Создание условий для включения детей с ОВЗ в социум (из опыта работы)
статья на тему
В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизационный фактор.
Роль педагога в судьбе ребёнка - это, прежде всего работа с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с детьми с ОВЗ | 16.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогической конференции
15.05.2015
Создание условий для включения детей с ОВЗ в социум
(из опыта работы)
Шварёва Г.А.
“Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру».
В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизационный фактор.
Роль педагога в судьбе ребёнка - это, прежде всего работа с родителями. Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.» (В. А. Сухомлинский) .
Моя главная цель, как учителя в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации СЕМЬИ, мобилизовать ЕЕ возможности. Педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Именно от работы учителя зависит, насколько такие семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
У меня были и есть дети с ДЦП, 8 вида, 7 вида и, работая с такими детьми, я руководствуюсь следующими принципы организации работы:
1) принимать учеников с ОВЗ "как любых других детей в классе",
2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи,
3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач,
4) использовать и другие формы коллективного участия - игры, совместные проекты, конкурсы, викторины, смотры знаний и т.д.
Все ребятишки разные – у каждого свои интересы, свои возможности, и каждый может проявить себя в силу своих талантов и возможностей. У нас в классе проводятся различные конкурсы «Самая лучшая тетрадь», «Самый аккуратный ученик», «Самый бережливый» - сохранность учебников, «Спортсмен класса», «Лучший помощник учителя», «Лучший дежурный» и др.
Дети активно включаются в подготовку и проведение социальных проектов – собирают материал, проводят анкетирование, готовят сообщения, презентации. Очень хорошо, когда работа проходит совместно с родителями.
Свою огромную роль играет и наша школьная радиостудия. Дети ищут информацию к передачам, готовят совместно с родителями и учителем выступление.
Дети посещают кружки дополнительного образования городка, на классных часах делятся своими умениями, достижениями и успехами, привлекая к посещению этих кружков и других детей. Принимают участие в школьных, муниципальных и краевых конкурсах и олимпиадах.
Как я и говорила, велика роль родителей.
Основные направления сотрудничества педагога с родителями следующие:
1) Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания «Толерантность», обмен опытом по семейному воспитанию и обучению (Торова - как занимается с ребёнком, в плане развития, Углева - как выполняют Д/З, )
2)Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс - совместные досуговые мероприятия - дни именинника, тематические праздники, и походы.
Отдельно хочу сказать о походах, которые проходят совместно с детьми и родителями в разное время года. На каждый поход продумывается отдельная программа, маршрут, готовятся атрибуты, изучается дополнительный материал по теме похода (расширение кругозора), Обычно задействован весь класс – и дети, и родители. Трудно порой бывает поднять родителей, но я хочу сказать, что все до единого дети в походе были со своими родителями , порой оба, сестрёнками и братишками. (коляски). Эффект от подобного рода мероприятия высочайший: родители видят своего ребенка в новой для него роли, их ребенка видят другие родители; сам ребенок получает возможность социального общения и сможет себя показать с лучшей стороны. Родители могут наблюдать, как ребёнок чувствует себя в социуме, выявляются проблемы общения и поведения, намечаются пути их решения.
«Праздник печёной картошки», «В поисках индейского племени», «Путешествие на другую планету», «В поисках Деда Мороза», «Встреча Масленицы» и др.
3) Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом
(участие родителей класса в работе родительского комитета , подготовка к праздникам, организация мероприятий, работа в УС школы.)
Самое главное в моей работе, когда каждый ребёнок, независимо от своих способностей принят в коллективе. Рядом с ним его друзья – одноклассники, родители и учитель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для формирования гражданской позиции и приобретения позитивного социального опыта.
Создание условий для формирования гражданской позиции и приобретения позитивного социального опыта в начальной школе....
Создание условий для формирования культуры чтения у младших школьников. Из опыта работы Алексеевой Т.А.
Проблемы обучения чтению остро стоят перед начальной школой. Воспитать любовь к книге, приобщить человека к чтению с раннего детства – задача сложная. Читательская культура – это привычка к сист...
«Создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве»
Процессы, происходящие в российском обществе в современном образовании, требуют новых подходов к реализации задач, связанных с образованием детей с ограниченными возможностями здоровья, достижен...
Презентация " Создание условий для образования детей с РАС"
создание условий для детей с РАС...
«Создание условий социокультурной адаптации детей-мигрантов в поликультурном регионе»
Статья посвящена проблеме социокультурной адаптации детей ближнего зарубежья мигрантов . Автор связывает этот процесс с компетентностью психологов и педагогов. Подчеркивается, что для детей мигрантов ...
Создание условий для адаптации детей при поступлении в образовательное учреждение.
На современном этапе развития школьного обучения важное место в образовательном процессе занимает создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды, психическое здоровье учащихся, ...
Презентация " Создание условий для образования детей с РАС"
Презентация " Создание условий для образования детей с РАС"...