе" "Рыцарский турнир" Операция "Новый год" праздник "Масленица" Проводы зимы | акция добра праздник изготовление игрушек на городские ёлки |
Эстетическое | - формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни; - создать атмосферу взаимной заинтересованности. | "Самым любимым и родным:" "Прекрасное в моей жизни" "Правила хорошего тона" "Учимся правильно жить и дружить" "Сделай мир добрее" | конкурс стихов коллаж учебная игра практическая игра акция |
4 класс
Цель работы – воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности;
Основные задачи:
- формирование гипотетико-дедуктивных процессов, умения и желания строить умозаключения, делать на их основе выводы; развитие рефлексии;
- развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;
- развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
- развитие воображения;
- развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности; формирование форм и способов дружеского, избирательного общения;
- формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека.
Направление | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения |
Спортивно-оздоровительное | - формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье. | "Посеешь привычку - пожнёшь характер" "Экологическая тропа" "Всей семьёй - на старт!" | устный журнал игра - путешествие семейная спартакиада |
Трудовое | - формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении. | "Порядок в труде - порядок в знаниях" "Школьный двор - лучший двор" | рейд, конкурс сочинений о рабочем месте дома трудовая акция |
Патриотическое | - развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны; - обучать пониманию смысла человеческого существования. | "Природа родного края" "Не лозунги, а дела" "У войны не женское лицо" Оказание помощи ветеранам войны "Жизнь дана на добрые дела" | посещение Краеведческого музея акция исследовательская деятельность ярмарка круглый стол в кругу друзей |
Интеллектуальное | - создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии. | Предметные олимпиады Интеллектуально - творческий марафон Фестиваль Знаний и творчества | интеллектуальный конкурс смотр достижений выпускников начальной школы |
Духовно – нравственное | - учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности; - поддерживать и направлять работу органов самоуправления. | "Мои интересы, мои возможности" Поход "Я умею, я могу, я хочу" "Помоги другу" | беседа путешествие отчёт о выполнении обязанностей акция помощи |
Эстетическое | - формировать желание активно преобразовывать действительность | "В мире прекрасного" "Школьные годы чудесные:" "Гармония в природе" | Литературно-музыкальная гостиная поисковая работа выпуск журнала экологический плакат |
Взаимодействие классного руководителя с родителями
Тематика родительских собраний | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Условия приёма детей в 1 класс. Ознакомление родителей с образовательным маршрутом школы, класса. Младший школьник: особенности развития. Трудности адаптации первоклассников. Родителям о внимании и внимательности. Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними? Перелистывая страницы учебного года. | Особенности учебников, по которым учатся дети. Утомляемость ребёнка и как с ней бороться. Причины и последствия детской агрессии. Поощрение и наказание детей в семье. | Семейные праздники и их значение для ребёнка. Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка. Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка. 4Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка. | Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье. Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника. Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей. Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи!" |
Методические рекомендации.
На первом году воспитания учителю необходимо обратить внимание на вовлечение ребёнка в школьную деятельность, формирование доверительных отношений между учеником и учителем. Поэтому важно большее внимание уделить общению в малых группах, индивидуальных беседах, посещению на дому. Большая работа в этот год проводиться школьным психологом. Тренинги «Мимика и жесты», «Приветствия», классные часы «Настроение», «мальчики и девочки»,» Мы школьниками стали». Итогом первого года воспитания должно стать осознания себя как ученика.
Мероприятия, проводимые во второй год воспитания, нацелены на пресечение детской эгоистичности, созидание положительных черт характера. Большую помощь в этом могут оказать родители. Поэтому учителю надо более ответственно подойти к проведению родительских собраний и лекториев. Это родительские собрания «Трудовое воспитание в семье», «Воспитание созидательной дисциплины», семейный праздник «Род, родные, Родина». Итогом второго года должно стать формирование устойчивых дружеских отношений.
Итогом третьего года является осознание детьми, что их класс – дружный коллектив. Этому способствуют игры на свежем воздухе, выездные экскурсии, беседы «Я чувствую себя счастливым, когда…»
Четвёртый год воспитания является наиболее ответственным. Дети должны самостоятельно принимать решения, анализировать свою деятельность, поступки. Наиболее актуальны здесь беседы «Встречают по одёжке, провожают по уму», «Моё хочу и моё надо», диспут «За что уважают в семье и в обществе», «Мои мечты, мои желания», «Что значит быть счастливым в своей стране». Итогом данного года и всей воспитательной программы является овладение детьми системой общечеловеческих ценностей, установление гуманистического типа отношений между людьми.
Список литературы
- Алоева М. А. Классные часы и родительские собрания в 1 – 4 классах. – изд. 4-е, доп. и перераб. – Ростов Н/Д: Феникс, 2007. – 328 с.
- Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 168 с.
- Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя 1 – 4 классы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 368 с.
- Муратова, Н.А. Программа воспитательной работы 1 – 4 класс/ Н.А. Муратова// - URL: http://festival.1september.ru/articles/623846/
- Пудова, Н.В. Программа воспитания и социализации 1 – 4 класс/ Н.В. Пудова// - URL: http://52-школа.рф/events.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная работа План воспитательной работы 3 класс
План воспитательной работы в 3 классе на 20011-2012 учебный год ...
План воспитательной работы в классах казачьей направленности 2 класс
план воспитательной работы...
Программа воспитательной работы с классом с родителями "Академия любящих родителей" (1- 4 классы)
Программа воспитательной работы с классом с родителями "Академия любящих родителей" (1- 4 классы)...
: «Особенности учебно-воспитательного процесса в классах и группах казачьей направленности». «Внеурочная деятельность школьников в классах и группах казачьей направленности».
Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на государственную службу обусловили создание и все большее распространение в...
«Особенности учебно-воспитательного процесса в классах и группах казачьей направленности». «Внеурочная деятельность школьников в классах и группах казачьей направленности».
Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на государственную службу обусловили создание и все большее распространение в...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Средства, формы и способы воспитательной работы с классом. (из опыта работы) Ермилова Н.Н., классный руководитель 4в класса
Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива? Применение акт...
Отчет классного руководителя 0-А класса по итогам организации воспитательной работы в классе за 2016 – 2017 учебный год
Анализ и результаты воспитательной работы, проведенной в нулевом (подготовительном классе)...