Технологии развития критического мышления через чтение и письмо» в формировании модели выпускника начальной школы
учебно-методический материал
Сегодня предъявляются новые социальные требования кшколе, отражающиетенденции развития современного общества. Сущность образования уже не сводится к усвоению знаний, умений и навыков.Обществу нужны креативные, творческие, коммуникабельные личности. Умеющие работать с различными источниками информациии самостоятельно принимающие взвешенные решения. Я считаю, что современный школьник должен учиться осмысленно. А учитель должен использовать все потенциальные возможности учащихся, развивая и повышая их познавательную активность. Именно активная познавательная деятельность обеспечивает интеллектуальное развитие школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx | 87.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта
Ведяйкиной Людмилы Викторовны
учитель начальных классов
МОУ «Гимназия №12» г.о. Саранск
Роль «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо» в формировании модели выпускника начальной школы
Введение
Сегодня предъявляются новые социальные требования кшколе, отражающиетенденции развития современного общества. Сущность образования уже не сводится к усвоению знаний, умений и навыков.Обществу нужны креативные, творческие, коммуникабельные личности. Умеющие работать с различными источниками информацииисамостоятельно принимающиевзвешенные решения. Я считаю, что современный школьник должен учиться осмысленно. А учительдолжениспользовать все потенциальные возможностиучащихся, развивая и повышая их познавательную активность. Именно активная познавательная деятельность обеспечивает интеллектуальное развитие школьника. Под понятием «активная познавательная деятельность» обычно понимается деятельность ребёнка в процессе обучения, характеризующаяся наличием стремления к знаниям, навыков самоуправления учения и применением учебных действий для получения новых знаний. Поэтому активизация познавательной деятельности школьников – составная часть многих образовательных технологий. Технология развития критического мышления через чтение и письмо позволяет зажечь огонёк любознательности в глазах учеников, создать на уроке атмосферу партнёрства, совместного поиска и творческого решения проблем. Она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме. У детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
Необходимость выбора темыданной работывозникла из следующих аргументов:
- В условиях развития современного образованиявозникает потребность в повышении уровня познавательной активности учащихся как средства достижения высоких учебных результатов.
- Приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо являются одними из самых оптимальных для того, чтобы увлечь учащихся процессом обучения и получить высокий результат.
Учитывая вышесказанное, я поставила перед собой цель: активизация познавательной деятельности учащихся младших классов посредством использования приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Задачи:
определить особенности формирования познавательной активности младшихшкольников в процессе обучения;
выявить наиболее оптимальные приёмы технологии развития критического мышления, влияющие на повышение познавательного интереса младших школьников;
проанализироватьэффективность использования данных приёмов для повышения уровня обученности, интеллектуального и личностного развития.
Начальная школа закладывает фундамент всего последующего обучения.
В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД).
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться.
Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На каждом уроке обучающийся работает с текстом, а для этого необходимы творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию. Но, к сожалению, у многих учащихся мотивация к обучению снижена, что приводит к поверхностному, формальному чтению заданий. Таким образом, возникает проблема: современное образование требует развития информационной компетенции, а у большинства школьников культура работы с текстом низкая. В чем причина этого? Как повысить познавательный интерес учащихся к обучению? Для достижения положительных результатов своей деятельности учителю необходимо развиваться, овладевать современными технологиями.
Меня заинтересовала «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП), так как данная технология
делает способы обучения совершенно непохожими на стандартные.
Я считаю, что использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе способствует эффективному формированию всех видов УУД обучаемых:
- личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения);
- метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения);
- предметных (новые знания по конкретному предмету).
И, самое главное, обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.
Почему среди многих технологий современного образования меня заинтересовала «Технология развития критического мышления»? Ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач. Меняется характер таких уроков. На них преобладает атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке ребенок спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно. В данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное, а педагог координирует их работу.
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Напомню, базовая модель этой технологии состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, осмысление и рефлексия. Причём нет чёткой границы между фазами урока, это позволяет учителю быть максимально гибким в каждый момент времени. Данная структура урока соответствует этапам человеческого восприятия. Каждый этап имеет свои цели и задачи, приёмы и методы.
Первая стадия – вызов.
Ставится задача – «вызвать» (восстановить в памяти, побудить, вспомнить все имеющиеся знания у детей по данной теме.).
Некоторые приемы стадии «Вызова»: «Кластер», «Корзина идей», «Верные и неверные утверждения», «Дерево предсказаний» и др.
2 стадия – Осмысление.
На фазе осмысления содержания учащиеся:
- осуществляют контакт с новой информацией;
-пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;
- акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;
- обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.
Приемы стадии, которые используются мной в работе:«Инсерт» (чтение с пометками), «Сводная таблица» и др.
3 стадия – Рефлексия.
Это стадия осмысления, рождения нового знания собственными словами. На этой стадии обязательно возвращение к прежним знаниям и сравнение.
Приемы, которые используюся на этой стадии: написание творческих работ ( синквейн, РАФТ), кластер.
Различные приемы технологии развития критического мышления формируют и развивают определенные универсальные учебные действия (умения).
Рассмотрим фрагменты уроков с применением технологии «Развитие критического мышления»:
Стадия «Вызов». Прием «Верные и неверные утверждения»
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы?» На каждой парте лежит карточка. Вы обсуждаете с соседом ответы на вопросы и ставите знак «+», если вы верите, или «-», если не верите.
Урок литературного чтения, 4 класс Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки».
Приём «Верите ли вы?»
№ | Высказывание | + или - | + или - |
1 | Журнал «Мурзилка» издаётся уже почти 300 лет. | ||
2 | Журнал «Северное сияние»-первый журнал для детей в ХХ веке. | ||
3 | Александра Осиповна Ишимова издавала журнал для девочек «Звёздочка». | ||
4 | Лидия Алексеевна Чурилова и Лидия Чарская –это один и тот же человек. | ||
5 | Лидия Чарская была самой любимой детской писательницей в России, но её книги перестали печатать. |
Урок литературного чтения, 4 класс В.Набоков «Обида».
«Верите ли вы?»
№ | Высказывание | + или - | + или - |
1 | Владимир Набоков с раннего детства в совершенстве владел тремя языками. | ||
2 | Владимир Набоков перевёл на русский язык «Алису в стране чудес» Л. Кэррола. | ||
3 | Владимир Набоков открыл 20 новых видов бабочек. | ||
4 | Коллекция бабочек В.Набокова составляла 4324 экземпляра. |
Стадия «Вызов». Приём «Корзина идей».
Окружающий мир. 2 класс, «Что такое погода и климат?»
Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:
Погода – это …
… температура воздуха
… осадки и ветер
… изменения на улице
… облачность
… светит солнце или нет
На доске фиксируются все предположения. Потом подводим итоги работы групп.
Стадия «Осмысление». Приём «Инсерт» - приём маркировки текста.
Для маркировки текста используем следующие знаки.
«+» - новое для меня
«-» - не знал (думал иначе)
«V» - уже знал
«?» - есть вопросы
Вот пример «Инсерта» по предмету «Окружающий мир», 2 класс, по теме «Про кошек и собак».
Кошка домашняя относится к разряду млекопитающих, семейству кошачьих. Всего известно 37 видов кошачьих. С кошкой связано много примет. Все знают, что если кошка ложится поближе к теплу - быть холодам, пол или стенку скребет - к непогоде, умывается - жди гостей, ну а уж если черная кошка дорогу перейдет - неприятностей не миновать. Кошки очень хорошо ориентируются в незнакомой обстановке, благодаря чему, как правило, всегда без особого труда находят дорогу домой. | v + + v + |
Краеугольным камнем технологии является развитие умения задавать вопросы. В технологии развития критического мышления придерживаются следующей системы:
- Простые («Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?»).
- Объясняюпще («Почему?»).
- Уточняющие («Правильно ли я поняла?..», «Верно ли?..»).
- Оценочные («Чем отличается?..», «Как ты относишься..?»).
- Практические («Как бы ты поступил?..», «Где в обычной жизни?..»).
- Творческие («Что было бы, если?..»).
Простые вопросы— это вопросы, ответы на которые требуют знания фактической информации и ориентированные на работу памяти.
Объясняющие вопросынаправлены на установление причинно-следственных связей. Начинать использовать объясняющие вопросы можно с 1 класса. Объясняя поведение персонажей сказок или других произведений, дети развивают вариативность мышления, а также способность к осознанию своих поступков.
Уточняющие вопросынеобходимы для формирования у ребенка умения выражать свои мысли. Учащиеся узнают о том, как он только что выразил свою идею. Он уточняет сказанное, тем самым совершенствуя свои речемыслительные способности.
Оценочные вопросынаправлены на осознание собеседником своего отношения к некоторому явлению или факту. Они вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления.
Практические вопросынаправлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.
Творческие вопросынаправлены на развитие творческого мышления (умение вжиться в роль другого, стремиться находить новое применение известным вещам, склонность к прогнозам, фантазия, тяга к изобретениям).
Прием «Толстые и тонкие» вопросы
Таблицу«толстых» и «тонких» вопросов используюна всех стадиях урока: на стадии вызова—это вопросы, которые ставятся до изучения темы; на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, размышления; на стадии рефлексии — для демонстрации понимания пройденного.
По ходу работы с таблицей в левую колонку записываемвопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке — вопросы, требующие развернутого ответа.
? | ? |
Кто... Что... | Дайте объяснения, почему... |
Когда... | Почему вы думаете... |
Может... | Почему вы считаете... |
Будет... | В чем разница... |
Могли... | Предположите, что будет, |
Как звали... | если... |
Было ли... | Что если... |
Согласны ли вы... |
|
На стадии вызова учащимся предлагаю сформулировать вопросы к теме в форме «толстых» и «тонких» вопросов.
После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать текст параграфа и найти подтверждение своим предположениям.
Чтение с остановками — это условное название методической стратегии по организации чтения текста с использованием различных типов вопросов. Эта стратегия работает как при чтении текста, например, «Акула»
Л. Толстого (Приложение 2), так и при восприятии текста на слух. Данная стратегия предполагает следующее:
1.Текст не должен быть знаком учащимся.
- Текст заранее делится на части: помечается 1 -я остановка и т.д. Остановок не должно быть более 5.
- Задания и вопросы к тексту должны охватывать все уровни вопросов Общий алгоритм работы по стратегии «Чтение с остановками».
- Вызов — конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания.
- Осмысление содержания — чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни вопросов. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?».
Стадия Рефлексия. Прием «Кластер»
- Я предлагаю вам составить кластер на доске. Давайте вспомним, что мы знали по теме и что нового сегодня узнали? (на чистых листах учащиеся записывают всё то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг "разбрасываются" слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель "хаос").
Урок окружающего мира, 2 класс, тема «Земля в космосе».
Кластер.
Урок окружающего мира, 3класс , тема «Из чего всё состоит».
Кластер.
Прием "Синквейн" на стадии «Рефлексия» удобно использовать на уроках литературного чтения для составления характеристики герою. В ходе работы над текстом ребёнок выделяет необходимые для составления синквейна прилагательные, глаголы, характеризующие героя
Учащиеся составили синквейн:
Герда
Смелая, добрая
Спасает, преодолевает, помогает
Её сила в её сердце
Друг
Синквейны составленый учащимися 2 класса на уроке русского языка – на слово «Ученик»
Ученик
Терпеливый, внимательный
Читает, изучает, запоминает
Он хочет стать учителем
Отличник
Приём «РАФТ» на стадии «Рефлексия».
Урок литературного чтения, 4 класс, тема Л.Андреев «Петька на даче». РАФТ.
Ребятам дается задание. Каждый выбирает свое.
1 – написать письмо маме от имени Петьки.
2 – написать письмо маме Петьки от имени хозяина парикмахерской.
3 – написать от …
Приёмы рефлексивной деятельности
Способность резюмировать информацию, излагать чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса.
Синквейн является стихотворной формой, основанной на рефлексии и построенной по особым правилам. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять», это произведение из 5 строк, которое строится по особым правилам:
- В первой строчке тема задается одним словом.
- Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными или причастиями).
- Третья строчка—это описание действия тремя словами.
- Четвертая строчка — это фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме, объекту.
- Последняя строчка—это синоним выраженный одним словом, повторяющий суть темы.
При внешней простоте формы синквейн — быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, средство творческой выразительности. Как правило, он проводится на стадии рефлексии, однако опыт показывает, что есть и другие его возможности.
Использование синквейнана разных стадиях урока имеет разные задачи:
- На стадии вызова — сжатое обобщение актуальных заданий.
- На стадии осмысления — вдумчивая работа над новыми понятиями.
- На стадии рефлексии — интеграция новых и предыдущих знаний. Вот, например, один из вариантов адаптации синквейна к стадии вызова: ученикам предлагается отгадать первое слово синквейна, которое будет темой данного урока.
Примерсинквейна:
Весна.
Молодая, цветущая.
Журчит, расцветает, поет.
Будит природу ото сна.
«Утро» природы.
«Разбери слово по буквам»— данный прием позволяет на стадии рефлексии подобрать к каждой букве слова, понятие, выражающие суть объекта (Приложение 2).
аккуратность ужас
а | к | у | л | а |
купание ловкость
«Оценочное окно»используется для осуществления обратной связи и коррекции. Ученик использует полярные шкалы — именно этот факт лег в основу создания технологического приема (мини-рефлексия). Например:
могу сразу применить
хорошо понятно совсем не понятно
пока не могу применить
Таким образом, прием позволяет узнать, как понята учениками тема. Стоит ли идти вперед или еще раз объяснить.
Приемы, используемые в технологии развития критического мышления, многофункциональны, работают на развитие не только интеллектуальных, но и личностных умений, способствуют развитию регулятивных действий, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.
Комбинируя различные приемы ТРКМ, я планирую уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Применение технологии развития критического мышления способствует развитию у моих учеников умений работать с информацией, активно ее воспринимать, проводить анализ и преобразование информации, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения (познавательные УУД). У них формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, выдвигать гипотезы, проводить исследование, решать проблему, рассматривая несколько возможностей ее решения, логически рассуждать. ТРКМ обеспечивает развитие и коммуникативных УУД: ученики учатся использовать средства языка, в том числе и математического, и речи для получения и передачи информации, учатся самовыражению (монологическим высказываниям разного типа). Они активно участвуют в диалоге, умеют работать в сотрудничестве с другими. Идет формирование и регулятивных УУД: умений строить прогнозы, обосновывать их, ставить перед собой обдуманные цели, проводить оценку и планомерный поиск альтернативных решений.
Наблюдая за детьми вместе с родителями, я вижу положительную динамику: их свободу общения, удивляет их желание творить, не останавливаться на достигнутом. Их самооценка, мнение, каждое достижение радует меня.
Когда ученику на уроке интересно, он активный участник образовательного процесса, он что-то познаёт и делает сам, его не учат, а он учится, формируются определённые УУД.
Вместе с развитием критического мышления формируется новый стиль интеллектуальной работы. Человек с хорошо развитым критическим мышлением коммуникабелен, мобилен и самостоятелен. Он внимательно относится к людям и несет ответственность за результаты своей деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уроки с использованием ТРКМ интересныеи яркие. Это уроки совместного поиска и творческого решения проблем. Технология ТРКМ - целенаправленный процесс, который открывает широкое пространство для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребёнка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда.
Эффективность использования методов и приёмов ТРКМ подтверждает результаты проведённого опроса. 86%учащихся считают, что интереснее и быстрее усваивается учебный материал с помощью кластеровитаблиц, инсерта и т.д. И только 14% учащихся выбрали работу c заданиями учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся»
Мыслительный процесс начинается только тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чем-то разобраться, то здесь тоже речь ...
использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе
Статья об использовании технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальных классах...
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе.
Можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление — значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добит...
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматривается технология развития критического мышления через чтение и письмо. Она побуждает учащихся к активной, творческой работе на уроке и дома. Знакомит с приёмами создания модели обуч...
Роль «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо» в формировании модели выпускника начальной школы
Выступление на педагогическом совете....
Методическая разработка технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе
Одной из технологий открытого образования является «Развитие критического мышления через чтение и письмо»...
Выступление на ГМО учителей начальных классов. ТЕМА: «Реализация технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе».
Основная цель применения ТРКМ - научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и с другими источниками информации. Перефразируя известное высказывание ...
- Мне нравится (1)