«Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета как компонент психологически безопасной комфортной среды для детей с логопедическими нарушениями»
презентация к уроку по логопедии

Папст Татьяна Геннадьевна

Организация коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_sovet.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

“Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям”.

Сухомлинский В. А.

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета, как компонент психологически безопасной комфортной среды для детей

с логопедическими нарушениями.

            В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития». Кроме того, организованная предметно – пространственная развивающая среда логопедического кабинета способствует целенаправленному формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе обучения.

        При организации коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета я соблюдала основные принципы: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность. При оформлении кабинета  старалась, чтобы  кабинет не выглядел академическим и официальным местом.  Старалась создать  интересную, игровую атмосферу, чтобы у детей было желание идти в логопедический кабинет, ведь там интересно, необычно и весело.

Пространство для учебно-познавательной деятельности в логопедическом кабинете оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. В нем размещаются столы и стулья, подобранные по росту детей. В кабинете достаточное естественное основное и искусственное освещение, проведена пожарная сигнализация, стены кабинета выкрашены в светлые тона.

С целью создания оптимальных условий для организации коррекционной, развивающей  деятельности в логопедическом кабинете можно  выделить несколько зон: зона индивидуальной коррекционной работы, образовательная зона,   зона развития речевого дыхания,  мелкой моторики и ВПФ,  рабочая зона, методическая зона, зона ТСО (в проекте).

Зона индивидуальной коррекционной работы в которой находятся: зеркало, рабочий стол, зонды, комплексы артикуляционной гимнастики, альбомы и картинки для автоматизации и дифференциации звуков всех групп, профили звуков, настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп, игры для автоматизации и дифференциации звуков, тексты для автоматизации поставленных звуков.

Образовательная зона: имеется шесть рабочих мест. В кабинете также в наличии мягкая мебель, что позволяет проводить этап занятия (логопедическое занятие состоит из нескольких этапов: письмо, чтение, говорение), в более комфортных условиях, чем за партой.

Зона развития речевого дыхания, мелкой моторики и ВПФ включает в  себя дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития речевого дыхания и мелкой моторики, игр и пособий по развитию ВПФ.

Методическая зона

Оснащена  наглядным и раздаточным материалом

по преодолению ОНР (включает предметные картинки по лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, загадки по лексическим темам, папки на лексические темы)

 развитию фонематического слуха и звукового анализа и синтеза (включает сигнальные кружочки, кубики для звуко-буквенного анализа, «Птички», звуковые линейки, коврики, полоски для анализа предложений, цветные мячики, предметные картинки на дифференциацию звуков; тексты на дифференциацию звуков, игровой материал для работы над звуко-слоговой структурой слова, темпо-ритмической стороной речи «Делим слова на слоги», «Раз, два, три - слоги повтори»)

развития лексико–грамматической стороны включает альбомы «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет – Н. Э. Теремкова», альбом по развитию речи –В. С. Володина, грамматика в картинках «Говори правильно», «Многозначные слова» ,«Антонимы», «Множественное число» ,«Словообразование», «Один-много», игры «Мир вокруг нас», «Развиваем речь», «Скажи по другому», «Слова наоборот»,«Говорящие слова» и т. д.

обучения грамоте представлен букварем Н. С. Жуковой, буквами, кассами букв, различными текстами разного уровня сложности.

развития связной речи  имеются предметные картинки для составления описательных рассказов, сюжетные картинки для развития связной речи, картинки с последовательным сюжетом, набор иллюстраций по развитию связной речи, схемы для составления описательных рассказов.

Систематизирован  дидактический материал по коррекции нарушений письменной речи (чтение и письмо)

Устранение различных форм дисграфии

Пособия по формированию навыков чтения

Также в наличии систематизированный материал по проведению логопедического обследования.

Кабинет логопеда для детей не должен быть каким-то академическим и официальным местом. Здесь должна быть интересная, игровая атмосфера, т.е. необходимая среда, в которой могли бы развиваться высшие психические функции ребенка. У детей должно быть желание идти в логопедический кабинет, ведь там интересно, необычно и весело.

В перспективе:

Зона ТСО

Логопедический тренажер «Дэльфа-142.1» представляет собой набор комплексных программ по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Предназначен для коррекции нарушений голоса и звукопроизношения, развития речи и обучения грамоте.

Комплексы позволяют работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, использовать различный стимульный материал (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь), работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.

Тренажеры создавались с учетом особенностей психологии и зрительного восприятия детей с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и детей с интеллектуальными задержками. Текстовое практическое руководство имеет специальный раздел, посвященный психологическим аспектам программы и рекомендациям для ее использования психологами.

Таким образом, умело организованная коррекционно – развивающая среда не только позволяет вывести детей на новые уровни владения речевыми умениями, но и обеспечивает психологически безопасную комфортную среду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики как основы формирования графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта »

Цель программы – подготовить руку и скорректировать ручные умения учащегося с ОВЗ для дальнейшего успешного овладения графическим навыком письма....

Создание психологически безопасной образовательной среды в школе

Статья "Создание на уроках психологически безопасной образовательной среды". В статье отражены цели, задачи, приёмы создания благоприятного психологического климата на уроках....

«Модель психологически безопасной образовательной среды»

Модель психологически безопасной образовательной среды • можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристи...

Модель психологически- безопасной образовательной среды. Презентация.

Написана работа мной и моими коллегами, как работать с детьми с ОВЗ....

Доклад "Социально-психологическая безопасность образовательной среды"

Доклад "Социально-психологическая безопасность образовательной среды"...

Сценарий педсовета «Психологическая безопасность образовательной среды»

СЦЕНАРИЙ ПЕДСОВЕТА "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19980533","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Психологическая безопасность образовательной среды

Круглый стол совместно с родительской общественность и педагогами...