Внеурочная деятельность. Рабочая программа кружка "Всезнайка"
классный час (3 класс) на тему
Внеурочная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kr_vseznayka.docx | 88.15 КБ |
Классный час на тему "Добро.Зло" | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Всезнайка» курса «Путешествие по стране этикета» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Конституции Российской Федерации
- Закона РФ «Об образовании»
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
- Учебного плана на 2015-2016 учебный год.
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
По словам академика Д.С.Лихачёва «мы не выживем физически, если погибнем духовно». Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные ориентиры жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако воспитание Человека в человеке возможно только в том случае, если осознана необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить в нечто более совершенное. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с «исцеления» самого человека.
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.
Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель – общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в гимназии так необходимы уроки, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
Клуб является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».
Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе, формирование навыков коммуникации.
Задачи:
- развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
- предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
- научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
- прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.
Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.
Программа состоит из 4 крупных разделов:
1.Этика общения
2.Этикет
3.Этические нормы отношений с окружающими
4.Этика отношений в коллективе
Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.
Формы и виды деятельности
- игровая;
- познавательная;
- краеведческая;
- сюжетно - ролевые игры;
- просмотр мультфильмов;
- посещение выставочных залов и музеев;
- походы в театр;
- конкурсы;
- посещение библиотек;
- праздники.
Место проведения занятий
- школа
- лесная зона
- Городская «Школа искусств»
- Городская библиотека
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
- Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
- Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
- сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения
в школе, дома, на улице, в общественных местах.
6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
7. Адекватно воспринимать оценку учителя.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
5. Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Коммуникативные УУД:
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Ожидаемые предметные результаты:
- обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Должен знать правила этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой
Ученик должен усвоить сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, интерес, любовь к ближнему, вежливость, самолюбие, себялюбие, грубость, наушничество, подлость, обман, черствость души, щедрость души.
Должен знать, как помочь товарищу в учебе и как принять эту помощь. Должен уметь для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену, беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок, соблюдать правила дорожного движения. Следить за результатами. Производить мелкий ремонт. Знать состав своей семьи и уметь с ними общаться.
Должен уметь достойно вести себя в кинотеатре, театре, клубе, музее, библиотеке. Правильно выбирать книгу. Уметь закаливать свой организм.
- применять "золотое правило нравственности" в повседневной жизни при общении с людьми;
- овладеть основами вежливого обращения и знакомства с людьми;
- согласно правилам этикета здороваться и прощаться с людьми;
- овладеть культурой поведения в школе, семье, на улице, общественном транспорте, в театре;
- овладеть культурой разговора, искусством спора;
- использовать в речи вежливые интонации и не допускать использования грубых слов.
Формы учета оценки планируемых результатов
- Опрос
- Наблюдение
- Диагностика:
- нравственной самооценки;
- этики поведения;
- отношения к жизненным ценностям;
- нравственной мотивации.
- Анкетирование учащихся и родителей
Данная образовательная программа была составлена на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» Программа адресована учащимся 1- 4 классов и рассчитана на 66 часа в год в 1 классе и по 68 часов во 2-4 кл.
Периодичность занятий – 2 часа в неделю.
Программа реализуется учителями начальных классов.
Содержание программы «Всезнайка»
1 класс
Раздел 1. Этика общения (14 часов)
Тема 1. Доброе слово, что ясный день.
Любимые сказки. Объяснение пословицы: «Доброе слово, что ясный день». Волшебные слова. Игра «Волшебный цветик - семицветик». От улыбки станет всем светлей.
Тема 2. Ежели вы вежливы.
Разговор о вежливости. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки. Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк».
Тема 3. Да здравствует мыло душистое.
Игра «В сказочной стране будильника». Беседа о режиме дня. Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предварительно нарисованных рисунков.
Тема 4. Когда идёшь по улице.
Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила.
Тема 5. Узнай себя.
Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.
Тема 6. Нам счастья не сулит обида чья-то.
Рассказ В.Осеевой «Кто наказал его?». Беседа. Игра «Волшебный цветик-семицветик».
Тема 7. Подарок коллективу.
Урок-сюрприз. Игры. Чаепитие.
Тема 8. Простые правила этикета.
Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета.
Тема 9. Повседневный этикет.
Разбор ситуаций. Стихотворение С.Михалкова «Одна рифма». А.Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно - нельзя».
Тема 10. Весёлые правила хорошего тона.
Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценки-миниатюры.
Тема 11. Сказка об Этикете.
Игра «Любимые блюда» и чем их есть. Продолжение сказки об этикете.
Тема 12. Продолжение сказки об этикете.
Выставка детских рисунков. Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Продолжение сказки об Этикете.
Тема 13. Путешествие в страну Этикета.
Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало».
Тема 14- 15. Просим к столу. Новогодний праздник.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (18 часов)
Тема 16. Путешествие в волшебную сказку.
Игра с доброй феей. Игра с пословицами. Золотое правило этикета.
Тема 17. Я могу быть волшебником.
Демонстрация иллюстраций к путешествию. Приём свитка. Приём нахождения пословицы по её частям. Игра в «Лепесток».
Тема 18. Маленькое дело лучше большого безделья.
Создание живой картины.
Тема 19. Любимый уголок родной природы.
Карта мест отдыха. Стихотворения о Родине. Песня «С чего начинается Родина?». Рисунки о любимом месте.
Тема 20. У каждого народа свои герои.
Выставка рисунков. Пословицы и поговорки разных народов.
Тема 21. Мы соберём большой хоровод.
Игра-праздник в форме хоровода.
Тема 22. Я люблю маму милую мою.
Стихотворение Лившица «Разговор». Благинина «В тишине». Собирательный образ мамы.
Тема 23. Поздравляем наших мам.
Занятие в виде праздника. Концерт детей. Выставка рисунков. Поделки.
Тема 24. Люби всё живое.
Знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями о природе. Игра «на лужайке». Народные изречения о природе.
Этика отношений в коллективе (18 часов)
Тема 25. Если радость на всех одна.
Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя».
Тема 26. Мой класс – мои друзья.
Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».
Тема 27. Самолюб никому не люб.
Игра «Светофор». Рассказ В.Осеевой «Долг».
Тема 28. Поиграем и подумаем.
Игра «Собери букет». Игра «Прополка сорняков». Сочинение песенки.
Тема 29. О дружбе мальчиков и девочек.
Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надёжный человек».
Тема 30-31. Путешествие в мир мудрых мыслей.
Создание книги мудрости.
Тема 32-33. Доброта что солнце.
Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.
Тематическое планирование
1 класс
Название темы | Кол-во часов | Форма деятельности | |
Этика общения. 14 ч. | |||
1 | Доброе слово что ясный день | 2 | Познавательная беседа. Игра |
2 | Если вы вежливы | 2 | Познавательная беседа. Игра |
3 | Да здравствует мыло душистое | 2 | Игра. Конкурс. Рисунки |
4 | Когда идёшь по улице | 2 | Познавательная беседа. Ролевые игры. Практическое занятие на улицах городка. |
5 | Узнай себя | 2 | Путешествие в сказку. Конкурсы. |
6 | Нам счастья не сулит обида чья-то | 2 | Рассказ. Беседа. Игра |
7 | Подарок коллективу | 2 | Урок-сюрприз. Игры |
Этикет. 20 ч. | |||
8 | Простые правила этикета | 2 | Беседа. Решение задач |
9 | Повседневный этикет | 2 | Ответы на вопросы. Игра |
10 | Весёлые правила хорошего тона | 4 | Работа с картинками. Сценки-миниатюры |
11 | Сказка об этикете | 2 | Познавательная беседа. Игра |
12 | Продолжение сказки об этикете | 2 | Познавательная беседа. Игра |
13 | Путешествие в страну этикета | 2 | Познавательная беседа. Игра. Посещение библиотеки. |
14-15 | Просим к столу | 4 | Познавательная беседа. Ролевые игрыигры |
Этические нормы отношений с окружающими. 18ч. | |||
16 | Путешествие в волшебную сказку | 2 | Познавательная беседа. Игра. Конкурсы. |
17 | Я могу быть волшебником | 2 | Познавательная беседа. Игра |
18 | Маленькое дело лучше большого безделья | 2 | Познавательная беседа. Игра. Инсценирование. Работа в группах. |
19 | Любимый уголок родной Отчизны | 2 | Познавательная беседа. Игра. Поход к памятным местам городка. |
20 | У каждого героя свои герои | 2 | Познавательная беседа. |
21 | Мы соберём большой хоровод | 2 | Познавательная беседа. Игра |
22 | Я люблю маму милую мою | 2 | Познавательная беседа. Игра. |
23 | Поздравляем наших мам | 2 | Праздник. |
24 | Люби всё живое | 2 | Беседа. |
Этика отношений в коллективе. 18ч. | |||
25 | Если радость на всех одна | 2 | Познавательная беседа. Игра. Работа в группах. |
26 | Мой класс – мои друзья | 2 | Познавательная беседа. Игра. |
27 | Самолюб никому не люб | 2 | Познавательная беседа. Игра. Путешествие по станциям. |
28 | Поиграем и подумаем | 2 | Познавательная беседа. Игры на свежем воздухе. |
29 | О дружбе мальчиков и девочек | 2 | Познавательная беседа. Игра. Конкурсы. |
30-31 | Путешествие в мир добрых мыслей | 4 | Познавательная беседа. Игра. Просмотр мультфильма. |
32 | Подготовка к празднику «Доброта что солнце» | 2 | |
33 | Доброта что солнце | 2 | Праздник. |
Содержание программы
2 класс
Раздел 1. Этика общения (14 часов)
Тема 1. Если песни петь, с ними веселей.
Разговор о вежливости. Что значит быть воспитанным? От улыбки станет всем теплей.
Тема 2. Добрым жить на белом свете радостно.
Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Разговор о доброте и смелости. Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину.
Тема 3. Добро творить – себя веселить.
Заочное путешествие в выставочный зал. Выставка рисунков о добре.
Тема 4. Подумай о других.
Беседа о добре, о добрых поступках. Чтение отрывка из сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города». Раскрытие правила «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе».
Тема 5. Подарок коллективу.
Урок-сюрприз, урок общения.
Тема 6. Делу – время, потехе - час.
Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе - час». Изготовление значка - вежливость. Работа в группах
Тема 7. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
Выставка значков для школы вежливости. Разговор о доброжелательности и равноправии в отношениях. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».
Тема 8. По правилам этикета.
Беседа: «Что такое этикет?» Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по культуре поведения. Объяснение пословицы: «Уважая человека – уважаешь себя».
Тема 9. Приглашение к столу.
Путешествие в страну Этикета. Практическое занятие за столом. Разыгрывание сценок, где действующие лица сказочные герои. Игра «Концерт для именинников».
Тема 10. Вот школа, дом, где мы живем.
Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен». Формулирование правил этикета.
Тема 11. Вот магазин, куда идем.
Знакомство с правилами этикета в магазине. Разыгрывание ситуаций.
Тема 12. Дороги, транспорт, пеший путь.
Игра «Светофор». Практическое занятие по правилам дорожного движения. Знакомство с правилами этикета в транспорте.
Тема 13 - 14. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.
Путешествие на лесную полянку. Знакомство с правилами поведения в лесу, на лугу, на речке.
Тема 15. В гостях у Вежи.
Новогодний праздник.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (18 часов)
Тема 16. Подари другому радость.
Игровая программа «Хоровод вокруг елки». Составление предложения «Подари другому радость». Беседа на тему: «Кому и как мы можем дарить радость».
Тема 17. От чего зависит настроение.
Беседа «От чего зависит настроение». Знакомство с правилами создания хорошего настроения.
Тема 18. Не стесняйтесь доброты своей.
Подарок Старичку - лесовичку и гномику Пыху. Создание газеты
Тема 19. Мой дом – моя семья.
Дискуссия на тему: «Какой домик нужно построить гномику Пыху и Старичку - лесовичку».
Тема 20. В труде человек хорошеет.
Практическое занятие: «Наш общий дом»
Тема 21. Все на белом свете солнышкины дети.
Путешествие на полянку к Старичку – лесовичку и гномику Пыху. Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев».
Тема 22. Поздравляем наших мам.
Занятие в виде праздника. Концерт для мам. Выставка рисунков и поделок.
Тема 23. Со взрослыми и сверстниками.
Фотогаллерея «Мой самый лучший друг». Беседа «Кого я могу назвать своим лучшим другом». Советы-пословицы о добре. Добрый совет другу.
Тема 24. Цени доверие других.
Итоговое занятие по теме «Этика отношений с окружающими». Письмо гномику Пыху и Старичку - лесовичку.
Этика отношений в коллективе (20 часов)
Тема 25. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
Беседа «Как провели каникулы». Общеколлективная цветопись настроения. Беседа о том, как можно улучшить настроение. Песня «Настоящий друг».
Тема 26. Советуем друг другу.
Игра. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?»
Тема 27. Общее и особенное для мальчиков и девочек.
Сбор советов для мальчиков и для девочек. Составление требований к классному коллективу. Выбор ответственных за выполнение этих советов.
Тема 28. Поговорил бы кто со мной.
Путешествие к дедушке Этикету. Практическая работа по составлению своего разговора.
Тема 29. Путешествие по весеннему лесу.
Экскурсия в парк, лес, в процессе которой вырабатываются правила поведения в лесу.
Тема 30. Подарок коллективу.
Коллективная деятельность, в процессе которой каждый ребенок должен проявить себя. Даря свои умения, знания, таланты, мысли коллективу.
Тема 31-32. Делаем газету.
Беседа о работе по курсу «Этическая грамматика» за год. Дети выражают свои впечатления и пожелания приемом «свитка», который после прочтения помещаются в газету. Оформление газеты.
Тема 33-34. Доброта что солнце.
Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.
2 класс
Название темы | Кол-во часов | Форма деятельности | |
Этика общения. 14 ч. | |||
1 | Если песни петь, с ними веселей | 2 | Познавательная беседа. Игра. |
2 | Добрым жить на белом свете радостно | 2 | Путешествие в сказку. Конкурс рисунков |
3 | Добро творить – себя веселить | 2 | Посещение выставочного зала. Рисунки. |
4 | Подумай о других | 2 | Познавательная беседа. Чтение отрывка из сказки. Инсценирование. |
5 | Подарок коллективу | 2 | Урок-сюрприз. Игры |
6 | Делу – время, потехе - час | 2 | Работа с пословицами. Практическая работа. Работа в группах. |
7 | Чего в другом не любишь, того и сам не делай | 2 | Познавательная беседа. Игра. |
Этикет. 16ч. | |||
8 | По правилам этикета | 2 | Беседа. Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач. Инсценирование. |
9 | Приглашение к столу. | 2 | Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций. Игра. |
10 | Вот школа, дом, где мы живем | 2 | Сценки-миниатюры |
11 | Вот магазин, куда идем | 2 | Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. Посещение магазина. |
12 | Дороги, транспорт, пеший путь | 2 | Познавательная беседа. Игра. Практическое занятие на улицах городка. |
13- 14 | Лес, речка, луг, где можно отдохнуть | 4 | Путешествие на лесную полянку. |
15 | В гостях у Вежи | 2 | Праздник. |
Этические нормы отношений с окружающими. 18 ч. | |||
16 | Подари другому радость | 2 | Познавательная беседа. Игра |
17 | От чего зависит настроение | 2 | Познавательная беседа. Игра |
18 | Не стесняйтесь доброты своей | 2 | Познавательная беседа. Игра |
19 | Мой дом – моя семья | 2 | Дискуссия |
20 | В труде человек хорошеет | 2 | Познавательная беседа. Практическое занятие. |
21 | Все на белом свете солнышкины дети | 2 | Путешествие в сказку. Просмотр мультфильма. |
22 | Поздравляем наших мам | 2 | Праздник. Рисунки. |
23 | Со взрослыми и сверстниками | 2 | Познавательная беседа. Игра. Работа с пословицами. |
24 | Цени доверие других | 2 | Познавательная беседа. Путешествие на детский остров. |
Этика отношений в коллективе. 20 ч. | |||
25 | Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались | 2 | Познавательная беседа. Игра |
26 | Советуем друг другу | 2 | Познавательная беседа. Просмотр отрывка сказки. |
27 | Общее и особенное для мальчиков и девочек | 2 | Познавательная беседа. Игра |
28 | Поговорил бы кто со мной | 2 | Путешествие в весенний парк. Практическая работа. |
29 | Путешествие по весеннему лесу | 2 | Экскурсия. |
30 | Подарок коллективу | 2 | Урок – сюрприз. |
31-32 | Делаем газету | 4 | Познавательная беседа. Игра. Посещение типографии. |
33-34 | Доброта что солнце | 4 | Праздник. |
3 класс
Раздел 1. Этика общения (16 часов)
Тема 1. Здравствуйте все!
«Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки.
Тема 2. Будем беречь друг друга.
Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными.
Тема 3. Дружим с добрыми словами.
Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д.
Тема 4. Любим добрые поступки.
Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.
Тема 5. Подари дело и слово доброе.
Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Запись этих высказываний на магнитофон – это память для ребят.
Тема 6. Умеем общаться.
Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему.
Тема 7. Каждый интересен.
Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.
Тема 8. Подарок коллективу.
Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ …
Тема 9. Премудрости дедушки Этикета.
Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей.
Тема 10. За столом с дедушкой Этикетом.
Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.
Тема 11. Школьные правила этикета.
Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.
Тема 12. Когда рядом много людей.
Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.
Тема 13. Как решать семейные проблемы.
Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома.
Тема 14. Чистый ручеек вашей речи.
Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев. Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток.
Тема 15. Встречаем Новый год.
Классный «Огонек» с праздничным столом.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (20 часов)
Тема 16. Душа – это наше творение.
Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …»
Тема 17. Отворите волшебные двери добра и доверия.
Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия.
Тема 18. Хорошие песни к добру ведут.
Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков.
Тема 19. Вглядись в себя, сравни с другими.
Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.
Тема 20. Помоги понять себя.
Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д.
Тема 21. О настоящем и поддельном.
Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наши отношения ко всему окружающему.
Тема 22. Тепло родного дома.
Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно согревать всех его обитателей.
Тема 23. Поздравляем наших мам.
Занятие в виде праздник. Приглашаем мам, бабушек, сестер, дарим им тепло и подарки. Выставка рисунков «Портрет моей мамы, бабушки, сестры».
Тема 24. Цветы, цветы – в них Родины душа.
Цветы – это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка, связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились.
Тема 25.Когда солнце тебе улыбается.
Итоговое занятие – праздник весны и песни.
Этика отношений в коллективе (18 часов)
Тема 26. Чтобы быть коллективом.
Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая.
Тема 27. Коллектив начинается с меня.
Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию.
Тема 28. Подарок коллективу.
Занятие проводится по традиционной методике.
Тема 29. Секретные советы девочкам и мальчикам.
Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек. При обсуждении заполняется общий «свиток».
Тема 30. Скажи себе сам.
Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное.
Тема 31-32. Вот и стали добрей и умней.
Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей.
Тема 33-34. Школе посвящается.
Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности.
3 класс
Название темы | Кол-во часов | Форма деятельности | |
Этика общения. 16 ч. | |||
1 | Здравствуйте все! | 2 | Познавательная беседа. Игра |
2 | Будем беречь друг друга. | 2 | Путешествие в сказку. Инсценирование. Решение педагогических задач. |
3 | Дружим с добрыми словами. | 2 | Игра. Познавательная беседа. |
4 | Любим добрые поступки | 2 | Познавательная беседа. Разучивание песни. |
5 | Подари дело и слово доброе | 2 | Путешествие в сказку |
6 | Умеем общаться | 2 | Рассказ. Беседа. Игра |
7 | Каждый интересен | 2 | Познавательная беседа. Игра. |
8 | Подарок коллективу | 2 | Урок-сюрприз. Игры |
Этикет. 14 ч. | |||
9 | Премудрости дедушки Этикета | 2 | Беседа. Решение задач |
10 | За столом с дедушкой Этикетом | 2 | Познавательная беседа. Игра |
11 | Школьные правила этикета | 2 | Работа с картинками. Сценки-миниатюры |
12 | Когда рядом много людей | 2 | Познавательная беседа. Игра. Путешествие по городку. |
13 | Как решать семейные проблемы | 2 | Познавательная беседа. Игра |
14 | Чистый ручеек вашей речи | 2 | Познавательная беседа. Игра |
15 | Встречаем Новый год | 2 | Классный «Огонек» |
Этические нормы отношений с окружающими. 20ч. | |||
16 | Душа – это наше творение | 2 | Познавательная беседа. Игра. Рисование сказочных героев. |
17 | Отворите волшебные двери добра и доверия | 2 | Познавательная беседа. Игра |
18 | Хорошие песни к добру ведут | 2 | Познавательная беседа. Рисование. Выставка рисунков. Поход в театр. |
19 | Вглядись в себя, сравни с другими | 2 | Познавательная беседа. Игра |
20 | Помоги понять себя | 2 | Познавательная беседа. Игра |
21 | О настоящем и поддельном | 2 | Познавательная беседа. Игра |
22 | Тепло родного дома | 2 | Выставка рисунков. Сочинение «Мой дом» |
23 | Поздравляем наших мам | 2 | Праздник. |
24 | Цветы, цветы – в них Родины душа | 2 | Познавательная беседа. Посещение памятных мест в городке. |
25 | Когда солнце тебе улыбается | 2 | Праздник. Игры. Песни. |
Этика отношений в коллективе. 18 ч. | |||
26 | Чтобы быть коллективом | 2 | Познавательная беседа. Игра |
27 | Коллектив начинается с меня | 2 | Познавательная беседа. Игра |
28 | Подарок коллективу | 2 | Урок - сюрприз. Игра |
29 | Секретные советы девочкам и мальчикам | 2 | Познавательная беседа. Игра |
30 | Скажи себе сам | 2 | Сочинение «Скажи сам себе» |
31-32 | Вот и стали добрей и умней | 4 | Путешествие по лабиринту мудрых откровений. Игра |
33-34 | Школе посвящается | 4 | Праздник. |
Содержание программы
4 класс
Раздел 1. Этика общения (14 часов)
Тема 1. Оглянись внимательно вокруг.
Решение нескольких педагогических задач, в которых рассматриваются качества людей: гордость, скромность, достоинство. Вывод: в проявлениях человека, его поведении проступают нравственные качества характера, то есть различные формы поведения, поступки характеризуют человека кК личность.
Тема 2. Умение быть самим собой.
Совесть воспитать трудно. А обманывать легко. Тем упорнее необходимо бороться за чистоту этого важнейшего свойства души.
Тема 3. Что достойно гражданина.
Рассматривание понятий гражданин, гражданственность, гражданская активность. Определение своей роли в жизни школы, класса, в любом действовании во имя блага или радости других – шаг гражданина.
Тема 4. Даже будни может труд сделать праздничными днями.
Труд воспитывает человека, а плоды его труда украшают жизнь. Не случайно говорят: «Где нет труда, сады там не цветут». Труд – это не только физическая работа. Трудиться приходится карандашом над книгой… воспитание себя – тоже труд.
Тема 5. Праздник школьного вальса.
Девиз: «Не жди. Когда тебе устроят праздник, будь активным его устроителем!» роль вальса в школьной жизни.
Тема 6 - 7. Приглашение к зеркалу.
Каждый задает волшебный вопрос: «Ну-ка, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…» зеркало должно быть доброжелательным и тактичным.
Тема 8. «Обычай – деспот меж людей» А.С. Пушкин
Рассматривание истории русского этикета. Нормы этикета складывались постепенно в результате отбора из правил поведения в области культуры взаимоотношений людей.
Тема 9 – 10. Твой стиль поведения.
Разобраться, что же должно и что не должно быть свойственно стилю поведения воспитанного человека. Работа с пословицами. Придумывание системы отношений в коллективе.
Тема 11. Мальчики. Девочки.
Отбор наиболее важных советов в этике поведения для мальчиков и для девочек. Обыгрывание: у девочек и мальчиков по свитку, в которые они записывают свои советы.
Тема 12. Поиграем и подумаем.
Высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии. Убеждение в том, что в мерке о любом человеке должна присутствовать доброжелательность. Ролевые игры.
Тема 13. Когда какое слово молвить.
Умение разговаривать – искусство весьма не простое. Каждый человек несет ответственность за произнесенное слово. Бестактное слово – угроза здоровью, так как оно больно ранит, угроза мирным отношениям, начало взаимных обид и ссор.
Тема 14. За общим столом.
Обсуждение необходимости сервировки праздничного стола, умения вести себя за столом. Организация стола общими усилиями. Закрепление навыков этикета.
Тема 15. Доброта и доброжелательность.
Доброта – глубокое и широкое понятие – чуткость, отзывчивость, деликатность по отношению к другим людям, а доброжелательность – составная часть доброты.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (18 часов)
Тема 16. «Поспешай делать добро». (народная мудрость)
Игровые моменты. Ролевые игры. Изречения, пословицы на тему добра. Назначение человека – творить добро. Призыв: «Люди Земли, мыслите, думайте, творите Добро!»
Тема 17. «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой)
Жизнь предлагает разные ситуации, и очень важно думать, как поступить. Суметь защитить свое человеческое достоинство. Противостоять злу, несправедливости, наказать зло – добрый поступок, требующий большого мужества. Необходимо защищать доброе и в себе, и в других. Решительно давать отпор злу.
Тема 18. Родительский дом.
Ролевые игры. Как избежать проявления в семье лени. Грубости, несдержанности, каприз, претензий. Повседневные обязанности – это капли, из которых сливается море человеческого долга.
Тема 19. Любите ваших матерей.
Отчего грустнеют мамины глаза? Как сократить минуты грусти. Печали, душевных огорчений наших мам? Разыгрывание ситуаций. Анкета «Насколько вы знаете своих мам».
Тема 20. «Поздравляем наших мам».
«Огонек», посвященный мамам.
Тема 21. О тех, кто сердце отдал людям.
Любовь, как и доброта, должна быть активной, проявлять себя. Самая чистая, действенная и светлая любовь – это любовь к матери и к Родине. Разговор о воевавших и отстоявших нашу Родину от бед и невзгод.
Тема 22. Умей быть щедрым.
Установит разницу между «быть щедрым» и «быть добрым». Любовь и забота о других – вот основа человеческой щедрости. Ролевые игры.
Тема 23. Праздник благодарности.
Участие каждого в празднике, внесение своих предложений.
Тема 24. Добрыми делами славен человек.
Работа с изречениями. Для осмысления себя – анкета с целью увидеть и откликнуться на хорошее, остановиться, подумать, чтобы знать, куда и как двигаться дальше.
Этика отношений в коллективе (20 часов)
Тема 25. Расскажи мне обо мне.
Проведение по сложившейся традиции
Тема 26. Присмотритесь друг к другу.
На базе сказки об охотнике прийти к выводу. Что вместе, в коллективе, где один за всех и все за одного – надежно, радостно, легко.
Тема 27. Подарок коллективу.
Коллективная деятельность, в которой проявляется, как сложились отношения детей, подведение итогов навыков этического поведения.
Тема 28. Я, ты, мы.
Стремление к тому, чтобы товарищество, солидарность, единство, общность интересов, общие дела легли в основу отношений в детском коллективе.
Тема 29. О дружбе мальчиков и девочек.
Разговор о нормах этического отношения мальчиков и девочек. Работа с таблицей требований к мальчикам и девочкам. Каждый аргументирует свое согласие или несогласие с пунктами таблицы.
Тема 30. Не хуже других.
Ролевые игры. Работа с изречениями. Принцип: покупаю, добываю. Костьми ложусь, а захватываю только для того, чтобы выглядеть «не хуже людей», – очень опасный принцип.
Тема 31-32. «Скажи себе сам».
Написать пять нравственных качеств, важных для человека. Напротив каждого – собственная оценка себя. Ролевые игры.
Тема 33-34. Храни достоинство свое повсюду, человек!
Разговор за круглым столом. Обмен мнениями, суждениями, знаниями в поисках общего решения проблемы. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков. А тот, у кого есть достоинство. Наметить путь достижения и обретения своего достоинства.
Тематическое планирование 4 класс
Название темы | Кол-во часов | Форма деятельности | |
Этика общения. 7ч. | |||
1 | Оглянись внимательно вокруг | 2 | Познавательная беседа. Решение педагогических задач. |
2 | Умение быть самим собой | 2 | Познавательная беседа. Игра |
3 | Что достойно гражданина | 2 | Игра. Познавательная беседа. |
4 | Даже будни может труд сделать праздничными днями | 2 | Познавательная беседа. Работа с пословицами. |
5 | Праздник школьного вальса | 2 | Путешествие в сказку |
6 - 7 | Приглашение к зеркалу | 4 | Рассказ. Беседа. Игра. Просмотр мультфильма. |
Этикет. 16 ч. | |||
8 | «Обычай – деспот меж людей» А.С. Пушкин | 2 | Беседа. Решение задач |
9 - 10 | Твой стиль поведения | 4 | Познавательная беседа. Работа с пословицами. Игра |
11 | Мальчики. Девочки | 2 | Познавательная беседа. Игра |
12 | Поиграем и подумаем | 2 | Познавательная беседа. Ролевые игры. Игры на свежем воздухе. |
13 | Когда какое слово молвить | 2 | Познавательная беседа. Игра |
14 | За общим столом | 2 | Познавательная беседа. Ролевые игры. |
15 | Доброта и доброжелательность | 2 | Познавательная беседа. |
Этические нормы отношений с окружающими. 18 ч. | |||
16 | «Поспешай делать добро» (народная мудрость) | 2 | Познавательная беседа. Ролевые игры. Подарок первоклассникам. |
17 | «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой) | 2 | Познавательная беседа. Игра |
18 | Родительский дом | 2 | Познавательная беседа. Ролевые игры. Конкурс рисунков. |
19 | Любите ваших матерей | 2 | Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. Анкетирование. |
20 | «Поздравляем наших мам». | 2 | Праздник. |
21 | О тех, кто сердце отдал людям | 2 | Познавательная беседа. |
22 | Умей быть щедрым | 2 | Познавательная беседа. Ролевые игры. |
23 | Праздник благодарности | 2 | Праздник. |
24 | Добрыми делами славен человек | 2 | Познавательная беседа. |
Этика отношений в коллективе. 20 ч. | |||
25 | Расскажи мне обо мне | 2 | Познавательная беседа. Игра |
26 | Присмотритесь друг к другу | 2 | Путешествие в сказку. Игра |
27 | Подарок коллективу | 2 | Урок - сюрприз. |
28 | Я, ты, мы. | 2 | Познавательная беседа. Игра |
29 | О дружбе мальчиков и девочек | 2 | Познавательная беседа. Работа с таблицей требований. |
30 | Не хуже других | 2 | Познавательная беседа. Ролевые игры. Работа с изречениями. |
31-32 | «Скажи себе сам». | 4 | Познавательная беседа. Ролевые игры. |
33-34 | Храни достоинство свое повсюду, человек! | 4 | Разговор за круглым столом |
Список литературы
Для учителя:
- Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
- Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
- Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
- Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
- Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
- Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
- Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
- Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
- Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
- Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.
- “Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного Для обучающихся:
- Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
- Барто А.Л. В театре.
- Толстой Л.Н. Волк и собака.
- Чуковский К. И. Федорино горе.
- Чуковский К.И. Мойдодыр.
- Чуковский К.И. Телефон.
- Чуковский К.И. Краденое солнце.
- Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.
Приложение 1
Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.
Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,
в 2 бала - 3
единицы, в 1 бал - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с
балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика №2: Диагностика этики поведения.
Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4-е, 3-й - средний уровень.
2-а - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.
Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
A) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,
что у него нет такой игры.
A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень
Приложение 2
Анкетирование родителей
Анкета № 1
- Чем ваш ребенок занимается в свободное время?
- Какие игры предпочитает?
- Какие виды развлечений больше любит?
- С кем чаще играет?
- Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив, агрессивен и т.д.)
- Какие обязанности имеет дома?
- Кто в семье непосредственно занят воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя, старший брат, сестра?
- Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, кино, у телевизора, у компьютера?
- Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей?
- Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?
- Что вас затрудняет в воспитании ребенка?
- Какие методы воспитания предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)
Анкета № 2
Можете ли вы:
- В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
- Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
- Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
- Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
- Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
- Поставить себя на место ребенка?
- Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
- Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
- Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
- Пообещать ребенку исполнить его желания за хорошее поведение?
- Выделить ребенку день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
- Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?
- Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?
Варианты ответов:
- могу и всегда так поступаю – 3 балла;
- могу, но не всегда так поступаю – 2 балла;
- не могу – 1 балл.
От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.
От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания – кнут и пряник.
Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.
Анкета № 3
- Как думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?
А) хорошей организации быта;
Б) радости общения;
В) покоя и защищенности.
- Что более всего заботит вас в семье?
А) здоровье детей;
Б) хорошая учеба;
В) трудовое участие детей в жизни семьи;
Г) настроение детей и причины его изменения.
- Одинок ли ваш ребенок в семье?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Как думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?
А) быть материально обеспеченным человеком;
Б) иметь много друзей.
- Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
- Что для вашего ребенка вечер дома?
А) радость общения;
Б) возможность быть самим собой;
В) мучения и пытка.
Анкета № 4
- Какие положительные качества вы хотите воспитать у вашего ребенка
- За что хвалите, за что наказываете?
- Как поощряете? Как наказываете?
- Какие качества характера ребенка вам не нравятся?
Анкетирование учащихся
Анкета № 1
- Какие качества твоего характера родителям нравятся?
- За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
- Как тебя поощряют, за что?
- Как тебя наказывают, за что?
- Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
- Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?
Анкета № 2
- Доверяешь ли ты свои секреты родителям?
- Стараешься ли контролировать свое поведение?
- Каких поощрений ждешь от родителей?
- Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?
- Хватает ли тебе общения с родителями?
- Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?
- Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?
- С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?
Предварительный просмотр:
Часто можно услышать о дефиците доброты в современном российском обществе. На мой взгляд, воспитательную работу в этом аспекте нужно начинать как можно раньше и продолжать её в течение всех лет обучения.
Цель: разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпимость»; убедить в необходимости добра и недопустимости зла. (Слайд 4)
Задачи.
- Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.
- Учить вырабатывать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
- Учить задумываться о своём месте в жизни.
- Формировать навыки самоорганизации в индивидуальной работе и участия в коллективной деятельности.
- Развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения.
- Стимулировать совместную деятельность родителей и детей.
Подготовка:
- мультимедиа;
- наглядность (название темы на доске, цель, эпиграф, основные понятия);
- домашние творческие задания (рисунки, сочинения-рассуждения).
Ход классного часа (Слайд 5)
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Учитель. Добрый день, ребята! Сегодня я предлагаю вам поговорить на одну из актуальных тем. Называется она «Добро. Зло. Терпимость». (Слайд 2). Обратите внимание на эпиграф (Слайд 3). Согласны ли вы с этим высказыванием?(Ответы учащихся.)
Итак, сегодня наш разговор пойдёт о добре и зле. Важна ли эта тема, заслуживает ли она того, чтобы тратить время на её обсуждение? (Ответы учащихся.)
Послушайте индийскую сказку «Награда», ответьте на вопросы, затем попробуйте продолжить её.
Чтение ученицей сказки «Награда», ответы на вопросы, продолжение сказки.
Награда
Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слёзно просить:
- Сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.
Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выскочил наружу и говорит:
- Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!
Страшно стало путнику.
- Ох, тигр, - сказал он, - неужели это и есть награда, которой ты хотел отблагодарить меня за добро?
- Она и есть, - сказал тигр.
- Какая же это награда – платить злом за добро? – возразил путник.
- Давай спросим кого-нибудь – награда это или нет?
Неподалёку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:
- Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?
- Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придёт пора уходить, рубят мои ветки, обрывают листья. Так они платят мне злом за моё гостеприимство.
- Ну, теперь-то я тебя съем! – обрадовался тигр.
- Давай ещё кого-нибудь спросим! – взмолился путник. Прошли они ещё немного. Видят: на пустоши пасётся корова.
- Эй, корова! – окликнули они её. – Скажи, чем платят за добро?
- Злом! – ответила корова. - Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко моё иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!
Выслушал её тигр и сказал путнику:
- Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя!
- Подожди немного! – попросил человек. – Давай спросим ещё кого-нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тогда, нечего делать, ешь меня…
Вопросы.
- Почему путник решил помочь тигру? Можно ли назвать его помощь бескорыстной?
- Как поступил тигр? Если бы он почувствовал, что помощь путника продиктована совсем другими соображениями, поступил бы он так же?
- Так нужно ли платить за добро? А чем платят за зло?
- Как закончится сказка? Съест ли тигр путника? Удастся ли героям найти того, кому за добро платили добром?
На эти вопросы постарается ответить (фамилия и имя ученика), он же продолжит индийскую сказку.
Ученик (продолжает сказку).
Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили её:
- Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?
- Добром! – ответила птица. – Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть.
Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.
Таким образом, каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать добрые поступки.
Учитель. Дайте определение словам «добро» и «зло», «добрый человек» и «злой человек», предварительно посоветовавшись с одноклассниками. (Учащиеся вырабатывают собственные определения, затем формулировки этих понятий проецируются на экране) (Слайд 6).
Добро – всё положительное, хорошее; ласковое, приветливое; хорошее, доброе дело; поступок, приносящий пользу. Помнить добро.
Зло - всё дурное, плохое, вредное; беда, несчастье, неприятность; злое чувство, гнев, досада.
Добрый человек – человек, обладающий мягким характером, расположенный к людям, сострадательный, сердечный.
Злой человек – человек недоброжелательный, проникнутый враждой, ненавистью.
Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в следующих ситуациях.
- Ты идёшь по улице, видишь плачущего ребёнка. Какими будут твои действия?(Слайд 7)
- В подъезде ты встречаешь бездомное домашнее животное. Твои действия?(Слайд 8)
Обсуждение.
Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром (Священное Писание). (Слайд 9)
Учитель. Послушайте рассказ Марии Скребцовой «Юноша и морские звёзды» и ответьте на вопросы. (Чтение учителем рассказа и ответы на вопросы).
Юноша и морские звёзды
Как - то на рассвете старик шёл по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звёзд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звёзды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца.
- Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звёзд миллионы. Что толку в твоих усилиях! – сказал старик.
Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил её в море и тихо произнёс:
- Толк есть для этой морской звезды.
Вопросы.
- Что побуждало юношу бросать в воду морских звёзд?
- Согласились бы вы или возразили, услышав слова: «Всем всё равно не поможешь, а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуждающихся»?
- Перечислите, какие добрые дела вы сегодня совершили, кого вы порадовали своими поступками. Как люди реагировали на проявление вашей доброты? Приятно ли вам было делать добрые дела?
Вот что по этому поводу говорил арабский мыслитель Аль-Маали: «Когда будешь делать какое-нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получаешь такое же удовольствие, какое получает и тот человек».
Учитель. Настало время проверить домашние творческие задания.
Задание 1.
А. Представьте, что доброта – это яркое солнышко. Нарисуйте его и напишите на его лучиках те качества, которые включает в себя понятие «доброта».
Б. Представьте, что злоба – это тёмная тучка. Нарисуйте её и напишите на её капельках те качества, которые включает в себя понятие «злоба».
(«Доброта» - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. «Злоба» - чувство недоброжелательности, враждебности по отношению к кому-либо; желание причинить зло.
Задание 2.
Как вы понимаете китайскую пословицу: «Добра и зла исток – в душе у нас, а не вовне»?
Задание 3.
Прочтите стихотворение (приводится ниже). Какова его главная мысль?
Быть добрым надо по привычке
Сумей преодолеть преграды,
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.
Ещё печалью мир простужен,
Исподтишка разит беда,
Ты должен быть кому-то нужен –
Всегда – как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчёту. Пригодись
Хотя бы маленькой синичке –
Пусти её из клетки ввысь.
Учитель. Мы с вами много внимания уделили понятиям «добро» и «зло». А что же такое терпимость? (Ответы детей).
Учащиеся вырабатывают собственное определение, затем формулировка этого понятия проецируется на экране.
Терпимость – способность мириться с кем – либо, чем – либо. Относиться снисходительно к кому – либо; терпимое отношение.
А как следует вести себя, чтобы не провоцировать людей на злые, грубые поступки? Как нужно относиться к окружающим тебя людям? Ко всему ли в окружающем нас мире надо относиться примирительно, терпимо? (Ответы детей).
Ученик. Я думаю, что каждый из нас должен проявлять терпимость к чужим мнениям, поведению, традициям. Именно понятие «терпимость» включает в себя мысль о том, что люди должны жить в мире друг с другом, уважать друг друга, стремиться к взаимопониманию и познанию друг друга.
Давайте проведём тест «Добрый ли вы человек?»
Учитель. В завершение нашей беседы хочу вас ознакомить с правилами, помня о которых, вы научитесь понимать друг друга. Их перечень вы видите на экране. Прочитайте их вслух поочерёдно.
Правила, выполнение которых ведёт к взаимопониманию
- Ставь интересы других людей выше собственных.
- Будь верен и надёжен.
- Уважай других, уважая себя.
- Терпимо относись к другим точкам зрения.
- Воспринимай людей как равных себе.
- Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
- Умей прощать и не будь обидчив.
- Живи в согласии с самим собой и с другими людьми.
- Проявляй чуткость.
- Будь уверен в себе.
- Будь свободен от лжи и обмана.
- Умей контролировать свои желания и поступки.
- Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.
- Стремись делать всё как можно лучше.
Учитель. Понравился ли вам классный час? Что именно вам понравилось? Спасибо за общение. (Слайд 19, 20)
Дополнительный материал к классному часу.
Ткань нашей жизни соткана из перепутанных
нитей; добро и зло соседствуют в ней.
О. Бальзак
Из мудрых мыслей:
Добродетель и порок, моральное добро и зло - во всех странах определяются тем, полезно или вредно данное явление для общества и каждого человека. (Вольтер)
Всякий живой человек носит в себе семь добродетелей и семь противоположных им смертных грехов: он высокомерен и робок, обжорлив и воздержан, похотлив и целомудрен, гневен и терпелив, завистлив и милосерден, скуп и щедр, ленив и прилежен. И он может извлечь из себя самого равным образом тирана и раба, преступника и святого, Каина и Авеля. (Мигель де Унамуно)
Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, чего люди не любят во мне, - вот это и есть мои пороки (старый китайский афоризм).
Я часто думал о том, что значит «быть добрым»? Мне кажется, добрый человек – это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует. (Я. Корчак)
Доброта – язык, на котором немые могут говорить, и который глухие могут слышать. (К. Боуви)
Храбрость для защиты отечества – добродетель, но храбрость в разбойнике – злодейство. (А. А. Бестужев)
Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела. Добро – не наука, оно – действие. (Р. Роллан)
Добро не лежит на дороге, его случайно не подберёшь. Добру человек у человека учится. (Ч. Айтматов)
Тест «Добрый ли вы человек?» (Слайд 15, 16)
Разные бывают люди. Одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. А к какой категории людей вы относитесь сами? Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим? На эти вопросы вам поможет ответить тест:
- У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
- Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
- Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
- Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
- Любите ли вы злые шутки?
- Вы злопамятны?
- Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
- Умеете ли вы на практике применять свои способности?
- Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?
- Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
- Вы охотно выполняете просьбы?
- Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
А теперь вы можете засчитать себе одно очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу вам не пойдёт.
От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.
Литература
- Маленкова Л. И. Классный руководитель (воспитатель). Практические материалы. М., 2007.
- Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. М., 2002.
- Поспелова М. Час общения «Добро. Зло. Терпимость». Журнал «Воспитание школьников» № 1, 2001.
отзывчивость добро злоба - недоброжелательность враждебность зло.
Доверие милосердие любовь радость сострадание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"...