Я,мои права и обязанности
классный час (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Я, МОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ.
Цели: познакомить с понятиями «гражданин»; «права граждан»; «права детей»; «обязанности школьников»; учить применять права и обязанности в повседневной жизни;
развивать культуру речи; умение анализировать; развивать творческие способности;
воспитывать любовь к Родине; правовую грамотность; уважение к другим и к себе; чувство собственного достоинства.
Ход занятия:
- То о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам, вашим родителям и нашим гостям.
Вам, ребята, предстоит очень интересная жизнь в обновляющейся России. От вас самих зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы проживёте её радостно и счастливо.
Вы уже знаете, что жизнь – это не только развлечения и радости. Это и нелёгкий труд. Те люди, которые заранее готовились к встрече с жизнью, как правило, проживали её интересно. Хуже бывает тем, кто привыкает жить за спинами родителей, других людей.
- А кем является каждый из нас? (ответы детей)
- Каждый из нас – гражданин России.
- Кто такой «Гражданин»? (ответы детей)
- В толковом словаре С. И. Ожегова понятие «гражданин» объясняется так:
Гражданин
- лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;
- взрослый человек, а также форма обращения к нему.
Беседа о правах детей.
- Скажите, гражданами какой страны мы являемся? (ответы детей)
- Наше государство предоставляет нам права. Кто из вас знает, как называется документ, в котором прописаны наши права? (Конституция РФ).
- Слово «конституция» в переводе с латинского обозначает «установление».
- А какие права мы имеем как граждане России? (ответы детей)
- У граждан России есть много прав, но мы рассмотрим лишь некоторые из них.
Попробуйте доказать, что те права, которые вы назвали, действительно существуют.
- Каждый человек имеет право на жизнь.
- Каждый человек имеет право на свободный труд. Каждый может выбрать труд по своему усмотрению. Принудительный труд запрещён.
- Каждый гражданин имеет право на образование. В зависимости от возраста он может посещать д/с, школу, колледж или университет.
- Каждый гражданин имеет право получить помощь врача при заболевании.
- Гражданин России имеет право на отдых.
- А теперь, зная эти права, мы поиграем.
Игра «Путешествие в сказку».
- Каждая команда получает иллюстрацию из сказки. Задача: определить, каким правом воспользовались герои. Время – 1 минута.
1. «Айболит» К. И. Чуковский ( право на получение мед. помощи)
2. «Золотой ключик» А. Толстой (право на образование)
3.«Сказка о попе и работнике его Балде» А. Пушкин. (Право на труд)
Вопрос | Ответ | |
1 | Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» | Не имеешь права лишать меня имущества. ст.17 |
2 | Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» | Не имеешь права посягать на мою жизнь. ст. 3. |
3 | Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». | Козлята…Не имеешь право вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно. Ст. 12. |
4 | Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». | Маша:…Не имеешь права посягать на мою свободу. Ст.4. |
5 | Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». | Волчица:… Не имеешь права лишать его жизни. Ст.3 |
Давайте немного отдохнём и поиграем.
«Музыкальная минутка».
Песни слушают дети и говорят, о каких правах идёт речь.
«Учат в школе», «Песенка о лете», «Антошка»
Беседа об обязанностях детей.
Однако не всё зависит от родителей. Во многом ответственны за свои поступки и вы сами. Мы поговорим не только о правах, но и об обязанностях, так как обязанностей без прав не бывает.
Как вы думаете, что такое обязанности?
Обязанность - это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.
У каждого человека есть право на жизнь, свободу, здоровье и др. Одновременно у каждого есть и обязанности.
Каждый человек должен быть честным по отношению к людям, всегда помогать им и никого не обижать. Даже самые маленькие дети имеют определённые обязанности. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.
Обязанности бывают самые разные, и они проявляются по всюду - в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях
Какие у вас есть домашние обязанности?
Школьные?
По закону?
Почему люди решили защищать права детей?
Вы уже знаете, что такое права и обязанности ребёнка, а интересно ли тебе узнать, почему люди решили защищать права детей? Давайте послушаем, что нам расскажет по этому поводу Мудрая сова. В начале 20 века (примерно 90 лет назад) во многих странах мира дети жили в плохих условиях: В 1923 г. Международный союз спасения детей подготовил Женевскую декларацию прав ребёнка. Позже складывались всё новые и новые декларации. Начали разрабатывать Конвенцию (соглашение, международный договор) о правах ребёнка. Конвенция вступила в силу в 1990 г. 1. Выживание 2. Развитие 3. Защита прав 4. Активное участие в жизни общества Выживание. Это право ребёнка на жизнь, на медицинское обслуживание, на заботу о нём. Развитие. Каждому ребёнку дано право развивать свои способности. Для этого надо создать условия для получения ребёнком образования, для отдыха и др. Активное участие в жизни общества. Это право личности на участие в культурной жизни, на выражение своего мнения, на свободу мысли. Защит прав. Это требование обеспечивает защиту прав детей. Особыми правами пользуются дети-инвалиды, дети-сироты. Женевская Декларация, Конвенция о правах ребёнка - это международные документы. В Российской Федерации есть свои документы, в которых описаны права ребёнка. Российские документы о правах ребёнка. |
ЗАКОНЫ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА:
Закон «Об охране окружающей среды»
Закон «Об образовании»
Закон РФ «О налогах на имущество»
Устав школы
Конституция РФ
Конвенция о правах ребенка
Всеобщая Декларация прав человека
Декларация прав ребенка
ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ:
Выполнять Устав школы
Беречь школьное имущество
Выполнять домашние задания
Соблюдать порядок и чистоту
Не опаздывать на уроки
Носить школьную форму
Каждую перемену ходить на улицу
Во время урока задавать посторонние вопросы
Сегодня мы узнали лишь о некоторых правах и обязанностях. В дальнейшем мы будем говорить и о других правах и обязанностях на других уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"
Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"...
Урок русского языка и права "Глагол. Права и обязанности"
Интегрированный урок в 4 классе...
Утренник: “Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав”.
Воспитание правового самосознания учащихся....
« Права и обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте»
Цели: Отрабатывать навыки основных правил поведения в общественном транспорте; Развивать логическое мышление, память, внимание;Оборудование: Памятка прав и обязанностей пассажиров; кружки трёх цветов ...
Права и обязанности учащихся, правила поведения в школе
Для классного уголка...
Права и обязанности ребёнка. Права и обязанности родителей.
В статье подробно перечислены основные права и обязанности ребёнка-школьника, а также их родителей....
Ролевое моделирование «Права и обязанности» ( посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка»)
Ролевое моделирование правовой тематики, посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».Права детей представлены в презентации, в ходе мероприятия ...