Классный час "Волшебный мир сказок"
классный час (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Классный час « Герои любимых сказок»
Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам.
Задачи:
приобщать детей к народному творчеству;
формировать у учащихся доброе взаимоотношение;
способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей, формированию классного коллектива;
развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.
Оборудование:
лукошко;
телеграммы;
«сказочные» предметы;
кроссворд;
Ход классного часа
I. Объявление темы классного часа
Послушайте стихотворение.
Есть на свете страна такая,
Где всех приключений не счесть,
Любят эту страну все дети,
Волшебство и загадки там есть.
Там зло с добром не уживается,
И победит всегда добро.
Как же эта страна называется?
Догадались, наверно, давно?
Конечно, эта необыкновенная страна – страна сказок.
Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет гостеприимной хозяйкой нашего классного часа
II. Вступительное слово учителя
“Сказка – ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок”. А. С. Пушкин
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Проблемный вопрос.
Для чего нам читать сказки?
Для того, чтобы узнать про все чудеса сказки, нужно вспомнить, что же такое сказка.
Сказка – это народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах, событиях с участием волшебных фантастических сил, часто выдумка, неправда, ложь.
- Чем сказки отличаются от рассказов? (В сказке есть волшебство)
Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей)
И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.
Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.
Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.
А почему сказки называют народными? (Ответ детей)
Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир.
В сказках совершаются самые невероятные чудеса.
И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок.
Я помогу вам, вспомнить ваши любимые сказки, встретиться с любимыми героями и даже стать героями одной из сказок. Я помогу вам в этом путешествии быть весёлыми, любознательными и остроумными.
Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать.
Дорожка нам предстоит дальняя, через лес дремучий. На пути нам встретятся препятствия, и мы должны их будем преодолеть.
Я знаю, что вы, ребята, очень дружные и смелые. Во время путешествия вы будете помогать и выручать друг друга. Верно, я говорю? (Ответ детей)
Прежде, чем оказаться нам в сказочном лесу, возьмёмся все за руки и закроем глазки. Как только вы услышите волшебные звуки, сразу открывайте глаза. Готовы? Все закрыли глазки? Тогда – в путь! В мир Чудес и Волшебства!
III. Путешествие по русским народным сказкам
(Звучит музыка)
Вот мы и в сказочном лесу. А вот и мышка-норушка! Она будет нашим проводником в путешествии.
Ребята, какой красивый домик у нас на пути! Кто нас встречает? (Лисичка-сестричка). Она приготовила нам первое испытание – игру «Из какой мы сказки?». Думаю, вы их тоже любите и без труда узнаете героев и определите, из какой они сказки.
Игра «Из какой мы сказки?»
(На экране фрагменты из сказок: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Маша и медведь», «Теремок», «По щучьему велению», «Петушок-золотой гребешок», «Гуси-лебеди»)
(Ответы детей)
Молодцы, ваши дружные ответы показали, что сказки вы любите и знаете. Мы отправляемся дальше.
(Звучит музыка)
Что мы видим перед собой? (Избушку на курьих ножках.)
Кто встречает нас в этой избушке? (Баба Яга).
Баба-Яга приготовила нам задание: необходимо прочитать записку, которая находится рядом с избушкой.
Сказочная викторина
Текст записки.
Ребятки, если желаете отправиться дальше в путешествие, ответьте на вопросы моей сказочной викторины.
1. На чем передвигаются сказочные герои в русских народных сказках? (Гуси – лебеди, ступа, сапоги – скороходы, печка, ковер – самолет, серый волк и т.д.)
2. Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки? («Был там пир на весь мир, я на том пиру был, мед и пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»; «Стали они жить – поживать и добра наживать» или «Устроили они пир на весь мир»)
3. Кого в русских народных сказках называют кумушкой? (Лису)
4. В какой сказке герой не послушался своей сестры и превратился в животное? Какое? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Иванушка превратился в козленка)
5. Какая сказочная героиня является владелицей первого летательного аппарата? (Баба Яга)
6. В какой русской народной сказке есть слова: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красавица?» («Морозко»)
Ой, какие вы молодцы! Баба Яга очень довольна вашими ответами, и мы отправляемся дальше.
(Звучит музыка)
Что мы видим? Стоит в лесу теремок, он не низок ни высок. Спросим: «Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?» Ой, да тут нас никто не встречает. А рядом с теремком стоит лукошко. Интересно, что в нём? Герои сказок оставили в лукошке телеграммы. Давайте прочитаем, кто оставил телеграммы.
(Дети зачитывают текст телеграммы, угадывают, кто её оставил)
Телеграмма
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Скоро буду у вас. (Колобок)
Телеграмма
Спасите, нас съел серый волк. (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
Телеграмма
Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам. (Лиса из сказки «Заюшкина избушка»)
Молодцы, ребята! Всех узнали. А в лукошке ещё находятся сказочные предметы. По предметам угадайте, какие ещё герои побывали в теремке? И из какой они сказки?
Игра «Волшебное лукошко»
В лукошке: скалочка, золотое яйцо, большая деревянная ложка и 2 поменьше, перышко (Финиста), стрела.
(Дети выбирают сказочные предметы и объясняют, в какой сказке они встречаются и какие герои побывали в теремке.)
Сказки: «Лисичка со скалочкой» – скалочка;
«Курочка Ряба» – золотое яйцо;
«Три медведя» – большая деревянная ложка и 2 поменьше;
«Финист-ясный сокол» – перышко;
«Царевна-лягушка» – стрела Ивана-царевича.
Молодцы! И снова мы продолжаем путешествие.
(Звучит музыка)
Посмотрите, перед нами изба. Кто живёт в ней? (Ответ детей)
А встречает нас Колобок, румяный бок. Из какой сказки этот герой? (Ответ детей)
Колобок предлагает вам стать героями его сказки.
Инсценировка сказки «Колобок»
Вам понравилась сказка в исполнении ребят? (Ответ детей)
Колобку тоже понравилась. Но он нас пока не отпускает. Колобок составил кроссворд и предлагает нам разгадать его.
Кроссворд по русским народным сказкам
Закончить предложения, записав пропущенные слова в пустые клетки кроссворда.
1. Гуси – … (лебеди)
2. Василиса – … (Прекрасная)
3. Коза – … (Дереза)
4. Кот, Петух и … (Лиса)
5. Сестрица Алёнушка и братец – … (Иванушка)
(Проверка кроссворда)
Молодцы, ребята. Теперь мы можем попрощаться и отправиться дальше.
(Музыка)
Мы вышли с вами на полянку. И мышка говорит, что наше путешествие подходит к концу. Попрощаемся с мышкой, снова возьмёмся за руки и на мгновение закроем глаза.
Учитель.
Сказка – это что-то чудесное. Поищем с вами чудеса. Буквы перепутались, и стало непонятно, что за сказки пришли к нам в гости.
Игра “Перепутанные буквы”
“шааМ и двеемьд” (“Маша и медведь”)
“вочмокоайДю” (“Дюймовочка”)
“шулЗаок” (“Золушка”)
Индивидуальные задания.
1. Твои вершки, твои корешки. (Медведь и мужик)
2. Алёнушка, сестрица моя, костры горят высокие. (Алёнушка и братец Иванушка)
Учитель.
Вам предстоит проверить, правильно ли написаны названия сказок и литературных героев.
Игра “Путаница”
Дать правильное название сказок и литературных героев.
Сестрица Алёнушка и братец Никитушка
Елена Некрасивая
Кощей Бесстрашный
Жар – муха
Баба Бяка
Отдыхаем. физминутка
Игра “Видели – не видели!”+физкультминутка
Я буду называть события. Если такое бывает, вы отвечайте “Видели, видели!” и подпрыгиваете. Если такого не бывает, то вы молчите и приседаете.
1. В зоопарке у ворот спит огромный бегемот.
2. За полями, за лесами ходит курица с рогами.
3. Вот слонёнка тихий сон охраняет старый слон.
4. Чернобровая куница - замечательная птица.
5. Злой презлющий серый волк на ребят зубами щёк!
6. А зеленый крокодил важно по полю ходил.
7. Пони, маленькие пони, до чего забавны пони!
Учитель. Сказочные герои – одна из примет сказок. Вот и сказочные герои пришли к нам.
Зачитать загадки в стихах.
Назвать полное имя того или иного героя, продолжив имя
1. Кощей. (Бессмертный)
2. Василиса. (Премудрая)
3. Змей. (Горыныч)
4. Елена. (Прекрасная)
5. Сестрица. (Алёнушка)
6. Братец. (Иванушка)
7. Доктор. (Айболит)
Инд. задания (дети читают, называют сказочного героя).
-«Скорей бы приблизился вечер и час долгожданный настал, чтоб мне в золоченной карете поехать на сказочный бал! Никто во дворце не узнает, откуда я, как зовусь.. но только лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь. Как зовут эту героиню?» (Золушка)
-«Старая, седая, беззубая, страшная старуха, которая, чуя по запаху не прошенного гостя, говорит “фу, фу, фу! Бывало русского духа слыхом-не слыхать, видом не видать, а нынче русский дух сам в ложку садится, а в рот валится!” Кто это?» ( Баба-Яга.)
Появляется Баба-Яга.
Баба-Яга. Бедная я, бедная. Никому не нужна.
Учитель:Ты же, бабулечка, сама виновата,
Землю сделаешь болотом,
Все раскрасишь черным цветом,
Разведешь лишь бегемотов.
Баба-Яга. Я буду вам давать задания, справитесь?
“Угадай-ка” (загадывает Баба-Яга).
1. Слуги Бабы Яги. Лебеди
2. Кто хотел погубить Муху – цокотуху? Паук
3. “Айболит” - кто автор? Чуковский
4. Братец Алёнушки. Иванушка
5. Рыжая героиня многих народных сказок. Лиса
Отдыхаем.
Музыкальные загадки-песенки.
Задание – назвать героев, которые исполняют следующие песни.
1. Водяной, сказка “Летучий корабль”.
2. Вини-Пух, сказка “Вини-Пух и все-все-все…”.
3. Кот Матроскин, сказка “Дядя Фёдор, пёс и кот”.
4. Кот Леопольд, сказка “Приключения кота Леопольда”.
Баба-Яга. А про меня совсем забыли?
…Я летала на метле,
Пироги пекла в золе,
По избе кота гоняла
Да все сказки вспоминала.
В гости к Лешему сходила
И все сказки позабыла.
Помогите мне, ребятки,
Снова вспомнить эти сказки.
Определить сказку по началу.
1. Жил старик со старухой, у них была дочка и сынок маленький.
- Дочка, дочка! – говорила мать. – Мы пойдем на базар, а ты будь умна, береги братца, не ходи со двора.
Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали, посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
“Гуси-лебеди”, русская народная сказка.
2. Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И Маленькую ласточку от холода спасла.
Х.К. Андерсен “Дюймовочка”.
Б.Я.- Ишь, какие вы знающие, на все мои вопросы ответили, все загадки отгадали.
Вот, молодцы, ребятки, спасибо! Порадовали старушку-Бабушку-Ягушку!
Вот уж, право, я устала, зло творить я перестала.
Групповая работа.
Продолжить присказки
1. Скоро сказка сказывается,…да не скоро дело делается.
2. Что ни в сказке сказать, …ни пером описать.
3. Я там был, мёд, пиво пил, …по усам текло – а в рот не попало.
4. Пойди туда – не знаю, куда, …принеси то, не знаю, что.
5. Стали жить-поживать, …добра наживать да медок попивать.
6. Тут и сказке конец, …а кто слушал – молодец.
Выставка книг.
Все, что создано умом
Все, к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
IV. Подведение итогов классного часа
Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник русских народных сказок, и в путь!
Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам? (Ответ детей)
А, что вам больше понравилось? (Ответ детей)
А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)
Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.
У каждого народа есть свои сказки: они различны и чем-то похожи друг на друга. Различны, потому что они возникли в разных странах, и в них отразились обычаи разных народов и разных стран.
Схожи между собой, потому что в них отразились мечты народов о счастье, их вера в победу добра над злом.
- Так что же объединяет сказки?
1. Добро побеждает зло.
2. Все заканчивается хорошо.
3. Все сказки учат добру.
Для чего нам читать сказки?
- Сказки учат доброте, честности, находчивости, любви к труду и многому другому, очень важному для нас.
- Учит бескорыстной любви, преданности и самоотверженности.
- В каждой сказке есть доброта и привычка выручать из беды.
- Сказка помогает побеждать добро и зло.
Сказки собирают народную мудрость, учат нас добру, ценить красоту. Недаром они заканчиваются словами: “Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”
Выводы детей.
Чтение притчи.
Притча
Мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему,
что там было написано. Поэтому он искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего такого, что было бы похоже на его любимые сказки. Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает?
- Дорогой мой, — с любовью ответила ему мама, — если ты будешь стараться вырасти добрым и хорошим мальчиком, то все сказки в твоей жизни сбудутся.
Запомни, что чудес не ищут — к добрым людям они приходят сами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие в мир русских народных сказок". Классный час для 1 класса.
Классный час по русским народным сказкам. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.Сказки любят и ...
"Путешествие в страну сказок" классный час
Игра - путешествие по хакасским народным сказкам для учащихся 3 класса. Данная игра предполагает знание хакасских народных сказок, игр. В ходе путешествия детей ждут приключения и разнообразные игры....
Классный час "Путешествие в Страну сказок."
Цель. 1. Обобщение и расширение знаний сказок. Формирование умения работать в группе.2. Способствование развитию внимания, творческого воображения, зрительной памяти, быстроту реакции, мышления....
Конспект классного часа . Тема: «Парад героев сказок»
Материалы классного чтения могут быть использованы учителем на уроках литературного чтения и классных часах во 2-3 классах....
классный час "По дорогам сказок". 1 класс
внеклассное мероприятие, в рамках недели начальной школы....
классный час "В мире сказок"
Сценарий классного часа в 1 классе, цели которого развивать память, мышление, речь;-вспомнить сказки, их героев, авторов;-дать детям возможность раскрыть свои способности, обнаружить склонности к твор...