Тема: «Наши права и обязанности»
методическая разработка (4 класс) на тему

Пучкова Ольга Владимировна

Методическая разработка

Классный час

Тема: «Знай права, соблюдай обязанности»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.ch_prava_i_obyazannosti_1_polnaya_versiya.docx30.47 КБ
Файл prava.pptx2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя школа № 4» г. Ачинска

Методическая разработка

Классный час

Тема: «Знай права, соблюдай обязанности»

 Пучкова Ольга Владимировна

Учитель начальных классов

2016 г.

Тема: «Знай права, соблюдай обязанности»

 Цель: Повышение социально – правовой компетентности посредством  обучения  навыкам реализации своих прав и обязанностей. Способствовать формированию активной гражданской позиции.

 Педагогическая технология: технология сотрудничества.

Задачи:

образовательные: приобретение учащимися знаний о  правах и обязанностях ребенка в обществе, правилах поведения в школе. Познакомить с основным законом – Конституцией России,  с  «Конвенцией ООН о правах ребенка» и другими документами, отражающими права и обязанности детей

развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания, используя дополнительную литературу. Разностороннее развитие личности,  наблюдательности.

воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного (терпимого) сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения; воспитание грамотности.

социальные: формирование навыка сотрудничества.

исследовательские: Освоение первичных навыки проведения исследований по алгоритму: Тема, цель, гипотеза, сбор информации (Спрошу у другого человека, вспомню, посмотрю в дополнительных источниках), обобщение, выводы, результат. Через рефлексию – учить  детей  размышлять, направлять  на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

Методы обучения:

словесно – эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы;

частично – поисковый – выполнение работы в группах;

наглядно – образный – энциклопедии, презентация,   аудио, отрывки из литературных произведений, иллюстрации..

Форма проведения: классный час с применением педагогической технологии: технологии сотрудничества, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Оборудование: презентация, иллюстрации, аудио - ролик, отрывки из литературных произведений, словари.

Подготовительная работа: 1. приготовить  энциклопедии Даля, Ожигова, словарь Бабенко, В.Антонов «Изучаем права человека», Шабельник «Ваши права». 2.Вопросы для исследования (на листочках) на 3 группы: Найдите,  что обозначает слово закон, право, конституция, конвенция. 3.Листочки разного цвета с изображением Фемиды и календарем правовых дат 4. Презентация - поэтапное  проведение урока.5. Ролик - презентация рефлексия.6. Дети до урока делятся  на группы, выбирают командира группы, садятся вокруг одного стола. 7. Проветривается кабинет.

Ход урока

1.Приветствие (все встают в круг): Рефлексия настроения и эмоционального настроя

Учитель: Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом!

Я предлагаю поздороваться всем тем,

- кто родился зимой, летом, весной, осенью,

-кто пришел с хорошим настроением.

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом –

Станет радостно кругом!

Учитель: Радостно от того, что мы с хорошим настроением собрались сегодня  на классный час для серьезного разговора.

2. Объявление темы и постановка цели занятия ( рефлексия деятельности . Устная )

 Начинаем классный час,

Речь пойдёт  сейчас о вас.

Постарайтесь всё понять,

Много  нового узнать.

Тема занятия «Знай права, соблюдай обязанности»

- как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить?  На какой важный вопрос  нужно ответить?

(Какие  права и обязанности имеют дети? В каких документах они прописаны?)

3.  Работа в группе  (Исследовательская работа)

давайте с вами проведем исследование слов, которые будут сегодня хозяевами нашего классного часа: закон, право, конституция, конвенция,  обязанность.

-   на листах у вас написано задание, перед вами лежат  словари Бабенко, Ожигова, Даля. найдите в них ответы на вопросы.

4. Как возникли наши законы. Необходимость создания законов.

-Давным -  давно  на Земле появились люди, с ними появились главные вопросы:

-Что люди могут делать и чего не могут?

- что обязаны и чего  не обязаны?

На что они имеют право, на что не имеют?

Так в беседах, с помощью различных религий,  в битвах, войнах, в драках появились законы.

1гр. Как в   толковом словаре Бабенко (Стр. 714) разъясняется это слово.

(дети  читают: Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.)

Самая ранняя система закона была сформирована  около 1700 года до н.э. царем Вавилона.

Позже  в эпоху средневековья  действия людей регулировала церковь.(Люди не знали законов природы, если шёл летом снег, гроза, то церковь говорила, что люди сами виноваты в этом, тем самым заставляли людей ей подчиняться)  

В греческой мифологии  богиню правосудия звали – Фемида.  На весах, которые она держит, взвешиваются добрые и злые поступки человека. Глаза у богини завязаны, в знак того, что она судит беспристрастно. т.е. Честно не зависимо кто перед ней мужчина или женщина, богатый человек или бедный…

5. Конституция РФ - главный закон нашей страны

Для того чтобы было равноправие у всех людей по отношению к правосудию   12 декабря 1993г (18 лет назад) был принят  главный закон нашей страны -  Конституция.

2гр. Как Сергей Иванович Ожигов объясняет  слово – Конституция?

(Главный, основной закон нашей страны)

12 декабря является государственным праздником. В конституции прописаны права  и обязанности наших граждан.

6. Разъяснение прав  детей.

3гр. Что такое право?

Как Владимир Иванович Даль в  толковом словаре даёт объяснение этому слову?

(Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми) – толковый словарь Ожегова.

- Зачем вообще нужно знать  права людям? (Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни).

7. Игра « Кто больше угадает прав»

-Что это за документ? (Свидетельство о рождении). О каком праве он вам напоминает? (Право на жизнь Право на имя).

- Какое право может обозначать сердечко? (Право на любовь и заботу). Что значит забота? Кто о вас заботится? (Родители, государственная власть РФ, педагоги, мед. Работники,  психологи, организации по правам ребенка – Опека, соц. защита)

- Что может обозначать домик? (Право на имущество). Можно ли брать чужую вещь без разрешения?

- Как вы думаете, для чего я вам показываю конверт? О каком праве может идти здесь речь? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать друг за другом).

- А о каком праве вам могут напомнить ваши учебники? (Право на учебу).

- Право на медицинскую помощь

- Право на отдых Физминутка (Когда я стану взрослым и купаться захочу, я сам залезу в ванну, 2 крана  откручу, потру живот и спинку веснушки на носу, заверну себя в простынку и в постельку унесу).

8. Организация Объединённых Наций (ООН)

Ребята, а знаете ли вы, что у вас с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира, в том числе и Россия.

2гр.  Как Сергей Иванович Ожигов объясняет  слово- Конвенция

(Международный договор по специальному вопросу)

Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении.

До какого  возраста, согласно Конвенции ООН , человек считается ребенком?

(До 14 лет, до 16 лет, до 18 лет, до21 года).

9. Анализ поступков сказочных героев.

Давайте, поможем сказочным героям отстоять свои права.

( На слайдах: Рассмотри рисунки. Нарушение каких прав изобразил художник.

Статья 5,9,13.)

Ребята, так значит, что вы имеете право делать что хотите, когда хотите и с кем хотите? Так ли это? А если вы вредите своими правами другим людям, то значит, что вы нарушаете права других людей. Рядом с правами прописаны в Конституции,  в Конвенции о правах ребёнка и обязанности.

10.Устав школы. Обязанности учеников. (Рефлексия деятельности . Письменная)

Какие обязанности существуют у учеников и в каком документе они прописаны?

Тест «Соблюдаю ли я устав школы» (ДА+, НЕТ-)

1. Не пропускаю без уважительной причины занятия в школе.

2. хожу всегда аккуратным?

3. Не приношу в школу опасных предметов, которые могут принести вред ребятам?

4. Берегу школьное имущество?

5. Не беру чужие вещи без разрешения владельца?

6. Не дерусь с ребятами на перемене.

7. уважительно отношусь к работникам школы(поварам, учителям, администрации, тех. Персоналу…)

8. приношу форму на занятия физкультурой?

Нужно пользоваться правами не принося вред другим людям. Иначе это будет расцениваться как  нарушение прав  и наказываться по закону РФ.

 11. Анализ ситуаций.

 Сын пришёл со школы, поел и пошёл играть. Мама говорит: сынок убери за собой посуду. А сын отвечает « в конвенции по  правам человека говорится, что я имею право на отдых»

- прав ли сын?

12. Рефлексия содержания учебного материала.(Анкета самоанализа)

- Я узнал сегодня, что у  каждого ребенка есть…….

- все права и обязанности  прописаны в документах, которые называются…..

- мне  было интересно на занятии….

- я запомнил….

-  я никогда не знал, а сегодня узнал, что…

- хочу сказать спасибо…

Вывод: Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим. Знайте свои права и обязанности, стремитесь не нарушать их. 

Я вам желаю счастья.

13. КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ и Афродита.

1 июня – Международный день защиты детей

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

14.Рефлексия  настроения  ролик (Жеребенок)

 

Приложение 1

Права и обязанности учащихся

Федеральный Закон «Об образовании» закрепляет основные конституционные права и свободы учащихся, реализующиеся в сфере образования:

 право на уважение человеческого достоинства;

 свободу совести;

 свободу информации;

 свободу выражения собственных мнений и убеждений;

 право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;

 право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;

 право на охрану здоровья;

 право на выбор образовательного учреждения и на выбор формы получения образования (данным правом обладают только совершеннолетние граждане);

 право на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами;

 право на обучение по индивидуальным учебным планам в пределах государственных образовательных стандартов;

 право на ускоренный курс обучения;

 право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек;

 право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

 право на участие в управлении образовательным учреждением;

 право на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения;

Право на образование и его реализация учащимися связано с выполнением ими следующих обязанностей:

 получить основное общее образование (9 классов);

 соблюдать Устав общеобразовательного учреждения;

 уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения;

 добросовестно учиться;

 бережно относиться к имуществу школы;

 выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час Тема: «Знай права, соблюдай обязанности» Автор презентации: Пучкова Ольга Владимировна Учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа № 4» г. Ачинска

Слайд 2

Добрый день! Здравствуйте! Как настроение?

Слайд 3

Тема занятия: Знай права, соблюдай обязанности

Слайд 4

Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? В каких документах прописаны права и обязанности ребенка? Важные вопросы занятия:

Слайд 5

Прочитаем – многое узнаем Закон – это…… Конституция РФ- это…… Право – это…. Конвенция – это…..

Слайд 6

Что такое законы? Толковый словарь Л.Г. Бабенко Законы – это правила , которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.

Слайд 7

Богиня правосудия- ФЕМИДА На весах, которые она держит, взвешиваются добрые и злые поступки человека. Глаза у богини завязаны, в знак того, что она судит беспристрастно.

Слайд 8

Конституция Российской Федерации- 12 декабря 1993г Словарь русского языка С. И. Ожигов «Конституция – главный закон нашей страны»

Слайд 9

Что такое право? Толковый словарь С.И. Ожегова «С овокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми .»

Слайд 11

Игра « Мы имеем право»

Слайд 12

Что это за документ? О каком праве он вам напоминает?

Слайд 13

Какое право может обозначать сердечко? Что значит забота?

Слайд 14

Что может обозначать дом?

Слайд 15

О каком праве вам могут напомнить ваши учебники?

Слайд 16

О каком праве говорят эти картинки?

Слайд 17

О каком праве говорят картинки?

Слайд 19

Словарь русского языка С. И. Ожигов Конвенция Международный договор по специальному вопросу В 1989г -150 стран мира подписали Конвенцию ООН Организация Объединённых Наций (ООН)

Слайд 20

Обязанности Тест « Соблюдаю ли я устав школы » (ДА+, НЕТ-) 1 . Не пропускаю без уважительной причины занятия в школе. 2. Хожу всегда аккуратным? 3. Не приношу в школу опасных предметов, которые могут принести вред ребятам? 4. Берегу школьное имущество? 5. Не беру чужие вещи без разрешения владельца? 6. Не дерусь с ребятами на перемене. 7. Уважительно отношусь к работникам школы(поварам, учителям, администрации, тех. персоналу … ) 8. Приношу форму на занятия физкультурой?

Слайд 21

Памятка школьнику. 1. Добросовестно учись. 2. Соблюдай дисциплину. пропускай учебные занятия без уважительной причины. 4. Аккуратно веди свой дневник, ведь это твой личный документ, по которому тебя судят. 5. Школа – твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. Относись бережно к имуществу других обучающихся и работников школы. 6. Веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях. 7. Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки. 8.Если потребуется твоя помощь, не раздумывай – помоги. В следующий раз помогут тебе. 9. В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.

Слайд 22

Итоги занятия я никогда не знал , а сегодня узнал………. все права и обязанности прописаны в документах, которые называются … .. - мне было интересно на занятии … . - я запомнил … . -- хочу сказать спасибо …

Слайд 23

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ 1 июня – Международный день защиты детей 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка 10 декабря – День прав человека

Слайд 24

АЗБУКА ПРАВА

Слайд 25

www.themegallery.com Статья 1 Ребенком является каждый человек до 18-летнего возраста Статья 2 В независимости от расы, цвета кожи, пола, языка, религии право на защиту ребенка от всех форм дискриминации

Слайд 26

www.themegallery.com Статья 6,7 Право на жизнь и право на имя Статья 9 Право на защиту от жестокого обращения родителей

Слайд 27

www.themegallery.com Статья 18 Ответственность родителей за воспитание и развитие ребенка ( статья 18, п.п. 1 - 2). Статьи 12, 13, 14, 15 Права ребенка на уважение его взглядов и права свободного выражения этих взглядов по всем затрагивающим его вопросам

Слайд 28

www.themegallery.com Статья 16 Право на защиту от всех форм эксплуатации Статья 31 Право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, а также заниматься искусством и участвовать в культурной и творческой жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: « Наши права и обязанности ». ( 2 класс ).

Материал класного часа знакомит ребят с Конвенцией о правах ребёнка....

Классный час "Наши права и обязанности"

Обобщить знания детей об основных правах ребёнка; развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их пра...

Классный час в 3 классе по теме "Наши права и обязанности"

Классный час с применением педагогической технологии сотрудничества , направлен на приобретение учащимися знаний о  правах и обязанностях ребенка в обществе, правилах поведения в школе....

Классный час на тему "Наши права и обязанности".

Классный час на тему «Наши права и обязанности»Цель: создать условия учащимся для формирования представлений о правах и обязанностях;Задачи:·         расширять ...

классный час на тему "Наши права и обязанности"

На классном часу обсуждаются с учащимися младших кдассов  важные вопросы, появившиеся давным-давно: «Что люди могут делать и чего не могут делать?», «Что они обязаны делать и че...

классный час на тему "Наши права и обязанности"

На классном часу обсуждаются с учащимися младших кдассов  важные вопросы, появившиеся давным-давно: «Что люди могут делать и чего не могут делать?», «Что они обязаны делать и че...

Внеклассное занятие по теме " Наши права и обязанности."

Во время занятия учащиеся (2,3 класс) узнают , какие документы есть у каждого гражданина, где записаны его права и обязанности....