Экологический КВН
методическая разработка (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Экологический КВН
Цели: продолжение работы по расширению представлений учащихся об окружающей среде;
обобщение полученных знаний;
развитие познавательной активности учащихся, умения работать в группе, высказывать свое мнение и слушать мнение других; воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: карточки с буквами для конкурсов;
карточки зеленого и красного цвета;
разрезанные карточки с народными приметами;
листы бумаги, фломастеры;
листки с заданием для конкурса капитанов;
цифры от 1 до 6.
Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в храм природы. Природа многообразна и непредсказуема. То она ласковая мать, лелеет и ласкает, то, как злая мачеха, строга и неприступна…
Ведущий 2: Мы речь свою ведем о том,
Что вся земля – наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом.
Мы все с рожденья в нем живем.
Ведущий 1: Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется земля.
Ведущий 2: Представляю наше уважаемое жюри и членов команд.
Ведущий 1: Наше первое конкурсное задание называется «Собери название». На столе у каждой команды рассыпанное слово из 5 букв – название вашей команды. По сигналу вы должны:
- собрать слово – за правильное выполнение жюри поставит 1 балл;
- объяснить, что оно означает – еще 1 балл за правильность;
- хором сказать название команды – тоже 1 балл. Итого, за этот конкурс команда может получить 3 балла.
Ведущий 2: Следующий конкурс – «Разминка». У каждой команды на столе лежат цветные карточки. Я буду задавать вопрос, а ответит та команда, кто раньше поднимет карточку. Жюри за каждый правильный ответ присудит команде 1 балл.
- Жидкость без запаха, вкуса и цвета. (Вода)
- Какую часть обуви найдем у холма? (Подошву)
- Дерево – чемпион Сибири по скорости роста. (Тополь)
- Цветки какой культуры придворные дамы французской королевы использовали как украшение в прическе? (Картофеля)
- Какой золотой цветок дает белый пушок? (Одуванчик, мать-и-мачеха, осот)
- Вьют ли наши птицы гнезда на юге? (Нет)
- У каких птиц есть «детские сады» для малышей? (У пингвинов)
- У собаки какой породы язык синего цвета? (Чау-чау)
- Какую цепь нельзя поднять? (Горную)
- Кругом вода, а с питьем беда. Что это? (Море)
Ведущий 1: Следующий конкурс – «Важней всего погода в доме». У каждой команды на разрезанных листочках записаны народные приметы. Нужно их «собрать». За быстроту – 1 балл, за правильность – 2 балла.
- В июне/ вечером усиливаются/ звуки и запахи – к дождю.
- В январе/ к вечеру/ усилился мороз – к ясной погоде.
- В апреле/ вечерняя заря/ багрово-красная – к ветру и осадкам.
- В феврале/ усилился ветер/ к вечеру – к осадкам.
Ведущий 2: Следующий конкурс – «Экологический букварь». Я вам прочитаю формулировку экологического понятия, а вы должны узнать его и собрать из букв у вас на столе.
- Верхний плодородный слой земли. (Почва)
- Часть природы, ее живого мира, разумное существо. (Человек)
- Наука, изучающая растения. (Ботаника)
- Смесь газов, прозрачен, бесцветен, не имеет запаха. (Воздух).
Ведущий 1: Жюри подвело предварительные итоги, а у нас уже следующий конкурс – «Дальше, дальше, дальше…». Каждая команда должна постараться успеть ответить за 1 минуту на максимальное количество вопросов. Если не знаете ответ – не теряйте время, говорите «дальше». Итак, вопросы для команды «Флора»:
- Как называется прибор для измерения температуры? (Термометр)
- Тела бывают естественные и …(искусственные)
- Самые большие промежутки между частицами каких тел? (Газообразных)
- Верно ли, что, чем меньше в почве перегноя, тем она плодороднее? (Нет)
- Кто так размножается: икра – головастик – взрослое животное? (Лягушка, жаба)
- Животное, которое строит дом на реке (бобр)
- Молоком детенышей выкармливают… (звери или млекопитающие)
- Как определить, содержится ли крахмал в том или ином продукте? (с помощью настойки йода)
- Подосиновик, сыроежка, боровик – это какие грибы? (Съедобные)
- Организмы–производители – это…(растения)
- Какой гриб носит название лесного зверя? (Лисичка)
- Зимой спит – летом ульи ворошит (медведь)
- Кто на себе свой дом носит? (Улитка)
- На вид неказист, зато голосист (соловей)
- Кто меняет молоко на сено? (Корова)
- Сквозь землю прошел, красну шапочку нашел (подосиновик)
- Летом – сладкий и зеленый, в зиму – желтый и соленый (огурец)
- Лекарь вырос у дороги, он больные лечит ноги (подорожник)
- Красна овечка, белое сердечко (малина).
А сейчас вопросы для команды «Фауна»:
- Кто создал искусственные тела? (Человек)
- Самые маленькие промежутки между частицами каких тел? (Твердых)
- Как называется наука, изучающая растения? (Ботаника)
- Как называется прибор для очищения воды? (Фильтр)
- Как называется верхний плодородный слой земли? (Почва)
- С чего начинается цепь питания? (с растений)
- Кто так развивается: яйцо – личинка – куколка – взрослая особь? (Бабочка)
- Какие живые существа делают воздух чище? (растения)
- Бледная поганка, мухомор, желчный гриб – это какие грибы? (несъедобные)
- Организмы-потребители – это… (животные)
- Какое животное все время проводит под землей? (Крот)
- Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
- Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк)
- Чернокожий карапуз не по росту тянет груз (Муравей)
- Днем слепа бывает, ночью прозревает (сова)
- Зимой и летом одним цветом (ель)
- Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (еж)
- Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка)
- Растение видное, а прозвище обидное (Лопух)
Ведущий 2: Следующий конкурс – Творческий. За 5 минут каждая команда должна придумать и нарисовать плакат на тему «Природа в опасности». И пока наши участники творят, мы обратимся к зрителям. Это задание для вас. Но вы можете не только заработать балл, но и помочь своей команде, отдав ей свое очко. Итак, начинаем:
- Как называется наука, которая изучает вещества? (Химия)
- Какой газ мы поглощаем из воздуха при дыхании? (Кислород)
- Лед и снег – это вода в каком состоянии? (твердом)
- Что происходит с водой при нагревании? (расширяется)
- Главное свойство почвы – это …(плодородие)
- Что такое воздух? (смесь газов)
- Животные, тело которых покрыто перьями. (Птицы)
- Что обязательно должен иметь грибник для сбора грибов и сохранения грибницы? (Нож)
- Самое быстрое животное из семейства кошачьих (гепард)
- Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (Заяц)
- Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
- Трава, которую можно узнать на ощупь даже ночью (крапива)
- Какому насекомому хлопают в ладоши? (Комару, моли)
- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
- Чудо-юдо – великан, на спине везет фонтан (кит)
- При какой температуре вода превращается в лед? (При 0о)
Ведущий 1: Ну а сейчас пришла пора сразится капитанам. Объявляю Конкурс капитанов. Капитаны прочитают друг другу экологические ситуации и зададут вопросы, время на обдумывание – 30 секунд.
- Петя увидел в лесу гнездо и захотел узнать, что в нем находится. Он осторожно заглянул в гнездо и увидел беспомощных птенцов. Очень хотелось Пете взять их домой, он протянул руку, но потом передумал. Почему?
- Дети в лесу решили разжечь костер. Мальчики предложили использовать старое кострище на поляне. А девочки захотели развести костер под деревом, там уютнее. Мальчики согласились, выкопали под деревом ямку, а землю откинули подальше, чтобы не мешала. Что они сделали неправильно?
Ведущий 2: А сейчас – последнее задание нашего КВНа – «Заморочки из бочки». Каждая команда по очереди достает жетон с номером задания и отвечает на вопрос.
- Питаются эти животные корой деревьев, в основном осиной, поэтому своими острыми и крепкими зубами валят деревья, оставляя пеньки. Являются водными животными и хорошо себя чувствуют только в воде. Там, где берег низкий, эти животные из веток и сучков с помощью глины, ила строят шалаши или хатки. Выход из домика или норы делают под водой. Так безопаснее. Но иногда речка, на которой животные селятся, мелеет. И чтобы выход из норы находился под водой, они строят плотину. Кто этот зверь? (Бобр)
- Красивы цветок, но ядовитый. Злой, лютый, как говорят о нем в народе. (Лютик)
- Сюда под старый ореховый куст он пришел под утро с «жиров». Там, тревожно прислушиваясь, он обгладывал молодые побеги ивы, осины. Пожировав, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова спетлял и залег под куст головой к ветру – уснул, не закрыв глаз. (Заяц)
- Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые «головки», а с «головок» слетают легкие пушинки. (Одуванчик)
- Снаружи жилище этих трудолюбивых насекомых – просто куча хвоинок и мелких веточек. А внутри – настоящий многоэтажный город с улицами, переулками, перекрестками. Кто жители этого «города»? (Муравьи)
- Верхняя сторона листьев этого растения – холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – теплая и нежная, как родная мать. Как называется это растение? (Мать-и-мачеха)
Ведущий 1: Пришло время подвести итог конкурса. Слово предоставляется жюри.
Вот и подошел к концу наш экологический КВН. Всем спасибо, а на память о сегодняшнем конкурсе команды и самые активные болельщики получат призы.
Литература:
1. Богданец Г.П., Смирнова Л.Я. «Формирование экологических представлений у шестилетних первоклашек» // Начальная школа, 1989г. № 5.
2. Велик И. «Что должен знать и уметь юный защитник природы», М., 1983.
3. Дмитриев Ю.Д. «О природе для больших и маленьких», М., 1982.
4. Козлова С.А. Мой мир. – М., 2000.
5. Оригинальные праздники в начальных классах. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Сценарии школьных праздников: внеклассная работа. 1 – 4 классы: учебно – методическое пособие / сост. Е.М. Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
7. Элиот Д. Детская энциклопедия. – Росмэн, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики"
Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики ...
Экологическая тропа-интерактивно-методическая форма экологической педагогики.
В условиях дефицита социально-ориентированных наглядных пособий и экскурсионных маршрутов по экологическому образованию идет разработка новых интерактивных художественно-психологических методиче...
«Экологическое ассорти» СБОРНИК методических разработок внеклассных экологических мероприятий для учащихся 1-4 классов
Данные методические рекомендации направлены на оказание помощи педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, учителям экологии, биологии, воспитателям детского сада, занимающихся ...
«РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ».
В статье представлены тезисы педагогического проекта "РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ»....
Экологическая игра - путешествие на экологическом поезде для 4 класса
Игра – путешествие на экологическом поезде для 4 классаКарачурина Елена Марсовна – учитель МБОУ «Кунашакская СОШ»Цель игры – познакомить с экологической ситуацией н...
«На экологической тропе» (экологический КВН)
Моя методическая разработка...
Конспект занятия кружка "Юный эколог".Экологический марафон"Планета Земля - наш общий дом", посвященный общероссийским дням защиты от экологической опасности.
Занятие проводится с целью привлечения внимания обучающихся к проблемам охраны окружающей природы.В ходе занятия обучающиеся реализуют социально-значимый проект.Детям предлагается совершить путе...