Развивающая среда в ДОУ, старший возраст
методическая разработка ( класс) на тему

Антошина Анна Валерьевна

Материал будет полезен воспитателям ДОУ. Систематизирована информация о художественно - эстетическом развитии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_sreda_v_dou.docx750.93 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая среда в ДОУ, старший возраст.

Художественно-эстетическая среда в дошкольном учебном заведении выполняет следующие функции:

- обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования;

- влияет на интеллектуально-эстетическое развитие ребенка;

- предоставляет возможности для самовыражения, саморазвития в изобразительной деятельности;

- эстетически продуманное предметно-пространственное окружение улучшает педагогический процесс; эстетически продуманное предметно-пространственное окружение улучшает педагогический процесс;

- целенаправленное и систематическое ознакомление детей с эстетическими качествами предметной среды обогащает их знаниями, формирует художественный вкус;

- гармонизирует отношения с социумом (социальная адаптированность).

В созданной художественно-эстетической среде во время изобразительной деятельности разворачивается поэтапный процесс комплексного развития личности, который предполагает формирование и развитие способности художественного мироощущения; ведение в мир искусства и художественной практики; приобщение к диалогу с произведениями искусства, с художником, материалами; самовыражение в изобразительной деятельности.

При создании эстетической среды в дошкольном образовательном учреждении необходимо учитывать следующие условия:

- эффективность работы по эстетическому воспитанию во многом определяется участием детей в создании красивого окружения;

- художественное оформление детского сада, групповых комнат должно решаться в комплексе, в полном соответствии с требованиями концепции дошкольного воспитания;

- важные качества обстановки детского сада

- это привлекательность, информативность, доступность всех ее компонентов для каждого ребенка и для всего коллектива в целом;

- эстетическое оформление детского сада предполагает эмоционально-образную основу обстановки, ее местный колорит.

Эстетический аспект детского сада создается комплексным использованием выразительных средств и эстетических качеств окружающей действительности, природы, произведений искусства.

Основными компонентами эстетической среды в дошкольном образовательном учреждении являются освещение и цветовая отделка помещений; комплексность и внешний вид мебели, учебно-наглядных пособий, технических устройств; природа (живая и неживая); творческие работы воспитателей и детей. Основная задача воспитателя создать такую предметно-развивающую среду, чтобы наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включать каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций. Исходя из этого, необходимо создать в дошкольном учреждении такие условия, где эстетическое, художественное воспитание являлось бы фоном воспитательной работы, чтобы ребенок, переступая порог детского сада, попадал в обстановку, способствующую развитию эстетического вкуса, и мог бы заниматься художественной деятельностью не только в групповой комнате.

Находясь постоянно в художественной обстановке, ребенок постепенно, незаметно разовьет в своей душе потребность в красоте, научится ценить прекрасное в искусстве и в жизни, выработает тонкий вкус. Дело руководителей на этой начальной ступени эстетического воспитания должно состоять только в подсказывании, в направлении внимания на эту красоту, которая не замечается самим ребенком. Для этого полезны прогулки в город и за город, посещение музеев, различные экскурсии: во время таких прогулок предоставляются чрезвычайно удобные моменты не только для того, чтобы научить детей видеть красоты природы и искусства, но и для того, чтобы сообщить им попутно массу полезных сведений из истории искусства, а также из области наук естественных и социальных.

Кроме того, чуткий руководитель может научить ребенка видеть глубокий смысл и красоту даже в самом обыденном, в том, что примелькалось и стало скучным, незаметным: в красочной и звуковой пестроте уличной толпы, в гигантских дымящихся трубах фабрик, в мечтательной заброшенности часовни и т. д.

С наступлением известного возраста эстетическое воспитание посредством художественной среды должно дополняться элементарным теоретическим и практическим изучением искусства: эстетические эмоции и способности будут развиваться путем методических упражнений в декламации, пении, рисовании и т. д. но при этом всегда нужно помнить, что искусство есть радость и наслаждение, и обучение ему всегда должно быть увлекательным, радостным" [3].

Особое значение эстетики быта в эстетическом воспитании отмечает К.В. Гавриловец в своей работе "Нравственно-эстетическое воспитание школьников" [1]. Он писал: "Эстетика школьного быта это обстановка классов, кабинетов, залов, коридоров и т. д. Убранство вестибюля, оформление отрядного уголка, стендов - все это либо молчаливые помощники педагога в эстетическом, а, следовательно, и в нравственном воспитании школьников, либо его враги". "Если ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь подсознательно входят такие критерии, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, то есть критерии, которые позднее определяют его вкусы и потребности".

Образовательная область

Название материала

Описание материала

Фотоматериала

Автор предоставляемого материала

Художественно – эстетическое развитие

Уголок изобразительного творчества

• Акварель

• Гуашь

• Кисти разных размеров и материалов

• Бумага разной фактуры

• Ножницы

• Трафареты

• Палитры

• Пластилин

• Глина

• Карандаши

• Фломастеры

  Раскраски по темам

C:\Users\Home\Desktop\25(21).jpg

Театральный уголок

• Кукольный театр (Теремок, Волк и семеро козлят, Кот в сапогах)

• Настольный театр (Три поросенка, Кот в сапогах, Колобок, Теремок, Зимовье, Маша и медведь)

• Театр лопаток (Волк и лиса, Колобок, Три медведя и т. д.)

• Настольные игры из серии «Играем в сказку»

• Пальчиковый театр

• Театр с игрушками Бибабо

• Театр картинок

• Перчаточный

• Гримм

• Маски персонажей и костюмы

 

Музыкальный уголок

Музыкальные инструменты Декорации и ширма

ТСО

Интерактивная доска

Интерактивный стол

Песочница с подсветкой

Кинетический песок

Копировальный экран

C:\Users\Home\Desktop\1562013103545619.jpg.png

C:\Users\Home\Desktop\ST230i_Trans.png

C:\Users\Home\Desktop\pesochnica.jpg

C:\Users\Home\Desktop\ККМ-7704_enl.jpg

C:\Users\Home\Desktop\2c8389971b_6620756_10947144.jpg

Методическая литература

C:\Users\Home\Desktop\lykova_0.jpg      C:\Users\Home\Desktop\b298131.jpg  C:\Users\Home\Desktop\8127800_Netradicionnye_tehniki_risovaniya_v_detskom_sadu_CHast_2_Metodicheskoe_posobie.jpg     C:\Users\Home\Desktop\10270.jpgC:\Users\Home\Desktop\i.jpg

C:\Users\Home\Desktop\2161534.jpgC:\Users\Home\Desktop\81800.jpgC:\Users\Home\Desktop\51946.jpgC:\Users\Home\Desktop\1uk.jpgC:\Users\Home\Desktop\cover_image_big.jpg

Пособия

Портреты великих композиторов

Картотека музыкальных и театрализованных игр

Дидактический материал из серии «Искусство детям»

• Настольно-печатные игры (Чудо узоры, «Цветные карандашики»)

• Схемы смешивания красок

• Картины известных художников

• Образцы изделий декоративно - прикладного искусства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

почему игры с детьми старшего возраста помогают детям развиваться

ПОЧЕМУ ИГРЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ПОМОГАЮТ РАЗВИВАТЬСЯ ЮНЫМ ФУТБОЛИСТАМ| Печать | E-mailПодробности...

Рабочая программа для дошкольников старшего возраста по ФГОС

Данный материал содержит объёмную информацию, поможет при написании своей рабочей  программы....

Сюжетно-ролевая игра "Разведчики" для дошкольников старшего возраста.

Цель: Формировать умение творчески развивать сюжет игры....

Особенности развития познавательной деятельности учащихся младшего, среднего и старшего возраста

В своем докладе я остановлюсь на развития речи и познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста, подростков и учащихся старшего возраста. В школу интернат 5 вида принимаются дети с г...

Спортивно-игровое мероприятие для детей старшего возраста "Осенние старты"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ТВОРЧЕСТВА «ВЕКТОР»                 Спортив...

Создание развивающей среды в семье, воспитывающей ребёнка раннего возраста с особыми образовательными потребностями.

Создание развивающей среды в семье, воспитывающей ребёнка раннего возраста с особыми образовательными потребностями....