Родительское собрание на тему: "Роль родителей в воспитании учащихся начальной школы"
учебно-методический материал (1 класс) на тему
Родительское собрание: "Роль родителей в воспитании учащихся начальной школы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_rol_roditeley_v_vospitanii_podrastayushchego_pokaleniya.docx | 25.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему:
«Роль родителей в воспитании учащихся начальной школы».
Автор: Соколова Екатерина Сергеевна
Каждый из нас знает, что фундамент воспитания закладывается в семье. Каждый родитель желает вырастить своего ребёнка счастливым, здоровым, успешным, умным. Чтобы он выбрал правильную дорогу, смог получить хорошую профессию, создал счастливую семью и достойно воспитал своих детей. Об этом думают все родители, и каждый родитель для своего ребёнка желает лучшей доли. Но к сожалению в процессе воспитания возникают разнообразные трудности и многие родители не понимают, почему у них не получается воспитать такого ребенка.
И я бы хотела, что бы вы обратили свое внимание на высказывание Сухомлинского Василия Александровича.
«Воспитывая своего ребенка, ты воспитаешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство».
В.А. Сухомлинский
Начнем с того, что же такое воспитание?
Воспитание - это целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями (это научное определение).
Что же большинство родителей понимает под воспитанием ребенка?
Это тот, который:
- всегда вежливо здоровается, прощается и вообще вежлив со взрослыми, не важно, нравятся ему эти взрослые, или нет;
- реагирует на замечания взрослых искренним раскаянием и возрастающим чувством вины;
- не говорит, пока его не спросят;
- всегда помогает старшим;
- никогда не злится, не обижается и не боится;
- уныло и смирно стоит в очереди больше часа, так же, как окружающие его взрослые;
- не задает много вопросов;
- не интересуется чем попало и не лезет куда попало;
- всегда аккуратно завязывает шапочку, шнурочки, имеет чистый носовой платок и очень чистые руки.
Это картина невротика.
Я бы хотела опять обратить ваше внимание на последнюю часть высказывания Сухомлинского: «ты воспитаешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство». Т.е. для того что бы «воспитать» хорошего человека, надо самому быть хорошим, чтобы счастливого – самому быть счастливым, успешного – успешным, и так далее.
Первая и главная ошибка родителей заключается в том, что они забывают о том, что основным и самым действенным методом воспитания в любой возрастной период является – личный пример.
Вот и получается, что в большей степени ребенок воспримет не то, что вы ему говорите, а то, как живете вы сами. Вы врете - он будет врать; вы не стали личностью – и у него будет мало шансов; вы постоянно ругаетесь – и он будет конфликтным. Недаром психологи говорят, что:
Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.
Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.
Еще одним из важнейших методов семейного воспитания является его стиль. Психологи и педагоги выделяют три основных стиля взаимоотношений взрослых и детей в семье: попустительский, авторитарный и демократический.
Прежде чем я расскажу о них подробнее, мне бы хотелось что бы вы прошли мини тест. С помощью него вы попробуете оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный.
1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)
В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).
4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
А. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?
А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.
9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.
Обработка результатов
Стиль поведения | Номера вопросов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Авторитетный | Б | В | В | Г | В | Г | А | Б | Г | Б |
Авторитарный | А | А | Г | В | Б | Б | Б | А | А | А |
Либеральный | В | Б | Б | Б | А | А | Г | В | В | В |
Индифферентный | Г | Г | А | А | Г | В | В | Г | Б | Г |
Авторитарный стиль (властный, контролирующий) стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстраненные.
Т.е. если вы в своей семье выбрали такой стиль воспитания, то качества вашего ребенка будет следующие: лживость, скрытность, озлобленность, жесткость, безынициативность или протест и полное неприятие авторитета родителей, ребенок вырастает приниженным, завистливым, +6несамостоятельным.
Демократический стиль воспитания (в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») – определяется высоким уровнем вербального (речевого) общения между детьми и родителями; включённостью детей в обсуждение семейных проблем, учётом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, верой в успех самостоятельной деятельности ребёнка.
Т.е. если вы в своей семье выбрали данный стиль воспитания, то будут следующие качества: внимательное, уважительное и неконфликтное, к родственникам и родителям относится заботливо, умеренно выраженная способность к лидерству, умеренная агрессивность, стремление контролировать других, но сам с трудом поддается внешнему контролю.
При попустительском стиле (в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают (вседозволенность). Дети из таких семей в период взросления часто попадают под плохое влияние и в дальнейшем могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет ни каких ценностей, вырастают эгоистичными, конфликтными из-за того, что они не приучены уступать, постоянно недовольны окружающими людьми.
И в заключении я бы хотела сказать, что ребенок – существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе.
Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и вам. Ещё в XIX веке передовые русские писатели и педагоги понимали воспитание как взаимодействие равноправных участников. Отмечали, что все воспитание в семье держится на любви к детям. А любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Формирование положительных эмоций у учащихся начальной школы"
Данное собрание проводилось во 2 классе, в ходе которого родителям были даны рекомендации по формированию позитивных эмоций у детей....
Родительское собрание – практикум Тема: «Роль родителей в нравственном воспитании детей»
Цель: 1. Убедить родителей, что нравственность – это залог успешного существования человека в обществе2. Содействовать укреплению взаимопонимания между взрослыми и детьми посредством...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Презентация для родительского собрания на тему: "Роль родителей в воспитании учащихся начальной школы"
В данной презентации предложен мини тест, что бы родители могли определить свой стиль поведения и роль в воспитании своих детей. Значительное внимание уделяется родительким ошибкам....
Сценарий родительского собрания на тему:"Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"
Сценарий родительского собрания на тему:"Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"...
Памятка к родительскому собранию по теме: "Индивидуальные особенности и склонности учащихся начальной школы"
Памятка для использования на родительском собрании с 1-4 класс...
Родительское собрание на тему: « Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»
Родительское собрание на тему:« Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»Цель: показать важность и необходимость роли родителей в нравственном воспитании своих дете...