Я,мои права и обязанности
классный час (2 класс) на тему

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_prava.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Я, МОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ.

Цели: познакомить с понятиями «гражданин»; «права граждан»; «права детей»; «обязанности школьников»; учить применять права и обязанности в повседневной жизни;

развивать культуру речи; умение анализировать; развивать творческие способности;

воспитывать любовь к Родине; правовую грамотность; уважение к другим и к себе; чувство собственного достоинства.

Ход занятия:

- То о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам, вашим родителям и нашим гостям.

Вам, ребята, предстоит очень интересная жизнь в обновляющейся России. От вас самих зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы проживёте её радостно и счастливо.

Вы уже знаете, что жизнь – это не только развлечения и радости. Это и нелёгкий труд. Те люди, которые заранее готовились к встрече с жизнью, как правило, проживали её интересно. Хуже бывает тем, кто привыкает жить за спинами родителей, других людей.

- А кем является каждый из нас? (ответы детей)

- Каждый из нас – гражданин России.

- Кто такой «Гражданин»? (ответы детей)

- В толковом словаре С. И. Ожегова понятие «гражданин» объясняется так:

Гражданин

  1. лицо, принадлежащее  к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;
  2. взрослый человек, а также форма обращения к нему.

Беседа о правах детей.

- Скажите, гражданами какой страны мы являемся? (ответы детей)

- Наше государство предоставляет нам права. Кто из вас знает, как называется документ, в котором прописаны наши права? (Конституция РФ).

- Слово «конституция» в переводе с латинского обозначает «установление».

- А какие права мы имеем как граждане России? (ответы детей)

- У граждан России есть много прав, но мы рассмотрим лишь некоторые из них.

Попробуйте доказать, что те права, которые вы назвали, действительно существуют.

  • Каждый человек имеет право на жизнь.
  • Каждый человек имеет право на свободный труд. Каждый может выбрать труд по своему усмотрению. Принудительный труд запрещён.
  • Каждый гражданин имеет право на образование. В зависимости от возраста он может посещать д/с, школу, колледж или университет.
  • Каждый гражданин имеет право получить помощь врача при заболевании.
  • Гражданин России имеет право на отдых.

- А теперь, зная эти права, мы поиграем.

Игра «Путешествие в сказку».

- Каждая команда получает иллюстрацию из сказки. Задача: определить, каким правом воспользовались герои. Время – 1 минута.

1. «Айболит» К. И. Чуковский ( право на получение мед. помощи)

2. «Золотой ключик» А. Толстой (право на образование)

3.«Сказка о попе и работнике его Балде» А. Пушкин. (Право на труд) 

Вопрос

Ответ

1

Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!»

Не имеешь права лишать меня имущества. ст.17

2

Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!»

Не имеешь права посягать на мою жизнь. ст. 3.

3

Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка».

Козлята…Не имеешь право вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно. Ст. 12.

4

Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».

Маша:…Не имеешь права посягать на мою свободу. Ст.4.

5

Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его».

Волчица:… Не имеешь права лишать его жизни. Ст.3

Давайте немного отдохнём и поиграем.

 «Музыкальная минутка».

Песни слушают дети и говорят, о каких правах идёт речь.

«Учат в школе», «Песенка о лете», «Антошка»

Беседа об обязанностях детей.

    Однако не всё зависит от родителей. Во многом ответственны за свои поступки и вы сами. Мы поговорим не только о правах, но и об обязанностях, так как обязанностей без прав не бывает.

Как вы думаете, что такое обязанности?

  Обязанность - это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.
У каждого человека есть право на жизнь, свободу, здоровье и др. Одновременно у каждого есть и обязанности.
Каждый человек должен быть честным по отношению к людям, всегда помогать им и никого не обижать. Даже самые маленькие дети имеют определённые обязанности. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.
Обязанности бывают самые разные, и они проявляются по всюду - в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях

Какие у вас есть домашние обязанности?

Школьные?

По закону?

Почему люди решили защищать права детей?

Вы уже знаете, что такое права и обязанности ребёнка, а интересно ли тебе узнать, почему люди решили защищать права детей?

Давайте послушаем, что нам расскажет по этому поводу Мудрая сова.

  В начале 20 века (примерно 90 лет назад) во многих странах мира дети жили в плохих условиях:
- они работали;
- часто болели;
- не учились.
Тогда взрослые задумались над тем, как защитить детей.

В 1923 г. Международный союз спасения детей подготовил Женевскую декларацию прав ребёнка.
Декларация - это объявление, заявление правительства, а Женевской назвали её по месту её принятия - город Женева.
Это был первый документ о защите детей, в котором не были охвачены все стороны жизни ребёнка, его права были определены недостаточно чётко.

Позже складывались всё новые и новые декларации.
"Всеобщая декларация прав человека" - 1948 г.
"Декларация прав ребёнка" - 1959 г.
Правительства различных государств стали больше внимания уделять вопросу защиты детей.
Тем не менее учёные на основе своих наблюдений пришли к выводу о том, что:
-  дети - незащищённая, бесправная часть населения;
-  их могут обидеть взрослые;
- в ряде государств дети не могут получит образования.

Начали разрабатывать Конвенцию (соглашение, международный договор) о правах ребёнка. Конвенция вступила в силу в 1990 г.
Основные требования Конвенции:

1. Выживание

2. Развитие

3. Защита прав

4. Активное участие в жизни общества

Выживание. Это право ребёнка на жизнь, на медицинское обслуживание, на заботу о нём.

Развитие. Каждому ребёнку дано право развивать свои способности. Для этого  надо создать условия для получения ребёнком образования, для отдыха и др.

Активное участие в жизни общества. Это право личности на участие в культурной жизни, на выражение своего мнения, на свободу мысли.

Защит прав. Это требование обеспечивает защиту прав детей. Особыми правами пользуются дети-инвалиды, дети-сироты.

Женевская Декларация, Конвенция о правах ребёнка - это международные документы. В Российской Федерации есть свои документы, в которых описаны права ребёнка.
Давай познакомимся более подробно с этими документами.

Российские документы о правах ребёнка.
Конституция РФ
Семейный кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ и др.

ЗАКОНЫ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА:

Закон  «Об охране окружающей среды»

Закон «Об образовании»

Закон РФ «О налогах на имущество»

Устав школы

Конституция РФ

Конвенция о правах ребенка

 Всеобщая Декларация прав человека

 Декларация прав ребенка

ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ:

Выполнять Устав школы

Беречь школьное имущество

Выполнять домашние задания

Соблюдать порядок и чистоту

Не опаздывать на уроки

Носить школьную форму

Каждую перемену ходить на улицу

Во время урока задавать посторонние вопросы

Сегодня мы узнали лишь о некоторых правах и обязанностях. В дальнейшем мы будем говорить и о других правах и обязанностях на других уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"

Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"...

Утренник: “Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав”.

Воспитание правового самосознания учащихся....

« Права и обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте»

Цели: Отрабатывать навыки основных правил поведения в общественном транспорте; Развивать логическое мышление, память, внимание;Оборудование: Памятка прав и обязанностей пассажиров; кружки трёх цветов ...

Права и обязанности ребёнка. Права и обязанности родителей.

В статье подробно перечислены основные права и обязанности ребёнка-школьника, а также их родителей....

Ролевое моделирование «Права и обязанности» ( посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка»)

Ролевое моделирование правовой тематики, посвященное Всемирному дню  прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».Права детей представлены в презентации, в ходе мероприятия ...