Создание условий для включения детей с ОВЗ в социум (из опыта работы)
статья на тему

Шварёва Галия Ахметжановна

В нашем обществе  ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизационный фактор.

Роль педагога в судьбе ребёнка  - это, прежде всего работа с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа с детьми с ОВЗ16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогической конференции

15.05.2015

Создание условий для включения детей с ОВЗ в социум

(из опыта работы)

Шварёва Г.А.

“Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается.    Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру».

В нашем обществе  ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизационный фактор.

Роль педагога в судьбе ребёнка  - это, прежде всего работа с родителями. Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.»   (В. А. Сухомлинский) .

Моя главная цель, как учителя в работе   с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации СЕМЬИ, мобилизовать  ЕЕ возможности.    Педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.  Именно от работы  учителя  зависит,   насколько такие семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

У меня были и есть дети с ДЦП, 8 вида, 7 вида  и, работая с такими детьми,     я руководствуюсь следующими принципы организации работы:

 

1) принимать учеников с  ОВЗ  "как любых других детей в классе",

2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи,

3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач,

4) использовать и другие формы коллективного участия - игры, совместные проекты,   конкурсы, викторины, смотры знаний и т.д.

        Все ребятишки разные – у каждого свои интересы, свои возможности, и каждый может проявить себя в силу своих талантов и возможностей. У нас в классе проводятся различные конкурсы «Самая лучшая тетрадь», «Самый аккуратный ученик», «Самый бережливый» - сохранность учебников, «Спортсмен класса», «Лучший помощник учителя», «Лучший дежурный» и др.

        Дети активно включаются в подготовку и проведение социальных проектов – собирают материал, проводят анкетирование, готовят сообщения, презентации. Очень хорошо, когда работа проходит совместно с родителями.

        Свою огромную роль играет и наша школьная радиостудия.   Дети ищут информацию к передачам, готовят совместно с родителями и учителем выступление.

        Дети посещают кружки дополнительного образования городка, на классных часах делятся своими умениями, достижениями и успехами, привлекая к посещению этих кружков и других детей. Принимают участие в школьных, муниципальных и краевых конкурсах и олимпиадах.

Как я и говорила, велика роль родителей.

Основные направления сотрудничества  педагога  с родителями следующие:

1) Психолого-педагогическое просвещение родителей  (родительские собрания «Толерантность», обмен опытом по семейному воспитанию и обучению (Торова - как занимается с ребёнком, в плане развития, Углева - как выполняют Д/З, )

2)Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс - совместные досуговые мероприятия -   дни именинника, тематические праздники, и походы.    

Отдельно хочу сказать о походах, которые проходят совместно с детьми и родителями в разное время года. На каждый поход продумывается отдельная программа, маршрут, готовятся атрибуты, изучается дополнительный материал  по теме похода (расширение кругозора), Обычно задействован весь класс – и дети, и родители.  Трудно порой бывает поднять родителей, но я хочу сказать, что все до единого дети в походе были со своими родителями , порой оба, сестрёнками и братишками. (коляски). Эффект от подобного рода мероприятия   высочайший: родители  видят своего ребенка в новой для него роли,  их ребенка  видят другие родители; сам ребенок получает возможность социального общения и сможет себя показать с лучшей стороны. Родители могут наблюдать,  как ребёнок чувствует себя в социуме, выявляются проблемы общения и поведения, намечаются пути их решения.

 «Праздник печёной картошки», «В поисках индейского племени», «Путешествие на другую планету», «В поисках Деда Мороза», «Встреча Масленицы» и др.  

3) Участие родителей    в управлении  учебно-воспитательным процессом  

(участие родителей класса  в работе родительского комитета , подготовка к праздникам, организация мероприятий, работа в УС школы.)

        Самое главное в моей работе, когда каждый ребёнок, независимо от своих способностей принят в коллективе. Рядом с ним его друзья – одноклассники, родители и учитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для формирования гражданской позиции и приобретения позитивного социального опыта.

Создание условий для формирования гражданской позиции и приобретения позитивного социального опыта в начальной школе....

Создание условий для формирования культуры чтения у младших школьников. Из опыта работы Алексеевой Т.А.

Проблемы  обучения чтению остро стоят перед начальной школой. Воспитать любовь к книге, приобщить человека к чтению с раннего детства – задача сложная. Читательская культура – это привычка к сист...

«Создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве»

Процессы, происходящие в российском обществе в современном образовании, требуют новых подходов к реализации задач, связанных с образованием детей с ограниченными возможностями здоровья, достижен...

«Создание условий социокультурной адаптации детей-мигрантов в поликультурном регионе»

Статья посвящена проблеме социокультурной адаптации детей ближнего зарубежья мигрантов . Автор связывает этот процесс с компетентностью психологов и педагогов. Подчеркивается, что для детей мигрантов ...

Создание условий для адаптации детей при поступлении в образовательное учреждение.

На современном этапе развития школьного обучения важное место в образовательном процессе занимает создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды, психическое здоровье учащихся, ...

Презентация " Создание условий для образования детей с РАС"

Презентация " Создание условий для образования детей с РАС"...