Глубоко ранит острый меч, но много глубже злая речь.
классный час (1 класс) по теме
Цель занятия: учить детей замечать состояние других людей, воспитывать уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить, заботиться о чистоте речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gluboko_ranit_ostryy_mech_no_mnogo_glubzhe_zlaya_rech.docx | 24.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Глубоко ранит острый меч, но много глубже злая речь.
Цель занятия: учить детей замечать состояние других людей, воспитывать уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить, заботиться о чистоте речи.
Ход занятия:
Учитель начинает урок с повторений правил «Говори культурно»
- Старайся говорить правильно, не употребляй грубых слов.
- Говори только о том, что знаешь.
- Подбирай в беседе только те слова, которые лучше других выражают мысль.
- При разговоре не маши руками.
- Не говори быстро, не проглатывай слов.
- Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Говори тихо – собеседник перестанет кричать.
- Не давай кличек своим товарищам.
Дети вспоминают случаи из жизни, где были нарушены эти правила общения. Создаётся обстановка непринуждённости. Учитель побуждает детей к самостоятельным суждениям, подводит детей к тому, что ребёнок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, когда можно громко говорить и кричать, а в определённой обстановке такое поведение становится недопустимым.
Нужно поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим.
II.
Чтение рассказа В.Сухомлинского «Одни и те же слова»
Летом пятиклассник Андрей пошел работать на животноводческую ферму. Его прикрепили к бабушке Марине — поварихе. Андрей помогал бабушке: воду носил, картошку чистил, дрова рубил,хлеб резал.
Весело, привольно работать летом в степи. Солнышко греет, ветер веет, птицы щебечут,можно и в пруду искупаться, если бабушка разрешит.
Утром бабушка говорит Андрею:
— Пойди воды принеси.
И такой тихий, добрый, ласковый голос у бабушки, что Андрей быстро берет ведро и бежит к колодцу. А колодец довольно далеко — у самого леса. Вытянет ведро воды и минут через десять принесет.
Но вот прислали на ферму еще одного работника — деда Карпа. Стал работать он сторожем.
Не понравился дед никому — ни бабушке Марине, ни Андрею. Молчаливый, хмурый. Однажды вечером Андрей попросил:
— Дедушка, расскажите сказку.
Дед что-то буркнул сердито, а потом сказал:
— Нечего тебе делать, сказку захотелось... Пойди воды принеси.
Такими холодными и бессердечными были эти слова, что Андрей с большой неохотой пошел за водой. Вытащил полное ведро, сел возле колодца и долго сидел. Не хотелось возвращаться к деду Карпу.
Принес воду Андрей и сразу же побежал к бабушке Марине.
Утром встал мальчик до восхода солнца. Начистил картошки. С нетерпением ждал, чтобы бабушка послала за водой. Наконец услышал тихие, ласковые слова:
— Пойди воды принеси.
Андрей побежал, быстренько вытащил воду и принесна кухню.
- Два человека произнесли одни и те же слова. Но для мальчика они оказались разными. А вы почувствовали их разницу? Если да, то в чем она заключается? Объясните. (Ответы детей.)
- Они отличаются интонацией. Бабушка произносит их тихо, ласково, и они превращаются в просьбу. Дедушка говорит сердито, превращая свои слова в требование.
Выбор слов, интонация говорят очень много о человеке, о его характере. В данном случае— об отношении к другим людям.
Охарактеризуйте отношение к Андрею бабушки Марины и деда Карпа. (Ответы детей.)
- Как вы думаете, слова, выражающие доброе отношение, сказанные с доброй интонацией, можно считать добрыми? (Да.)
После работы над текстом учитель пишет на доске:
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести!
III.
Чтение произведений.
В. Сухомлинский «Скажи человеку: Здравствуйте»
Лесной тропинкой идут отец и маленький сын. Вокруг тишина, только слышно, как где-то далеко стучит дятел, и ручеек журчит в лесной глуши.
Вдруг сын увидел: навстречу им идет бабушка с палочкой.
— Отец, куда идет бабушка? – спросил сын.
— Увидеть, встретить или проводить, – ответил отец. – Когда встретимся с нею, мы скажем ей «Здравствуйте», – сказал отец.
— Для чего же ей говорить это слово? – удивился сын. – Мы ведь совсем не знакомы.
— А вот встретимся, скажем ей «здравствуйте», тогда увидишь для чего.
Вот и бабушка.
— Здравствуйте, – сказал сын.
— Здравствуйте, – сказал отец.
— Здравствуйте, – сказала бабушка и улыбнулась.
И сын с удивлением увидел: все вокруг изменилось. Солнце засияло ярче. По верхушкам деревьев пробежал легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали. В кустах запели птицы – до этого их не было слышно.
На душе у мальчика стало радостно.
— Почему это так? – спросил сын.
— Потому что мы сказали человеку «Здравствуйте» и он улыбнулся.
IV. Работа над пословицами и поговорками.
- Ветры горы разрушаю, слово народы подымает.
- Выпустил словечко, не догонишь и на крылечке.
- Говоришь до вечера, а слушать нечего.
- Долго думал, да хорошо сказал.
- Дурное слово, что смола, пристает – не отвертишься.
- За худые слова слетит и голова.
- Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрешь, отрубишь – не приставишь.
- Слово не стрела, а пуще стрелы разит.
- То же слово, да не так бы молвить.
- Язык до Киева доводит.
V. Итог урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи глубоко умственно отсталых учащихся на уроках в начальных классах
Статья для учителей начальных классов коррекционных школ 8 вида, работающих с глубоко умственно отсталыми учащимися...
Развитие понимания обращенной речи у детей с глубокой умственной отсталостью
Статья "Развитие понимания обращенной речи у детей с глубокой умственной отсталостью "...
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениям
Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая...
Статья. " Особенности развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Основные методы и приёмы, используемые для развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста".
Эта статя о связи между развитием речи и мышлением ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста. В ней я показываю необходимось своевременного начала обучения речи. Рассказываю об основных задачах,...
Адаптированная общеобразовательная программа по предмету "Развитие речи и альтернативной коммуникации" для надомного обучения учащихся 5 класса с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР.
Адаптированная общеобразовательная программа для надомного обучения учащихся 5 класса с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР по "Развитию речи и альтерн...
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей с системным недоразвитием речи легкой степени, обусловленным умеренной (глубокой) умственной отсталостью
Коррекционно-развивающее занятие на формирование лексико-грамматического строя речи предназначено для детей младшего школьного возраста с системным недоразвитием речи средней степени, обусловленным ум...
Рабочая программа учебного предмета "Речь и альтернативные коммуникации" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.
Актуальность предмета «Речь и альтернативная коммуникация» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использовани...