Классный час "Мир твоей души"
классный час (2 класс) на тему
Учитель знакомит учащихся 2 класса с понятием милосердие, у них формируются ценнейшие качества человека: доброта, отзывчивость, скромность, сострадание, соучастие; развиваются умения анализировать поведение других и свое собственное; воспитываются чувство сопереживания товарищам в их бедах, умение разделить с ними радость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_mir_tvoey_dushi.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Красота твоей души» 2 класс
Цель: раскрытие понятия «милосердие».
Задачи: формировать ценнейшие качества человека: доброту, отзывчивость, скромность, сострадание, соучастие, милосердие; развивать умение учащихся анализировать поведение других и свое собственное; воспитывать чувство сопереживания товарищам в их бедах, умение разделить с ними радость.
Оборудование: листочки с пословицами, белые листы бумаги, фломастеры, высказывания великих людей, название темы, презентация, мультимедийная установка
Эпиграф:
« В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других»
Л.Н.Толстой
Ход классного часа:
1. Мотивационно-целевой этап
а) Организационный момент.
Сегодня на классном часе нам предстоит разговор об очень важной проблеме нашей жизни. О какой? Вы скажете сами и назовете тему классного часа.
2. Содержательно-познавательный этап.
- Ребята, давайте закроем глаза и представим, что на зеленой поляне светит солнце, поют птички, веет ароматом цветов. Посмотрите, рядом с нами стоит красивый дуб! Взгляните на его листочки. Они резные с кружевными краями, каждый не похож на другой. Откройте глаза. Наши мысли тоже как кружево. Они вроде кружевной нитки пишут незаметно свои узоры. Давайте и мы составим свой узор. И этот узор мы начнем со сказки. Хотите послушать сказку?
«Сказка о дубе»
На опушке леса у журчащего ручейка стоял большой раскидистый Дуб. Он был высок и могуч. Солнышко делилось с ним своим теплом, потому что ему была приятна приветливость и теплый шелест его листьев. Дождик даже в самую жаркую погоду находил для Дуба влагу, потому что ему рядом с этим деревом было веселее и приятнее. А ветер самые интересные свои рассказы и события приберегал для Дуба, потому что он умел слушать. Эти качества привлекали к Дубу птиц, которые любили вить гнезда на его ветвях, и Дуб бережно охранял их птенцов. Под его ветвями резвились маленькие животные, которых он закрывал от хищников, и отдыхали те, кто приходил напиться у ручья. Всем было хорошо у Дуба, а он радовался этому и всегда хотел каждому сделать что-то приятное. Это помогало ему радоваться жизни и окружающему миру, потому что наполняло его жизнь смыслом и заботой о других.
- Понравилась ли вам сказка?
- А Дуб вам понравился?
- Давайте поразмышляем о том, чем же он так привлекателен?
- Что означает «заботиться»?
- Как можно заботиться о других, кто нуждается в нашей заботе?
- Как можно назвать одним словом все эти качества (милосердие). Тема нашего сегодняшнего урока «Красота твоей души». ( слайд 1)
- Вот послушайте, какое толкование слову красота дает Сергей Иванович Ожегов. «Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение»
- Как вы понимаете выражение «красота души»? Какая красота важнее? (внутренняя красота, красота поступков, помыслов)
- Сегодня мы поговорим о милосердии и ответим на вопрос нужно ли милосердие в наше время.
- Мы должны определить, что такое милосердие? Почему милосердие необходимо. Кто нуждается в милосердии. Как можно проявить милосердие. (слайд 2)
- Как вы понимаете значение слова «милосердие»? (Милое сердце)
Давайте посмотрим, какое определение даётся в толковом словаре
Чтение эпиграфа к уроку. Высказывания великих людей.
«Милосердие-готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия» С.И.Ожегов.
« Милосердие – это любовь, которая взаимности не требует, возможна ко всем людям, в этом ее богатство и сила» Н. Бердяев
«Милосердие- это желание приносить пользу другим людям, без мысли о выгоде и вознаграждении» Эммануил Сведенборг
«Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире» Зигфрид Ленц
«Нужно, чтобы о ком-нибудь болело сердце. Как это ни странно, а без этого пуста жизнь» В.В. Розанов.
- В словаре В.Даля милосердие трактуется как «сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому»
-« Милосердие – это оказание моральной и действенной помощи тем, кто в этом нуждается. - Милосердие – это активная доброта» И.Н. Шевелев
- Милосердие – принцип поведения, основанный на сочувствии, сострадании
и готовности делать добро, заботиться и помогать. Адресуется не только
людям, но и всему живому. ( слайд 3, 4)
- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. (слайд 5) Ребята, для начала прочитайте эти пословицы и поговорки про себя, теперь прочитайте вслух каждую и объясните смысл:
- Без добрых дел нет доброго имени.
- Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
- Доброе слово и железные ворота открывает.
- Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
- Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Добрые дела красят человека.
- Доброе слово лучше богатства.
Каждой группе выдаются рассыпанные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, наклеить ее на лист, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.
- Каким делает человека доброта?
(Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.)
- Какой человек может быть добрым?
(Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.)
- Как вы думаете, какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым?
(Любить людей знакомых и незнакомых, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких, друзей.)
- Доброта проявляется в поступках. Приведите примеры доброго отношения людей.
(Люди здороваются друг с другом, помогают в беде, выражают сочувствие, поздравляют с праздником, дарят цветы, помогают пожилым, помогают животным).
- Какие добрые поступки совершили вы? Можно ли в повседневной жизни проявлять доброту? Если да, то как?
- Вы должны помнить, что на все хорошее, что для вас делается людьми, нужно отвечать тоже добром, проявлять внимание, чуткость к взрослым и сверстникам, младшим, а так же быть добрым по отношению к животным.
Читает стихотворение А. Барто. «ДРУГ НАПОМНИЛ МНЕ ВЧЕРА...»
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой.
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка,
Откусить мне дал когда–то,
А теперь поставил в счёт.
И меня к нему, ребята,
Что–то больше не влечёт.
Педагог:
Можно ли такого друга назвать добрым?
Почему к такому другу не влечет?
- Как же стать добрым? Ведь не бывает так: вечером лег спать злым человеком, а утром вдруг стал добрым.
Милосердие и сострадание. Сострадательным человеком называют того, кто в трудную для кого-то минуту умеет пожалеть и посочувствовать другому. Когда кто-то несчастен и кому-то плохо и трудно, сострадательный человек тоже страдает и переживает вместе с ним, старается его утешить и успокоить.
Милосердный человек не только жалеет и успокаивает другого, но и готов прийти ему на помощь. Милосердный человек может многое простить другому. Он старается как-то помочь, что-то сделать для того, кто оказался в беде.
Послушайте сказку. «Два облачка»
Летели по небу два облачка, белое и серое. Увидели они между большими камнями маленькое сохнущее деревце и, подлетев к нему, стали его жалеть.
– Ах, какое оно бедненькое, наверное, из-за этих камней ему не хватает воды, – сказало белое облачко, – а эти большие тучи летают так высоко, что ничего не видят и никогда не знают, где их дождь нужен.
– Мне его тоже жаль, – сказало серое облачко и тут же предложило белому: – А давай с тобой вместе соединимся и превратимся в маленькую тучку. Тогда у нас вдвоем как раз воды хватит на то, чтобы деревце напоить. Мы с тобой будем лить аккуратно, чтобы вода не на камни, а прямо на деревце попадала.
– Вот еще, – недовольно ответило белое облачко. – Я полетать хочу, а ты мне, белому и чистому, предлагаешь в темную тучку превратиться и дождем в грязную землю вылиться.
– Но ведь тебе же жаль деревце, вот и давай с тобой поможем ему.
– Нет, жалеть деревце и сочувствовать его несчастью и беде я могу, а вот помогает пусть кто-нибудь другой. А я лучше дальше полечу, – сказало белое облачко и улетело.
Оставшись одно, серое облачко решило поскорее найти где-нибудь воду. Нужно было поскорее собрать в себя воду, вырасти и, превратившись в тучку, полить деревце. Но кругом воды нигде не было, много дней стояла жаркая погода и все лужи давно пересохли. Долго летало серое облачко и лишь случайно нашло одну большую лужу. Совсем не побоялось оно испачкаться и, впитав из лужи воды, стало темною тучкою. Вернулась тучка к деревцу и напоила его. Скоро деревце выросло, раздвинуло в стороны камни и стало угощать прохожих людей спелыми грушами. Едят люди груши и не догадываются, что сладкую и сочную еду они получили благодаря милосердному поступку серого облачка.
- Что вам больше понравилось: сочувствие и жалость белого облачка, или милосердный поступок серого облачка?
- Что труднее: сочувствовать и жалеть или помогать и поступать милосердно?
– Сострадание - хорошее или плохое качество? (Очень хорошее, но его часто бывает мало для того, чтобы помочь).
- Что значит быть милосердным? ( слайд 6) Быть милосердным – это значит:
Поддержать человека добрым словом, когда ему трудно. Помочь человеку, когда он болен, когда он в беде. Оказать материальную помощь (милостыня, поделиться тем, что имеешь) Поддержать человека, когда он столкнулся с трудностями
- Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечения травматизма доктора Гавриила Абрамовича Илизарова спросили: «Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя?» Врач - целитель страшно удивился: «Живу так, а не иначе, не потому что должен, а потому, что хочу помочь большему количеству людей».
- Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи.
- А в наше время, где мы можем встретить проявление милосердия? - Проявляли вы к кому-нибудь милосердие? А к вам? (слайды 7,8,9,10,11)
Стихи Л. Татьяничевой
Для веселых весенних ветвей
Корни более чем родня… Берегите старых людей
От обид,
Холодов,
Огня. За спиной у них –
Гул атак,
Годы тяжких трудов
И битв…
Но у старости силы не те. Дней непрожитых
Мал запас…
Берегите старых людей,
Без которых не было б вас!
- Послушайте, как поэт Николай Рубцов в стихотворении «Воробей» пишет о том, как трудно птицам зимой
Чуть живой, не чирикает даже,
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней.
И дрожит он над зернышком бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
От того, что так трудно ему.
- Каким представляется воробей в стихотворении? (Бедный, замерзший, голодный.) Какой урок может извлечь человек, прочитав это стихотворение?
- Да, ребята, с какими бы трудностями вы не сталкивались, не надо быть вредными и злыми. Ведь трудности бывают у всех. Их нужно преодолевать, а не бояться.
- Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям?
- А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?
- Нужно ли проявлять милосердие к «падшим» людям: бомжам, пьяницам, наркоманам…?
- В мире очень много тех, кто нуждается в помощи, милосердии, поэтому существуют такие общества, которые помогают нуждающимся.
- Кто знает эти общества? Например, «Красный Крест», общества помощи бездомным животным, волонтёры в хосписах.
- Но начать нужно с малого. Как можно помочь своим близким, знакомым, родным? Как выработать у себя доброе отношение к людям?
Начните с малого: Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку. Уступи место в трамвае, автобусе пожилым людям. Защищайте девочек, маленьких детей. Не допускайте грубости. Старайтесь во всем помочь ближним. Будьте добрым и милосердным человеком.
- Давайте подумаем, какие нравственные понятия относятся милосердию? (синонимы) (Гуманность, самоотверженность, доброта, отзывчивость, долг, сочувствие человечность, альтруизм, забота, честь, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь) (слайд 12)
- А какие нравственные понятия не относятся к милосердию? (антонимы) (Равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность)
- Мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни эти лучшие качества: доброту, милосердие к людям, ко всему, что нас окружает, и тогда про вас скажут: этот человек обладает чувством собственного достоинства и уважает достоинство других. Я думаю, что вы никогда не станете равнодушными к чужой беде.
- Посмотрите на парту, у вас листочки нарисуйте на них цветок милосердия и подарите свои цветы гостям.
- Если бы вы попали в беду, вы хотели бы, чтобы вас пожалели, сказали ласковые слова и оставили вас в беде или чтобы вам помогли и изменили трудную, опасную ситуацию к лучшему?
- На ваш взгляд, что прекраснее всего? – Мир людей или мир вещей? Красивые слова или красивые дела? Рассказ «Красивые слова и красивые дела»
Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле. Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды. Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода. И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал: «Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…» Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова. «Наверное, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…» А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.
- Красивые ли слова говорили два мальчика? - Стало ли теплее от них промокшему мальчику? - Что вы можете сказать о третьем мальчике, какой он? - Какова главная мысль этого рассказа? (Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела).
Стихотворение «Сердце живо милостью»
Сердце добрым быть должно,
Так оно сотворено,
Чтоб дарить любовь и свет
Всем вокруг десятки лет.
Сердце может заболеть,
Перестанет сердце петь,
Если нет в нем состраданья,
Чуткости и пониманья. (М. Скребцова)
Вопросы к стихотворению:
- Как научить свое сердце дарить людям милосердие?
- Может ли твое сердце болеть от чужой беды?
- Что нужно сделать, чтобы на земле меньше было обездоленных и несчастных людей?
Стихотворение «Есть у ангелов белые крылья» (Н. Гумилёв)
Есть у ангелов белые крылья.
Разве ты не видал их во сне –
Эти белые, нежные крылья
В голубой вышине?
Разве ты, просыпаясь, не плакал,
Не умея сказать, почему?
Разве ночью ты горько не плакал,
Глядя в душную тьму?
И потом, с какой грустью на небо
Ты смотрел в этот солнечный день!
Для тебя было яркое небо
Только жалкая тень.
И душа быть хотела крылатой,
Не на миг, не во сне, а всегда.
Говорят – она будет крылатой,
Но когда?
- Ответьте Николаю Гумилёву, когда же душа человека становится крылатой, а значит красивой?
- Доброе, неразрывно связано с красотой. Эта глубокая связь хорошего и красивого появляется на каждом шагу. Ведь прекрасна не только талантливая поэма, симфония, картина, прекрасны умная мысль человека, его дела, благородные поступки. И, конечно же, прекрасным мы называем человека – умного, доброго, благородного.
Сделать душу крылатой красивой - зависит от вас.
Памятка жизненных правил (слайд13)
- Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
- Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
- Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.
- Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
- Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
- Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
- Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.
Рефлексия.
- Послушайте известную притчу о двух волках.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
«В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, милосердие, верность...»
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает»?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
- Я думаю, вы понимаете, какого волка в своей душе будете кормить, чтобы ваша жизнь сложилась хорошо.
(Слайд 14)
- А теперь посмотрите на ваших столах лежат бумажные ладошки, я предлагаю составить из них солнышко, которое объединило бы ваши хорошие помыслы и желания, помогало не забывать творить добрые дела. (дети составляют солнышко на доске)
Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Твое здоровье - в твоих руках"
Классный час проводится в форме игры-практикума. Дети в начале игры дают самооценку отношения к собственному здоровью, а затем в конце игры делают выбор: вести здоровый образ жизни или другой путь. В ...
Конспект классного часа "Твое здоровье в твоих руках"
В конспекте занятия рассматриваются такие вопросы, как режим дня, личная гигиена, выполнение физических упражнений, культура внешнего вида....
Классный час "Твое здоровье в твоих руках. Здоровый образ жизни!"
Тема: ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ В ТВОИХ РУКАХ. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.Цель: познакомиться с понятием «Здоровый образ жизни».Задачи: научить ценить и сохранять собственное здоровье, развивать кругозор и познав...
Классный час "Твое здоровье в твоих руках"
- Здравствуйте, ребята! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья!Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровь...
Программа по духовно-нравственному воспитанию "Мир твоей души"
Программа по духовно-нравственному воспитанию "Мир твоей души" для 1 класса...
Классный час "Совесть - клад твоей души".
Классный час по духовно - нравственному воспитанию. Может быть проведён как в 3 классе, так и в 4 классе....
Классный час "Твое здоровье в твоих руках"
Классный час в 2 классе...
Комментарии
Хочу выразить слова
Хочу выразить слова благодарности за разработку классного часа "Мир твоей души". Очень полезный материал. Обязательно буду использовать в своей работе.