Родительское собрание "Трудовое воспитание в начальной школе"
презентация к уроку ( класс) на тему
Трудовое воспитание младших школьников - составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу школьникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к родительскому собранию "Трудовое воспитание в начальной школе" | 1.43 МБ |
Доклад к презентации | 33.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Фадюшина Лариса Петровна,
МБОУ «Ямальская школа – интернат»
Зам. директора по УВР на первой ступени обучения,
учитель начальных классов.
Трудовое воспитание младших школьников.
Трудовое воспитание младших школьников – составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя привитие школьникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности.
К задачам воспитания трудового сознания у младших школьников относятся:
– разъяснение ученикам общественной значимости различных профессий, их важности и необходимости;
– знакомство младших школьников с особенностями социально-производственной инфраструктуры села, района;
– привитие элементарных трудовых навыков;
– формирование положительной направленности к трудовой деятельности.
Научить детей некоторым трудовым приемам еще не означает сближение школы с жизнью, необходимо изменить сам учебно-воспитательный процесс, используя разнообразные формы и методы его активизации.
Так, положительное отношение к труду взрослых, уважение к человеку труда формируют учителя начальной школыпосредством широкого применения технологии игровой деятельности. На уроках и во внеурочной деятельности учителя начальных классов используютсюжетно-ролевые игры, которые дают возможность в игровой форме воспроизводитьтрудовую деятельность представителей различных профессий, ситуации общения, выполнять трудовые действия, наблюдаемые в быту. Игры на трудовые сюжеты позволяют детям самим исполнять роли продавцов, машинистов, контролеров, строителей и т.д. Эта деятельностьпомогаетшкольникам лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., осознать значение различных профессий.
Например, в предновогодние дни учительницапроводитролевуюигру «Мастерская Деда Мороза и Снегурочки». Школьники распределяют между собой роли: одним поручается подготовить оформление кабинета к новогоднему празднику, другим – организовать выставку сказочныхрисунков, третьим – расписать окна зимними узорами, четвертым – приготовить сюрприз – поздравление для одноклассников, родителей. В результате все заняты конкретными делами, в классеподдерживается бодрое трудовое настроение, дети с охотой выполняют свои обязанности, расширяется сфера их потребностей в новых видах труда и практической деятельности.
Основным направлением воспитания трудового сознания у младших школьников является профпросвещение, чему способствуют заочные и очные экскурсии на предприятия, которые мы организуем с помощью родителей:
- в пожарную часть;
- в полицию;
- на почту;
- в медицинские учреждения (в больницу, аптеку, и т.д.);
- впродовольственные и промышленные магазины;
- в музеи и др.
Младшие школьники во время экскурсий в самом общем виде знакомятся с технологией изготовления той или иной продукции, с орудиями труда, имеют возможность непосредственного общения с людьми, занятыми в конкретной сфере производства.
Знания становятся полнее и прочнее, если они находят применение в практической деятельности, в рамках которой в начальной школе проводятся следящие мероприятия:
- выполнение рисунков и поделок по результатам экскурсий;
- организация конкурсов, выставок, соревнований, увлекающих детей и создающих условия для формирования направленности к трудовой деятельности;
- развитие творческих способностей и познавательных интересов младших школьников входе встреч с представителями разных профессий на базе школы и класса;
- совместная с родителями подготовкак выставкам «Осенний калейдоскоп», «Букет для мамы», «Я и дорога», формирующая интерес к тому или иному виду деятельности;
- изготовление изделий из различных материалов и участие в конкурсах выпечки, елочных украшений, открыток к различным знаменательным датам;
- на фоне появления ряда инновационных направлений деятельности появились новые формы деятельности детей:
1) в рамках первого направления (оформление и презентация подарков) детиготовят своими руками подарки родителям и одноклассникам;
2) в рамках второго направления (реализация нанотехнологического образования) появились конкурсы «Нанотехнологии и дети», «Безопасный интернет» и др.;
3) волонтерская деятельность – оказание помощи пожилым людям, социальным организациям и учреждениям культуры и участие в социальных акциях (помощь младшим школьникам в освоении Модели «1ученик – 1компьютер», выступления с познавательными программами перед дошколятами вместе со школьным библиотекарем, помощь районному музею и т.д.)
Стимулирование трудовой активности выполняет задачу – привлечь внимание учеников к труду, пробудить у них любознательность, познавательный интерес, трудолюбие. Этому способствуют различные виды труда:
- самообслуживание (уход за своими вещами, изготовление и ремонт учебно-наглядных пособий, библиотечных книг);
- хозяйственно-бытовой труд(уборка классов и учебных помещений)
- труд в природе (уход за растениями и животными, сбор лекарственного сырья, работа по благоустройству территории пришкольного участка);
- ручной труд (изготовление поделок и кулинарных изделий);
- художественный труд (оформление и презентация рисунков, выставок, экспозиций, уголков творчества и т.д.).
Анализ программ и учебных пособий, подготовленных для начальной школы, указывает на то, что учебно-воспитательный процесс содержит большие возможности для воспитания трудовой активности. Поэтомунаши педагогишироко и многоаспектно используютвсе элементы воспитательных воздействий на формирование трудовой активности наших учеников. Так, например, предшкольники со своими первыми учителями Н.И.Худи, Е.Х.Сэротэтто и И.Н.Худи строят чумы в технике мозаика, мастерят нарты из пластелина, так познают мир. Л.А.Скочина, Н.В Дышук., А.В., Чарикова А.В.Вылка, В.И. Иванова со своимиробкими первоклассниками не только запоминают первые правила рабочего человека, но и на практике отрабатывают первые трудовые навыки: склеивают, вырезают, лепят, конструируют. Мы рады, что у ребят первых классов есть традиция в день Знаний совместно с родителями высаживать деревья – символ жизни и процветания! А
Прилежные второклассники Л.Н.Вагановой, Л.И. Окотэтто, Э.Ю.Шорваевой уверенно измеряют, чертят, читают простейшие чертежи, ученики Л.И. Гордеевой создают классную газету «Суляко», Л.Г. Подоляко печатают книжки – малышки, Л.П.Горынцевой и Е.В.Конашевой создают учебные проекты, защищают на различных конкурсах.
В классных кабинетах у любознательных третьеклассников В.И. Дармограй, О.С.Арешко, А.А.Сэротэтто часто можно увидеть необычные выставки поделок из солёного теста, глины, тканей, нитей и даже бытовых отходов – всё идёт в дело! Творчество и труд детям радость несут! Инициативные ученики и родители Н.Д. Никовской ухаживают за школьным аквариумом и разводят рыбок на удивление всем школьникам и её частым гостям. Ребята 3а,б,в отличаются особой собранностью и аккуратностью и неслучайно, ихмудрые учителя Н.И Шипунова, Г.П Шахова, Э.Б. Бондаева и заботливые воспитатели Т.З.Гаврилова, И.И.Мирхайдарова, М. А.Куделина, Н.В. Окотэтто с самого раннего детства приобщают ребяток к самообслуживанию, общественно- полезному труду.
Опытные четвёртые классы участвуют в акциях «Чистый посёлок», «Мы за здоровый образ жизни!», «Безопасный интернет», «Пешеходы и водители», «Солдатский платок» и др. Ученики 4г, 4д, 4еклассов, учителя О.Н.Вершинина, В.И.Фадеенко, Н.А. Фадеева на уроках технологии, окружающего мира, изобразительного искусства создают макеты «Мы строим город», «Ракета на старт!», учебные проекты «Труд человека кормит, а лень – портит!», «Человек славен трудом!», «Дело мастера боится!» и др.
Дежурные по школе4а, 4б, 4в, 4и, 4к классы следят за порядком на переменах.
И генеральная уборка по классу нашим выпускникам «по плечу», этим полезным делом вместе со своими учителями А.М Садоминой, М.В Калюжной, О.В Румянцевой, Н.В.Солодуновой, О.А. Свинаренко занимаются в конце каждой четверти, как и другие классные коллективы с 1класса. Чистота – залог здоровья!
Выпускники начальной школы занимаются шефской работой, помогают младшим ребятам освоить Модель «1ученик – 1компьютер», выступают с познавательными программами перед дошколятами вместе со школьным библиотекарем М.А. Зитляужевой. Есть среди наших учеников и волонтёры - помощники районного музея: Шарко Елена 4д класс), Худи Назар (4е класс), Чайковский Эдуард (4е класс), Петров Савелий (4е класс) и др., с которыми занимается внимательная заботливая хранительница музея З.П.Сафарбекова.
Особую роль в трудовом воспитании младших школьников отводится внеурочной деятельности. Сколько интересных кружков, студий, клубов, которые увлекают наших детей и помогают раскрыть множество талантов и воспитывают привычку трудиться с увлечением. Инициаторами, организаторами и руководителями кружков являются:
- С.А. Каменева - кружок «Акварель»;
- Т.А Закусило «Бисерные переливы»;
- М.А Куделиной «Белая ладья»;
- А.Н Бердниковой «Мульти-Пульти»;
- З.Х.Казанлиевой «Умелые ручки»;
- И.В. Анагуричи «Шалуны», «Чудо из бумаги»;
- Л.А. Буянова «Волшебный клубок»;
- К.Л Сусой «Палитра» и др.
Трудовую активность младших школьников повышают смотры, выставки, конкурсы на изготовление лучшего проекта. И нам есть чем гордиться!
Результаты говорят сами за себя: Наши ученики с первого класса участвуют и становятся победителями, призёрами различных конкурсов от школьного уровня до международного! Вот некоторые из них:
- Победители муниципального тура международного конкурса «Гренадёры вперед!» в номинации художественный образ с работой рукописная книга «Высок и свят их подвиг незабвенный», 2а класс (классный руководитель Е.В.Конашева) с работой рукописная книга «Моя семья хранит память», Е.Ховроничева ученица 4д класса (классный руководитель В.И.Фадеенко)
- Победители муниципального конкурса «От сердца к сердцу» в номинации «Открытка к 9мая», ученики 4в класса (классный руководитель О.В.Румянцева)
- Победители международного литературно-педагогического читательского конкурса «Добрая лира» в номинации «Презентации, фильмы», коллектив учащихся 4е класса, (руководитель кружка «Мульти – Пульти» А.Н.Бердникова).
- Победители муниципального конкурса учебных проектов: Киселёва М., ученица 3г класса (классный руководитель В.И. Дармограй), Герман А., ученик 4е класса( классный руководитель Л.П.Фадюшина) Драп Ирина, ученица 3е класса (классный руководитель О.С.Арешко).
- Победитель муниципального конкурса «Ученик года-2015» Драп Ирина, ученица 3е класса (классный руководитель О.С.Арешко).
Воспитание положительного отношения к труду и творчествуна уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности выполняет следующие функции:
- формирует у ребят представления об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества, государства;
- формирует положительное отношение к труду;
- воспитывает творческую активность и способность ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека;
- развивает многие жизненно важные качества личности: лидерские, организаторские, волевые.
Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется его самооценка. Под влиянием успехов в трудовой деятельности повышаетсяавторитет школьника в классе.
Каждый родитель мечтает вырастить своего ребенка здоровым и физически развитым, трудолюбивым, заботливым. Это возможно лишь при правильном воспитании ребенка в семье и в школе. Умелое сочетание умственного и физического труда может обеспечить гармоничное развитие личности.
Воспитывая в труде и для труда, семья и школа должна пробуждать в учащихся дух коллективизма, желание жить и трудиться в коллективе, учить творить прекрасное, строить жизнь по законам красоты, воспитывать нового человека.
Трудовое воспитание – это гармония трёх начал: надо, трудно и прекрасно! Слова В.А. Сухомлинского несут глубокий смысл.
Благодарственными письмами были отмечены родители учеников начальной школы: Михины Дмитрий Серекович и Анастасия Петровна, Худи Иван Сюнскович и Анагуричи Анжелика Викторовна, Худи Сергей Азипович и Екатерина Михайловна, Пищулины Евгений Викторович и Лидия Леонидовна, Бикбулатовы Эрнест Рашитович и Нина Ивановна, Кадыковы Аскат Алмазбекович и Эльдина Бууданчиевна, Хунзи Наталье Ивановне, Сусой Николай Люсевич и Людмила Енайковна, Оторбековы Ринат Бейшембекович и Корогулова Наргиза Орозбековна, Окотэтто Игорь Янговывич и Нина Аттивна, Вануйто Георгий Петрович и Нина Николаевна, которые не только тесно сотрудничают со школой, но являются добрым примером достойного воспитания своих детей, которые в свою очередь отличаются трудолюбием, старанием, прилежанием в школьной и повседневной жизни.
Пусть слова известного педагога Сухомлинского В.А. являются постулатом по жизни для нас всех: «Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи, ни даже образование, - это ТРУДОЛЮБИЕ».
ЛИТЕРАТУРА.
- Диалоги о воспитании. / Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1985.
- Панков В.А. Трудовое воспитание младших школьников. Пособие для учителей – М.: Просвещение, 1984.
- Калейдоскоп родительских собраний. Методические разработки. Выпуск 1. / Е.Н. Степанова – М.: Творческий центр, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна
ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....
Презентация для родительского собрания на тему: "Роль родителей в воспитании учащихся начальной школы"
В данной презентации предложен мини тест, что бы родители могли определить свой стиль поведения и роль в воспитании своих детей. Значительное внимание уделяется родительким ошибкам....
Родительское собрание на тему: "Роль родителей в воспитании учащихся начальной школы"
Родительское собрание: "Роль родителей в воспитании учащихся начальной школы"...
Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения
Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС»Секция: «Актуальные проблемы гуманитарного цикла»...
Статья Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения
Тезисы выступления учителя начальных классов Черноусовой Ольги Николаевны по теме «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II...
«Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС ».
Актуальность темыСистема экологического образования и воспитания сложилась внутри учебно-воспитательного процесса и продуктивно действует в течение всего учебного процесса....