Научно-познавательный проект "Загадки мыльного пузыря"
методическая разработка (3 класс) на тему

Научно-познавательный проект "Загадки мыльного пузыря" развивает познавательные интересы учащихся начальной школы и знакомит с взаимодействием воды и мыла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл научно-познавательный проект24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-познавательный проект

«Загадка мыльного пузыря».

ЦЕЛИ:

  • Развивать научно-познавательные интересы детей.

ЗАДАЧИ:

  • Обучающие: познакомить детей с взаимодействием воды и мыла (жёсткость и мягкость воды).
  • Развивающие: развивать познавательную деятельность.
  • Воспитательные: закреплять умение работать в команде, прививать навыки гигиены.

Этап I. Подготовительный

ЗАНЯТИЯ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ КЛУБНОМУ ЧАСУ.

Март

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

                       18

ОБЖ (Гигиена)

Мыльные пузыри

                       19

Клубный час(Экология)

«Балтийское море»

Спорт

Катание с горы

«Чемпионы 2 класса»

                        20

Краевед.

Экскурсия в музей воды

                        21

Вн. чт.

К.И.Чуковский «Мойдодыр»

                        22

Итоги

Смена поручений

Клубный час

«Загадки мыльного пузыря»

Эксперимент

«Жёсткость воды»

В течение всей недели акцентирую внимание ребят на ценности воды и важности гигиены.

Во время намыливания рук, наблюдаем, как образуются мыльные пузыри.

Подвожу ребят к вопросу «Почему мыльные пузыри  растут по-разному?» 

Понедельник  (18 марта)

  1. Клубный час (гигиена)

« Мыльные пузыри»  (15.10. – Всемирный День Чистых Рук) 

Наши руки являются одним из главных способов взаимодействия с окружающей средой. Подумайте только, скольких предметов вы касаетесь ежедневно – двери, столы, пища, домашние животные.

Английские учёные доказали, что во время мытья рук человек избавляется от плохих эмоций и становится добрее.

Вывод прост: если хочешь всегда быть в хорошем настроении, мой руки как можно чаще, а не только перед едой!

Просмотр мультипликационного фильма «Королева Зубная щётка»

-Как появляются мыльные пузыри?

Вторник  (19 марта)

  1. Клубный час (экология)

«22 марта день защиты Балтийского моря»

Цель

        Создать условия для осознания своей ответственности за сохранение природных ресурсов Земли, сформировать представление о регионе Балтика, частью которого является Санкт-Петербург.

-Вода – это наше богатство!        

        

  1. Спорт (прогулка)

Катание с горы

«Чемпионы 2 класса»

-Нужно ли мыть руки после прогулки?

Среда  (20 марта)

  1. Экскурсия (краеведение)

Музей воды (Водоканал)

«Реки и каналы Санкт-Петербурга»

Четверг  (21 марта)

  1.         Клубный час

Литературная гостиная

Произведения о воде (выставка книг)

  • М. Пришвин «Живительный дождик», «Сытые пузыри»
  • К. Паустовский «Поэзия дождя»
  • Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
  • К. Чуковский «Мойдодыр»

 (15.10. – Всемирный День Чистых Рук)

  • Загадки о воде

Н. Рыжова «Волшебная вода»

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте,

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Пятница  (22 марта)  Всемирный день воды

Этап II Основной.

 Проведение эксперимента «Определение жёсткости водопроводной воды»

«Загадка мыльного пузыря».

ЗАДАЧИ:

  • Познакомить детей с взаимодействием воды и мыла (жёсткость и мягкость воды).
  • Развивать познавательную деятельность.
  • Закреплять навыки работы в команде.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • 3 пробирки с пробками (можно использовать маленькие банки с крышками).
  • Средство для мытья посуды.
  • Пипетка.
  • Ёмкость с раствором моющего средства.
  • Дистиллированная вода.
  • Вода из-под крана.
  • Соль.
  • Мерный стаканчик.
  • Ложка.

Жёсткая или мягкая вода.

        

Даже чистая питьевая вода содержит много солей. Такая вода называется жёсткой.  В жёсткой воде мыло вступает в реакцию с солями и образует осадок, который снижает моющие качества мыла.

Определение жёсткости воды в нашем районе.

  1. Отмеряем равные части средства для мытья посуды и дистиллированной воды и смешиваем до получения мыльного раствора.
  2. Наполовину заполняем одну банку или пробирку водой из-под крана. Так же до половины заполняем вторую и третью ёмкости, но уже дистиллированной водой. Затем всыпаем одну ложку поваренной соли в третью ёмкость.

  1. Добавим каплю мыльного раствора в первую ёмкость, закроем её крышкой и трижды встряхнём. Образовалась пена?
  2. Если пена появилась, добавь ещё одну капельку мыльного раствора и снова взболтай. Продолжай по капельке добавлять моющее средство, пока пена не заполнит всю ёмкость.

  1. Записываем число капель мыльного раствора, понадобившихся для заполнения ёмкости пеной.
  2. Проводим этот тест и с двумя другими ёмкостями.
  3. Сравниваем результаты.

Количество капель мыльного раствора

Дистиллированная вода

Водопроводная вода (Пушкинский район)

Водопровод-ная вода               (г. Коммунар)

Соле -вой раствор

5 капель

     7 капель

15 капель

43 капли

Вывод:  Вода в Пушкинском районе не жёсткая, а очень мягкая и самодельные мыльные получатся замечательные.

         

Литература

  1. Журнал «Галилео» (наука опытным путём) Изд. Deagostini
  2. Этнокалендарь Санкт-Петербурга за 2012 год
  3. М. Пришвин «Сытые пузыри» изд. Детская литература. Москва 1981г.
  4. К. Паустовский «Рассказы о природе» Изд. Самовар. Серия: Школьная библиотека. 2009г.
  5. К. И. Чуковский «Сказки» Изд. Проф-Пресс. Серия: Сокровищница со сказками. 2010г.
  6. Соколова Е.И., Ларина Т.И. «Загадки мудрой Совы»         Ярославль 2000г.
  7. Русские народные сказки. Изд. Детская литература. Москва 1996г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мыльные пузыри из резины"

Материалы к  выступлению на научной конференции на Дне здоровья  «Мифы о жевательной резинке».  Можно использовать как монтаж для агитбригады при проведении школьной Недели здоровья.   ...

Урок в первом классе коррекционой школы VIII вида "Мыльные пузыри"

Цель: Обучение совместной деятельности. Задачи:>  снятие эмоционального напряжения и агрессии;>  преодоление стрессовых состояний у детей с СДА;>  снижение излишней ...

"Мыльные пузыри" из резины.

Цель  данной работы :узнать правду  о жевательной резинке; информировать о последствиях употребления жевательной резинки  на организм человека....

исследовательская рабоита на тему : Секреты мыльных пузырей

Мыльные  пузыри настолько привлекательны  своей красотой, радужными  переливами, отражениями, удивительной  лёгкостью  и  хрупкостью, что не только  дети,...

Исследовательская работа для младших школьников на тему "Рождение мыльного пузыря"

В данной работе представлена следующая информация: история создания мыльных пузырей, рецепты для приготовления растворов для мыльных пузырей, а также опыты по созданию мыльных пузырей...

Исследовательская работа для младших школьников на тему "Рождение мыльного пузыря"

В данной работе представлена следующая информация: история создания мыльных пузырей, рецепты для приготовления растворов для мыльных пузырей, а также опыты по созданию мыльных пузырей...