«Особенности воспитательной деятельности классного руководителя на современном этапе»
статья на тему

Cарсалиева Дарига Максотовна

Цель  сообщения: наглядно показать работу классного руководителя в современной школе , какие обязанности, функции он выполняет, содержание и формы организаторской работы .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_pedsovet.docx33.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема моего доклада «Особенности воспитательной деятельности классного руководителя на современном этапе»

Цель  сообщения: наглядно показать работу классного руководителя в современной школе , какие обязанности, функции он выполняет, содержание и формы организаторской работы .

 В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.  Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современном обществе, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого учителя. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.

     В воспитательной деятельности важным считается внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика. Это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личностных компетенций школьника.

   Современные образовательные стандарты, безусловно, базируются на классике педагогики. Виктор Федорович Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать "эффект соленого огурца". Главное создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой "рассол"? Что взять за его основу?

В последнее время  отношение к обучению  у учащихся изменилось. Сейчас часто можно слышать от детей фразы, выражающие нежелание выполнять домашние задания, идти в школу, на занятия. Многие дети не стремятся расширять запас своих знаний: пассивны на занятиях. Им большее удовольствие приносит деятельность, не связанная с обучением. Крушение оптимизма (а именно признание, любовь и уважение со стороны взрослого, одноклассников) - серьезная проблема на сегодняшний день.

Поэтому  деятельность классного руководителя  в современной школе актуальна, так как школьники  нуждаются в коррекции поведения, нуждаются во влечении  в процесс обучения. Для самоактуализации личности растущего человека  классному руководителю необходимо создать каждому ребенку ситуацию успеха.

Причем успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть шансы на успех в жизни. Поэтому вся воспитательная деятельность классного руководителя ориентирована на выпуск успешного ученика.

Поэтому   современное воспитание должно быть нацелено на развитие человека «нового типа», способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за принятое решение, проявлять социальную активность и самостоятельность, обладать мотивацией к саморазвитию и духовному самосовершенствованию.

И это значит,  деятельность классного руководителя в современном мире является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. В настоящее время классный руководитель должен идти в ногу со временем,  методически и психологически подкован, владеть знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбираться в трудовом законодательстве, а также уметь  ориентироваться в основных нормативных документах.

 Современный классный руководитель должен  интересоваться вопросами, волнующими современную молодежь, изучать новинки информационных технологий. Регулярно повышать свою квалификацию, посещать  и участвовать  в тематических секциях, семинарах и конференциях. .

Каким же должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?

 Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе. ,

Классный руководитель проводит внеклассную воспитательную работу; организует и регулирует многосторонние связи класса с внешним миром.

Важной ролью классного руководителя является воспитание у

школьников ответственного отношения к учению и способности учиться

самостоятельно. Он располагает немалыми возможностями для развития

эстетических интересов и художественного вкуса у учащихся. Его

педагогический долг – заботиться также о сохранении и укреплении здоровья

воспитанников

Хороший  современный воспитатель – это, прежде всего высоконравственный

человек. Он честен и справедлив, порядочен во всех своих мыслях и

действиях. Такой наставник знает и понимает духовный мир своих

воспитанников, живет их радостями и печалями, дорожит их доверием,

всегда деликатен и тактичен в обращении с ними, не злопамятен, терпелив и

отходчив. Он любит и глубоко уважает каждого своего воспитанника,

внимателен, заботлив, доброжелателен.

.

1  Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями. Классный руководитель должен привлекать  родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта. Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса.

. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности классного руководителя к этой работе Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Родители  являются первыми и основными учителями ребенка. . Поэтому очень большое значение для

воспитания ребёнка, имеет проведение классных часов , мероприятий совместно с родителями

Классный руководитель,общаясь  с семьёй, информирует

родителей об учебной работе и поведении школьников, намечает вместе с

ними пути совместной работы по их воспитанию и достигает хороших

результатов.

. В нашей школе  родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях.  Это и спортивные соревнования,  праздники ,посвященные  Международному женскому дню 8 марта, 23 февраля, новогодние праздники , День Знаний ,  . Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны

2  Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом

Мечта любого классного руководителя – создать единый дружный коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие – коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива. Итак, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

 Основное в деятельности классного руководителя - воспитание

учащихся и сплочение их в дружеский коллектив, в нашей школе  начинается   уже  с первого сентября

3  В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями–предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, , и совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях. Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, ), действующие в общеобразовательных учреждениях, . их интересов, увлечений, таланта.  Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, :  соревнования, конкурсы, КВН;

Но по сравнению с другими учителями он чаще и

больше общается с учащимися. Его общение с ними не обрывается после

звонка. Он и после уроков выступает в роли воспитателя. Воспитательная

работа классного руководителя не ограничивается рамками школы.

воспитания ребёнка,

. Кл рук.  стремится приучить детей к трудолюбию, организованности,

правдивости. Но пути, средства и методы достижения этих задач могут быть

различными в зависимости от индивидуальных особенностей учеников.

Одних нужно вовремя поощрить, других- умело наказать за нарушение

правил поведения. А для этого нужно глубоко и всесторонне их изучить.

Классному руководителю надо хорошо знать о своих учениках, понимать их,

уметь организовать полезную учебно-общественную деятельность с учётом

их индивидуальных особенностей и интересов. Хорошее знание учащихся

поможет уладить недостатки в поведении.

Эффективность и качество  современной воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от систематической работы по повышению

их квалификации. Для того чтобы хорошо воспитать учащихся, им самим

надо быть хорошо воспитанными и высокообразованными, постоянно

пополнять и совершенствовать свои знания, педагогическое мастерство.

Важнейшей формой повышения квалификации классного руководителя

является самообразование.

. Классный руководитель, получая и обрабатывая

информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии,

социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход

целостного воспитательного процесса, процесс становления личности

каждого ребенка, его нравственных качеств. Для формирования

нравственно-эстетического воспитания своих детей  проводятся  в нашей школе классными руководителями следующие мероприятия :

  -осенний бал, День Учителя .--------------------------------------------------                                                                    , такие мероприятия развивают

личностные качества  учеников, повышают учебно-познавательную

активность.

Воспитание ребенка как формирование в структуре его личности

социально-психологических новообразований совершается только путем

активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере

его возможностей.

Любая воспитательная задача решается через активные действия:

физическое развитие – через физические упражнения,

Нравственное – через постоянную ориентацию на самочувствие

другого человека, интеллектуальное – через мыслительную активность,

решение интеллектуальных задач.

Изучение школьников классным руководителем проводится с

помощью различных методов. Важнейшими из них являются следующие:

 повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в

процессе учебных занятий и внеурочной работы, индивидуальные и

групповые диагностические беседы, изучение результатов деятельности

учащихся, посещение их на дому.

Сущность этого метода заключается в том,

чтобы наблюдая за учащимися в различных условиях учебной и внеклассной

работы, выявлять особенности их отношения к выполнению школьных

обязанностей, черты характера, культуру поведения.

  В школе проводятся

различные конкурсы, выставки, даются домашние задания. Сами школьники

проявляют творческие способности и классные руководители стараются  поддержать различные увлечения ребят.

По результатам этой разнообразной деятельности классный

руководитель может судить не только об увлечениях, но и склонностях и

способностях учащихся, делать прогнозы их развития, устанавливать

контакты с родителями по этим вопросам, чтобы они учитывали все это в

своем воспитании.

Формы   работы классного руководителя определяются, исходя из

педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе,

. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры,

состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и

творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой

тренинг. Появились и новые современные формы   – например флеш- моб, который широко  применяется классными руководителями и в нашей школе  

Удобная современная  форма работы  – портфолио ученика - «Книга успеха», что позволяет  прослеживать личностное развитие каждого ребёнка, а самому школьнику видеть свои достижения.

Особое место в деятельности классного руководителя занимает

классный час - форма организации процесса непосредственного общения

педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться

важные моральные, нравственные и этические проблемы

. Например,  в 10 классе (кл. руководитель Еськова
Е.Л) был проведен кл. час . на тему : __________________________

  Анкетирование

К выбору формы работы кл.рук.  подходил с  творческим  учетом условий жизни

школы, возможностей и особенностей детей,

которую предстоит вместе с детьми осмысливать, анализировать и обобщать,

 -во 2 классе проводился кл час -------------------------------------------------, который был интересным и познавательным.,

Особый вопрос для изучения школьника – его отношение к

общественной работе: какие поручения и как выполняет; как развиты

инициатива, ответственность, чувство долга, патриотизма. При проведении

большого мероприятия «Родина – моя Россия » (кл. рук. Мусагалиева Ж.М. и Глущенко Н.С.) , я

привлекали весь класс, где ребята проявили большую активность.

. Основными показателями воспитанности и зрелости коллектива являются

организованность, сплоченность, наличие здорового общественного мнения,

гуманность внутриколлективных отношений.

Коллектив, как живой общественный организм, рождается,

развивается, живет

 

3 сентября  в школе проводится  большое мероприятие, которое воспитывает у ребят чувство уважения ,

сострадания и гордости к памяти погибшим героям в г Беслане

. Только сплотив учащихся в дружный и работоспособный коллектив,

можно успешно осуществлять их обучение и воспитание.

Прежде всего классный руководитель использует классный коллектив для

повышения требований к учащимся по вопросам учебы и дисциплины. С

этой целью проводятся родительские собрания, на которых анализируется

состояние учебной работы в классе

В функции классного руководителя входит организация культурно-

массовой работы и досуга учащихся, вовлечение их в оздоровительно-

спортивную деятельность , участие в организации физкультурно-спортивных соревнований

.

        Главное нужно помнить:

1. вся работа современного классного руководителя  должна быть направлена на создание условий для активной и здоровой жизни каждого участника образовательного процесса.    

     Только здоровый ребёнок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех её свойств и качеств

2.Школьные годы оставляют глубокий след в сознании человека. Они вспоминаются потом не только интересными уроками лучших учителей. В памяти всплывают увлекательные школьные экскурсии и походы, школьные вечера, яркие доклады, не забываются и задушевные беседы классного руководителя, его дружеская поддержка в трудную минуту. Многие ученики и после окончания школы не порывают связи со своими любимыми классными руководителями.

Ориентируясь на сегодняшнее, мы не должны забывать,  что информационное общество школа должна готовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение своей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.  Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План организации воспитательной деятельности классного руководителя

Организация воспитательной деятельности классного руководителя по направлениям....

Анализ воспитательной деятельности классного руководителя

Осуществлён анализ воспитательной деятельности классного руководителя за II полугодие 3-го класса...

Программа воспитательной деятельности классного руководителя «Союз трёх сердец»

Каждый из нас, наверное, хотел бы, чтобы в его семье, коллективе, классе была благополучная психологическая атмосфера. Для этого, по-видимому, необходимо, чтобы выполнялись следующие условия.Каждый чл...

Сообщение для учителей. «Современная модель воспитательной деятельности классного руководителя».

Учебная загруженность педагогов мешает их творческому и профессиональному росту, что отделяет их от воспитанников. Классный руководитель не имеет возможности много времени посвящать работе с детьми, а...

Деятельность классного руководителя в современной школе

Статья о работе классного руководителя из опыта работы....