Развитие познавательных и творческих способностей младших школьников в ГПД
методическая разработка (1, 2, 3 класс) на тему

Ворошилова Альфия Шамилевна

1.Особенности развития младших школьников

2. Методика развития познавательных и творческих способностей

В основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познание идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению. Глубина детских размышлений зависит от того, какие условия созданы для самостоятельного поиска ответов. В настоящее время существует множество разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий с младшими школьниками. Игра служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность . Игра, вечный спутник детства, создает предпосылки формирования умственных способностей ребенка. Если ребенок ежедневно погружается в различные виды игровой деятельности, которые нацелены на раскрытие его способностей, задатков, на творческое самовыражение, то личный опыт ребенка обогащается, формируется произвольная волевая регуляция поведения, формируются память, внимание, способность восприятия. Игра для младших школьников — это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. В игре рождается плодотворное соревнование, подчиненное социально значимой идее — успешности общего действия и достижения поставленной цели. Таким образом, в ходе игры воспитывается личная ответственность за порученное дело.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательных и  творческих способностей младших школьников в    ГПД

Выполнила   воспитатель ГПД  школы  № 307          Ворошилова А.Ш.

                                 

                                       

                                                       2016 год

                       План:

  1. Особенности развития  младших школьников  

2. Методика развития познавательных и творческих  способностей  

 

 

1. Особенности развития младших школьников

      Младший школьный возраст (с 7 до 10-11лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка - поступлением в школу. Поступивший в школу ребёнок автоматически занимает новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребёнком как с человеком, взявшим на себя обязательство учиться, как все дети в его возрасте Характер адаптации ребёнка к новым условиям жизни и отношение к нему со стороны родных способствуют развитию чувства личности. Таким образом, младший школьный возраст характеризуется тем, что у ребёнка появляется новый статус: он ученик и ответственный человек. И эта новая социальная роль требует развития у ребёнка определённых психических свойств и опирается на уже развитые свойства: мышление, внимание, память, на определённые морально-волевые качества (усидчивость, исполнительность, добросовестность) всех систем отношений с действительностью.

     Каждая стадия психического развития ребёнка тесно связана с созреванием физиологических систем его организма, младший школьный возраст не является исключением. К 7 годам совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создаёт возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий. К этому времени возрастает подвижность нервных процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения превалируют, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная эмоциональная возбудимость и т.п. Спектр чувствительности органов чувств становится более точным и глубоким. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные - на 80 5. Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы, слово приобретает обобщающее значение, сходное с тем, какое оно имеет у взрослого человека. В целом можно сказать, что у детей 7-10 лет основные свойства нервных процессов по своим характеристикам приближаются к свойствам нервных процессов взрослых людей. Вместе с тем эти свойства у отдельных детей ещё очень неустойчивы, поэтому многие физиологи считают, что говорить о типе нервной системы у младших школьников можно лишь условно.

      В этом возрасте происходят также существенные изменения в органах и тканях тела, повышающие физическую выносливость ребёнка.

     Из особенностей анатомо-физиологического созревания заслуживают также внимания следующие моменты: развитие крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому дети лучше выполняют сравнительно сильные и размашистые движения, чем те, которые требуют точности, что необходимо учитывать при обучении письму. Важно также иметь в виду неравномерность анатомо-физиологического созревания детей.

   Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остаётся характерной высокая утомляемость. Их работоспособность обычно резко падает через 25-30 минут урока и после второго урока. Дети очень утомляются в случае посещения группы продлённого дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков, мероприятий. Всё это необходимо специально учитывать, имея в виду повышенную эмоциональную возбудимость

   Каждая стадия психического развития ребёнка тесно связана с созреванием физиологических систем его организма, младший школьный возраст не является исключением. К 7 годам совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создаёт возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий. К этому времени возрастает подвижность нервных процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения превалируют, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная эмоциональная возбудимость и т.п. Спектр чувствительности органов чувств становится более точным и глубоким. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные - на 80 5. Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы, слово приобретает обобщающее значение, сходное с тем, какое оно имеет у взрослого человека. В целом можно сказать, что у детей 7-10 лет основные свойства нервных процессов по своим характеристикам приближаются к свойствам нервных процессов взрослых людей. Вместе с тем эти свойства у отдельных детей ещё очень неустойчивы, поэтому многие физиологи считают, что говорить о типе нервной системы у младших школьников можно лишь условно.

   В этом возрасте происходят также существенные изменения в органах и тканях тела, повышающие физическую выносливость ребёнка.

   Из особенностей анатомо-физиологического созревания заслуживают также внимания следующие моменты: развитие крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому дети лучше выполняют сравнительно сильные и размашистые движения, чем те, которые требуют точности, что необходимо учитывать при обучении письму. Важно также иметь в виду неравномерность анатомо-физиологического созревания детей.

   Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остаётся характерной высокая утомляемость. Их работоспособность обычно резко падает через 25-30 минут урока и после второго урока. Дети очень утомляются в случае посещения группы продлённого дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков, мероприятий. Всё это необходимо специально учитывать, имея в виду повышенную эмоциональную возбудимость

   Всё это создаёт предпосылки для развития психических процессов необходимых в учебной деятельности.

   Развитие речи. Потребность в общении определяет развитие речи. К моменту поступления в школу словарный запас составляет от 3000 до 7000 слов и состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных союзов. Ребёнок может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Ребёнок прислушивается к звучанию слова и даёт его оценку. В этом возрасте ребёнок достаточно хорошо понимает, какими словами принято пользоваться, а какие настолько плохи, что их стыдно произносить.

   Если ребёнок посещал детский сад, то он должен быть обучен навыкам осознанного анализа речи. Он может производить звуковой состав слова, расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове. Умение производить анализ слов способствует успешному овладению чтением и письмом. Ребёнок, поступивший в школу, вынужден перейти от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой школой. Он способен общаться на уровне контекстной речи. Пересказ услышанной истории, собственный рассказ доступны младшему школьнику.

   В условиях школьного урока ведётся работа над словом, предложением, а также над связной речью. Все эти три линии развиваются параллельно. При работе над развитием устной речи большое внимание уделяется эмоциональности, правильности, выразительности, ясности. Овладевая устной речью, дети открывают для себя, что тексты бывают разными по своей структуре и имеют стилистические различия повествования, описания, рассуждения, письма, эссе, статьи и пр. Для письменной речи определяющее значение имеет её правильность: орфографическая и грамматическая. Ребёнок овладевает письмом вместе с овладением письменной речью. Всё это говорит о том, что речь ребёнка развивается в младшем школьном возрасте очень активно.

   Сенсорное развитие. Ребенок, пришедший в школу, не только различает цвета, форму, величину предметов и их положение в пространстве, но может правильно назвать предлагаемые цвета и формы предметов, правильно соотнести предметы по величине. Он может также изобразить простейшие формы и раскрасить в заданный цвет. Очень важно, чтобы ребёнок умел устанавливать идентичность предметов тому или иному эталону. Эталоны - выработанные человечеством образцы основных разновидностей качеств и свойств предметов. Основательно осматривая, ощупывая или прослушивая, ребёнок совершает действия, прослеживает связь воспринимаемого объекта. В природе существует бесконечное количество цветов, форм, звуков. Человечество постепенно упорядочило их, сведя к системам цветов, форм, звуков - сенсорным эталонам. Для обучения в школе важно, чтобы сенсорное развитие ребёнка было достаточно высоким.

   Нормально развитый ребёнок к школьному возрасту хорошо понимает, что картина или рисунок есть отображение действительности. Поэтому он пытается соотнести картины и рисунки с действительностью, увидеть то, что в них изображено. Ребёнок уже умеет правильно оценивать перспективное изображение. Рисунки и живопись содействуют развитию знаковой функции сознания и художественного вкуса.

   Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младшему школьнику свойственно путать цифры 9 и 6, мягкий и твёрдый знаки, написание заглавных букв Я и З. Учащимся интересна окружающая жизнь, которую они наблюдают с любопытством, пытаясь увидеть в ней что-то новое и необычное, неизведанное ими. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии компенсируется ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Педагоги, которые знают эту особенность детского восприятия, приучают учащихся слушать и смотреть целенаправленно, уделяют большое внимание развитию наблюдательности с элементами сравнения. К четвёртому классу восприятие усложняется и углубляется, становится более организованным. Воспринимая изучаемые объекты, учащиеся, используют свои аналитические умения, дифференцируют их.

   Мышление учащихся начальных классов претерпевает большие изменения. Ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Ребёнок видит внешнюю сторону предметов и явлений. На начальном этапе обучения для него являются знакомыми форма, краски, звуки, ощущения.

   Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что даст возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться научные понятия. Научное понятие - одна из форм отражения мира в мышлении, с помощью, которой познаётся сущность явлений, процессов, обобщаются их существенные стороны и признаки, оказывает крайне важное значение на становление словесно-логического мышления.

   Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но ещё довольно долго, сильным и конкурирующим остаётся непроизвольное внимание детей. Объём и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к IV классу школы у детей почти такие же, как у взрослого человека. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребёнка. Однако и здесь внимание ребёнка сохраняет ещё некоторые признаки «детскости». Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребёнка.

   Память.:

- с 6 до 14 лет у детей активно развивается механическая память на не связанные логически единицы информации;

- чем старше становится младший школьник, тем меньше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным. Это, по- видимому, связано с тем, что упражняемость памяти под влиянием интенсивного учения, опирающегося на запоминание, ведёт к одновременному улучшению всех видов памяти у ребёнка, и прежде всего тех, которые относительно просты и не связаны со сложной умственной работой.

   В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстаёт в своём развитии опосредованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребёнок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.

   Если однако, младших школьников с первых лет обучения специально учить мнемическим приёмам, то это существенно повышает продуктивность их логической памяти.

   Воображение. В данном возрасте продолжает развиваться и воображение. Ребёнок уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности. В условиях учебной деятельности к воображению предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям. Учитель на уроке предлагает детям представить ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями - иначе ребёнок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и др.

   Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании и сочинении рассказов и сказок.

   Неустанная работа воображения - важнейший путь познания и освоения ребёнком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативности социального пространства.

   Исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод. Учебная деятельность требует развития высших психических функций - произвольности, продуктивности и устойчивости всех познавательных процессов: внимания, памяти, воображения. Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретают самостоятельность - ребёнок научается владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше. Речь и мышление ребёнка переходят на новый уровень. Речь становится более правильной, выразительной, эмоциональной, ясной, связанной.

   Эффективность работы групп продлённого дня во многом зависит от отношения ребёнка к школе, от его желания быть на продлённом дне. Хорошее настроение – залог физического, нравственного здоровья ребёнка, его успехов в учёбе, в творчестве. Поэтому основная задача воспитателя не только заполнить свободное время ребёнка, но и создать атмосферу, способствующую интеллектуальному, творческому развитию каждого ребёнка и обогащать его эмоционально.

   В основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познание идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому,  от описания к объяснению, от фактов к обобщению.        Глубина детских размышлений зависит от того, какие условия созданы для самостоятельного поиска ответов. В настоящее время существует множество разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий с младшими школьниками. Игра служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность . Игра, вечный спутник детства, создает предпосылки формирования умственных способностей ребенка. Если ребенок ежедневно погружается в различные виды игровой деятельности, которые нацелены на раскрытие его способностей, задатков, на творческое самовыражение, то личный опыт ребенка обогащается, формируется произвольная волевая регуляция поведения, формируются память, внимание, способность восприятия. Игра для младших школьников — это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. В игре рождается плодотворное соревнование, подчиненное социально значимой идее — успешности общего действия и достижения поставленной цели. Таким образом, в ходе игры воспитывается личная ответственность за порученное дело.

   И чем старше дети, чем шире круг их интересов, тем более сложными и разнообразными должны быть игровые задачи.

   Способность творить заложена в ребёнке с раннего детства. И проблема в том, что никто не занимается целенаправленно и осознанно развитием этих способностей. Всё пускается на самотёк. И тот ребёнок, в котором были заложены большие творческие задатки, и который мог бы себя проявить в будущем в качестве творца в той или иной области, становится обыкновенным «человеком из толпы». Необходимо развивать творчество в ребенке, прежде всего для него же самого. Только творческий человек всегда может найти выход в неординарной ситуации.

2. Методика развития познавательных и творческих  способностей  

   Предпосылки творчества и развитие познавательного интереса успешно можно наблюдать при проведении следующих дидактических игр

    «Лесенка»

Задача: накопление словаря, закрепление правописания слов.

 Ход игры:

Дети по желанию или по жребию делятся на группы по 3-5 человек. Группы придумывают себе названия. Каждая группа имеет на столе лист со следующей записью:

У

В

П

М

О

   Воспитатель зачитывает вопрос, а группа должна записать ответ в течение 30 секунд.

1 .Домики для пчел

  1. Снежная буря
  2. Женская одежда

4.Насекомые - санитары леса

5.Дикое животное жарких стран, которое живет на дереве.

Затем группы сдают заполненные листы воспитателю. За каждый правильный ответ присваивается 1 очко, побеждает та группа, которая набрала большее количество очков

«Живые картинки»

            Цель: закрепление названий работ в саду, огороде, обучение правильному использованию простого предложения.

            Ход игры:

   Группа учеников (принципы деления на группы прежние) договариваются о действиях, которые они будут показывать.

Перед началом работы вся группа проговаривает двустишие:

Где мы были, вам не скажем,

А что делали, покажем.

   Каждый член группы имитирует действия работ в саду или огороде, например: сбор яблок, посадка деревьев, выкапывание картофеля, срезание капусты, выдергивание моркови, сбор огурцов, помидоров.

Остальные группы должны отгадать, что делает 1 группа и сказать: «Дети рвут яблоки»

.  Игра «Да - Нет»

Цель: развитие умения составлять вопросительные предложения и узнавать предмет по его признакам, местоположению и т.д.

 Ход игры:

Все договариваются, о чем будет идти речь: о предмете в классе, мебели, овощах, птицах. Один ученик выходит из класса, а класс задумывает какой-либо предмет. Ученик входит и спрашивает о предмете так, чтобы класс мог ответить словом «Да» или «Нет».

План постановки вопросов:

«Он» находится (в классе, дома, в огороде...) «Он» нужен для (письма, рисования...) «Он» по цвету (белый, красный...) «Он» по форме (овальный, круглый...) «Он» по вкусу (сладкий, кислый...)

Если водящий отгадывает, он садится на место, выбирая другого ведущего.

 «Лесенка»

Задача: накопление словаря, закрепление правописания слов.

 Ход игры:

Дети по желанию или по жребию делятся на группы по 3-5 человек. Группы придумывают себе названия. Каждая группа имеет на столе лист со следующей записью:

У

В

П

М

О

Воспитатель зачитывает вопрос, а группа должна записать ответ в течение 30 секунд.

1 .Домики для пчел

  1. Снежная буря
  2. Женская одежда

4.Насекомые - санитары леса

5.Дикое животное жарких стран, которое живет на дереве.

Затем группы сдают заполненные листы воспитателю. За каждый правильный ответ присваивается 1 очко, побеждает та группа, которая набрала большее количество очков

Логическая задача»
Взрослый и ребёнок сели в лодку и отправились ловить рыбу. Взрослый говорит ребёнку: «Ты мне сын, но я тебе не отец». Кем приходится взрослый ребёнку?

 «Слова»

Цель: развивать у ребёнка мыслительные операции анализа и синтеза.
Задание: составить слова, исключив одну букву из данных слов.

СОРТ - СОР

КРОТ - РОТ

МРАК - РАК

«Вставь недостающее слово».

кровь ( ) цветок   разговор ( )  дождь

воспоминание ( )   лекарство душа ( )  посуда

Это задание направлено на развитие способности к объединению отдельных частей в систему. В нём надо подобрать такое слово, которое подходило бы сразу обоим предложенным словам, и вписать его в скобки. Например: воспоминание (горькое) лекарство.

«Найди лишнее слово».

Птица, самолёт, пчела, машина, бабочка.

(В каждом ряду даётся 4-5 слов. Их можно классифицировать различным образом. Имеется качество или характеристика, которым подходят все слова, кроме одного, которое и должно быть вычеркнуто)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие музыкально - творческих способностей младших школьников»

Теоретические особенности развития музыкально- творческих особенностей учащихся на уроках фортепиано. Принципы, методы и приемы развития творческих способностей детей. опытно-эксперементальное исследо...

«Развития литературно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности »

зачетная работа по курсам повышения квалификации "Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского  образования " (инвариантный блок)...

ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТИ И СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К САМОРАЗВИТИЮ

Сегодняшняя  школа в условиях введения ФГОС НОО  ищет себя новую: обра­щенную лицом к детям, учитывающую их индивидуальные особен­ности, способности и дарования. С первых ...

Родительское собрание в 1-4 классах "Проектная деятельность как средство развития интеллектуально-творческих способностей младших школьников".

Работа направлена на создание условий для успешного формирования универсальных учебных действий у обучающихся через обновление теоретической и практической базы знаний  родителей....

Статья "Развитие познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития посредством дидактических игр на уроках русского языка"

 Проблема развития познавательного интереса у младших школьников разрабатывалась в трудах философов, педагогов и психологов – А. С. Белкина, Х. Ж. Ганеева, В. А. Гусева, В. А. Крутецкого, ...

Методическая разработка "Лэпбук- как средство развития познавательно-исследовательских способностей младших школьников".

Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанник...