Классный час Тема: «Первые казачьи городки. Жилище казака.»
классный час (3 класс) на тему
Цели воспитательного мероприятия -
- Формирование представлений об историческом времени возникновения первых казачьих городков и организации хозяйства в них;
- воспитание нравственной и патриотической личности;
- развитие воображения, творческой фантазии;
- воспитание интереса к истории родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervye_kazachi_gorodki._zhilishche_kazaka.docx | 69.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Тема: «Первые казачьи городки. Жилище казака.»
Цели:
- Формирование представлений об историческом времени возникновения первых казачьих городков и организации хозяйства в них;
- воспитание нравственной и патриотической личности;
- развитие воображения, творческой фантазии;
- воспитание интереса к истории родного края.
Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.
Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.
1.Актуализация знаний.
Работа с лентой времени.
- Расположите исторические эпохи по порядку, начиная с самого раннего.
1.Средние века.
2.Древний мир.
3. Новое время.
4.Древнейшее время.
5.Новейшее время.
- Средние века включают период с 6по 16 века.
- Как выглядел наш Донской край в то далёкое время?
- Эти места назывались Диким полем, потому что здесь не было поселений. Это был богатый край: много рыбы и дичи. Здесь позднее жили казаки.
- Кого называли казаками?
- Как устраивали свою жизнь люди на Дону? Как легче было выжить: в одиночку или сообща? (Легче было выжить, соединившись в группы. Сообща легче отбиваться от врагов, одному трудно построить жильё).
2.Сообщение темы урока.
– Сегодня мы отправимся с вами в далёкий 16 век, чтобы выяснить, как жили наши предки-казаки.
В 1549 году нагайский князь Юсуф пожаловался русскому Ивану 4: «Холопи твои, нехто Сары-Азман, на Дону в трёх и четырёх местах города поделали…» Это было первое письменной упоминание о казачьих городках. Где же строили казаки свои первые поселения? Как они выглядели? Как назывались? На все эти вопросы мы попытаемся найти ответ.
3.Изучение нового материала.
Первые поселения на Дону
- Где предпочитали селиться казаки? Почему? (казаки любили селиться по берегам рек так же , как древние славяне.
- Река служила для казаков дополнительной защитой. По рекам можно было отправиться в плавание. Вода нужна была для хозяйственных нужд.
На Дону казаки селились на островах, чтобы враги не смогли незаметно напасть на них – а их было немало: турки, татары, горцы. Такие поселения назывались казачьими городками. От устья рекиАксай до верхнего течения Дона, чаще всего на правом берегу, среди болот и в глуши лесов строили казаки свои первые маленькие городки. Городки строились на скорую руку, огораживались плетнём. О красоте и удобстве жилищ не думали.
- Как вы думаете, почему казаки так относились к своим городкам? (Наверное, строить было не из чего? Может быть у них не было строителей и инструментов? Может жить было трудно, поэтому о красоте домов не думали?)
- Я прочитаю вам сейчас отрывок из письма войскового атамана крымскому хану. (методические рекомендации по Доноведению, с.129-130)
- Для отражения небольших конных отрядов этого было достаточно, а при нападении сильного врага казаки без сожалений оставляли свои жилища. Пускай, дескать, жгут враги наши городки, нам недолго новые построить. Позднее казаки начинают строить городки-крепости.
Но казачьи городки не относились к городским поселениям, в полном смысле этого слова, так как не имели развитого ремесленного производства и сколько-нибудь значительной торговли, да и по населению они были не столь уж велики. Особенностью казачьих поселений был их военный характер. Городки представляли собой укрепленные станы-лагеря, обнесенные земляным валом и плетнем, поверх которого укладывались кусты колючего терна. Казачьи поселения были двух типов – для постоянного места жительства и зимовища – для временного проживания зимой и покидаемые на лето во время походов. Казаки укрепляли их земляным валом, на котором ставили деревянный частокол с острыми кольями. Позже казаки стали обносить свои городки крепкими и высокими, метра три или даже пять, стенами. По углам этих стен строили специальные укрепления – бастионы, или раскаты, по-казачьи.
Раскат – мощное укрепление – бастион, которое строилось на углу крепостной стены. Оно имело вид трёх-, четырёх- или шестиугольника. Раскатом названо, потому что построено из самых толстых и тяжёлых брёвен. Поднять их было трудно и, чтобы установить в нужном месте, приходилось раскатывать и катить. Позже раскаты строились из камня, но название сохранилось.
Некоторые из поселений были весьма многолюдны. В них проживало по несколько сот человек.
На этих раскатах всегда стояли мощные чугунные пушки. Их казаки отбивали у своих врагов, а позже, когда стали получать жалованье от Московского правительства, пушки присылали на Дон из Москвы. Первыми казачьими городками, которые возникли на берегах Дона и его притоков, были Раздорский, Монастырский, Черкасский.
Вначале все городки объединялись вокруг главного, называвшегося Раздоры Нижние, который в течение 16 века являлся сборным местом всего донского казачества, затем главным стал городок Монастырский Яр.
В 1643 г. турецкое войско разгромило Монастырский городок. В Раздорах на казачьем Кругу казаки решали, где заложить новый городок.
– Нет лучше места, - сказал атаман Павел Фёдоров, - как строить на Черкасском острове.
Строить решили на том месте, где жили пришедшие на Дон запорожские казаки, которых донцы называли черкасами.
Черкасск окружили земляным валом, опоясали мощной крепостной стеной Небольшой участок этой стены был сложен из камня. А Даниловский и Ивановский раскаты целиком построены из камня. Поставили на валу пушки, а внутри разбили место под станицы. Для жилья внутри городка казаки сначала строили землянки, а потом дома из дерева и камня. Позже городки стали называться станицами. На первых порах в казачьих городках поселялись только мужчины. Женщины появлялись несколько позже, и, в основном, это были пленные красавицы-турчанки, персиянки, татарки.
Затем стали прибывать ещё люди, места на острове стало не хватать, за протокой стали строить новые станицы. Туда перешло в Раздор войско Донское и стал собираться главный войсковой Круг. До основания Новочеркасска главным казачьим городком был Черкасск (ныне Старочеркасск).
Жилище казака.
Курень – исключительно удобное жилище в условиях Дона с его жарким летом и недлинной зимой. Курени строились по берегам Дона, который иногда разливался. Поэтому курень имел высокий фундамент (каменный). Его называли «подклеть» или низы». Второй этаж – из деревянных брёвен, которые затем обшивались досками и окрашивались в зелёный, синий, жёлтый цвета.
Иногда вместо досок курень обмазывали глиной. Второй этаж снабжался галдареей – вид открытой веранды, куда вела внешняя лестница с парадным резным крыльцом с навесом наверху. Окна закрывались ставнями, которые запирались изнутри. На окнах, украшенных резными наличниками, стояли горшки с цветами. Есть предположение, что такие жилища казаки увидели впервые в Азове и, оценив их удобства, стали строить на Дону.
Курень – очень удобное жилище. Летом первый этаж используется как жильё. В жару там прохладно, а зимой используется для хранения продуктов и как хозяйственное помещение, а люди живут «в верхах». Верхний этаж имел просторную горницу, небольшие спальные помещения и кухню с печью голладского типа. Позже казачья знать стала строить дома из кирпича, но внешний облик дома и его устройство остались те же.
На Дону до сих пор сохранился и более простой тип жилья – хата, скорее всего занесённый из Украины. Это одноэтажный дом, продолговатый в длину. Хата имела сени, кладовую; первая комната служила кухней, вторая большая – горницей.
Такие хаты строили двумя разными способами. На Нижнем Дону – из самана, точнее из самодельных саманных кирпичей – блоковю Для их изготовления смешивали солому и глину по стандарту блоки и из них складывали хату.
Затем хата обмазывалась снаружи и изнутри глиной и белилась. Крышу делали из камыша иличакана (рогоз широколистный). В хате было прохладно летом и тепло зимой. Саманные хаты стоят достаточно долго (лет по 100).
На Верхнем Дону такие дома делали набивом, для чего делали каркас из дерева – «козлы», между которыми набивали землю, перемешанную с соломой (как в самане).
Дом снаружи обмазывали вручную глиной. Полы часто были земляные, и их приходилось регулярно обмазывать жидкой глиной (раз в неделю), выравнивая выбоины и связывая образующуюся пыль. Полы застилали половиками ручной работы. В доме в первой комнате (кухне) сбивали русскую печь, в которой готовили еду. На припечке же спали дети или старики.
Главное помещение в казачьем курене - «зало» Главная комната, зало, всегда готова к приему гостей. Здесь стояла лучшая мебель и была лучшая посуда. В переднем углу этой комнаты (левом напротив входа) располагалась божница (полка или киот, т.е. остекленная рама, шкафчик для икон), имевшая несколько икон в богатых серебряных окладах. Стены зала украшались персидскими коврами и были увешаны оружием и сбруей: ружья, сабли (шашки), кинжалы, пояса с серебряными пряжками. Богатство парадной сбруи зависело от состоятельности хозяина дома.
Интерьер также украшался предметами персидского и турецкого производства: шёлк, ковры, шкуры, инкрустированная посуда, оружие, зеркала в нарядных рамках, а также традиционными изделиями донских промыслов: гончарно-керамическими, кожевенными, медными.
Внутри всех типов жилищ вдоль стен распологались лавки. В домах состоятельных казаков ставилось несколько стульев у одной из стен (или из обычного дерева, или резные с высокими спинками из ценных пород деревьев).
Возле двери стоял подставчик (постав) – шкаф для размещения посуды со стеклянными дверцами, через которые хорошо видна раставленная в порядке «гостевая» посуда.
Из залы дверь вела в спальни: общую и спальню хозяев, где стояла большая кровать с горой перини подушек из приданого хозяйки.
В долгие зимние вечера хозяйка пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью спальни является прялка. Стены спальни, как и стены зала, были украшены фотографиями, на окнах также были цветы.
Донские курени отличались чистотой и нарядностью и утопали в цветах, которые выращивали казачки. В чистоте содержались и усадьбы казаков: дворы с амбарами и сараями, скотные дворы-базы. Во дворе обязательно была летняя печь или летняя кухня, на заднем дворе устраивали, как правило, три отдельных загона – для коров, быков, овец. Для лошадей строили отдельную саманную или деревянную конюшню, для свиней – «свинник». За задним двором находились огород и сад.
Рядом с домом или во дворе рыли колодцы. Дворы огораживали заборами из плетня или дикого камня.
Кухня
Отличительной особенностью кухни и всего казачьего жилья была стерильная чистота. Печь подбеливали после каждой стряпни, ведерко с белилами всегда стояло под печкой.
Казачьи семьи
Большой считалась семья из 13 человек: отец, мать, родители отца, два взрослых сына и семь малолетних детей.
Среднее семейство насчитывало от 6 до 9 душ, и малая семья состояла из 4 человек.
Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: на его попечении были все работы, связанные с землёй, с сельскохозяйственным инвентарём (его покупка и починка), уход за домашними животными. Кроме того, он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах.
На плечи матери ложилась вся работа по дому. Под её неусыпным контролем находилось всё, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, стол праздничный, стол будничный, забота о белье и ремонт одежды.
Родители с детства приучали детей к труду и своим отношением ко всему показывали пример. Слово отца в семье было всё равно, что слово атамана для войска, ему следовали беспрекословно. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божью заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на Земли». И отец и мать почитались детьми, которые обращались к ним только на «вы».
Орудия труда казака
Большую роль в казачьем быту играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, обработка металла.
С петровской эпохи казаки начали заниматься виноградорством и виноделием. Высочайшими мастерами были донские виноделы. Первое русское шампанское изготовлено на Дону!
Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины. В 1737 году царица Анна Иоанновна повелела в этих землях создать войско для охраны Российских рубежей. За доблестную службу ни раз казаки были отмечены наградами. Кроме того, в подарок казакам было пожаловано сукно синее и красное. Так появилась у Донских казаков сине- красная форма.
Итог урока.
- Мы с вами совершили путешествие по первым казачьим городкам. Что нового узнали?
Городками в источниках XVI-XVII вв. назывались постоянные поселения донских казаков. Но казачьи городки не относились к городским поселениям, в полном смысле этого слова, так как не имели развитого ремесленного производства и сколько-нибудь значительной торговли, да и по населению они были не столь уж велики. Особенностью казачьих поселений был их военный характер. Городки представляли собой укрепленные станы-лагеря, обнесенные земляным валом и плетнем, поверх которого укладывались кусты колючего терна. Они «были обведены кругом стеною из двойного плетня, или палисадника, набитаго внутри землею» .
Первые сведения о казачьих городках на Дону относятся к середине XVI в., когда под 1548 г. упоминалась «острога» М. Черкашенина и И. Извольского , а под 1549 г. — «городы» Сары Азмана «в трех и в четырех местах» . И если по поводу «остроги» известно, что она стояла «на Великом Перевозе», т.е. на Волго-Донской Переволоке, то по поводу расположения «городов» Сары Азмана никаких указаний источники не содержат.
К концу XVI в. на Донской земле имелось уже свыше трех десятков казачьих городков. Некоторые из поселений были весьма многолюдны. В них проживало по несколько сот человек. Так, 11 июня 1593 г. на стан к послу Г. Нащокину явилось «человек шестьсот» атаманов и казаков из ближайших низовых городков . Верховые городки были, как правило, невелики. Источники содержат сведения о незначительных городках на Верхнем Дону и на севере Донской земли в конце XVI - начале XVII вв. По сведениям дорожника, в конце XVI в. в городках Мигулине, Решетове, Вещем (Вешках) и Хопре проживало от 5 до 10 казаков «без баб» .
Своими размерами выделялся столичный Черкасский городок. Летом 1654 г., по сообщению атамана Павла Федорова, в Черкасском оставалось 7000 человек, а 2030 на 34 стругах ушли в поход на Крым .
Общее число городков у донских казаков к началу 70-х годов XVII в. может быть установлено весьма приблизительно. По-видимому, существовало 50 городков по Дону, 26 — по Хопру, 15 — по Медведице и 3 — по Донцу. Всего у донских казаков насчитывалось к тому времени около сотни разных по величине городков .
Данные 1708 г. свидетельствуют, что тогдашняя средняя численность населения казачьего городка, не считая Черкасска, составляла 202 человека, в том числе: на Донце 390 человек, на Дону 217, на Хопре 141, на Медведице 106, на Бузулуке 93 .
Первые городки строились в низинах, в камышовых зарослях, на островах, то есть в местах неудобных для жилья, но дающих возможность легко укрыться, уйти через ерик или реку на лодках . «Городки, все без исключения, — как писал В.Д. Сухоруков, — стояли при больших реках: Доне, Донце и Медведице, по удобности в тех местах промыслов, от коих казаки имели тогда пропитание, и для лучшего защищения от неприятельских набегов» . По наблюдениям адмирала К. Крюйса 1690-х гг., донские городки в большинстве своем были построены на речных островах . Остальные располагались на берегах рек, в низких местах, поблизости от воды.
Представления о ранних казачьих городках носят во многом предположительный характер, так как достоверные источники скудны. Восстановить их примерный облик позволяют немногие дошедшие до нас описания ино¬странных путешественников, воспоминания старожилов и единичные исследования археологов.
Описаний казачьих городков за XVI в. не сохранилось, а за XVII в. их дошло очень мало. Наиболее раннее принадлежат турец¬кому путешественнику Эвлии Челеби, который в январе 1667 г. проехал от Переволоки до Азова. Эвлия описывал городки как весьма мощные крепости с многочисленным казачьим населением. Так, в городке, названном им Шива, который, по обоснованному мнению В.Н. Королева, являлся донским казачьим Иловлинским городком , он видел «сильную крепость из дерева»; в городке Парас (по В.Н. Королеву — Паншин) — «весьма прочную деревянную крепость»; в городке Токай (по В.Н. Королеву — Голубые) — «деревянную крепость», «прочную вследствие своей шестиугольной формы»; в городке Исчит (по В.Н. Королеву — Верхний Чир) — «неприступную деревянную крепость»; в городке Павлуша (по В.Н. Королеву — Кумшак) — «сильную крепость из дерева»; в городке Жапуха (по В.Н. Королеву — Багай или Маныч) — «большую деревянную крепость»; в городке Сараиш (по В.Н. Королеву — Черкасский) — «прочную крепость из бревен» .
Сведения Эвлии о наличии в городках деревянных укреплений подтверждаются в источниках, относящихся к концу XVII в. Так, в Походном журнале Петра I за 1695 г. указывалось, что Паншин городок — «на острову, деревянным тыном огорожен»; городок Голубые — «на нагорной стороне, на берегу, на ровном месте, окружен тыном»; Пять изб — «огорожен тыном, стоит ... на берегу, на ровном месте»; Курман Яр — «стоит на берегу, на ровном месте, на нагорной стороне, тыном огорожен»; Кумсак — «огорожен плетнем, и плетеные башенки»; Нижний Михалев — «огорожен дрязгом»; Троилин вал — «обведен землею, на правой стороне стоит»; Кагальницкий городок — «стоит на острову, на ровном месте, огорожен тыном, на левой стороне»; Черкаской — «стоит на берегу, на правой стороне реки Дона, обрублен дубовым струбом, и сделаны три раската, и те стороны плетнем (огорожены)» . К сожалению, приводимые сведения снова очень скупы и относятся преимущественно к местоположению городков. Лишь по 9 из них содержатся данные об оборонительных сооружениях.
Городки имели хорошие укрепления, судя также по описанию вице-адмирала К. Крюйса, составленном в 1699 г. Из этих городков, писал К. Крюйс, «большая часть... имеет деревянные валы, а некоторые и каменные замки, и самые старинные круглые башни... Большею же частью построены они на островах и двойными полисадами обнесены...». Лучше других был укреплен Черкасский городок — «бастионами и башнями старинною формою с 80 пушками» .
В городках, писал В.Д. Сухоруков о XVII в., «казаки... имея в соседстве беспокойных врагов, проводили свою жизнь точно как на биваках; не могли поэтому заботиться ни о красоте, ни об удобности домов своих; старались только иметь приют и защиту от непогоды, полагая, что нарядные строения привлекут к ним жадных неприятелей. "Пускай, — говорили они, — пламя набегов сожжет городки наши — через неделю ... городок готов; скорее враг устанет сожигать наши жилища, нежели мы возобновлять их"» .
Городки были, по выражению самих казаков, «некорыстны», они были «оплетены плетнями, а обвешены тернами» .
Лучше других городков описан Черкасск. По мнению В.Д. Сухорукова, «главный город на Дону... был построен так тесно и неправильно, что нельзя было найти порядочное место для гулянья. Почти ни один дом не имел двора» . Со временем дворы появились, но даже в начале XIX в., как свидетельствовал А.Л. де Романо, «огромное большинство дворов» занимало площадь «не больше 3 — 4-х саженей», в этих дворах негде было «вырыть погреб, поставить конюшню» (лошади и экипажи содержались за городом) . Узкие улицы в центральной части Черкасска походили на улочки средневековых восточных и, отчасти, западноевропейских городов: соседи из противоположных домов могли поздороваться за руку.
«Это был обширный, многолюдный, сильно укрепленный город. По р. Дону стояли удобные пристани и при Петре здесь шла обширная торговля. Город был окружен стеной с десятью «раскатами» (бастионами — выступами особого вида). На раскатах стояло сто медных и железных пушек. В город вело четверо больших ворот и десять малых. …
На узких и кривых, по-азиатски строенных, или, вернее, совсем не строенных, а сами собою образовавшихся улицах, на площадях, на пристанях всегда сновал народ» .
В конце XVII - первой четверти XVIII в., согласно В.Д. Сухорукову, «укрепления (стены городков) по утверждении безопасности сделались ненужными, жилища казаков получили повсеместно одно наименование станиц; главное же место, в коем находилось начальство войсковое, приняло название города» .
Исторические факты: Вопреки первым сообщениям о казаках Великой степи, где говорилось, что жили они набегами и разбоем, вряд ли это соответствовало действительности. Даже выходцы из русских земель, уходившие «на украины казаковать», жили в степи годами – значит, степь кормила их. Значит, кроме военной добычи основу жизни в степи определяло хозяйство.
Известно, что до XVIII века казаки земли не пахали и хлеба не сеяли. Кормили степняков охота и рыболовство. По обилию дичи и всевозможного зверья тогдашнюю степь можно сравнить с африканской саванной, которая еще сохранилась кое-где в заповедниках. Ученые считают, что если бы степь не была распахана, то охота приносила бы гораздо больше выгоды, чем скотоводство. На изменение хозяйствования повлияло изменение микроклимата, который стал суше, а так же умножение населения в степи, что привело к истечению ее природных богатств.
В XV веке, когда из московского государства «Гулящие люди стали бегити за сечные линии» и принесли первые известия из степи, край здесь был действительно богатый. А местное население, которое ни когда не исчизало, прекрасно умело пользоваться всеми природными ресурсами.
Здесь обитали многочисленны стада туров – предков коров, табуны диких лошадей – тарпанов. Сайгаки шли тучами, при чем всегда одной и той же дорогой, так что охота них была сезонной. Казаки были умелыми охотниками. Когда они наладили поставку дичи в русские города то, как сообщали современники, мяса привозили столько, что стоимость его оценивалась не на вес, а на глаз… Способов охоты было великое множество, но самыми распространенными были два:
ловы - промысел зверя капканами, сетями и ловушками- загонный - когда дичь окружалась охотниками или гналась в сторону стрелков – чаще всего в конном строю. Так охотились на крупных животных.
Казаки привозили в русские города или продавали перекупщикам у себя в городках в основном пушнину и ценную рыбу. Выше всего ценился мех донских бобров, выхухолей, лисиц и других пушных зверей. С низовьев Дона и берегов Каспия везли осетров, белугу и боченки с черной икорочкой. Дон и Урал и до сегодняшнего дня остаются самими рыбными реками Европы.
Казаки усвоили все приемы рыбной ловли и охоты, веками накопленная в здешних местах степными народами. Орудия которыми они пользовались и пользуются для рыбной ловли, находят в древнейших могильниках – это бесчисленные ловчие корзины, сети, всевозможные багры, остроги и иные снасти.
Особенностью охоты и рыбной ловли на берегах Дона, Хопра, Днепра, Терека, Сулака, Урала было то что казаки(а до того их предки: бродники, половцы, хазары) охотились и ловили рыбу промысловыми ватагами, коллективно. Промысловая артель была дисциплинирована, в ней строго распределялись обязанности, справедливо, по предварительному уговору, делилась добыча.
Именно на рыбных промыслах и на загонной охоте отрабатывались основы казачьева воинского мастерства. Как это принято у охотничьих народов, казаки тщательнейшим образомоберегали места нереста рыбы, сторгого регулировали число зверя, что бы не истощить природные запасы. Отголоски древних времен можно отыскать в отношении казаков к своим родовым рекам, которым они и до сих пор молятся, оборотясь к ним лицом, как к церковному алтарю, а иногда стоя по колено в воде.
Именно здесь, по берегам рек – кормилиц, и возникали, может быть, на местах местных городищ ушедших народов, первые казачьи поселения и городки. В названиях некоторых из них слышатся не всегда потомком древние понятия: «Чиганаки» (тюрк. Свайный поселок, повеление на воде), «Будун» (тюрк. Глинобитное строение, от сюда в украинском языке слова будынок – дом и будуваты - строить). Будуны ставились в степи, в местах сезонного прохода стад, это древние охотничьи промысловые станы.
Не случайно первых казаков считают кочевниками, Однако не следует путать кочевников – скотоводов и кочевавших одного охотничьего стана к другому кочевников – охотников. Если скотоводы, как принято считать, шли в новые земли в поисках пастбищ, то охотники передвигались от одного становья к другому, следуя за сезонными передвижениями зверя. Охотники строили постоянные землянки или полевые станы, которыми регулярно пользовались десятки лет и которые как родное имущество передавались по наследству. Подобный способ жизни неожиданно воскрес в Семиречье, куда казаки поселились в XIX векеи где они образовали Семиреченское казачье воиско. И сейчас еще живы сравнительно нестарые потомки казаков-охотников из долие рек Или и Чу, которые вместе с родителями кочевали из одной землянки к другой, не имея постоянного дома в станице или хутора. Своим родовым юртом они считали не земли, а охотничьи угодья и ловы.
Особый род казачьих занятий составляла «баранта» - угон скота, которым занимались так называемые гулебщики. Назывались они гулебными потому, что действовали самостоятельно, без разрешения атамана и казачьего круга. Поэтому в случае их поимки и гибели станичное общество не несло за них ответственности и за них никто не мстил (как за кавказских абреков). Однако главным занятием гулебщиков было не скотоводство, а торговля и обмен – прежде всего лошадьми, которых в казачьих землях было несметное количество и которые были чрезвычайно дешевы. Сохранялись известия о том, что в казачьи городки приходили различные ремесленники, например портные, и на заработанные деньги всегда очень дешево покупали замечательных коней. В казачьих поселениях, в основном на Кавказе, разводили виноград и готовили вино. И хоть казаки не занимались хлебопашеством, огороды они разводили. Именно оттуда, из половецкой степи, которую иногда еще по старой привычке называют Диким полем, принесены были на Русь почти все бахчевые культуры – потому они и называются по половецки: гар-буз – тыква, кабак – дыня, кабачок, кавун – арбуз
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по Кубановедению: "Жилище казаков"
В данной презентации представлены перечень и фотографии, всех типов жилищ казаков....
Жилище казака
Проекты подготовлены учащимися по теме "Жилище казака" по курсу предмета "Кубановедение"...
Конспект урока по кубановедению "Жилище казака"
Конспект урока для учащихся 2 класса. Знакомство с жилищем казака на основе внутреннего убранства хаты....
Технологическая карта урока кубановедения "Жилище казака" Батищева Н.А
Технологическая карта урока кубановедения на тему "Жилище казака"...
Презентация Программа внеурочной деятельности "Жизнь замечательных людей казачий элемент Кадеты-Казаки"
Данная программа помогает приобщать детей к мировому историко-культурному наследию, к представлению об общечеловеческих ценностях, к знакомству с мировым художественным наследием, к освоению отечестве...
Разработка конспекта внеурочного занятия в рамках кружка «История кубанского казачества». Тема занятия: Жилище казака. Внутреннее убранство хаты.
Цель внеурочного занятия: создание условий для знакомства с бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты....
Разработка конспекта внеурочного занятия в рамках кружка «История кубанского казачества». Тема занятия: Жилище казака. Внутреннее убранство хаты.
Цель внеурочного занятия: создание условий для знакомства с бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты....