Диагностика родительских представлений о готовности их детей к школе.
консультация ( класс) на тему

Диагностика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost.doc116.12 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика родительских представлений о готовности их детей к школе

Особенности социальной ситуации развития старшего дошкольника, его взаимоотношений со значимым взрослым можно соотнести с проблемой психологической готовности ребенка с школе. Так, ряд психологов (С.А. Бабаева, Л.Н. Винокуров, В.В. Гроховский, В.В. Каган, Г.М. Чуткина и др.), занимающихся указанной проблемой признают, что в числе факторов, способных затормозить или ускорить формирование психологической готовности ребенка к школе, затруднить или облегчить адаптацию к ней, существенное место занимают особенности семейной микросреды, позиция родителей ребенка. Кроме того, некоторые исследователи считают едва ли не главной, а то и единственной причиной возникновения школьной дезадаптации, психогенного заболевания, или пси хогенного формирования личности ребенка, которое наруша ет его объективный и субъективный статус в школе и семье, затрагивает учебную и вне учебную активность школьника, или хотя бы некоторых ее форм специфические отношения к ребенку в семье, стиль родительского поведения, актуаль ный семейный климат. Так, Е.В. Новикова, основываясь на взглядах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Л.С. Славиной и др., пишет, что «причиной возникновения психогенных на рушений являются не сами по себе промахи в деятельности младшеклассников, а их переживания по поводу этих прома хов».  Переживания же ребенка в этом возрасте прямо зависят от его взаимоотношений со значимыми взрослыми (учителем, родителями).

Так называемая родительская готовность к поступле нию ребенка в школу проявляется в различных сферах, как материальной, так социальной и психологической.

В настоящее время число родителей, принимающих ре шение о начале обучения ребенка с шести лет, все возрастает. И как показывают исследования, далеко не все из этих детей психологически готовы к систематическому школьному обу чению.

 Результаты исследования А. Юшкова позволили выделить четыре группы родителей по преобладающим моти вам выбора обучения ребенка с шестилетнего возраста.

Для родителей первой группы переход в школу связан с тем, что друзья их ребенка идут в школу (и кому-то из них — семь, кому-то шесть лет и т.д.). Родители при этом полага ют, что детям в сложившейся компании будет легче адапти роваться к изменившимся условиям. Но при этом не учиты вается тот факт, что компании, сохраняющиеся в ходе уче бы — слишком редкий случай для массовой школы.

Вторая группа родителей, объясняя мотивы собствен ного выбора по переходу ребенка из детского сада в школу в возрасте шести лет, оперируют понятием «скука». В «ску ку» входит и собственно скука, и нежелание ребенка под чиняться режимным моментам, например, спать в обед, и занятия, материал которых потенциальным шестилетним школьникам уже как бы известен и т. д. Такого рода роди тельские мнения часто следует рассматривать как некоторую диагностику реального положения дел в группе. На пример, диагностику того, что в группе нет нормальной игровой деятельности. При анализе вышеописанных моти вов необходимо обратить внимание и на того, кто говорит о скучности сада: сам дошкольник или его родители. Зачастую у ребенка чаша весов колеблется (в чем-то скучно, в чем-то интересно), а родители поддерживают его отноше ние к детскому саду, усиливая негативные оценки.

Третья группа родителей полагает, что ребенку следует идти в школу с шести лет потому, что иначе «перегорит» интерес. Этот момент нужно особо рассмотреть, так как он возникает достаточно часто и встречается в разговорах ро дителей и первой, и второй групп. Что имеется в виду? От куда вообще берется уверенность в том, что интерес к шко ле на фоне умения писать и считать ограничивается двумя-тремя месяцами? Интерес к письму или к чтению не явля ется в данном случае, с родительской точки зрения, есте ственным интересом ребенка. Он не составляет сути обсто ятельств детской жизни, потому что ребенка учили читать «к школе», а не для себя — и только в этом контексте чте ние и существует как для ребенка, так и для его родителей. При этом предполагается, что статус школы придаст чте нию особый, школьный, неслучайный статус.

Родители четвертой группы замечают значительные успехи своих детей, поощряют их и считают, что для их развития необходимо отдать ребенка в школу. Родители, воодушевляя дошкольника на новые успехи, утверждают его в мысли и в желании пойти в школу, где ему будет интересно, легко и где ему гарантирован успех. Гарантия успеха, вкус которого ребенку уже известен, и является своего рода подводным камнем для шестилеток, идущих в школу, так как разнообразие их творческих способностей в первый год школьной жизни значит гораздо меньше, чем усидчивость, исполнительность, способность длительно удерживать внимание на одном предмете, что, несомнен но, скажется на самооценке и вере в собственные силы.  Следует отметить, что если мотивы, описанные выше, характерны для родителей, чей ребенок психологически не готов к обучению в школе, то это может привести к негативным последствиям в развитии личности ребенка, его дезадаптации в школе и т. д.

Выявлению родительской позиции относительно готов ности к школьному обучению ребенка, а также — особен ностях родительских представлений по данному вопросу способствует также анкета, разработанная О.Н. Истратовой, И.О. Косьяненко.

 Анкета для родителей

ФИО (ребенка)__________________________________________________________________

Год рождения ребенка____________________Возраст_______________________________

1. В каком возрасте вы планируете отдать ребенка в школу. Почему?

В 6 лет, потому что6

  • друзья, с которыми общается ребенок в детском саду (дома) уже идут в школу и ребенку будет легче осво иться в школе в уже привычной компании;
  • ребенку уже «скучно» в детском саду, он уже «вырос из игры», материал занятий в саду уже известен ребенку;
  • интерес ребенка к школе, существующий в данный момент, может перегореть до того, как ребенку ис полнится 7 лет;
  • ребенок достиг больших успехов и для их развития следует отдать его в школу;
  • другие причины (укажите какие)_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

В 7 лет, потому что

  • в 6 лет ребенок еще слаб физически и не вынесет школьных нагрузок;
  • в 6 лет ребенок еще не умеет читать и не владеет необходимым минимумом знаний и умений для по ступления в школу и успешного в ней обучения;
  • в 6 лет ребенок психологически еще не готов стать школьником, его больше привлекает игра, а не учеба;
  • другие причины (укажите какие)  ______________________________________________________

     2. Выберите, что, по-вашему, свидетельствует о готов ности ребенка к школьному обучению (можно выбрать не сколько пунктов)?

  • здоровье, физическая выносливость;
  • умение общаться со сверстниками;
  • умение строить адекватные системе обучения отно шения со взрослыми;
  • отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи у ребенка;
  • умение читать;
  • способность связно говорить, составлять или переска зывать рассказ по законам литературного, а не раз говорного языка;
  • развитие тонких движений руки и зрительно-двига тельных координации;
  • интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
  • логичность рассуждений ребенка, способность пости жения основных признаков и связей между явлени ями, способность воспроизвести образец;
  • другое (укажите что)________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3. Как вы считаете, насколько ваш ребенок готов в настоящий момент к поступлению в школу и школьному обу чению? Почему?                                ____________________________________

________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

4. Посещает ли ваш ребенок подготовительные курсы?

  • да;
  • нет, т. к.           ____________________________________

_______________________________________________________________________(укажите причины).

5.  Выбрана ли вами школа, в которой будет учиться Ваш ребенок?

  • да;    
  • еще нет;  

♦ еще не задумывались над этим.
Если да, то что повлияло на ваш выбор:

  • близость к местожительству вашей семьи;

  • специфика школы (углубленное изучение иностран ных языков и т. п.);
  • применяемые в школе специальные программы обу чения (например, Давыдова, Занкова и т.п.);
  • рекомендация знакомых;
  • другие причины (укажите какие) _______________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Если да, то учитывались ли при этом склонности и же лания ребенка; рекомендации работающих в настоящее вре мя с ребенком педагогов;

♦        да;

♦ нет, т.к. _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________    (укажите причины).

6. Проводите ли вы дома дополнительные занятия с ре бенком для повышения его готовности к поступлению в школу?

♦ да;

♦ нет, т. к.            ____________________________________________________

______________________________________________________________________ (укажите причины).

7.        Считаете ли вы, что ваша семья материально готова к поступлению ребенка в школу?

♦        да;     ♦ еще нет;    ♦ еще не задумывались над этим.

8.        Располагаете ли необходимыми средствами для покупки всех необходимых ребенку учебников?

♦        да;     ♦ еще нет;    ♦ еще не задумывались над этим.

9.        Считаете ли вы необходимым уделять ребенку допол нительное время в течение его первых школьных дней, ме сяцев?

♦        да;     ♦ еще нет;     ♦ еще не задумывались над этим

10.        Планируете ли вы оставить на время работу (взять отпуск, отгулы и т.п.) либо изменить график рабочего дня для того, чтобы иметь возможность провожать ребенка на занятия и встречать его из школы?

♦        да;     ♦ еще нет;    ♦ еще не задумывались над этим.

11.        Имеется ли у ребенка в вашей семье некое место
(например, шкаф» полка, уголок), за порядок в котором он
самостоятельно отвечает?

♦        да;     ♦ еще нет;    ♦ еще не задумывались над этим.

12.        Планируете ли вы выделить ребенку собственное рабочее место с началом его учебной деятельности?

  • да;
  • нет, т. к._____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________(укажите причины).

♦        еще не задумывались над этим.

13. Считаете ли вы, что, когда ваш ребенок станет школьником, ему необходимо будет предоставлять больше свободы и самостоятельности в его поведении?

  • да,        
  • нет, т. к.        ___________________________________________________

_________________________________________________________________________(укажите причины).

♦ еще не задумывались над этим.

Диагностика особенностей адаптации ребенка к школе

Диагностическая работа с первоклассниками на этапе их адаптации к школе проходит с использованием метода наблюдения, анкетирования, обследования на предмет сформированности предпосылок учебной деятельности (см. «Ди агностика готовности к школе»).

Ниже приводятся некоторые методики, применимые на этапе адаптации ребенка к школьному обучению.

Анкета для родителей первоклассников

Класс

Школа №

Фамилия, имя ребенка

Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.

1. Охотно ли идет ребенок в школу?

  • неохотно (ДА)
  • без особой охоты (ВДА)      
  • охотно, с радостью (А)
    — затрудняюсь ответить

2.        Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?

  • пока нет (ДА)
  • не совсем (ВДА)
  • в основном, да (А)
  • затрудняюсь ответить

3.        Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

  • скорее нет, чем да (ДА)
  • не вполне (ВДА)        

—        в основном да (А)

—        затрудняюсь ответить

4.        Часто ли ребенок делится с Вами школьными впе чатлениями?

  • иногда (ВДА)
  • довольно часто (А)
  • затрудняюсь ответить

5.        Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

—        в основном отрицательные впечатления (ДА)

—        положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)

—        в основном положительные впечатления (А)

  1. Сколько времени в среднем тратит ребенок ежеднев но на выполнение домашних заданий? укажите конкрет ную цифру)
  2. Нуждается ли ребенок в Вашей помощи при выпол нении домашних заданий?

—довольно часто (ДА)

  • иногда (ВДА)
  • не нуждается в помощи (А)
  • затрудняюсь ответить

8.        Как ребенок преодолевает трудности в работе?

—        перед трудностями сразу пасует (ДА)

—        обращается за помощью (ВДА)

—        старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА)

  • настойчив в преодолении трудностей (А)
  • затрудняюсь ответить

9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

  • сам этого сделать не может (ДА)
  • иногда может (ВДА)
  • может, если его побудить к этому (А)
  • как правило, может (А)

—        затрудняюсь ответить

10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по клас су, обижается на них?

 — довольно часто (ДА)

  • бывает, но редко (ВДА)
  • такого практически не бывает (А)
  • затрудняюсь ответить

11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

—        нет (ДА)

— скорее нет, чем да (ВДА)

  • скорее да, чем нет (А)
  • затрудняюсь ответить

Обработка: по преобладающему числу ответов:

А— адаптация  

ВДА — возможна дезадаптация

ДА - дезадаптация

Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов

  1. Тебе нравится в школе или не очень?

- не очень

- нравится

- не нравится

  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дом

- бывает по-разному

- иду с радостью

3.        Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно ос таться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

—        не знаю

— остался бы дома

—        пошел бы в школу

4.        Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

  • не нравится
  • бывает по-разному
  • нравится

5.        Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

  • хотел бы
  • не хотел бы
  • не знаю

6.        Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

  • не знаю
  • не хотел бы
  • хотел бы

7.        Ты часто рассказываешь о школе родителям?

—        часто

—        редко

—        не рассказываю

8.        Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

  • точно не знаю
  • хотел бы
  • не хотел бы

9.        У тебя в классе много друзей?

  • мало
  • много

—- нет друзей

10.        Тебе нравятся твои одноклассники?

—        нравятся

  • не очень
  • не нравятся

Тестирование учащихся в целях диагностики успешно сти адаптации к школьному обучению, предлагается по следующим методикам:

  1. «Беседа о школе», предназначенная для исследования «внутренней позиции школьника» (авторы: Д.Б.Эльконин, А.Г. Венгер). Показателями «внутренней позиции школьника» являются:
  • положительное отношение  к поступлению в школу и пребыванию в ней, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни;
  • особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;
  • отказ от характерных для дошкольного возраста ориентаций в плане организации деятельности и поведения;
  • признание авторитета учителя.
  1. Тест на эмоциональное отношение к школе («Домики»), применяемый в целях выявления полюса преобладающих эмоций по отношению к школе  и школьному обучению (авторы: Д.Б.Эльконин, А.Г. Венгер);
  2. Методика изучения мотивов учения, предназначенная для диагностики ведущей мотивации учения (автор М.Ю. Гинзбург). При диагностике выявляются преобладающие мотивы посещения школы и обучения из следующего ряда: позиционный, учебный, игровой, мотив  получения отметки, социальный, внешний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика готовности детей к школе

Особенности подготовки детей к школе...

Диагностика речевой готовности детей к школе.

Каждый поступающий в школу ребенок, прежде всего за годы обучения в начальной школе, должен хорошо овладеть грамотой, то есть научиться читать и писать. Правильное...

Педагогическая диагностика готовности детей к школе

Педагогическая диагностика  готовности детей к обучению в школе  и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей...

Родительское собрание на тему "Подготовка детей к школе."

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников на тему: "Ваш ребёнок идёт в первый класс.Подготовка детей к школе"....

Педагогическая диагностика готовности детей к школе

Я представила этапы педагогической диагностики готовности детей к  школе (1 класс)....

Методические рекомендации по диагностике готовности детей к школе

В материале представлены разные виды диагностического тестирования будущих первоклассников....

Доклад на родительское собрание «Психологическая готовность современных детей к обучению в школе и адаптация первоклассников»

"Психологическая готовность современных детей к обучению в школе и адаптация первоклассников"...