Программа по внеурочной деятельности "Дизайнеры"
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа расчитана на внеурочную деятельность начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
творческого объединения
«Юные дизайнеры»
(внеурочная деятельность)
для учащихся 5 класов
Пояснительная записка
- 1. Статус документа
Настоящая рабочая программа для творческого объединения в рамках внеурочной деятельности в основной школе для учащихся 5 классов МБОУ педагогический лицей является авторской, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования и написана на основании следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты нового поколения)
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Текст] / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты нового поколения).
- Основная образовательная программа основного общего образования (2011 г.)
- Положения об авторской программе МБОУ педагогический лицей (2012 г.)
- Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты нового поколения).
- Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты нового поколения).
- Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. - М.: Просвещение, 2011. - (Работаем по новым стандартам).
- Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - (Работаем по новым стандартам).
- Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты нового поколения).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е издание. - М.: Просвещение, 2010.
- Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения [Текст] / под общей редакцией проф. Чураковой Р.Г. - М.: Академкнига / Учебник, 2010.
2. Цели изучения:
Познавательные:
- приобретение знаний о культуре правильного мышления, его формах и законах;
- приобретение знаний и умений работы с графическими редакторами;
- удовлетворение личных познавательных интересов в области смежных дисциплин таких как математика, рисование, черчение и т.д.
- формирование интереса к творческому процессу учебно-познавательной деятельности;
-умения применять их для решения жизненных задач
-формирование навыков работы с векторными и растровыми графическими редакторами и программой создания презентаций.
Развивающие:
- совершенствование речевых способностей (правильное использование терминов, умение верно построить умозаключение);
- развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (память, внимание, анализ, синтез, обобщение и т.д.);
- мотивация дальнейшего овладения информационной культурой (приобретение опыта положительного отношения и осознание необходимости знаний методов и приёмов работы с графикой);
- интеллектуальное развитие учащихся в ходе выполнения творческих проектов;
-развитие пространственного мышления, художественных способностей;
-развитие творческого потенциала у каждого ребенка.
Воспитательные:
- становление самосознания;
- формирование чувства ответственности за принимаемые решения;
- воспитание культуры умственного труда.
Внеурочная деятельность в школе позволяет решить ряд очень важных задач:
-повысить мотивацию к обучению отдельных предметов;
-формировать навыки исследовательской и проектной деятельности школьников;
- развивать метапредметные компетенции учащихся;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
стремление к самосовершенствованию и самореализации.
Задачи изучения курса
Обучающие:
- дать базовые знания в области компьютерной графики и создания презентаций;
- дать учащимся глубокое понимание принципов построения и хранения изображений;
- изучить форматы графических файлов и целесообразность их использования при работе с различными графическими программами;
- научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ;
- научить учащихся выполнять обмен графическими данными между различными программами;
- дать представление об использовании мультимедийных презентаций в практической деятельности;
- познакомить с приемами создания мультимедийных презентаций;
- научить пользоваться графическими редакторами и программой для создания презентации;
- повысить умение самостоятельно работать с компьютером;
- сформировать готовность обучаемых использовать вышеназванные программы для решения учебных и практических задач.
Развивающие:
- развитие умения создавать свои собственные дизайнерские объекты, учить находить новое в знакомым предметам.
- способствовать развитию умений пользоваться полученными знаниями;
- способствовать развитию информационной культуры;
- способствовать развитию логического мышления.
- способствовать стремлению как воплощать свои фантазии, так и выражать свои мысли;
- составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;
- дизайнерски оформлять готовые формы
Воспитательные:
- доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;
- воспитывать у обучающихся интерес к изучению информационных технологий, стремление к знаниям, самостоятельность в работе с компьютером;
- воспитывать творческую личность;
- воспитывать эстетический вкус;
- воспитывать чувство коллективизма и товарищества.
- воспитание усидчивости, терпения, внимательности, старательности.
3. Отличительные особенности рабочей программы:
Рабочая программа рассчитана на 32 часа и введена в образовательное пространство МБОУ педагогический лицей на основании Приложения к учебному плану МБОУ педагогический лицей «Направления внеурочной деятельности в 5 классах МБОУ педагогический лицей на 2012-2013 учебный год» и приказом № 239 «О комплектовании творческих объединений на 2012-2013 учебный год» от 1сентября 2012 г.
Учебно-методический комплекс
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Учебно-методический комплекс учителя:
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Также данная программа написана с использованием научных, научно-методических и методических рекомендаций:
- Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011. – 79 с. – (Стандарты второго поколения).
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
Григорьев Д.В. программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
4. Принципы построения программы
Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Подбираются такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые бы обеспечили владение учащимися не только знаниями, но и предметными и общеучебными умениями и способами деятельности. Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и проблемно-поисковый. Использование методов представлено в таблице.
Основные группы методов | Основные подгруппы методов | Отдельные методы обучения | |
Методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельности | 1.1.Перцептивные методы передачи и восприятия учебного материала | ||
Словесные методы | Рассказ, беседа, объяснение, разъяснение, диспут, дискуссия | ||
Наглядные методы | Схемы, таблицы, презентации | ||
Практические | Задания: воспроизводящие, творческие, устные, письменные | ||
Аудиовизуальные | Сочетание словесных и наглядных методов | ||
1.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций) | Индуктивный, дедуктивный, аналитический анализы учебного материала | ||
1.3. Гносеологические методы (организация и осуществление мыслительных операций) | Проблемно-поисковые методы (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод, побуждающий к | ||
гипотезам диалог, побуждающий от проблемной ситуации диалог) | |||
1.4.Методы самоуправления учебными действиями | Самостоятельная работа с книгой, само- и взаимопроверка | ||
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности | 2.1.Методы эмоционального стимулирования | Создание ситуации успеха в обучение, поощрение в обучении, использование игр и игровых форм организации учебной деятельности | |
2.2.Методы формирования познавательного интереса | Формирование готовности восприятия учебного материала, выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета, использование занимательного материала | ||
2.3.Методы формирования ответственности и обязательности | Формирование понимания личностной значимости учения, предъявление учебных требований, оперативный контроль | ||
Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности, социального и психологического развития учащихся | 3.1 .Методы контроля | Практическая работа, устный и письменный контроль теории, проверка домашних заданий | |
3.2.Методы самоконтроля | Методы самоконтроля, взаимопроверка работ | ||
Методы организации и взаимодействия учащихся и накопления социального опыта | Освоение элементарных норм ведения диалога, метод взаимной проверки, работа в группах, организация работ учащихся-консультантов | ||
Методы развития психических функций, творческих способностей личностных качеств учащихся | Творческое задание (метод проектов), постановка проблемы или создание проблемной ситуации, дискуссия, побуждающий к гипотезам диалог, побуждающий от проблемной ситуации диалог, создание креативного поля. |
Формы организации познавательной деятельности учащихся подбирается в соответствии с ТДЦ урока, содержанием, методом обучения, учебными возможностями и уровнем сформированности познавательных способностей учащихся. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии проблемно-диалогического обучения, технология межличностного взаимодействия, технология развивающего обучения, технология опережающего обучения, здоровьесберегающие технологии.
Занятия проходят в форме:
- беседы;
- игры;
- конкурсов;
- практических занятий;
Методы проведения занятий:
- объяснительно-иллюстративный – передача и организация усвоения знаний обучающимися;
- репродуктивный - обучение умению воспроизводить знания и способы деятельности;
- частично-поисковый (эвристический) метод – обучение отдельным этапам исследовательской работы.
- Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:
- система знаний;
- умения и навыки (предметные и общие учебные);
- способы деятельности (познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивные);
- включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный и творческий);
- взаимопроверка учащимися друг друга при комплексно-распределительной деятельности в группах;
- содержание и форма представленных реферативных, творческих, исследовательских и других видов работ;
- публичная защита творческих работ, исследований и проектов.
Для проведения оценивания на каждом этапе обучения по вышеуказанным компонентам на основе существующих норм оценки знаний, умений и навыков учащихся по ИКТ разрабатываются соответствующие критерии, которые открыты для всех учащихся.
Промежуточный контроль проводится в форме тестов, ответов на вопросы, собеседований, защиты проектов. Итоговая аттестация предусмотрена в виде защиты творческого проекта.
Требования к уровню подготовки учащихся
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
6) формирование способности к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений, рассуждений;
7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о филологической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении филологических задач;
метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4)предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных лингвистических проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию(критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
предметные:
учащиеся научатся:
- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры информационных носителей;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- запускать программы из меню Пуск;
- уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- выполнять требования к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Предполагаемые результаты
Учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно, должны знать:
- особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
- особенности, достоинства и недостатки векторной графики;
- методы описания цветов в компьютерной графике — цветовые модели;
- способы получения цветовых оттенков на экране монитора и принтере;
- способы хранения изображений в файлах растрового и векторного форматов;
- методы сжатия графических данных;
- проблемы преобразования форматов графических файлов;
- назначение и функции различных графических программ и программы Open Office Impress.
В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:
- редактировать изображения в программе Paint, а именно:
- выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов;
- перемещать, дублировать, вращать выделенные области;
- сохранять выделенные области для последующего использования;
- раскрашивать черно-белые эскизы;
- применять к тексту различные эффекты;
- создавать и редактировать изображения с использованием технологии Пиксель арт;
- выполнять обмен файлами между графическими программами.
- уметь создавать анимированные картинки на одном слайде с помощью программы Open Office Impress;
- уметь создавать презентации с анимированной сменой слайдов.
- уметь применять встроенный векторный графический редактор Open Office Writer для создания и редактирования изображений.
- раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
- умение воплощать в работах свои собственные впечатления.
- умение создавать прекрасное своими руками.
- ценить свой труд, уважать чужой.
- уметь применять теоретические знания на практике.
- Учебно-тематический план
- 1 ч в неделю (32 ч в год)
№ | Название темы | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
1 | Я - художник | 14 | 2 | 12 |
2 | Я - дизайнер | 17 | 3 | 14 |
3 | Заключительное занятие | 1 | 0 | 1 |
Итого: | 32 | 5 | 27 |
Содержание курса
Раздел «Я — художник» изучается на протяжении 14 часов, 2 часа из которых теоретические занятия и 12 — практические. В процессе обучения раскрываются следующие вопросы:.
- Инструктаж по ТБ.
- Обзор графических редакторов
- Назначение и возможности программы Paint
- Способы представления графической информации. Пиксель-арт
- Создание растровой графики. Работа с примитивами
- Создание анимаций в программе OpenOfficeImpress
- Форматы графических файлов
- Создание графики с помощью программы OpenOfficeWriter.
Раздел «Я — дизайнер» представлен 17 часами, 3 из которых — теоретические и 14 — практические. Внимание учащихся при изучении данного раздела обращено на следующие вопросы:
- Дизайн книги. Искусство оформления книги. Внешнее оформление (суперобложка, обложка, титульный лист). Внутреннее оформление (иллюстрации, заставка, концовка, буквица). Русские народные сказки, оформленные И.Билибиным, В.Васнецовым и т.д.
- Дизайн афиши. Афиша – это объявление о спектакле, концерте, цирковом представлении, и т.п. Цветовое оформление шрифтовой композиции, образное решение букв отражают содержание и характер представления.
- Дизайн открытки. Открытки к различным праздникам: 8 Марта, Пасха, день рождения и др.
- Сказочная страна. Рассматривание видов городов разных стран и эпох. Фантазирование на тему сказочной страны.
- Дизайн аксессуаров. Знакомство с понятием «аксессуары», также с различными аксессуарами современными и других эпох.
- Дизайн художественных рамок. Назначение и виды художественных рамок. Сравнение готовых изделий в рамке и без нее. Рассматривание картин известных художников.
- Дизайн среды. Оформление пространства, развитие навыков владения элементами конструирования.
Третий раздел «Заключительное занятие» (1 час) посвящен выставке – презентации выполненных работ. .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...