Классный час "Мир твоей души"
классный час (2 класс) на тему

Учитель знакомит учащихся 2 класса  с понятием милосердие, у них формируются  ценнейшие качества человека: доброта, отзывчивость, скромность, сострадание, соучастие; развиваются умения  анализировать поведение других и свое собственное; воспитываются чувство  сопереживания товарищам в их бедах, умение разделить с ними радость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_mir_tvoey_dushi.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Красота твоей души»  2 класс

Цель: раскрытие понятия «милосердие».

Задачи: формировать ценнейшие качества человека: доброту, отзывчивость, скромность, сострадание, соучастие, милосердие; развивать умение учащихся анализировать поведение других и свое собственное; воспитывать чувство сопереживания товарищам в их бедах, умение разделить с ними радость.

Оборудование:  листочки с пословицами, белые листы бумаги, фломастеры, высказывания великих людей, название темы, презентация, мультимедийная установка

Эпиграф:

« В жизни есть только одно несомненное счастье  – жить для   других»  

                                                                                                           Л.Н.Толстой

                                        Ход классного часа:

 1. Мотивационно-целевой этап 
а) Организационный момент.
Сегодня на классном часе нам предстоит разговор об очень важной проблеме нашей жизни. О какой? Вы скажете сами и назовете тему классного часа.
 

2. Содержательно-познавательный этап. 
-  Ребята, давайте закроем глаза и представим, что на зеленой поляне светит солнце, поют птички, веет ароматом цветов. Посмотрите, рядом с нами стоит красивый дуб! Взгляните на его листочки. Они резные с кружевными краями, каждый не похож на другой. Откройте глаза. Наши мысли тоже как кружево. Они вроде кружевной нитки пишут незаметно свои узоры. Давайте и мы составим свой узор. И этот узор мы начнем со сказки. Хотите послушать сказку?
«Сказка о дубе»
     
На опушке леса у журчащего ручейка стоял большой раскидистый Дуб. Он был высок и могуч. Солнышко делилось с ним своим теплом, потому что ему была приятна приветливость и теплый шелест его листьев. Дождик даже в самую жаркую погоду находил для Дуба влагу, потому что ему рядом с этим деревом было веселее и приятнее. А ветер самые интересные свои рассказы и события приберегал для Дуба, потому что он умел слушать. Эти качества привлекали к Дубу птиц, которые любили вить гнезда на его ветвях, и Дуб бережно охранял их птенцов. Под его ветвями резвились маленькие животные, которых он закрывал от хищников, и отдыхали те, кто приходил напиться у ручья. Всем было хорошо у Дуба, а он радовался этому и всегда хотел каждому сделать что-то приятное. Это помогало ему радоваться жизни и окружающему миру, потому что наполняло его жизнь смыслом и заботой о других.

-  Понравилась ли вам сказка?
- А Дуб вам понравился?
- Давайте поразмышляем о том, чем же он так привлекателен?
- Что означает «заботиться»?
- Как можно заботиться о других, кто нуждается в нашей заботе?
- Как можно назвать одним словом все эти качества   (
милосердие).                                      Тема нашего сегодняшнего урока «Красота твоей души».  ( слайд 1)

- Вот послушайте, какое толкование слову красота дает Сергей Иванович Ожегов. «Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение»

- Как вы понимаете выражение «красота души»?    Какая красота важнее? (внутренняя красота, красота поступков, помыслов)

- Сегодня мы поговорим о  милосердии и ответим на вопрос нужно ли милосердие в наше время.

- Мы должны определить, что такое милосердие? Почему милосердие необходимо. Кто нуждается в милосердии. Как можно проявить милосердие. (слайд 2)

-  Как вы понимаете значение слова «милосердие»? (Милое сердце)
Давайте посмотрим, какое определение даётся  в толковом словаре                                
Чтение эпиграфа к уроку.  Высказывания великих людей.                                        

 «Милосердие-готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия»  С.И.Ожегов.  

« Милосердие – это любовь, которая взаимности не требует, возможна ко всем людям, в этом ее богатство и сила» Н. Бердяев

«Милосердие- это желание приносить пользу другим людям, без мысли о выгоде и вознаграждении» Эммануил Сведенборг

«Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире» Зигфрид Ленц

«Нужно, чтобы о ком-нибудь болело сердце. Как это ни странно, а  без этого пуста жизнь»  В.В. Розанов.  

- В словаре В.Даля милосердие трактуется как «сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому»

-« Милосердие – это оказание моральной и действенной помощи тем, кто в этом нуждается.                                                                                                                                 - Милосердие – это активная доброта»  И.Н. Шевелев

- Милосердие – принцип поведения, основанный на сочувствии, сострадании    

 и готовности делать добро, заботиться и помогать. Адресуется не только

 людям, но и всему живому.  ( слайд 3, 4)

- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.   (слайд 5)                                                        Ребята, для начала прочитайте эти пословицы и поговорки про себя, теперь прочитайте вслух каждую и объясните смысл:

  • Без добрых дел нет доброго имени.
  • Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
  • Доброе слово и железные ворота открывает.
  • Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
  • Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Добрые дела красят человека.
  • Доброе слово лучше богатства.

Каждой группе выдаются рассыпанные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, наклеить ее на лист, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.

- Каким делает человека доброта?

(Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.)

- Какой человек может быть добрым?

(Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.)

- Как вы думаете, какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым?

(Любить людей знакомых и незнакомых, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких, друзей.)

- Доброта проявляется в поступках. Приведите примеры доброго отношения людей.

(Люди здороваются друг с другом, помогают в беде, выражают сочувствие, поздравляют с праздником, дарят цветы, помогают пожилым, помогают животным).

- Какие добрые поступки совершили вы? Можно ли в повседневной жизни проявлять доброту? Если да, то как?

- Вы должны помнить, что на все хорошее, что для вас делается людьми, нужно отвечать тоже добром, проявлять внимание, чуткость к взрослым и сверстникам, младшим, а так же быть добрым по отношению к животным.

 Читает стихотворение А. Барто. «ДРУГ НАПОМНИЛ МНЕ ВЧЕРА...»

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра:

Карандаш мне дал однажды

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой.

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок –

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка,

Откусить мне дал когда–то,

А теперь поставил в счёт.

И меня к нему, ребята,

Что–то больше не влечёт.

Педагог:

Можно ли такого друга назвать добрым?

Почему к такому другу не влечет?

- Как же стать добрым? Ведь не бывает так: вечером лег спать злым человеком, а утром вдруг стал добрым.

      Милосердие и сострадание.                                                                                                 Сострадательным человеком называют того, кто в трудную для кого-то минуту умеет пожалеть и посочувствовать другому. Когда кто-то несчастен и кому-то плохо и трудно, сострадательный человек тоже страдает и переживает вместе с ним, старается его утешить и успокоить.

Милосердный человек не только жалеет и успокаивает другого, но и готов прийти ему на помощь. Милосердный человек может многое простить другому. Он старается как-то помочь, что-то сделать для того, кто оказался в беде.

Послушайте сказку.   «Два облачка»

Летели по небу два облачка, белое и серое. Увидели они между большими камнями маленькое сохнущее деревце и, подлетев к нему, стали его жалеть.

– Ах, какое оно бедненькое, наверное, из-за этих камней ему не хватает воды, – сказало белое облачко, – а эти большие тучи летают так высоко, что ничего не видят и никогда не знают, где их дождь нужен.

– Мне его тоже жаль, – сказало серое облачко и тут же предложило белому: – А давай с тобой вместе соединимся и превратимся в маленькую тучку. Тогда у нас вдвоем как раз воды хватит на то, чтобы деревце напоить. Мы с тобой будем лить аккуратно, чтобы вода не на камни, а прямо на деревце попадала.

– Вот еще, – недовольно ответило белое облачко. – Я полетать хочу, а ты мне, белому и чистому, предлагаешь в темную тучку превратиться и дождем в грязную землю вылиться.

– Но ведь тебе же жаль деревце, вот и давай с тобой поможем ему.

– Нет, жалеть деревце и сочувствовать его несчастью и беде я могу, а вот помогает пусть кто-нибудь другой. А я лучше дальше полечу, – сказало белое облачко и улетело.

Оставшись одно, серое облачко решило поскорее найти где-нибудь воду. Нужно было поскорее собрать в себя воду, вырасти и, превратившись в тучку, полить деревце. Но кругом воды нигде не было, много дней стояла жаркая погода и все лужи давно пересохли. Долго летало серое облачко и лишь случайно нашло одну большую лужу. Совсем не побоялось оно испачкаться и, впитав из лужи воды, стало темною тучкою. Вернулась тучка к деревцу и напоила его. Скоро деревце выросло, раздвинуло в стороны камни и стало угощать прохожих людей спелыми грушами. Едят люди груши и не догадываются, что сладкую и сочную еду они получили благодаря милосердному поступку серого облачка.

-  Что вам больше понравилось: сочувствие и жалость белого облачка, или милосердный поступок серого облачка?

- Что труднее: сочувствовать и жалеть или помогать и поступать  милосердно?

– Сострадание - хорошее или плохое качество? (Очень хорошее, но его часто бывает мало для того, чтобы помочь).

- Что значит быть милосердным?         ( слайд 6)                                                                                                                Быть милосердным – это значит:

Поддержать человека добрым словом, когда ему трудно.                                                             Помочь человеку, когда он болен, когда он в беде.                                                                           Оказать материальную помощь (милостыня, поделиться тем, что имеешь)               Поддержать человека, когда он столкнулся с трудностями

- Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечения травматизма доктора Гавриила Абрамовича  Илизарова спросили: «Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя?» Врач - целитель страшно удивился: «Живу так, а не иначе, не потому что должен, а потому, что хочу помочь большему количеству людей».

-    Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи.

-   А в наше время, где мы можем встретить проявление милосердия?                                               -   Проявляли вы к кому-нибудь милосердие? А к вам?                                                          (слайды 7,8,9,10,11)

Стихи Л. Татьяничевой

Для веселых весенних ветвей

Корни более чем родня…                                                                                                       Берегите старых людей

От обид,

Холодов,

Огня.                                                                                                                                           За спиной у них –

Гул атак,

Годы тяжких трудов

И битв…

Но у старости силы не те.                                                                                                    Дней непрожитых

Мал запас…

Берегите старых людей,

Без которых не было б вас!      

- Послушайте, как поэт Николай Рубцов в стихотворении «Воробей» пишет о том, как трудно птицам зимой

Чуть живой, не чирикает даже,
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней.
И дрожит он над зернышком бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
От того, что так трудно ему.

- Каким представляется воробей в стихотворении? (Бедный, замерзший, голодный.) Какой урок может извлечь человек, прочитав это стихотворение? 

- Да, ребята, с какими бы трудностями вы не сталкивались, не надо быть вредными и злыми. Ведь трудности бывают у всех. Их нужно преодолевать, а не бояться.

- Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям?
- А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?
- Нужно ли проявлять милосердие к «падшим» людям: бомжам, пьяницам, наркоманам…?

- В мире очень много тех, кто нуждается в помощи, милосердии, поэтому существуют такие общества, которые помогают нуждающимся.
- Кто знает эти общества?   Например, «Красный Крест», общества помощи бездомным животным, волонтёры в хосписах.

- Но начать нужно с малого. Как можно помочь своим близким, знакомым, родным?  Как выработать у себя доброе отношение к людям?                                        

    Начните с малого:                                                                                                                      Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.                                            Уступи место в трамвае, автобусе пожилым людям.                                  Защищайте девочек, маленьких детей.                                                                  Не допускайте грубости.                                                                           Старайтесь во всем помочь ближним.                                                                                    Будьте добрым и милосердным человеком.                         

- Давайте подумаем, какие  нравственные понятия относятся милосердию?  (синонимы)  (Гуманность, самоотверженность, доброта, отзывчивость,  долг,  сочувствие человечность,  альтруизм, забота,  честь,  внимание,  ласка,  сострадание, человеколюбие,  жалость, любовь)   (слайд 12)

- А какие нравственные понятия не относятся к милосердию?  (антонимы)                                            (Равнодушие,  эгоизм, черствость,   бездушие,  злость,  зависть,   высокомерие,  жадность,   жестокость, безжалостность)

-  Мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни эти лучшие качества: доброту, милосердие к людям, ко всему, что нас окружает, и тогда про вас скажут: этот человек обладает чувством собственного достоинства и уважает достоинство других. Я думаю, что вы никогда не станете равнодушными к чужой беде. 

  - Посмотрите на парту, у вас листочки нарисуйте на них цветок милосердия и подарите свои цветы гостям.

                         

- Если бы вы попали в беду, вы хотели бы, чтобы вас пожалели, сказали ласковые слова и оставили вас в беде или чтобы вам помогли и изменили трудную, опасную ситуацию к лучшему?

- На ваш взгляд, что прекраснее всего? – Мир людей или мир вещей? Красивые слова или красивые дела?                                                                                                                      Рассказ  «Красивые слова и красивые дела»

    Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.                                              Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.                                                                                               Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.                 И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал: «Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…»                                      Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова. «Наверное, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…»                                                                                                                      А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

- Красивые ли слова говорили два мальчика?                                                                   - Стало ли теплее от них промокшему мальчику?                                                           - Что вы можете сказать о третьем мальчике, какой он?                                                         - Какова главная мысль этого рассказа?                                                     (Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела).

Стихотворение «Сердце живо милостью»  

Сердце добрым быть должно,

Так оно сотворено,

Чтоб дарить любовь и  свет

Всем  вокруг  десятки  лет.

Сердце может  заболеть,

Перестанет  сердце  петь,

Если нет в нем состраданья,

Чуткости и пониманья.    (М. Скребцова)

Вопросы к стихотворению:

-  Как научить свое сердце дарить людям милосердие?

-  Может ли твое сердце болеть от чужой беды?

-  Что нужно сделать, чтобы на земле меньше было обездоленных и несчастных людей?

 Стихотворение «Есть у ангелов белые крылья»  (Н. Гумилёв)

Есть у ангелов белые крылья.
Разве ты не видал их во сне –
Эти белые, нежные крылья
В голубой вышине?

Разве ты, просыпаясь, не плакал,
Не умея сказать, почему?
Разве ночью ты горько не плакал,
Глядя в душную тьму?

И потом, с какой грустью на небо
Ты смотрел в этот солнечный день!
Для тебя было яркое небо
Только жалкая тень.

И душа быть хотела крылатой,
Не на миг, не во сне, а всегда.
Говорят – она будет крылатой,
Но когда?

- Ответьте Николаю Гумилёву, когда же душа человека становится крылатой, а значит красивой?

- Доброе, неразрывно связано с красотой. Эта глубокая связь хорошего и красивого появляется на каждом шагу. Ведь прекрасна не только талантливая поэма, симфония, картина, прекрасны умная мысль человека, его дела, благородные поступки. И, конечно же, прекрасным мы называем человека – умного, доброго, благородного.
Сделать душу крылатой красивой - зависит от вас.

Памятка жизненных правил   (слайд13)

  1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
  2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
  3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.
  4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
  5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
  6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
  7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

Рефлексия.

- Послушайте известную притчу о двух волках.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
«В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, милосердие, верность...»

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает»?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

- Я думаю, вы понимаете, какого волка в своей душе будете кормить, чтобы ваша жизнь сложилась хорошо.

(Слайд 14)

- А теперь посмотрите на ваших столах лежат бумажные ладошки, я предлагаю составить из них солнышко, которое объединило бы ваши хорошие помыслы и желания, помогало не забывать творить добрые дела. (дети составляют солнышко на доске)

Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Твое здоровье - в твоих руках"

Классный час проводится в форме игры-практикума. Дети в начале игры дают самооценку отношения к собственному здоровью, а затем в конце игры делают выбор: вести здоровый образ жизни или другой путь. В ...

Конспект классного часа "Твое здоровье в твоих руках"

В конспекте занятия рассматриваются такие вопросы, как режим дня, личная гигиена, выполнение физических упражнений, культура внешнего вида....

Классный час "Твое здоровье в твоих руках. Здоровый образ жизни!"

Тема:  ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ В ТВОИХ РУКАХ. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.Цель: познакомиться с понятием «Здоровый образ жизни».Задачи: научить ценить и сохранять собственное здоровье, развивать кругозор и познав...

Классный час "Твое здоровье в твоих руках"

- Здравствуйте, ребята! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья!Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровь...

Программа по духовно-нравственному воспитанию "Мир твоей души"

Программа по духовно-нравственному воспитанию "Мир твоей души" для 1 класса...

Классный час "Совесть - клад твоей души".

Классный час по духовно - нравственному воспитанию. Может быть проведён как в 3 классе, так и в 4 классе....


 

Комментарии

Гоппе Наталья Сергеевна

Хочу выразить слова благодарности за разработку классного часа "Мир твоей души". Очень полезный материал. Обязательно буду использовать в своей работе.