Диагностика родительских представлений о готовности их детей к школе.
консультация ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
Диагностика родительских представлений о готовности их детей к школе
Особенности социальной ситуации развития старшего дошкольника, его взаимоотношений со значимым взрослым можно соотнести с проблемой психологической готовности ребенка с школе. Так, ряд психологов (С.А. Бабаева, Л.Н. Винокуров, В.В. Гроховский, В.В. Каган, Г.М. Чуткина и др.), занимающихся указанной проблемой признают, что в числе факторов, способных затормозить или ускорить формирование психологической готовности ребенка к школе, затруднить или облегчить адаптацию к ней, существенное место занимают особенности семейной микросреды, позиция родителей ребенка. Кроме того, некоторые исследователи считают едва ли не главной, а то и единственной причиной возникновения школьной дезадаптации, психогенного заболевания, или пси хогенного формирования личности ребенка, которое наруша ет его объективный и субъективный статус в школе и семье, затрагивает учебную и вне учебную активность школьника, или хотя бы некоторых ее форм специфические отношения к ребенку в семье, стиль родительского поведения, актуаль ный семейный климат. Так, Е.В. Новикова, основываясь на взглядах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Л.С. Славиной и др., пишет, что «причиной возникновения психогенных на рушений являются не сами по себе промахи в деятельности младшеклассников, а их переживания по поводу этих прома хов». Переживания же ребенка в этом возрасте прямо зависят от его взаимоотношений со значимыми взрослыми (учителем, родителями).
Так называемая родительская готовность к поступле нию ребенка в школу проявляется в различных сферах, как материальной, так социальной и психологической.
В настоящее время число родителей, принимающих ре шение о начале обучения ребенка с шести лет, все возрастает. И как показывают исследования, далеко не все из этих детей психологически готовы к систематическому школьному обу чению.
Результаты исследования А. Юшкова позволили выделить четыре группы родителей по преобладающим моти вам выбора обучения ребенка с шестилетнего возраста.
Для родителей первой группы переход в школу связан с тем, что друзья их ребенка идут в школу (и кому-то из них — семь, кому-то шесть лет и т.д.). Родители при этом полага ют, что детям в сложившейся компании будет легче адапти роваться к изменившимся условиям. Но при этом не учиты вается тот факт, что компании, сохраняющиеся в ходе уче бы — слишком редкий случай для массовой школы.
Вторая группа родителей, объясняя мотивы собствен ного выбора по переходу ребенка из детского сада в школу в возрасте шести лет, оперируют понятием «скука». В «ску ку» входит и собственно скука, и нежелание ребенка под чиняться режимным моментам, например, спать в обед, и занятия, материал которых потенциальным шестилетним школьникам уже как бы известен и т. д. Такого рода роди тельские мнения часто следует рассматривать как некоторую диагностику реального положения дел в группе. На пример, диагностику того, что в группе нет нормальной игровой деятельности. При анализе вышеописанных моти вов необходимо обратить внимание и на того, кто говорит о скучности сада: сам дошкольник или его родители. Зачастую у ребенка чаша весов колеблется (в чем-то скучно, в чем-то интересно), а родители поддерживают его отноше ние к детскому саду, усиливая негативные оценки.
Третья группа родителей полагает, что ребенку следует идти в школу с шести лет потому, что иначе «перегорит» интерес. Этот момент нужно особо рассмотреть, так как он возникает достаточно часто и встречается в разговорах ро дителей и первой, и второй групп. Что имеется в виду? От куда вообще берется уверенность в том, что интерес к шко ле на фоне умения писать и считать ограничивается двумя-тремя месяцами? Интерес к письму или к чтению не явля ется в данном случае, с родительской точки зрения, есте ственным интересом ребенка. Он не составляет сути обсто ятельств детской жизни, потому что ребенка учили читать «к школе», а не для себя — и только в этом контексте чте ние и существует как для ребенка, так и для его родителей. При этом предполагается, что статус школы придаст чте нию особый, школьный, неслучайный статус.
Родители четвертой группы замечают значительные успехи своих детей, поощряют их и считают, что для их развития необходимо отдать ребенка в школу. Родители, воодушевляя дошкольника на новые успехи, утверждают его в мысли и в желании пойти в школу, где ему будет интересно, легко и где ему гарантирован успех. Гарантия успеха, вкус которого ребенку уже известен, и является своего рода подводным камнем для шестилеток, идущих в школу, так как разнообразие их творческих способностей в первый год школьной жизни значит гораздо меньше, чем усидчивость, исполнительность, способность длительно удерживать внимание на одном предмете, что, несомнен но, скажется на самооценке и вере в собственные силы. Следует отметить, что если мотивы, описанные выше, характерны для родителей, чей ребенок психологически не готов к обучению в школе, то это может привести к негативным последствиям в развитии личности ребенка, его дезадаптации в школе и т. д.
Выявлению родительской позиции относительно готов ности к школьному обучению ребенка, а также — особен ностях родительских представлений по данному вопросу способствует также анкета, разработанная О.Н. Истратовой, И.О. Косьяненко.
Анкета для родителей
ФИО (ребенка)__________________________________________________________________
Год рождения ребенка____________________Возраст_______________________________
1. В каком возрасте вы планируете отдать ребенка в школу. Почему?
В 6 лет, потому что6
- друзья, с которыми общается ребенок в детском саду (дома) уже идут в школу и ребенку будет легче осво иться в школе в уже привычной компании;
- ребенку уже «скучно» в детском саду, он уже «вырос из игры», материал занятий в саду уже известен ребенку;
- интерес ребенка к школе, существующий в данный момент, может перегореть до того, как ребенку ис полнится 7 лет;
- ребенок достиг больших успехов и для их развития следует отдать его в школу;
- другие причины (укажите какие)_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
В 7 лет, потому что
- в 6 лет ребенок еще слаб физически и не вынесет школьных нагрузок;
- в 6 лет ребенок еще не умеет читать и не владеет необходимым минимумом знаний и умений для по ступления в школу и успешного в ней обучения;
- в 6 лет ребенок психологически еще не готов стать школьником, его больше привлекает игра, а не учеба;
- другие причины (укажите какие) ______________________________________________________
2. Выберите, что, по-вашему, свидетельствует о готов ности ребенка к школьному обучению (можно выбрать не сколько пунктов)?
- здоровье, физическая выносливость;
- умение общаться со сверстниками;
- умение строить адекватные системе обучения отно шения со взрослыми;
- отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи у ребенка;
- умение читать;
- способность связно говорить, составлять или переска зывать рассказ по законам литературного, а не раз говорного языка;
- развитие тонких движений руки и зрительно-двига тельных координации;
- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
- логичность рассуждений ребенка, способность пости жения основных признаков и связей между явлени ями, способность воспроизвести образец;
- другое (укажите что)________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3. Как вы считаете, насколько ваш ребенок готов в настоящий момент к поступлению в школу и школьному обу чению? Почему? ____________________________________
________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
4. Посещает ли ваш ребенок подготовительные курсы?
- да;
- нет, т. к. ____________________________________
_______________________________________________________________________(укажите причины).
5. Выбрана ли вами школа, в которой будет учиться Ваш ребенок?
- да;
- еще нет;
♦ еще не задумывались над этим.
Если да, то что повлияло на ваш выбор:
- близость к местожительству вашей семьи;
- специфика школы (углубленное изучение иностран ных языков и т. п.);
- применяемые в школе специальные программы обу чения (например, Давыдова, Занкова и т.п.);
- рекомендация знакомых;
- другие причины (укажите какие) _______________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Если да, то учитывались ли при этом склонности и же лания ребенка; рекомендации работающих в настоящее вре мя с ребенком педагогов;
♦ да;
♦ нет, т.к. _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ (укажите причины).
6. Проводите ли вы дома дополнительные занятия с ре бенком для повышения его готовности к поступлению в школу?
♦ да;
♦ нет, т. к. ____________________________________________________
______________________________________________________________________ (укажите причины).
7. Считаете ли вы, что ваша семья материально готова к поступлению ребенка в школу?
♦ да; ♦ еще нет; ♦ еще не задумывались над этим.
8. Располагаете ли необходимыми средствами для покупки всех необходимых ребенку учебников?
♦ да; ♦ еще нет; ♦ еще не задумывались над этим.
9. Считаете ли вы необходимым уделять ребенку допол нительное время в течение его первых школьных дней, ме сяцев?
♦ да; ♦ еще нет; ♦ еще не задумывались над этим
10. Планируете ли вы оставить на время работу (взять отпуск, отгулы и т.п.) либо изменить график рабочего дня для того, чтобы иметь возможность провожать ребенка на занятия и встречать его из школы?
♦ да; ♦ еще нет; ♦ еще не задумывались над этим.
11. Имеется ли у ребенка в вашей семье некое место
(например, шкаф» полка, уголок), за порядок в котором он
самостоятельно отвечает?
♦ да; ♦ еще нет; ♦ еще не задумывались над этим.
12. Планируете ли вы выделить ребенку собственное рабочее место с началом его учебной деятельности?
- да;
- нет, т. к._____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________(укажите причины).
♦ еще не задумывались над этим.
13. Считаете ли вы, что, когда ваш ребенок станет школьником, ему необходимо будет предоставлять больше свободы и самостоятельности в его поведении?
- да,
- нет, т. к. ___________________________________________________
_________________________________________________________________________(укажите причины).
♦ еще не задумывались над этим.
Диагностика особенностей адаптации ребенка к школе
Диагностическая работа с первоклассниками на этапе их адаптации к школе проходит с использованием метода наблюдения, анкетирования, обследования на предмет сформированности предпосылок учебной деятельности (см. «Ди агностика готовности к школе»).
Ниже приводятся некоторые методики, применимые на этапе адаптации ребенка к школьному обучению.
Анкета для родителей первоклассников
Класс
Школа №
Фамилия, имя ребенка
Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.
1. Охотно ли идет ребенок в школу?
- неохотно (ДА)
- без особой охоты (ВДА)
- охотно, с радостью (А)
— затрудняюсь ответить
2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?
- пока нет (ДА)
- не совсем (ВДА)
- в основном, да (А)
- затрудняюсь ответить
3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
- скорее нет, чем да (ДА)
- не вполне (ВДА)
— в основном да (А)
— затрудняюсь ответить
4. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впе чатлениями?
- иногда (ВДА)
- довольно часто (А)
- затрудняюсь ответить
5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
— в основном отрицательные впечатления (ДА)
— положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)
— в основном положительные впечатления (А)
- Сколько времени в среднем тратит ребенок ежеднев но на выполнение домашних заданий? укажите конкрет ную цифру)
- Нуждается ли ребенок в Вашей помощи при выпол нении домашних заданий?
—довольно часто (ДА)
- иногда (ВДА)
- не нуждается в помощи (А)
- затрудняюсь ответить
8. Как ребенок преодолевает трудности в работе?
— перед трудностями сразу пасует (ДА)
— обращается за помощью (ВДА)
— старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА)
- настойчив в преодолении трудностей (А)
- затрудняюсь ответить
9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
- сам этого сделать не может (ДА)
- иногда может (ВДА)
- может, если его побудить к этому (А)
- как правило, может (А)
— затрудняюсь ответить
10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по клас су, обижается на них?
— довольно часто (ДА)
- бывает, но редко (ВДА)
- такого практически не бывает (А)
- затрудняюсь ответить
11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
— нет (ДА)
— скорее нет, чем да (ВДА)
- скорее да, чем нет (А)
- затрудняюсь ответить
Обработка: по преобладающему числу ответов:
А— адаптация
ВДА — возможна дезадаптация
ДА - дезадаптация
Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов
- Тебе нравится в школе или не очень?
- не очень
- нравится
- не нравится
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дом
- бывает по-разному
- иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно ос таться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
— не знаю
— остался бы дома
— пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
— часто
— редко
— не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
- мало
- много
—- нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
— нравятся
- не очень
- не нравятся
Тестирование учащихся в целях диагностики успешно сти адаптации к школьному обучению, предлагается по следующим методикам:
- «Беседа о школе», предназначенная для исследования «внутренней позиции школьника» (авторы: Д.Б.Эльконин, А.Г. Венгер). Показателями «внутренней позиции школьника» являются:
- положительное отношение к поступлению в школу и пребыванию в ней, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни;
- особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;
- отказ от характерных для дошкольного возраста ориентаций в плане организации деятельности и поведения;
- признание авторитета учителя.
- Тест на эмоциональное отношение к школе («Домики»), применяемый в целях выявления полюса преобладающих эмоций по отношению к школе и школьному обучению (авторы: Д.Б.Эльконин, А.Г. Венгер);
- Методика изучения мотивов учения, предназначенная для диагностики ведущей мотивации учения (автор М.Ю. Гинзбург). При диагностике выявляются преобладающие мотивы посещения школы и обучения из следующего ряда: позиционный, учебный, игровой, мотив получения отметки, социальный, внешний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика готовности детей к школе
Особенности подготовки детей к школе...
Диагностика речевой готовности детей к школе.
Каждый поступающий в школу ребенок, прежде всего за годы обучения в начальной школе, должен хорошо овладеть грамотой, то есть научиться читать и писать. Правильное...
Педагогическая диагностика готовности детей к школе
Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей...
Родительское собрание на тему "Подготовка детей к школе."
Родительское собрание для родителей будущих первоклассников на тему: "Ваш ребёнок идёт в первый класс.Подготовка детей к школе"....
Педагогическая диагностика готовности детей к школе
Я представила этапы педагогической диагностики готовности детей к школе (1 класс)....
Методические рекомендации по диагностике готовности детей к школе
В материале представлены разные виды диагностического тестирования будущих первоклассников....
Доклад на родительское собрание «Психологическая готовность современных детей к обучению в школе и адаптация первоклассников»
"Психологическая готовность современных детей к обучению в школе и адаптация первоклассников"...