Педагогическая диагностика готовности детей к школе
опыты и эксперименты (1 класс) по теме
Я представила этапы педагогической диагностики готовности детей к школе (1 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_diagnostika_gotovnosti_detey_k_shkole.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Шурыгина Марина Сергеевна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №23 г. Мурманск
«Педагогическая диагностика готовности детей к школе»
В настоящее время система образования столкнулась с проблемой, что качество трудностей в обучении школьников неуклонно растёт.
По данным различных исследований, затруднения в обучении,по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов. Таким образом, учитель должен помочь в профилактике, диагностике, коррекции трудностей в обучении через проектирование хода индивидуального развития каждого ребёнка. Средством определения возможностей ребёнка являются мониторинговые исследования, особенно на этапе освоения новых программ, курсов и методических комплектов.
Сейчас я представлю вашему вниманию свой опыт работы по организации и проведения ПД в 1 классе.
Каждый учитель знает, что начало учебного года – ответственный момент. А у первого класса особая роль в системе начального обучения. Ребёнок не столько проходит программу, сколько готовится стать настоящим учеником. Перед учителем встают вопросы: как будут дети себя чувствовать в школе, как будут учиться, какими они будут – равнодушными и безразличными или проявляющими интерес к знаниям, как построить процесс обучения так, чтобы заинтересовать каждого ученика. Реализовать эти задачи поможет П.Д, которую необходимо проводить с 1 класса, чтобы построить педагогический процесс, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, независимо от выбранных программ и курсов.
Первым этапом моей работы было изучение состояния здоровья детей. Я увидела, что детей с 1 группой здоровья-1человек, со 2 группой- 19 человек, с 3группой- 8 человек. Исходя из этих данных были введены дополнительные уроки здоровья, музыкальные физминутки, прогулки на свежем воздухе( режим ДОУ )
Далее я изучила семью каждого ребёнка, обследовала социально- бытовые условия проживания, данные занесла в социальные карты.
Сегодня очень важно знать мнение родителей о своих детях. Я провела анкетирование родителей, где они указали круг интересов, уровень развития, уровень отношения своих детей. Эта информация помогла мне грамотно построить взаимоотношения с родителями.
Изучив учебно- методическую литературу я определила этапы, цели, направления, содержание ПД.
ПД состоит из трёх этапов, каждый этап из трёх блоков.
I этап –Педагогическая диагностика готовности детей к школе (сентябрь)
Цель – определить предпосылки к овладению грамотой и математикой, наметить пути работы учителя.
Блоки
1 Математическая готовность.
Цель- проверить количественный счёт предметов, умение записывать знакомые цифры, умение срисовывать , сохранить форму, размер, расположение геом. Фигур, умение ориентироваться в пространстве: лево, право, верх, низ.
Я провела тест, состоящий из 5 заданий.
2.Речевая готовность.
Цель - проверить уровень речевого развития ребёнка.
Я проверила - владение навыком чтения, владение устной речью, владение звуковым анализом слов.
3.Развитие сенсомоторной координации и пространственной ориентации.
Цель: определить уровень зрительного анализа, пространственной ориентации, внимания, умение выделять закономерности в чередовании линий, сформированность мышц руки, умение действовать по инструкции.
Виды работ:
-работа на нелинованном листе
-работа на клетчатом листе
-графический диктант
Закончился I этап ПД. Результаты я занесла в индивидуальные и общие карты развития учеников, определила группы с хорошим, средним, низким уровнем подготовки к школе.
Составила общую диаграмму диагностики и увидела:
1) учащихся с высоким уровнем подготовки к школе – нет,
2) с хорошим уровнем- 5 человек,
3) со средним уровнем- 14 человек
4) с низким уровнем- 9 человек.
Выявила общие и индивидуальные проблемы I этапа в классе, составила план коррекционной работы с учётом обозначенных проблем.
Общие проблемы (для всего класса)
1.Плохое владение звуковым анализом слов.
2.Несформированность мышц тонкой моторики руки.
3.Трудности ориентации в пространстве
Например ( моторика)
- уроки труда, ИЗО, физкультуры, физминутки;
- штриховки, графические диктанты, обведение по образцу, по трафаретам;
- консультирование родителей( нанизывание бус, шнуровка, расстёгивание и застёгивание пуговиц, работа с конструкторами, мозаикой, вышивание, лепка…)
Мной продуман и план развивающего обучения детей с хорошим уровнем подготовки к школе. Например: творческие работы, логические задания, задания повышенной трудности, задания на формирование самостоятельности.
Таким образом, коррекционно – развивающая работа осуществляется через уроки, внеклассную работу, часы школьного компонента, индивидуальное консультирование родителей
Параллельно свои диагностики провели логопед и психолог школы.
Все полученные результаты педагога, психолога и логопеда показали, что необходима слаженная коррекционная работа всех специалистов со всем классом, с группами учащихся и индивидуальная работа с отдельными учениками.
I этап ПД показал уровень подготовки к школе каждого ученика и всего класса.
В декабре месяце я провела II этап П. Д.-Промежуточная диагностика.
Цель - увидеть динамику развития учащихся, наметить пути изменения коррекционной работы учителя.
II этап состоит из тех же самых блоков. Даны похожие задания, но в усложнённом варианте, добавлены новые задания.
Также все данные занесла в индивидуальные и общие карты развития учащихся. Определила детей с хорошим, средним и низким уровнем развития.
Составила общую диаграмму:
- учащихся с высоким уровнем – нет
- с хорошим уровнем -22 человека
- со средним уровнем- 7 человек
- с низким уровнем- нет
Проанализировав результаты педагогической диагностики, результаты работы психолога и логопеда я сделала вывод о целесообразности проводимой нами коррекционно – развивающей работы. Она построена правильно и дала эффективный результат , видно продвижение учащихся и динамика их развития.
ДИАГРАММЫ в сравнении
Но в то же время, у нас ещё продолжает вызывать тревогу группа детей, у которых плохо сформированы мышцы руки, что негативно сказывается на письме учащихся.
Следовательно, необходимо внести изменения в коррекционно - развивающую работу и больше внимания уделить на индивидуализацию этих занятий.
Например: штриховки, графические диктанты, работа с трафаретом, срисовывание по образцу и другие.
По результатам II этапа П Д увеличилось количество детей с хорошим уровнем развития и, поэтому работа с этими детьми была построена с учётом развития учащихся:
- организация дифференцированного обучения;
- парная, групповая работа,
- система творческих заданий,
- даём больше заданий на развитие самостоятельности.
Я увидела, что за три месяца мои учащиеся подросли, повзрослели. Их стали интересовать разные предметы, они стали более общительными, более любознательными, заинтересованными в обучении.
Март – апрель – это время III этапа П. Д - Итоговая диагностика.
Цель – подвести итог работы за год, увидеть успехи каждого ученика, проверить усвоение элементов стандарта за 1 класс.
III этап состоит из тех же блоков, но я включила параллельно диагностическим тестовым работам с изменённым и усложнённым вариантом, диагностические итоговые работы по математике и русскому языку.
Изучила данные обследования психолога- у учащихся улучшилась память, внимание, повысилась умственная работоспособность, повысился интеллект.
Изучила данные обследования логопеда- из 15 человек практически у всех детей исправилось звукопроизношение.
Изучила и проанализировала данные III этапа ПД. Результаты занесла в общие и индивидуальные карты развития.
Составила общую диаграмму диагностики:
- учащихся с высоким уровнем- нет,
- с хорошим уровнем -21 человек
- со средним уровнем – 6 человек
- с низким уровнем- 1 человек.
Подвела итоги П Д за 1 класс и своей работы и наметила пути работы на новый учебный год. Все учащиеся справились с элементами стандарта и показали хорошие результаты качества знаний по предметам га конец 1 класса.
Проведенная ПД помогла увидеть уровень детей, поступивших в 1 класс, построить процесс обучения так, чтобы предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, склонности, личный опыт реализовать себя в учебной деятельности, а мне подобрать методы и приёмы, чтобы научить каждого и заинтересовать процессом обучения.
Во 2-4 классах я продолжаю заниматься мониторинговыми исследованиями, изучая усвоения детьми элементов стандарта по русскому языку, по математике , проверяя навыки чтения.
Сегодня я уверена в том, что если учитель занимается мониторинговыми исследованиями, то он вовремя и правильно может определить причины трудностей в обучении, сможет спланировать, скорректировать свою деятельность и оказать помощь каждому ребёнку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика готовности детей к школе
Особенности подготовки детей к школе...
Педагогическая диагностика готовности ребенка к школе
Презентация к родительскому собранию по результатам проведения диагностики в 1 классе МБОУ СОШ с. Куймань 2012 г....
Педагогическая диагностика готовности детей к школе
Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей...
Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе
Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе...
Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе
Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе...
Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей Л. Е. ЖУРОВА, Е. Э. КОЧУРОВА, М. И. КУЗНЕЦОВА
В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования - на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижение пр...