Комплект материалов к проведению мероприятий с обучающимися по теме «Пожарная безопасность».
проект (4 класс) на тему
Коллективный исследовательский проект по теме "Чем пожары нам тушить, легче их предотвратить"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 28.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплект материалов к проведению мероприятий с обучающимися по теме «Пожарная безопасность».
Коллективный исследовательский проект по теме «Чем пожары нам тушить, легче их предотвратить».
Автор: Сорокина Евгения Валерьевна, МОУ СОШ №21,
учитель начальных классов.
Пояснительная записка.
1.Комплект материалов к проведению мероприятий с обучающимися по теме «Пожарная безопасность».
2. Коллективный исследовательский проект по теме «Чем пожары нам ту - шить, легче их предотвратить».
Перемены, произошедшие за последние годы в нашей стране, требуют иного подхода к обучению учащихся. На первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к анализу собственной деятельности. Реформы в образовании требуют внедрения новых методов обучения, отличных от традиционных приемов, основанных на изложении нового материала и последующем опросе пройденного, когда предполагается небольшая активность учащихся. Поэтому в процессе обучения необходимо использовать методы и средства, позволяющие сделать учебный процесс более интересным и естественным для школьников, повысить их мотивацию к учению, приблизить изучаемый материал к повседневной жизни детей. В данном случае такого результата можно достичь за счет использования активных методов, при которых ученик перестает быть пассивным слушателем и зрителем, а становится активным участником образовательного процесса. К числу подобных методов, безусловно, можно отнести методику обучения, основанную на активной творческой проектной деятельности школьников. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Когда школьники работают над проектом вместе с учителем, рождается единый дух творчества, единый порыв, единство мыслей и чувств. Учитель находится на равных с ребенком, он тоже исследователь, и так же ищет истину, а значит, вместе с учеником может удивляться, радоваться находкам. Данный проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности, и ,следовательно, лучше усвоить материал по данной теме.
Этот материал можно использовать как во внеурочной деятельности (например, во время недели «Азбуки безопасности», классных часах и т.д.), так и на уроках окружающего мира, главное, ограничить длительность проведения проекта.
Паспорт проекта.
1. Название проекта: «Чем пожары нам тушить, легче их предотвратить».
2. Руководитель проекта: Сорокина Е.В.
3. Учебный предмет, в рамках которого проводился проект: ОБЖ.
4. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: окружающий мир, изобра-
зительное искусство.
5. Состав учащихся: 4 класс.
6. Вид проекта: образовательный.
7. Тип проекта: информационно-исследовательский, коллективный, межпред-метный, краткосрочный.
8. Актуальность проблемы:
На нашей планете возникает приблизительно 5миллионов пожаров в год. Каждые 5 секунд вспыхивает новый пожар. Количество пожаров растёт. Огонь оставил свой след в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Погибли миллионы жизней. Чтобы этого не происходило, надо осторожно обращаться с огнем.
9. Объект исследования: огонь.
10. Предмет исследования: причины возникновения пожаров.
11. Цели проекта:
- познакомить детей с правилами пожарной безопасности;
- показать последствия легкомысленного и беспечного обращения с огнём;
- отрабатывать правильность действий при возникновении пожара;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- воспитать чувство ответственности за свои поступки;
- расширить знания об огне и пожаре;
- пропагандировать противопожарную безопасность.
- cпособствовать приобретению навыков самостоятельной познава-тельной деятельности, навыков работать в группе, умению работать с дополнительной литературой.
12. Задачи проекта:
1) выяснить, огонь враг или друг для человека;
2) развивать умение обобщать и сравнивать собранный материал;
- развивать умение выражать свою точку зрения;
- воспитывать ответственность за порученное дело.
13. Предполагаемый продукт проекта: коллективная исследовательская работа с изложением фактических материалов и результатов, изготовление плакатов для участия в городском конкурсе ДТ «Лапландия» по данной теме.
14. Гипотеза: огонь является другом человека, когда с ним правильно об-ращаешься.
15. Используемые методы: изучение литературы, наблюдение, сравнение, обобщение, анализ, опрос.
16. Описание проекта.
1.Подготовительный этап.
На данном этапе учитель с целью определения уровня знаний детей по данной теме проводит первичный мониторинг, используя метод опроса. На вопросы: «Огонь - друг или враг?», «Твои действия при пожаре?» правильный ответ на первый вопрос дали лишь 10 учащихся из 21 человека, 3 учащихся ответили неполно, остальные учащиеся дали неправильный ответ. На второй вопрос правильно ответили 10 учащихся, 7 человек ответили неполно, а 4 человека сомневались в правильности ответа. На основе данных результатов была составлена таблица:
Уровень | 1 вопрос | 2 вопрос |
Высокий | 48% | 48% |
Средний | 14% | 33% |
Низкий | 38% | 19% |
Учащиеся заинтересовались данными вопросами и решили найти правильные ответы, осознав актуальность проблемы.
На данном этапе учитель помогает ребятам сформулировать тему проекта, определить цели, знакомит с сутью проектной технологии, мотивирует учащихся.
2.Планирование работы.
На данном этапе учитель помогает учащимся определить источники информации (Интернет, дополнительная литература, опрос взрослых), сформулировать задачи (как предотвратить пожары и спасти свою жизнь в случае пожара), предлагает спланировать готовый продукт проекта, т.е. результат (коллективную исследовательскую работу с изложением фактических материалов и результатов, изготовление плакатов для участия в городском конкурсе ДТ «Лапландия» по данной теме). Учащиеся распределя- ют обязанности среди членов команды: «оформители», «журналисты» и «аналитики» и определяют сроки работы.
3.Исследовательская деятельность.
В ходе исследовательской деятельности, используя разнообразные формы работы (опрос, наблюдение, изучение литературных источников), учащиеся выяснили, что огонь издавна был другом человека. Наши предки считали его живым существом и поклонялись ему. Огонь помогал людям бороться за существование. Проходили годы и века. Постепенно люди лучше узнали огонь и он утратил силу божества. Но другом и помощником быть не перестал. Наши древние предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они «приручили» его, поселили его в своих пещерах.
Он помогал людям выживать, готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок древнего человека. Огонь – давний друг человека. Но об огне, как о друге мы нередко забываем. А ведь с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит в повседневном быту и на производстве. При помощи огня человек обеспечил себя теплом и светом . Без него сегодня невозможна жизнь человека на нашей планете: огонь плавит руду , приводит в движение автомашины, пароходы, самолёты, ракеты, помогает вырабатывать электроэнергию, печёт хлеб , варит сталь , стекло , лечит .
Сила у огня-друга огромная. Но если с его силой обращаться неосторожно и неумно, то огонь может стать страшным, коварным врагом! Каждые 5 секунд на нашей планете возникает новый пожар. Огонь не щадит музеи и библиотеки, театры и школы, леса и хлебные поля. В результате – убытки. А самое главное – десятки тысяч человеческих жизней, среди них и дети. Чтобы этого не было, дети всегда должны осторожно обращаться с огнём, газом, электричеством, внимательно присматривать за младшим братом или сестрой, за всеми малышами. Ведь очень большое количество пожаров связано с конкретной детской шалостью и неосторожностью.
4.Результаты или выводы.
На данном этапе исследования ребята делают вывод, что пожар - это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Пожар – не случайность, а результат легкомыслия и беспечности, поэтому гипотеза о том, что огонь является другом человека, когда с ним правильно обращаешься, подтвердилась.
Учащиеся формулируют причины пожаров в жилых помещениях:
- неосторожное обращение со спичками;
- брошенные не затушенные окурки;
- искры при огневых работах;
- неправильная эксплуатация печей;
- неправильная эксплуатация газовых приборов;
- неправильная эксплуатация электрических приборов;
- пиротехника.
Учитель помогает учащимся сформулировать правила действий при пожаре, которые оформляются на стенде:
- если огонь небольшой, можно сразу же затушить его, набросив на него
плотную ткань (например, одеяло) или вылив ведро воды;
- если загорелся электроприбор, нужно немедленно отключить его от сети, а затем набросить плотную ткань;
- если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место, и только после этого позвони в пожарную службу по телефону 01 или попроси об этом взрослых;
- если не можешь убежать из горящей квартиры, позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры, причину возгорания, после этого зови из окна на помощь прохожих;
- при пожаре дым гораздо опаснее огня, большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если почувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки, закрой нос и рот мокрой тряпкой и продвигайся к выходу ползком – внизу дыма меньше.
- ожидая приезда пожарных, не паникуй и не выпрыгивай из окна: тебя обязательно спасут.
5.Представление готового продукта.
В завершении исследовательской работы учащимися класса был представлен устный отчёт с демонстрацией материалов, на основе которого была оформлена стенгазета-буклет с памяткой действий при пожаре. На уроке изобразительного искусства и дома при помощи родителей каждым учеником класса были изготовлены плакаты и рисунки по данной теме. Самые интересные работы были отправлены на городской конкурс, объявленный ДТ «Лапландия».
6.Оценка процесса и результатов работы.
Подводя итоги работы, учащимся вновь были заданы вопросы: «Огонь - друг или враг?», «Твои действия при пожаре?»; на этот раз правильно ответили все ученики класса.
17. Используемая литература:
1) Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
2) Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 1-4 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: ООО “Фирма «Издательство АСТ»,1999.
3) Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жиз-недеятельности I-XI классы. М.: “Просвещение”, 1994
4) Шишкина Н.К. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. - М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Пожарная безопасность"
Презентация по данной теме использовалась на уроке ОБЖ в начальной школе....
Сценарий внеклассного мероприятия по ОБЖ. Агитбригада по пожарной безопасности "Спички детям не игрушка!". 2 класс
Сченарий по проведению внеклассного мероприяние. Предмет ОБЖ...
Презентация к внеклассному мероприятию по ОБЖ. Агитбригада по пожарной безопасности "Спички детям не игрушка!". 2 класс
Презентация к внеклассному мероприятию по ОБЖ. Агитбригада по пожарной безопасности "Спички детям не игрушка!". 2 класс...
Урок-презентация по основам пожарной безопасности на тему: «Пожарная безопасность. Служба спасения 01»
Цели:- познакомить детей с правилами пожарной безопасности;- предупредить баловство детей с огнём.Задачи:- научить детей быстро оценивать опасную ситуацию, принимать оптимальное решение для её преодол...
кроссворд по теме "Пожарная безопасность"
Главные понятия по пожарной безопасности :огонь, спички, пожар, огнетушитель...
Внеклассное мероприятие на тему: «Пожарная безопасность в лесу»
Цель: организация совместной деятельности по привитию практических навыков поведения детей, способствующих пожарной безопасности в лесу....
Родительское собрание по пожарной безопасности Тема: «Пожарная безопасность»
Родительское собрание по пожарной безопасностиТема: «Пожарная безопасность»Цель: Привлечь внимание родителей к проблемепожарной безопасности.Задачи:1. Расширять кругозор родителей о п...