Главные вкладки
Доклад ШМО «Взаимодействие родителей и педагогического коллектива как предмет договора в формировании новой модели выпускника начальной школы»
материал
Главная цель начального образования – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, формирование умения учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_shmo_2024.docx | 27.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ФМБОУ «Средняя Общеобразовательная школа им. М.М. Рудченко
с. Перелюб Перелюбского района Саратовской области» в п. Октябрьский
Доклад на тему:
«Взаимодействие родителей и педагогического коллектива как предмет договора в формировании новой модели выпускника начальной школы»
Подготовила:
учителей начальных классов
Бондарева Ольга Александровна
2024 год
Сегодня остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и школы в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе, но и, конечно, принадлежит семье.
«В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».
В.Сухомлинский
Успешность учебно-воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью. Следовательно, целесообразно значительную часть учебно-воспитательной работы организовывать одновременно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов. Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.
Главная цель начального образования – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, формирование умения учиться.
Каким должен быть выпускник начальной школы, какие качества необходимо у него сформировать, чтобы сохранить его стремление учиться, развить потребность самостоятельно учиться и творчески решать различные познавательные задачи, обеспечить условия для успешного обучения в основной школе?
«Модель» выпускника начальной школы.
Выпускник начальной школы должен:
- Освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками).
- Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.
- Освоить способы деятельности (познавательную, речевую, алгоритм работы с информацией, порядок организации деятельности: установление последовательности действий, выполнение инструкций, определение способов контроля, определение причин возникающих трудностей, нахождение и самостоятельное исправление ошибок и др.).
- Овладеть основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления.
- Сформировать потребность самостоятельно учиться, желания учиться, понимания взаимосвязи явлении внешнего мира.
- Овладеть основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Родители, отдавая своего ребёнка в начальную школу, ориентируются не только на статус школы, систему обучения, но и на личностные качества педагога. Каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок учился в современных, комфортных условиях, а учитель был не только профессионалом, но и интересной творческой личностью. В их понимании результат обучения - это база знаний, которая позволит ребёнку успешно учиться на последующих ступенях обучения, а также сохраненное здоровье.
К основным результатам начального общего образования новый Федеральный образовательный стандарт относит:
- освоение минимального объема содержания, достижение уровня грамотности, который характеризуется овладением элементарными приемами освоения социального опыта;
чтением, письмом, счетом, умением социальной коммуникации.
- формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
- развитие нравственных и эстетических начал личности, приобщение учащихся к отечественной и мировой культуре.
Успех реализации новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знания, как было раньше, а будет играть роль проводника в мире информации. Перед учителем встает вопрос: как учить? Задача учителя не просто формировать или развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растет ребенок и став взрослым мог занять достойное место в обществе. Проникновение в проблему ребенка позволит учителю увидеть ее с позиции самого ребенка. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Ученик сам понимает цель, выбирает способы решения и сам оценивает результат. Учителю необходимо создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, которую он должен стимулировать. Мы обязаны научить ребенка быстро реагировать на смену условий, воспитывать привычку к переменам, чтобы дети были уверенными в себе и не испытывали чувство страха. А развитие невозможно без преодоления трудностей самостоятельными усилиями или при помощи одноклассников, или учителя.
В новых стандартах речь идет не о формировании каких-либо качеств заранее заданных педагогом, не о преобразовании ребенка педагогом, а о помощи ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нем изначально. Учитель начальных классов должен научить ребенка учиться, т.е. самостоятельно добывать знания, принимать решения, оценивать свои достижения, а также оценивать работу своих одноклассников.
Неотъемлемой частью деятельности школы всегда было взаимодействие с родителями. Введение ФГОС придаёт этому направлению работы принципиально новую значимость, так как ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьёй, обществом и государством.
В связи с этим особое внимание в нашей школе уделяется нормативному закреплению роли родителей в жизни школы, класса. Была заключена договорённость между образовательным учреждением и семьёй о взаимодействии и сотрудничестве.
Одной из основных задач по организации работы с родителями в классе является создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным процессом.
С 1 класса мы начинаем активно взаимодействовать с родителями. Первый этап - проведение собрания, где знакомим родителей с моделью выпускника начальной школы по ФГОС, целями и задачами воспитательной работы, которые отсюда вытекают, направлениях внеурочной деятельности.
У нас в школе это художественно-эстетическое, научно- познавательное, спортивно- оздоровительное, духовно- нравственное.
Содержание внеурочной деятельности определялось на основе анкетирования родителей, детей и с учетом имеющихся ресурсов (учителя начальных классов, педагог – психолог, учитель музыки и т.д.) Ребята посещают кружки по разным направлениям.
Другим важным аспектом работы с родителями в рамках введения ФГОС в нашей школе является информационное сопровождение и просвещение. Родители затрудняются ответить на вопрос о ключевых особенностях нового стандарта, об их роли в его реализации. Первое
школьное собрание было посвящено знакомству с новыми стандартами. Значимую роль в информационном сопровождении родителей играет и интернет - сайт школы. В школе есть сайт, на котором размещены информационные рубрики для родителей; материалы для обсуждения; полезные ссылки; материалы для родителей.
Одной из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний являются классные родительские собрания. Проводим их один раз в четверть, каждое имеет конкретную тему. Используем разнообразные формы проведения родительских собраний: семинары-практикумы, родительские педагогические чтения, тренинги. На собраниях говорим о разных проблемах. Отмечаем успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка. Работаем по правилу: Если хвалю, то всех – за что-нибудь. Не диктуем правильное решение, а стимулируем к его поиску коллектив родителей.
Педагоги нашей школы стараются стать помощниками и хорошими советчиками для родителей, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.
В своей работе мы используем массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей класса.
Школа – это не только учёба, а мир общения, игры, творчества. Организация внеурочной деятельности помогает создать условия для творчества, позволяет ребёнку осознать себя как личность, развивать способности и интересы.
На протяжении всех лет отслеживаем уровень развития каждого ребёнка, ведём мониторинг, проводим анкетирование по различным
проблемам. При активном участии родителей ведутся Портфолио обучающихся.
Приглашаем родителей на различные мероприятия и открытые уроки.
Организация проектно-исследовательской работы так же нашла понимание и поддержку со стороны родителей, что очень важно для формирования умения вести исследовательскую работу младших школьников и дальнейшего постижения основ научно- исследовательской деятельности.
Дети начальной школы принимают активное участие школьных, районных олимпиадах, конкурсах и занимают призовые места. Открытые уроки и занятия внеурочной деятельностью, выставка проектов, посещение различных мероприятий вызвали живой интерес у родителей.
Эффективность обучения и воспитания в школе во многом зависит от взаимодействия учителя с родителями обучающихся, их поддержки и помощи. Стараемся сделать родителей своими единомышленниками, творцами общего со мной дела формирования личности ребенка. При проведении родительских собраний не уделяем много времени рассказу об успеваемости детей, а анализируем причины отставания, мотивы поведения, даём рекомендации по коррекции воспитания. Члены родительского комитета – наши самые неравнодушные и активные помощники во всем. Можно сделать вывод, что использовать родителей в качестве пассивных слушателей неправильно: каждую минуту совместного пребывания нужно использовать для того, чтобы дети гордились ими, поэтому проводим совместные мероприятия, на которые они идут не как зрители, а как участники. В совместных конкурсах, соревнованиях, эстафетах взрослые и дети учатся лучше понимать друг друга, а родители имеют возможность понаблюдать за общением своего ребенка с другими.
Одна из форм ежедневного общения с родителями – это дневник,
«Дневник. Ру», который стал для ребенка значимой вещью в школьном
портфеле, а родителям хотелось такой дневник хранить. Информация не только об учебных успехах и трудностях детей доводится до родителей, но и различные объявления, участие в конкурсах, фото класса и т.д. размещаются через «Дневник. Ру», а в последнее время-это еще и Ватсап.
Чем дружнее и сплочённее родители, тем дружнее дети. Родители принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают учителю, как классному руководителю в организации и проведении, а детям в подготовке мероприятий. Родители живут жизнью класса вместе с детьми. За период обучения в начальной школе было проведено множество внеклассных мероприятий. Участвуя в мероприятиях, дети сближаются, растёт их мастерство общения. Они всегда в постоянном поиске.
Совместная деятельность способствует усвоению детьми системы моральных норм и взаимоотношений, формированию коммуникативных умений, эмоциональной отзывчивости, сотрудничества и взаимопомощи. А также ведёт к осознанию и оцениванию своих действий, поступков, мыслей.
Родители на протяжении учебного периода видят, как раскрываются творческие и интеллектуальные способности детей, а также повышается качество знаний по предметам.
И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая, друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель выпускника начальной школы.
В данной статье представлен материал не только о том, каким мы хотим видеть выпускника начальной школы, но представлен выпускник, который может продолжать обучение в среднем и старшем звене, не испыты...
Модель выпускника начальной школы
Выступление на педсовете«Формирование основных компетентностей учителя»по теме: Модель выпускника начальной школы. (по ФГОС)Сопровождается презентацией....
Выступление на педсовете "Модель выпускника начальной школы"
Главная цель начального образования – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, формирование умения учиться.Каким должен быть выпускник начальной школы,...
Взаимодействие родителей и педагогического коллектива, как предмет договора в формировании новой модели выпускника начальной школы
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой частью деятельности школы. Введение ФГОС придаёт этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это...
Роль «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо» в формировании модели выпускника начальной школы
Выступление на педагогическом совете....
Педагогические средства создания модели выпускника начальной школы
laquo;Модель выпускника» начальной школы – это предполагаемый результат реализации образовательной программы ФГОС, общий ответ на вопрос о том, какой «продукт» должен получить...
Технологии развития критического мышления через чтение и письмо» в формировании модели выпускника начальной школы
Сегодня предъявляются новые социальные требования кшколе, отражающиетенденции развития современного общества. Сущность образования уже не сводится к усвоению знаний, умений и навыков.Обществу нужны кр...