«Современное содержание воспитательного процесса в деятельности классного руководителя»
материал ( класс) по теме
«Современное содержание воспитательного процесса в деятельности классного руководителя»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_bez_fotok.odt | 26.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современное содержание воспитательного процесса в деятельности классного руководителя»
В настоящее время одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения. От классного руководителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.
Деятельность классного руководителя в современном мире является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного процесса, основным механизмом реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением государство, родители, современное общество – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.
Коллективное творческое дело — это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Как педагогическая технология коллективная творческая деятельность или отдельные ее элементы могут быть использованы педагогами и учащимися при подготовке и проведении различных форм работы.
Воспитывая высокообразованную, культурную, творческую и социально-активную личность необходимо понимать и постигать мир прекрасного, не забывая о радостях жизни, эстетически формировать мышление и чувства ребят, их отношение к Родине, к природе, к обществу, к труду, к семье, к самому себе, формировать жизненные представления по законам красоты.
Такой подход позволяет осуществить гармоничный переход через красоту к сопереживанию, через сопереживание к отзывчивости, через отзывчивость к активным социальным действиям.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Важной задачей в плане воспитания является формирование дружного, сплоченного детского коллектива. В ходе реализации этого основного направления решаются и более узкие, но не менее важные задачи: формирования нравственной культуры у учащихся и развитие у них индивидуальных способностей и эстетических понятий.
Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.
Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «Я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.
ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
- создавать максимум условий для формирования нравственного и духовного развития детей;
- воспитывать доброе отношение к жизни, умение находить в ней радость и желание творить добро;
- создавать условия для сохранения и укрепления здоровья;
- помогать учащимся и их родителям находить путь к сердцу друг друга, не терять душевный контакт и веру в близких людей;
- стимулировать интерес к развитию творческих, интеллектуальных и физических возможностей и способностей в каждом ученике.
В своей работе я использую отечественные традиции воспитания, современный инновационный опыт воспитательного процесса, передовые воспитательные технологии прошлого и современности по следующим направлениям:
- организация изучения и контроля за выполнением правил школьной жизнедеятельности (посещение уроков, требование дисциплины и т.д.);
- используемые методы: беседа, диалог, «живые картинки» и т.д.
- организация дежурства, уборки класса.
- Индивидуальная работа с учащимися.
- ведение диагностической и коррекционной работы с учениками, нуждающимися в специальной поддержке.
- помощь ученикам и учителям в решении индивидуальных учебных конфликтов.
- Формирование и развитие детского коллектива.
- работа по формированию детского коллектива, обеспечение хорошего учебного настроя (беседы, классные собрания, классные часы «Мой сосед по парте», «Какой мы коллектив» и т.д.).
- организация участия классного коллектива в общешкольных мероприятиях,
- обязательное присутствие и участие всего класса во всех мероприятиях.
Сотрудничество с родителями по воспитанию учащихся.
- Регулярное проведение родительских собраний с обсуждением перспектив жизни класса.
- Проведение тематических родительских собраний.
- Проведение индивидуальных консультаций с родителями каждого ребенка.
- Информирование родителей об успешности обучения учащихся.
- Проведение с родителями совместных мероприятий.
- Установление контактов родителей с педагогами, работающими в классе.
- Ожидаемые результаты воспитательной системы.
- Реализация воспитательной системы способствует воспитанию личности гражданина, знающего историю и традиции своего края, уважающего живущих рядом людей, готового действовать на благо «малой родины».
- Воспитание общественно активного школьника, готового помочь окружающим людям, быть инициативным в разных сферах, готовым к самостоятельной жизни и труду.
- Формирование законопослушного гражданина России, выполняющего законы страны, уважающего права и обязанности.
- Приобщение школьников к здоровому образу жизни.
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ:
1. НАПРАВЛЕНИЕ - Гражданско–патриотическое воспитание.
Духовно – нравственное воспитание.
Формирование патриотизма, гражданского отношения к себе, формирование правосознания, гражданской ответственности, формирование чувства гордости за свой родной край, район; ответственности за сохранение памятников истории и культуры; воспитание гражданско – патриотических чувств через проектную деятельность, ориентированная на изучении истории Кубани, ее традиций и культуры; воспитание понимания сущности сознательной дисциплины и этики поведения, соблюдение правил поведения в школе, дома, в общественных местах, формирование потребности к самообразованию, профилактика противоправного поведения.
В рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы организуются встречи с ветеранами ВОВ и ветеранами локальных войн, учащиеся посещают памятники погибшим героям, проводятся тематические классные часы.
Мои воспитанники в 2014 году вступили в детскую патриотическую организацию «Солнышко».
- НАПРАВЛЕНИЕ - Интеллектуальное развитие.
Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, готовности к сознательному выбору профессии, выработка потребности учащихся в постоянном пополнении знаний, готовности выполнять Устав школы, выполнять роль хозяина в школе.
Результаты:
Среди учащихся класса победитель игры-конкурса «Русский медвежонок-языкознание для всех» Чаплыгина Карина, призёр игры-конкурса «Русский медвежонок-языкознание для всех» - Копайгора Дарья.
- НАПРАВЛЕНИЕ - Художественно – эстетическое воспитание.
Цель-создать условия для проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, искренности в реальной жизни.
Задачи:
- изучить индивидуальные интересы и потребности ребят;
способствовать формированию нравственных и гражданских качеств через разнообразную творческую деятельность;
- демонстрировать родителям, учителям достижения ребят;
развивать способность ребят реально оценивать свои результаты, быть справедливым;
- использовать активные, нестандартные формы внеклассной работы.
Формы работы:
- классные часы, различные поездки и экскурсии;
- участие в школьных и районных конкурсах;
- КВН между классами;
- проведение Дня именинника.
Результаты: Лауреат Iой степени муниципального этапа конкурса «Светлый праздник рождества Христова» Чаплыгина Карина, 2-ое место в школьном конкурсе военно-патриотической песни «Служу России», 1-ое место в школьном конкурсе смотра строя и песни «Красив в строю - силен в бою».
4. НАПРАВЛЕНИЕ - Спортивно–оздоровительное воспитание.
Воспитание стремления к сохранению и укреплению здоровья, экологическая направленность образования.
Основные формы деятельности:
- проведение спортивных эстафет.
- классные часы на тему «Здоровый образ жизни».
- 5. НАПРАВЛЕНИЕ - Работа с родителями.
Большое значение я придаю работе с родителями. Прежде всего – это родительские собрания. Чтобы добиться стопроцентной явки на собрания, стараюсь применять различные формы их проведения: это и родительские лектории, и «круглые столы», и тематические консультации, и анкетирование. Тема собраний часто продиктована желаниями родителей, поэтому актуальна, волнует родителей, и собрания проходят оживленно и всегда с пользой. О недостатках ребенка я беседую с родителями в индивидуальной беседе, начиная с положительных моментов в обучении ребенка, постепенно переходя к тому, на что родителям следует обратить особое внимание. Такое обращение с родителями дает свои плоды: родители не боятся, что испытают неприятные минуты перед другими, охотно приходят на собрания и активно участвуют в проведении внеклассных мероприятий, подготовке класса к новому учебному году. Провожу разные по содержанию родительские собрания: текущие, тематические, итоговые. На собраниях с родителями провожу анкетирование, тестирование, обсуждение проблемных ситуаций. Связующим звеном между школой и всеми родителями класса является родительский актив, который активно помогает мне в организации досуга детей, участвуют во всех организационных вопросах.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
Необходимость данного компонента в системе воспитания очевидна, т.к. при отсутствии достоверной, проанализированной информации о развитии личности ребёнка и формировании классного коллектива теряется педагогическая целесообразность всей деятельности, проводимой по моделированию и построению воспитательной системы класса.
Мерилом эффективности функционирования воспитательной системы класса служат:
- Образованность учащихся;
- Воспитанность учащихся;
- Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью коллектива;
- Сформированность классного коллектива.
Для изучения эффективности воспитательной системы используются такие методики, как:
- диагностические исследования уровня нравственной воспитанности учеников;
- оценка физического роста и физической подготовленности учащихся;
- изучение мотивации учения ;
- анкетирование "жизнь класса глазами учеников";
- анкетирование "воспитательная работа в классе глазами родителей".
Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся, сформированности классного коллектива, удовлетворённости родителей качеством обучения, организацией воспитательной работы.
Данный компонент позволяет более достоверно и точно оценивать результаты воспитательной работы класса; выявлять слабые места и корректировать воспитательный процесс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Сенека говорил: «Уча других, мы учимся сами...». И до тех пор, пока у педагога есть желание, и учить, и учиться, он будет соответствовать самой высокой планке, которую установили для него время и общество.
Считаю, каким в будущем человеком станет ученик, в большей степени зависит от того, каким был его учитель. Надо знать ребенка, его способности, возможности, надо любить и уважать в нем личность.
И моя система работы, включающая цель – воспитать настоящего человека, человека, способного трудиться, грамотного, творческого, старательного, отзывчивого, дает свои результаты. Данная система воспитания доказала свою состоятельность на практике. Поставленные мною цели достигнуты. Каждый член классного сообщества характеризуется самостоятельностью, ответственностью. Они успешно действуют в настоящем, и, я уверена, добьются успехов в будущем. Я думаю, что я смогу воспитать каждого из них Человеком, Гражданином, Патриотом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материалы к конкурсу«Современное содержание воспитательного процесса в деятельности классного руководителя 3- 4 классов.»
ПОРТФОЛИО Бочка Ирины Александровны участника муниципального этапа краевого конкурса лучших классных руководителей«Современные подходы к определению содержания ...
"Особенности организации совместной деятельности классного руководителя и родителей в процессе нравственного воспитания ребёнка". Выступление на городской конференции классных руководителей.
Много лет работаю над проблемой "Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся как средство формирования личности ребёнка" , мною выработаны направления работы с родителями, которые помо...
Презентация:"Современные воспитательные технлогии в деятельности классного руководителя"
Презентация:"Современные воспитательные технологии в деятельности классного руководителя"...
Сообщение для учителей. «Современная модель воспитательной деятельности классного руководителя».
Учебная загруженность педагогов мешает их творческому и профессиональному росту, что отделяет их от воспитанников. Классный руководитель не имеет возможности много времени посвящать работе с детьми, а...
«Особенности воспитательной деятельности классного руководителя на современном этапе»
Цель сообщения: наглядно показать работу классного руководителя в современной школе , какие обязанности, функции он выполняет, содержание и формы организаторской работы ....
Современные аспекты воспитательной работы в деятельности классного руководителя
Представлена рабочая программа рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы...