Конспект классного часа "Если ты не похож на меня"
классный час (4 класс) на тему

Зубова Елена Владимировна

Конспект тематического классного часа, посвященного дню инвалида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА «ЕСЛИ ТЫ НЕ ПОХОЖ НА МЕНЯ»,

 ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ ИНВАЛИДА

Цель

Вырабатывать у детей правильное и разумное отношение к людям с ограниченными возможностями, воспитывать чувство милосердия к окружающим людям.

Задачи

  • формировать навыки конструктивного поведения и дружеские отношения к окружающим людям;
  • развивать коммуникативные способности, ассоциативное мышление;
  • воспитывать чувство сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства;
  • воспитывать чувство коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу.

Ожидаемые результаты

  • сопереживание, сочувствие людям с ОВЗ;
  • воспитание уважительного и доброжелательного отношения к людям;
  • самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность.

Оборудование

  • ЭОР – компьютер, проектор, музыкальные колонки, веб-камера;
  • толковый словарь;
  • разноцветные цветы по количеству обучающихся;
  • азбука Брайля;
  • дактильная азбука;
  • ленточка;
  • заготовки открыток (цветиков-семицветков).

Ход занятия

Использование дидактического материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ожидаемые

 результаты

I. Мотивирование к деятельности. (Организационный момент)

На доске записана тема занятия.

Работа с толковым словарем.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, кому обращены. Здоровье очень важно для человека. Здоровье - это подарок судьбы. Очень важно научиться беречь этот дар.

- Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?

- Я предлагаю вам вспомнить сказку Валентина Катаева "Цветик - семицветик". А сделаем мы это так: я буду задавать вопросы, а вы - будете отвечать.

- Сколько лепестков было у волшебного цветка? (7)

- Кто помнит волшебные слова? (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели).

- Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей? (Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, инвалид).

- К сожалению, на нашей планете есть немало людей   обделенных   физическим здоровьем, т.е. эти люди  инвалиды  или с  рождения или в результате перенесенной  болезни или  травм. День 3 декабря объявлен международным Днем инвалидов. Это возможность еще раз обратить наше внимание на тех людей, которые живут рядом с нами и нуждаются в сострадании и милосердии.

- А кто такие инвалиды?

Приветствуют учителя.

Отвечают на вопросы.

При помощи словаря находят ответ на вопрос.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

II. Выявление проблемы

У каждого обучающегося цветы разных оттенков.

Практическая игра «Белая ворона».

- Я предлагаю вам разделиться на группы. У каждого из вас есть цветок. Вы должны найти одноклассников с такими же цветами.

У одного из обучающихся будет отличный от всех цветок.  Он не подойдет ни к одной группе.

- Ребята, а почему один из вас остался? Почему никто его не взял в свою группу?

- А как ты себя чувствовал? Было ли тебе обидно?

Учитель подводит детей к тому, чтобы кто-то взял к себе этого ребенка в группу.

Слушают задание. Делятся на группы по цветкам.  

Рассуждают.

Слушают одноклассника. Предлагают ему вступить в любую из групп.

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем.

III. Работа по теме занятия

На экране видеоролик о детях с ДЦП.

Азбука Брайля

Дактильная азбука

Ленточка

Просмотр видеоролика о детях с ДЦП.

(https://www.youtube.com/watch?v=MRogN5VKiP4)

В немецком языке есть понятие "Sonderkind" (зондер кинд) - особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям-инвалидам. Мы тоже называем таких ребят "особые дети".

Практические упражнения

- Сейчас я попрошу вас встать 5 человек, закрыть глаза и представить себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды. Вы должны вернуться на то же самое место.

Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться вокруг себя.

- Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами?  

- Предлагаю выполнить ещё одно задание  « Принеси предмет закрытыми глазами».

 - Подойдите  кто-то один к  книжному шкафу и возьмите  книгу с 3- ей полки. Принесите её мне.

- Что испытывали, при выполнении, этого задания?    Хотелось ли вам снять повязку и  открыть глаза?

- Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. Существует специальная азбука - азбука Брайля, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.

- А как вы думаете,  могут ли слепые люди работать?

-   Есть «Общество слепых», где люди не имея  зрения изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели,  розетки).  

 - Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее?

Практическое упражнение

- Сейчас я неслышно произнесу вам несколько слов - попробуйте понять меня. А теперь каждый желающий может сказать нам пару фраз.

 - А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали.

- Они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника.

- А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт "ладонь в ладонь". Тогда пальцы "говорящего" пишут слово из букв в ладошке "слушателя". Буквы эти особенные. Такой набор "букв" называется дактильной азбукой. Попробуйте сами.

- Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать. Такие дети учатся под Москвой в Загорской специальной школе-интернате. Школа эта - одна на всю страну. Четверо ее выпускников стали докторами наук.

- Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?

Практическое упражнение

- Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну вашу руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.

- Приглашаются ещё 4  человека. Без помощи рук развяжите шнурки на обуви.

- Что испытывали? Что хотелось сделать?

-А верите ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют?  

-Есть еще много заболеваний, которые мешают жить человеку полноценной жизнью.

- Поднимите руку те, кто продал бы за миллион долларов свою ногу, руку, глаза?

- За какую сумму вы согласились бы потерять свой слух?

- А видели ли вы в нашем селе инвалидов? Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. Это и взрослые и дети.

Смотрят видеосюжет.

Проигрывают ситуации.

Делятся переживаниями, ощущениями.

Просматривают азбуку Брайля.

Делают предположения.

Отвечают на вопрос.

Проигрывают ситуации.

Пробуют угадать фразу по губам. Предлагают свои фразы для отгадывания.

Отвечают на вопрос.

Делают предположения. Пробуют изобразить буквы.

Проигрывают ситуации.

Делятся переживаниями, ощущениями.

Делают предположения

Высказываются. Делают вывод, что здоровье самое ценное, что есть у человека.

Отвечают на вопросы. Вспоминают об однокласснице, занимающейся на дому (ребенок-инвалид).

Знакомятся с некоторыми проблемами инвалидов. Воспитывают чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.

IV. Общение On-line по Skype

Виедозвонок в программе Skype с помощью веб-камеры

Видеозвонок однокласснице, занимающейся на дому (ребенок-инвалид).

Общаются, разговаривают.

Воспитывают доброжелательное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

VI. Рефлексия

На столах заготовки открыток в виде цветика-семицветика. На экране вспомогательные слова, пожелания.

- Кто согласен с тем, что «Доброта спасет мир»?  Доброта - вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, ни о чем не прошу, просто будьте добры.

- Если вы хотите сеять добро вокруг себя, тогда возьмите цветики-семицветики, которые лежат у вас на столах, и напишите на них, то, что ближе вашей душе, то, что вы хотите сказать  инвалидам. Вы  можете воспользоваться надписями на доске. В центре напишите, что самое важное вы могли бы им пожелать. А эти открытки мы потом передадим детям.

- Что вы написали в центре цветка?

Пишут пожелания на открытке.

Ответы детей: здоровье.

Воспитывают чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.

V. Итог занятия

- Ребята сегодня  мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями, инвалидах, многие из вас  ощутили  на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить  людям инвалидам. А особенно трудно в нашем мире жить «особым детям. В течение занятия,  по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное  тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый  инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: « Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам».

 - Я,  думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее, чтобы хоть как-то помочь им. Многие  из вас по возможности предложат им свою помощь. А вот как  мы можем помочь им,  я хочу услышать от вас.

Ответы детей: сделать вход и выход из магазинов,  транспорта, предназначенным для инвалидных колясок, помочь перейти дорогу, сходить в магазин, помочь убрать квартиру, уделить внимание.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Все мы такие разные, но так похожи"

Финалист Международного конкурса образовательных проектов «Диалог – путь к пониманию» по вопросам интеграции мигрантов  средствами образования».    Выяснилось, что в классе учатся д...

урок окружающего мира "На что похожа наша планета?"

  ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕАвтор:  Козырева Наталья АлександровнаМесто работы, должность:  МБОУ СОШ№9МО Староминский район, учитель начальных классов Регион:  Краснодарский край ХАРАКТЕРИСТИКИ УРОКА Уровень об...

На что похожа наша планета? ООМ Конспект урока в 1 классе ФГОС

Конспект урока в 1 классе по теме: " На что похожа наша планета?"...

Конспект урока по окружающему миру "На что похожа наша планета"

Конспект составлен к учебнику А.А.Плешакова. К конспекту прилагается презентация. viki.rdf.ru...

Дистанционное обучение. 1 класс. Я и другой, не похожий на меня.

Задание 1. Прочитай. Задание 2. Вспомни, встречал ли ьы когда- нибудь человека, который показался тебе совсем не похожим на тебя? Как он выгляд...

1 б класс Я И ДРУГОЙ, НЕ ПОХОЖИЙ НА МЕНЯ

На контроль выслать задание 2...

Составление картотеки задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов по классам Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт софизмов для 1 класса Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шу

Составление картотеки  задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов  по классам   Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт соф...