Я – водитель велосипеда
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
для учащихся 4 класса
«Я – водитель велосипеда».
Цели занятия:
Образовательные: познакомить обучающихся с историей создания велосипеда, разнообразием видов велосипедов, ПДД для велосипедистов, с безопасными местами езды на велосипедах.
Развивающие: развитие познавательного интереса по средством применения ИКТ; осознание проблемы опасности для жизнедеятельности при несоблюдении правил дорожного движения; расширение кругозора обучающихся.
Воспитательные: привитие навыков культуры безопасности на дорогах, умения оценивать степень риска на дороге.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран.
Форма проведения: классный час с применением ИКТ.
Продолжительность: 40 мин.
Класс: 4 класс.
Медиапродукт:
- презентация Power Point « Я – водитель велосипеда»
- Мультфильмы «Смешарики. Азбука Безопасности».
- Зрительная гимнастика «Тренажер Базарного»
Подготовительный этап:
1.Формирование творческих групп.
2. Домашнее задание группам: 1 группа «История велосипеда », 2 группа «Виды
велосипедов », 3 группа «Устройство велосипеда », всем посмотреть «Правила
движения на велосипеде ».
3. Подготовка материалов презентации.
4.Тест.
5.Фонограмма песни "Кручу педали, кручу" из м/ф «Прогулка кота Леопольда»
6.Правила-советы езды по городу на велосипеде .
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Мы с вами снова в « Школе дорожных наук». Прежде, чем отправиться в дальнейшее путешествие, проведем разминку – минутку безопасности “Что я знаю о правилах поведения на дорогах?” (актуализация имеющихся знаний).
Игра-разминка «Подскажи словечко»
1) Заучи закон простой:
Красный свет зажегся … (стой)
2) Жёлтый скажет пешеходу:
Приготовься к … (переходу )
3) А зеленый впереди
Говорит он всем - … (иди)
4) Кто в большой – большой мороз
Никогда не прячет нос?
Кто ответит без запинки
Как вам улицу найти?
Как дорогу перейти?
На вопрос любой
Вам ответит … (постовой)
5) В школе вы – ученики,
А в театре – зрители,
А в музее, в зоопарке
Все мы – посетители.
А на улицу, коль вышел,
Знай, приятель, наперед:
Всех названий стал ты выше,
Стал ты сразу - … (пешеход)
6) Есть подземный, и надземный,
И похожий есть на зебру.
От машин тебя спасет
Твой помощник ... (переход)
7) И, шагая по дорогам,
Не забудьте, малыши,
Тротуары – пешеходам,
Остальное – для … (машин).
8) И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару
Только с … стороны (правой)
9) Если едешь ты в трамвае,
А вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая
Проходи скорей ….(вперед).
ΙΙ. Основная часть.
Минутка безопасности, нам дала возможность узнать, что же мы знаем о правилах дорожного движения. Дело в том, что мы все чаще узнаем печальную статистику о ДТП с участием детей. Знание правил дорожного движения – одно из основных путей сохранения жизни и здоровья. Молодцы!
А теперь отгадайте мою загадку и подумайте, о чем мы будем сегодня говорить в
« Школе дорожных наук»:
Не похож я на коня
А седло есть у меня.
Спицы есть, но они, признаться,
Для вязанья не годятся!
Не будильник, не трамвай
Но звоню я, так и знай! (велосипед)
1.Сообщение темы и цели занятия: “Я – водитель велосипеда». (СЛАЙД № 1)
2.Экскурс в историю.
А) Слово предоставляется группе «Историки»
(СЛАЙД № 2 -4 )
Слово “велосипед” значит “быстроног” – очень популярное средство передвижения у детей. Изобретением первой самоходной тележки был лесничий князя Бадемского, офицер барон Дрез. У барона была большая страсть к механике. Однажды Дрез смастерил и поехал верхом по улице верхом на узкой деревянной скамеечке с двумя тяжелыми колесами. Ногами Дрез отталкивался от земли, разгонялся, и несколько секунд тяжелая тележка катилась сама. Через два года, в 1815 году, в газетах появилось сообщение, что механик Дрез ездит на своей “машине”. Увидев это изобретение, император Александр I одобрил это изобретение и Дрезу присвоили звание профессора механики.
Первый двухколесный велосипед был изобретен в России в 1801 году мастером Артамоновым. И назывался САМОКАТОМ. Он был сделан полностью из железа, весил 40 кг и сам катился, если, конечно, седок крутил педали, приделанные к большому переднему колесу.
Гениальный изобретатель Кулибин также занимался решением подобной задачи. В 1791 году он изготовил повозку, два колеса которой с помощью ножных рычагов крутил водитель, стоящий на запятках повозки. Она могла вести трех седоков. Правда довольно медленно.
В одной из французских мастерских механик Пьер Мишо в 1855 году приделал к переднему колесу пару педалей точно так, как сейчас устанавливают педали в трехколесных детских велосипедах. Сразу обнаружилось много новых возможностей. Машина не падала и не опрокидывалась. Седок поддерживал равновесие: колеса вертелись, как гигантские волчки. Мишо окрестил его велосипедом. Но американцы величали ее “костотрясом”. Машина была тряской, тяжелой, имела непомерный тугой ход.
Изобретатели принялись облегчать велосипед. В 1897 году велосипед снабдили последним серьезным усовершенствованием – механизмом свободного хода. С тех пор велосипедисты могут отдыхать, не слезая с велосипеда. Достаточно разогнаться, а дальше можно ехать, не вращая педали. Велосипед будет ехать по инерции, конечно не очень долго.
Так велосипед стал велосипедом в его нынешнем виде. Слов нет, долгий путь. Но зато изобретение получилось на славу.
К 1920 году велосипед стал основным транспортным средством для рабочих, служащих, почтальонов и врачей. Велосипед – значит “быстроног”. Современные велосипеды полностью оправдывают это название.
Б) Слово предоставляется группе «Инженеры». Устройство велосипеда. (СЛАЙД № 5)
Основная часть велосипеда, к которой крепятся все остальные его части (рама).
Часть велосипеда, изобретенная в древности в Ираке (колесо). Сколько их у велосипеда?
Часть велосипедного колеса (спица).
Часть велосипеда, передающая усилия от ног к колесам (педали).
Сидение велосипеда (седло).
Часть велосипеда, при помощи которой велосипед поворачивает налево или направо (руль).
Водитель велосипеда (велосипедист).
Уход за велосипедом.
– Велосипед надо ежедневно осматривать. Обращать внимание на колеса, не спущена ли они. Проверять цепь и спицы, тормоза. Смазывать два раза в сезон машинным маслом.
В) Слово предоставляется группе «Статисты». Какие бывают велосипеды.
(СЛАЙД № 6)
Велосипедов существует много, и они очень разные:
– дорожный велосипед предназначен для поездок по обычным дорогам. Он удобный, но не очень быстрый. Такой имеется почти у всех ребят;
– шоссейный велосипед – для поездок на дальние расстояния по шоссе, он легкий и быстрый;
– горный велосипед – для поездок по бездорожью, для спуска с гор. Он крепкий и надежный;
– туристический велосипед и складной – удобные для путешествий, которые можно взять с собой, легко сложив его пополам;
– гоночный велосипед – для спортивных велогонок;
тандем – это велосипед для двух или трех человек, с сиденьями для каждого;
– водный велосипед – на нем можно плыть по воде, крутя педали, как на катамаране;
– одноколесный велосипед – нужен в цирке для трюков. Кажется. Что трюкач сидит на самом колесе. А клоунский велосипед ездит и вперед, и назад. На нем смешат публику клоуны в цирке;
– железнодорожный велосипед – это четырехколесная тележка с педалями для движения по рельсам. Такие велосипеды используют на закрытых живописных железнодорожный линиях для развлечения туристов.
3). Физкультминутка. (СЛАЙД №7)
Чтобы быть внимательным велосипедистом, надо иметь хорошее зрение. А чтобы наши глазки отдохнули, сделаем гимнастику для глаз. Упражнения для профилактики близорукости. (Приложение Зрительная гимнастика)
4). Чтобы ваш летний отдых прошёл без происшествий, а велосипед стал вашим другом, мы вместе составим правила юного велосипедиста. (СЛАЙД № 8 -12)
Юные велосипедисты, наша игра начинается!
И сейчас, ребята, посмотрим, как вы выполнили своё домашнее задание.
Учитель: Сегодня есть велосипеды на любой вкус – детские, женские, складные, дорожные, спортивные. Но правила безопасности одинаковые для всех велосипедистов.
Эти правила надо твёрдо знать и соблюдать, ведь велосипед — не просто игрушка, а реальное транспортное средство.
Итак, первое наше правило.
ЗАПОМНИ, а дети продолжают: Велосипед — это вид транспорта)
Учитель: Чтобы избежать неприятностей и травм при поездке на велосипеде, вам предстоит выполнить несколько заданий и составить правила езды на велосипеде. Возьмите свой конверт и выполните задание.
Все команды выполняют задания одновременно.(В это время включаю песню из мульфильма «Кот Леопольд». А потом выступают по очереди.
Задание для 1 команды. Подберите одежду для велосипедиста. Объясните свой выбор.
(в конверте — рисованные куклы девочек и мальчиков и различные виды одежды)
Учитель: Какое правило мы можем вывести из выступления команды 1?
(на доске появляется слово ОДЕВАЙСЯ, а дети говорят: «Для езды на велосипеде по-спортивному»)
Задание для 2 команды. Велосипедист – ваш ровесник, выберите для него места катания.
(в конверте карточки со словами: ДОРОГА, СТАДИОН, ДВОР, ТРОТУАР, ГАЗОН, ПАРК)
Учитель: Выводим следующее правило.
(на доске появляется слово КАТАЙСЯ, а дети говорят: «На велосипеде на стадионе, в парке, во дворе»)
Задание для 3 команды. Из этих дорожных знаков выберите те, которые предназначены для велосипедистов. Дайте им характеристику. (в конверте знаки «Велосипедная дорожка», «Движение велосипедистов запрещено», «Движение запрещено»)
Учитель: Ещё одно правило!
(на доске появляется слово ВЫУЧИ, а дети говорят: «Дорожные знаки велосипедиста»)
Ситуация 1. Вы катаетесь на велосипеде и видите старого друга. Он стоит на другой стороне улицы, радостно машет рукой и кричит: «Езжай сюда, будем кататься в моём дворе!» Ваши действия? Объясните их.
Ситуация 2. Вы катаетесь на велосипеде. К вам подходит одноклассница и просит: «Покатай меня, пожалуйста, на велосипеде!» Ваш ответ, ваши действия? Объясните их.
Ситуация 3. Ваш друг катается на велосипеде. Он решил показать вам своё мастерство, отпустил руки с руля, снял ноги с педалей. Чем может закончиться такая езда?
(Ребята готовятся в командах, потом рассказывают о своей ситуации)
Учитель: Какой же пункт мы можем добавить к нашим правилам?
(на доске появляется слово ЗАПРЕЩАЕТСЯ, а дети говорят: «Перевозка пассажиров, езда по дороге и пересечение дорог, езда «без рук и ног»»)
Учитель: Итак, ребята, давайте вспомним ещё раз все правила, которые мы вывели.
(СЛАЙД № 13)
до 14-летнего возраста нельзя ездить на велосипеде по дорогам и улицам.
ЗНАЙ: Велосипед — это вид транспорта
ОДЕВАЙСЯ: Для езды на велосипеде по-спортивному
КАТАЙСЯ: На велосипеде на стадионе, в парке, во дворе
ВЫУЧИ: Дорожные знаки велосипедиста
ЗАПРЕЩАЕТСЯ: Перевозка пассажиров, езда по дороге и пересечение дорог, езда «без рук и ног»
ΙΙΙ. Заключительная часть. Рефлексия: “Экзамен для велосипедистов”
(СЛАЙД № 14 - 20 )
1. Что является отличительным признаком велосипеда от других транспортных средств?
Количество колес.
Отсутствие какого-либо двигателя
Масса
2. Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе:
12 лет
14 лет
8 лет
3. Является ли пешеходом лицо, ведущее велосипед по дороге?
Нет, он водитель.
4 . Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта велосипедиста, то его действие распространяется:
Только на велосипедистов
Только на велосипедистов и пешеходов
Только на велосипедистов и маршрутные транспортные средства.
5. Разрешается ли перевозить пассажиров на велосипеде?
да
Нет
Да, только ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками.
6. Сигналу правого поворота велосипедиста соответствует:
Поднятая вверх правая рука
Вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.
7. Сигналу торможения велосипедиста соответствует:
Вытянутая в сторону правая рука
Вытянутая в сторону левая рука
поднятая вверх левая или правая рука.
Ответы. 1-2; 2-2; 3-1; 4 -1; 5-3; 6-2; 7-3. (СЛАЙД № 21)
Вывод: Ребята помните! Велосипед – удобный и очень распространенный вид транспорта для передвижения. Но это и опасный вид транспорта, если не соблюдать культуру безопасности на дороге. Поэтому к велосипедистам предъявляются повышенные требования в части знания правил дорожного движения. Помните эти правила, соблюдайте и вы не будете виновниками дорожно-транспортных происшествий.
В заключение нашего занятия посмотрим небольшие мультфильмы «Смешарики» (СЛАЙД № 22)
(Приложения: мульфильмы «Где кататься», «гонки с препятствиями»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка Рекомендации водителям и родителям
Рекомендации водителям и родителям...
Памятка "Правила перевозки детей должен соблюдать каждый водитель"
Памятка для родителей- автолюбителей...
Классный час на тему "Если становишься водителем".
Конспект внеурочного занятия в 4 классе....
Занятие по 10-часовой программе по ПДД "Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств"
Занятие по ПДД можно использовать в начальной школе при изучении сигналов, подаваемых водителями автомобилей, специального транспорта, велосипедов....
Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе «УМК «Школа России».Тема: Когда изобрели велосипед? (История и применение велосипеда)
Технологическая карта урока поможет учителю провести урок в 1 классе по теме: "Когда изобрели велосипед? (История и применение велосипеда)" в соответствии с требованиями ФГОС....
Велосипед, как средство здорового образа жизни.Устройство велосипеда.
История появления велосипедов уходит в далекое прошлое. Велосипед является одним из экологически чистым видом транспорта и по статистике ООН - одним из самых распостраненных. Только в Китае и Японии п...
Технологическая карта урока: «История появления и усовершенствования велосипеда. Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде».
Цель: уточнение знаний об устройстве велосипеда; ознакомление с историей и разнообразием современных моделей велосипеда; закрепление знание безопасной езды на велосипеде. ...