«Особенности воспитательной деятельности классного руководителя на современном этапе»
статья на тему
Цель сообщения: наглядно показать работу классного руководителя в современной школе , какие обязанности, функции он выполняет, содержание и формы организаторской работы .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_pedsovet.docx | 33.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема моего доклада «Особенности воспитательной деятельности классного руководителя на современном этапе»
Цель сообщения: наглядно показать работу классного руководителя в современной школе , какие обязанности, функции он выполняет, содержание и формы организаторской работы .
В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание. Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современном обществе, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого учителя. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.
В воспитательной деятельности важным считается внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика. Это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личностных компетенций школьника.
Современные образовательные стандарты, безусловно, базируются на классике педагогики. Виктор Федорович Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать "эффект соленого огурца". Главное создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой "рассол"? Что взять за его основу?
В последнее время отношение к обучению у учащихся изменилось. Сейчас часто можно слышать от детей фразы, выражающие нежелание выполнять домашние задания, идти в школу, на занятия. Многие дети не стремятся расширять запас своих знаний: пассивны на занятиях. Им большее удовольствие приносит деятельность, не связанная с обучением. Крушение оптимизма (а именно признание, любовь и уважение со стороны взрослого, одноклассников) - серьезная проблема на сегодняшний день.
Поэтому деятельность классного руководителя в современной школе актуальна, так как школьники нуждаются в коррекции поведения, нуждаются во влечении в процесс обучения. Для самоактуализации личности растущего человека классному руководителю необходимо создать каждому ребенку ситуацию успеха.
Причем успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть шансы на успех в жизни. Поэтому вся воспитательная деятельность классного руководителя ориентирована на выпуск успешного ученика.
Поэтому современное воспитание должно быть нацелено на развитие человека «нового типа», способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за принятое решение, проявлять социальную активность и самостоятельность, обладать мотивацией к саморазвитию и духовному самосовершенствованию.
И это значит, деятельность классного руководителя в современном мире является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. В настоящее время классный руководитель должен идти в ногу со временем, методически и психологически подкован, владеть знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбираться в трудовом законодательстве, а также уметь ориентироваться в основных нормативных документах.
Современный классный руководитель должен интересоваться вопросами, волнующими современную молодежь, изучать новинки информационных технологий. Регулярно повышать свою квалификацию, посещать и участвовать в тематических секциях, семинарах и конференциях. .
Каким же должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?
Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе. ,
Классный руководитель проводит внеклассную воспитательную работу; организует и регулирует многосторонние связи класса с внешним миром.
Важной ролью классного руководителя является воспитание у
школьников ответственного отношения к учению и способности учиться
самостоятельно. Он располагает немалыми возможностями для развития
эстетических интересов и художественного вкуса у учащихся. Его
педагогический долг – заботиться также о сохранении и укреплении здоровья
воспитанников
Хороший современный воспитатель – это, прежде всего высоконравственный
человек. Он честен и справедлив, порядочен во всех своих мыслях и
действиях. Такой наставник знает и понимает духовный мир своих
воспитанников, живет их радостями и печалями, дорожит их доверием,
всегда деликатен и тактичен в обращении с ними, не злопамятен, терпелив и
отходчив. Он любит и глубоко уважает каждого своего воспитанника,
внимателен, заботлив, доброжелателен.
.
1 Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями. Классный руководитель должен привлекать родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта. Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса.
. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности классного руководителя к этой работе Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребенка. . Поэтому очень большое значение для
воспитания ребёнка, имеет проведение классных часов , мероприятий совместно с родителями
Классный руководитель,общаясь с семьёй, информирует
родителей об учебной работе и поведении школьников, намечает вместе с
ними пути совместной работы по их воспитанию и достигает хороших
результатов.
. В нашей школе родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования, праздники ,посвященные Международному женскому дню 8 марта, 23 февраля, новогодние праздники , День Знаний , . Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны
2 Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом
Мечта любого классного руководителя – создать единый дружный коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие – коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива. Итак, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.
Основное в деятельности классного руководителя - воспитание
учащихся и сплочение их в дружеский коллектив, в нашей школе начинается уже с первого сентября
3 В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями–предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, , и совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях. Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, ), действующие в общеобразовательных учреждениях, . их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, : соревнования, конкурсы, КВН;
Но по сравнению с другими учителями он чаще и
больше общается с учащимися. Его общение с ними не обрывается после
звонка. Он и после уроков выступает в роли воспитателя. Воспитательная
работа классного руководителя не ограничивается рамками школы.
воспитания ребёнка,
. Кл рук. стремится приучить детей к трудолюбию, организованности,
правдивости. Но пути, средства и методы достижения этих задач могут быть
различными в зависимости от индивидуальных особенностей учеников.
Одних нужно вовремя поощрить, других- умело наказать за нарушение
правил поведения. А для этого нужно глубоко и всесторонне их изучить.
Классному руководителю надо хорошо знать о своих учениках, понимать их,
уметь организовать полезную учебно-общественную деятельность с учётом
их индивидуальных особенностей и интересов. Хорошее знание учащихся
поможет уладить недостатки в поведении.
Эффективность и качество современной воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от систематической работы по повышению
их квалификации. Для того чтобы хорошо воспитать учащихся, им самим
надо быть хорошо воспитанными и высокообразованными, постоянно
пополнять и совершенствовать свои знания, педагогическое мастерство.
Важнейшей формой повышения квалификации классного руководителя
является самообразование.
. Классный руководитель, получая и обрабатывая
информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии,
социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход
целостного воспитательного процесса, процесс становления личности
каждого ребенка, его нравственных качеств. Для формирования
нравственно-эстетического воспитания своих детей проводятся в нашей школе классными руководителями следующие мероприятия :
-осенний бал, День Учителя .-------------------------------------------------- , такие мероприятия развивают
личностные качества учеников, повышают учебно-познавательную
активность.
Воспитание ребенка как формирование в структуре его личности
социально-психологических новообразований совершается только путем
активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере
его возможностей.
Любая воспитательная задача решается через активные действия:
физическое развитие – через физические упражнения,
Нравственное – через постоянную ориентацию на самочувствие
другого человека, интеллектуальное – через мыслительную активность,
решение интеллектуальных задач.
Изучение школьников классным руководителем проводится с
помощью различных методов. Важнейшими из них являются следующие:
повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в
процессе учебных занятий и внеурочной работы, индивидуальные и
групповые диагностические беседы, изучение результатов деятельности
учащихся, посещение их на дому.
Сущность этого метода заключается в том,
чтобы наблюдая за учащимися в различных условиях учебной и внеклассной
работы, выявлять особенности их отношения к выполнению школьных
обязанностей, черты характера, культуру поведения.
В школе проводятся
различные конкурсы, выставки, даются домашние задания. Сами школьники
проявляют творческие способности и классные руководители стараются поддержать различные увлечения ребят.
По результатам этой разнообразной деятельности классный
руководитель может судить не только об увлечениях, но и склонностях и
способностях учащихся, делать прогнозы их развития, устанавливать
контакты с родителями по этим вопросам, чтобы они учитывали все это в
своем воспитании.
Формы работы классного руководителя определяются, исходя из
педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе,
. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры,
состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и
творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой
тренинг. Появились и новые современные формы – например флеш- моб, который широко применяется классными руководителями и в нашей школе
Удобная современная форма работы – портфолио ученика - «Книга успеха», что позволяет прослеживать личностное развитие каждого ребёнка, а самому школьнику видеть свои достижения.
Особое место в деятельности классного руководителя занимает
классный час - форма организации процесса непосредственного общения
педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться
важные моральные, нравственные и этические проблемы
. Например, в 10 классе (кл. руководитель Еськова
Е.Л) был проведен кл. час . на тему : __________________________
Анкетирование
К выбору формы работы кл.рук. подходил с творческим учетом условий жизни
школы, возможностей и особенностей детей,
которую предстоит вместе с детьми осмысливать, анализировать и обобщать,
-во 2 классе проводился кл час -------------------------------------------------, который был интересным и познавательным.,
Особый вопрос для изучения школьника – его отношение к
общественной работе: какие поручения и как выполняет; как развиты
инициатива, ответственность, чувство долга, патриотизма. При проведении
большого мероприятия «Родина – моя Россия » (кл. рук. Мусагалиева Ж.М. и Глущенко Н.С.) , я
привлекали весь класс, где ребята проявили большую активность.
. Основными показателями воспитанности и зрелости коллектива являются
организованность, сплоченность, наличие здорового общественного мнения,
гуманность внутриколлективных отношений.
Коллектив, как живой общественный организм, рождается,
развивается, живет
3 сентября в школе проводится большое мероприятие, которое воспитывает у ребят чувство уважения ,
сострадания и гордости к памяти погибшим героям в г Беслане
. Только сплотив учащихся в дружный и работоспособный коллектив,
можно успешно осуществлять их обучение и воспитание.
Прежде всего классный руководитель использует классный коллектив для
повышения требований к учащимся по вопросам учебы и дисциплины. С
этой целью проводятся родительские собрания, на которых анализируется
состояние учебной работы в классе
В функции классного руководителя входит организация культурно-
массовой работы и досуга учащихся, вовлечение их в оздоровительно-
спортивную деятельность , участие в организации физкультурно-спортивных соревнований
.
Главное нужно помнить:
1. вся работа современного классного руководителя должна быть направлена на создание условий для активной и здоровой жизни каждого участника образовательного процесса.
Только здоровый ребёнок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех её свойств и качеств
2.Школьные годы оставляют глубокий след в сознании человека. Они вспоминаются потом не только интересными уроками лучших учителей. В памяти всплывают увлекательные школьные экскурсии и походы, школьные вечера, яркие доклады, не забываются и задушевные беседы классного руководителя, его дружеская поддержка в трудную минуту. Многие ученики и после окончания школы не порывают связи со своими любимыми классными руководителями.
Ориентируясь на сегодняшнее, мы не должны забывать, что информационное общество школа должна готовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение своей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План организации воспитательной деятельности классного руководителя
Организация воспитательной деятельности классного руководителя по направлениям....
Совершенствование деятельности классного руководителя в современных условиях как фактор успешной социализации учащихся
Выступление на педагогическом совете ОУ....
Анализ воспитательной деятельности классного руководителя
Осуществлён анализ воспитательной деятельности классного руководителя за II полугодие 3-го класса...
Программа воспитательной деятельности классного руководителя «Союз трёх сердец»
Каждый из нас, наверное, хотел бы, чтобы в его семье, коллективе, классе была благополучная психологическая атмосфера. Для этого, по-видимому, необходимо, чтобы выполнялись следующие условия.Каждый чл...
Сообщение для учителей. «Современная модель воспитательной деятельности классного руководителя».
Учебная загруженность педагогов мешает их творческому и профессиональному росту, что отделяет их от воспитанников. Классный руководитель не имеет возможности много времени посвящать работе с детьми, а...
Деятельность классного руководителя в современной школе
Статья о работе классного руководителя из опыта работы....