клуб Умка
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новомихайловская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
На заседании МО Зам.директора по УВР Директор МОУ-СОШ Протокол № ____ __Лышко Ю.В.__ Кичигешева Е.Ю.
От«___»______2011г. ________________ __________________
_________________ «___»______2011г. «___»_______2011г.
Программа работы клуба
«Умка»
(начальная школа)
Класс 1 - 4
Учителя: Давыденко Т.И.,
Зарипова М.Ю.,
Абаринова Н.М.
2011-2012 учебный год
С.Новомихайловка 2011г
Пояснительная записка
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению логических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь клуб «Умка», расширяющий кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий и возможностью не останавливаться на достигнутом, решая все более сложные задачи. Клуб предназначен для развития логических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание клуба «Умка» направлено на воспитание интереса к предметам, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Общая характеристика клуба. «Умка» - это внеурочная деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько предметным (математика, логика, лингвистика) содержанием, сколько новизной и необычностью предметной ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ. Клуб «Умка» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в занятия включены подвижные игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности («Центры» деятельности: конструкторы, электронные математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. В одном «центре» работает одновременно несколько учащихся. Выбор «центра» учащиеся осуществляют самостоятельно. После 7–8 мин занятия группа переходит из одного «центра» деятельности в другой) в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий клуба целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место клуба в учебном плане. Программа рассчитана на 9 часов в 2011 – 2012 уч.году и 17 часов в последующие годы (1 – 4) с проведением занятий один раз в 2 недели продолжительностью 30 –35 мин. Всего 17 занятия. Содержание работы клуба отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу предметов в начальной щколе и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Особенности преподавания учебного предмета в данной группе.
Особенностью подбора учащихся данного клуба является то, что все дети разного возраста. Поэтому однотипные задания будут предложены детям с разной сложностью. Программой предусматривается при необходимости деление группы на возрастные подгруппы: 1, 2 классы и 3, 4 классы.
Ценностными ориентирами содержания клуба являются:
— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
— освоение эвристических приёмов рассуждений;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы работы клуба.
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Содержание программы
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Форма организации обучении - индивыдуальные занятия, математические игры:
— игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20», «Вычитание в пределах 10; 20»;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы».
Универсальные учебные действия:
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач по математике, русскому языку и др.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений.
Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру», «Русский медвежонок» и др..
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять
условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения логической задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
— конструировать несложные задачи.
Тематическое планирование
1 год
Тема 1. Танграм: древняя китайская головоломка
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. Решение математических задач нестандартного вида.
Тема 2. Путешествие точки
Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.
Тема 3. «Спичечный» конструктор
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. Решение математических задач нестандартного вида.
Тема 4 – 5. Задачи-смекалки
Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Решение олимпиадных задач.
Тема 6. Фразеологизмы.
Все про нос. Работа с фразеологическим словарем. Творческая работа (составление рассказа из фразеологизмов)
Темы 7. Словесная карусель
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, головоломки, занимательные задачи по русскому языку.
Тема 8 -9. Задачи-смекалки
Решение олимпиадных задач по русскому языку.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема занятий | Дата проведения | преподаватель |
1 | Танграм: древняя китайская головоломка | Январь | ЗариповаМ.Ю. |
2 | Путешествие точки | Февраль | Давыденко Т.И. |
3 | «Спичечный» конструктор | Февраль | Абаринова Н..М. |
4 | Задачи-смекалки | Март | ЗариповаМ.Ю. |
5 | Задачи-смекалки | Март | Абаринова Н..М. |
6 | Фразеологизмы. | Апрель | Давыденко Т.И. |
7 | Словесная карусель | Апрель | Абаринова Н..М. |
8 | Задачи-смекалки | Май | ЗариповаМ.Ю. |
9 | Задачи-смекалки | Май | Давыденко Т.И. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Умка"
Программа направлена на создание условий для формирования интеллектуальной активности учащихся. Кружковая работа расширяет кругозор детей, мотивацию к познанию и творчеству, формирует логическое...
Познавательно-развлекательная программа "Умка"
Особую актуальность в настоящее время в образовательном пространстве приобретает проблема мотивации учения. Как один из с...
Интеллектуальная игра "Умка"
Краткое содержание работыЦели: создать условия для:• развития мышления;• воспитания любознательности;•...
"Умка" (школа будущего первоклассника)
Подготовка детей к школе...
Интеллектуальная игра "Умка" 3-4 класс
Цель игры- развитие умственных способностей учащихся младших классов...
журнал "Умка - 2"
Данный журнал создан учениками 3 Б класса во время работы в летнем развивающем лагере при МБОУ СОШ №28. Цель этого детского издания: развитие речи, логиеского мышления, творческих способностей, ...
Рабочая программа УМКА "Перспективная начальная школа" по Окружающему миру
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовн...