Педагогическая диагностика готовности детей к школе
опыты и эксперименты (1 класс) по теме

Шурыгина Марина Сергеевна

Я представила этапы педагогической диагностики готовности детей к  школе (1 класс).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шурыгина Марина Сергеевна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №23 г. Мурманск

«Педагогическая диагностика готовности детей к школе»        

В настоящее время система образования столкнулась с проблемой, что  качество трудностей в обучении школьников неуклонно растёт.

        По данным различных исследований, затруднения в обучении,по  тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов. Таким образом, учитель должен помочь в профилактике, диагностике, коррекции трудностей в обучении через  проектирование хода индивидуального развития каждого ребёнка. Средством определения возможностей ребёнка  являются мониторинговые исследования, особенно на этапе освоения новых программ, курсов и методических комплектов.

        Сейчас я представлю вашему вниманию свой опыт работы по организации и проведения ПД в 1 классе.

Каждый учитель знает, что начало учебного года – ответственный момент. А у первого класса особая роль в системе начального обучения. Ребёнок не столько проходит программу, сколько готовится стать настоящим учеником. Перед учителем встают вопросы: как будут дети себя  чувствовать в школе, как будут  учиться,  какими они будут – равнодушными и безразличными или проявляющими интерес к знаниям, как построить процесс обучения так, чтобы  заинтересовать каждого ученика. Реализовать эти задачи поможет П.Д, которую необходимо  проводить с 1 класса, чтобы построить педагогический процесс,  учитывая индивидуальные  особенности каждого ученика, независимо от выбранных программ и  курсов.

          Первым этапом моей работы было изучение состояния здоровья детей. Я увидела, что детей с 1 группой здоровья-1человек, со 2 группой- 19 человек, с 3группой- 8 человек. Исходя из этих данных были введены дополнительные уроки здоровья, музыкальные физминутки, прогулки на свежем воздухе( режим ДОУ )

        Далее я изучила семью каждого  ребёнка, обследовала социально- бытовые условия проживания, данные занесла в социальные карты.

                        

        Сегодня очень важно знать мнение родителей о своих детях. Я провела анкетирование родителей, где они указали круг интересов, уровень развития, уровень отношения своих детей. Эта информация помогла мне грамотно построить взаимоотношения с родителями.

        Изучив учебно- методическую литературу я определила этапы, цели, направления, содержание ПД.

        ПД состоит из трёх этапов, каждый этап из трёх блоков.

I этап –Педагогическая  диагностика готовности детей к школе (сентябрь)

Цель – определить предпосылки к овладению грамотой и математикой, наметить пути работы учителя.

Блоки

 1 Математическая готовность.

               Цель- проверить количественный счёт предметов, умение записывать знакомые цифры, умение срисовывать , сохранить форму, размер, расположение геом. Фигур, умение ориентироваться в пространстве: лево, право, верх, низ.

Я   провела  тест, состоящий из 5 заданий.        

 

        

          2.Речевая  готовность.                                                                                                          

Цель - проверить уровень речевого развития ребёнка.

Я проверила - владение навыком чтения, владение устной речью, владение звуковым анализом слов.

             3.Развитие сенсомоторной координации и пространственной ориентации.

            Цель: определить уровень зрительного анализа, пространственной ориентации,  внимания, умение выделять закономерности в чередовании линий, сформированность мышц руки, умение действовать по инструкции.

Виды работ:

-работа на нелинованном листе  

         -работа на клетчатом листе

         -графический диктант

Закончился I этап ПД. Результаты я  занесла в индивидуальные и общие  карты развития учеников, определила группы с хорошим,  средним, низким уровнем подготовки к школе.

 Составила общую диаграмму диагностики и увидела:

1) учащихся  с высоким уровнем подготовки к школе – нет,

2) с хорошим уровнем- 5 человек,

3) со средним уровнем- 14 человек

4) с низким уровнем- 9 человек.

                

Выявила общие и  индивидуальные  проблемы I этапа в  классе, составила план коррекционной работы с учётом обозначенных проблем.

Общие проблемы (для всего класса)

              1.Плохое владение звуковым анализом слов.

              2.Несформированность мышц тонкой моторики руки.

              3.Трудности  ориентации в пространстве

              Например ( моторика)

  1. уроки труда, ИЗО, физкультуры, физминутки;
  2. штриховки, графические диктанты, обведение по образцу, по трафаретам;
  3. консультирование родителей( нанизывание бус, шнуровка, расстёгивание и застёгивание пуговиц, работа с конструкторами, мозаикой, вышивание, лепка…)

   Мной продуман и план развивающего обучения детей с хорошим уровнем подготовки к школе. Например: творческие работы, логические задания, задания повышенной трудности, задания на формирование самостоятельности.

   Таким образом, коррекционно – развивающая работа осуществляется через уроки, внеклассную работу, часы школьного компонента, индивидуальное консультирование родителей

        Параллельно свои диагностики провели логопед  и психолог школы.

                                

         Все полученные результаты педагога, психолога и логопеда показали, что необходима слаженная коррекционная работа всех специалистов со всем классом, с группами учащихся и индивидуальная работа с отдельными учениками.

        I этап ПД показал уровень подготовки к школе каждого ученика и всего класса.

 

         В  декабре месяце я провела  II этап П. Д.-Промежуточная диагностика.

Цель - увидеть динамику развития учащихся, наметить пути изменения коррекционной работы учителя.

II этап  состоит из тех же самых блоков. Даны похожие задания, но в усложнённом варианте, добавлены новые задания.    

                                           

    Также все данные занесла в индивидуальные  и общие карты развития учащихся. Определила детей с хорошим, средним и низким уровнем развития.

Составила  общую диаграмму:

  1. учащихся с высоким уровнем – нет
  2. с хорошим уровнем -22 человека
  3. со средним уровнем- 7 человек
  4. с низким уровнем- нет

   Проанализировав результаты  педагогической диагностики, результаты работы психолога и логопеда я сделала  вывод о целесообразности проводимой нами коррекционно – развивающей  работы. Она построена правильно и дала эффективный результат , видно продвижение учащихся и динамика их развития.

                               ДИАГРАММЫ в сравнении

Но в то же   время, у нас ещё продолжает вызывать тревогу группа детей, у которых плохо сформированы  мышцы руки, что негативно сказывается  на письме учащихся.

  Следовательно, необходимо внести изменения в коррекционно - развивающую работу и больше внимания уделить  на индивидуализацию этих занятий.

                                 Например:  штриховки, графические диктанты, работа с трафаретом, срисовывание по образцу  и  другие.  

                По результатам II этапа  П Д  увеличилось  количество детей  с хорошим уровнем развития  и, поэтому работа с этими детьми была построена с учётом развития учащихся:

                - организация дифференцированного обучения;

                - парная, групповая работа,

                - система творческих заданий,

                - даём  больше заданий на развитие самостоятельности.

 Я увидела, что за три месяца мои учащиеся подросли, повзрослели. Их стали интересовать разные предметы, они стали более общительными, более любознательными, заинтересованными в обучении.

Март – апрель – это время III этапа  П. Д -  Итоговая диагностика.

                  Цель – подвести итог работы за год,  увидеть успехи каждого ученика,  проверить усвоение элементов стандарта  за 1 класс.

      III этап состоит из тех же блоков, но я  включила  параллельно диагностическим тестовым работам с изменённым и усложнённым вариантом,   диагностические итоговые работы по математике и русскому языку.

 Изучила данные обследования психолога- у учащихся улучшилась память, внимание, повысилась умственная работоспособность, повысился интеллект.

Изучила данные обследования логопеда- из 15 человек практически у всех детей исправилось звукопроизношение.

        Изучила и проанализировала данные  III этапа ПД. Результаты занесла в общие и индивидуальные карты развития.

Составила  общую диаграмму диагностики:

  1. учащихся с высоким уровнем- нет,
  2. с хорошим уровнем -21 человек
  3. со средним уровнем – 6 человек
  4. с низким уровнем- 1 человек.

 Подвела итоги П Д за 1 класс и своей работы и наметила  пути работы на новый учебный год. Все учащиеся справились с элементами стандарта и показали хорошие результаты качества знаний по предметам га конец 1 класса.

         Проведенная ПД помогла увидеть уровень детей, поступивших в 1 класс, построить процесс обучения так, чтобы предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, склонности, личный опыт реализовать себя в учебной деятельности, а мне подобрать методы и приёмы, чтобы научить каждого и заинтересовать процессом обучения.

        Во 2-4  классах я продолжаю заниматься мониторинговыми исследованиями,  изучая усвоения детьми элементов стандарта по русскому языку, по математике , проверяя навыки чтения.

        Сегодня я  уверена в том, что если учитель занимается мониторинговыми исследованиями, то он вовремя и правильно может определить причины трудностей в обучении,  сможет спланировать, скорректировать свою деятельность и оказать помощь каждому ребёнку.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика готовности детей к школе

Особенности подготовки детей к школе...

Педагогическая диагностика готовности ребенка к школе

Презентация к родительскому собранию по результатам проведения диагностики в 1 классе МБОУ СОШ с. Куймань 2012 г....

Педагогическая диагностика готовности детей к школе

Педагогическая диагностика  готовности детей к обучению в школе  и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей...

Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе

Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе...

Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе

Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе...

Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей Л. Е. ЖУРОВА, Е. Э. КОЧУРОВА, М. И. КУЗНЕЦОВА

В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования - на пер­вый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижение пр...