"Внеурочная деятельность в начальной школе в условиях ФГОС"
статья (4 класс) на тему

Аникина Татьяна Ивановна

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ
ФГОС В НОО

Аникина Татьяна Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ «Комсомольская СОШ №1»

Чамзинский район

Республика Мордовия

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника. Начальная школа в настоящее время находится в эпицентре общественного внимания, ее проблемы, трудности, новизна поставленных задач не оставляют равнодушным ни одного человека. Ведь в руках учителя дети, из которых потом выйдут рабочие и ученые, математики и инженеры. Это общество, которое поведет Россию вперед.

Итак, перед нами, учителями начальных классов, встал вопрос, как перестроить работу, чтобы повысить эффективность обучения младших школьников? Где искать резервы? Как формировать личность? Так как же нам нужно работать, какими мы должны быть сами, чтобы за годы учебы в начальной школе привить детям смелость ума, радость познания, уверенность в своих возможностях, чувство будущего? Ответ прост: учиться быть современным учителем.

                 Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. В своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях. Анализируя свой педагогический опыт, можно прийти к выводу, что именно системная работа с учащимися в урочное и внеурочное время способствует развитию познавательных интересов учащихся и успешности их деятельности. С первых дней обучения учащихся в школе стараюсь сделать учеников  творцами учебно-воспитательного процесса. Все это достигается с помощью взаимодействия урочной и внеурочной деятельности.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения.

       В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. 

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС  следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО.Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из  инструментов достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов  образования школьников.

Основная задача внеурочной деятельности: раскрытие способностей каждого ребёнка, формирование личности, а так же готовность к жизни в современном мире.

  • ЦЕЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.

ЗАДАЧИ:

  •  обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

ПРИНЦИПЫ:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности в школе;
  • опора на ценности воспитательной системы школы;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Что лежит в основе содержания внеурочной деятельности?

Направления

развития личности

    Общекультурное

(художественно-

эстетическое)

Общеинтеллектуальное

(познавательное)

Социальное (в том числе,

 общественно-полезная и

 проектная деятельность)

Духовно-нравственное

(в том числе, военно-

патриотическое)

Спортивно-

Оздоровительное

Технологии-помощники

  • педагогика сотрудничества;
  • дифференциация по интересам;
  • информационные и коммуникационные технологии;
  • игровые технологии;
  • обучение на основе «учебных ситуаций»;
  • технология саморазвития личности учащихся

Распределение часов

Направление

Количествово часов

Спортивно-оздороительное :

«ФОК»

2

Художественно-эстетическое:

«Секреты мастерства»

«Хореография»

1

2

Научно-познавательное:  

«Юным умникам и умницам»

«Мир деятельности»

 «Мы и окружающий мир»

«Ключ и заря»

1

1

1

1

Военно-патриотическое:

 «ПДД»

1

Итого

10

Внеурочная деятельность

Направления

Формы

Спортивно-оздоровительное

Цель: сохранение и укреп-ление здоровья обучающихся, формирование мотивации к здоровому образу жизни.

  • «Оздоровительная гимнастика».
  • Разучивание русских народных игр.
  •  Походы выходного дня - лыжные походы, катание на санках,  катание на коньках в Ледовом Дворце.
  •   «Дни здоровья» (беседы  врачей, проведение различных весёлых эстафет в школе, ФОК.
  •  Спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, беседы, дискуссии на темы «Спорт в моей жизни», «Спорту – да! Наркотикам – нет!» и т.д.
  • Обсуждение с учащимися  после просмотра детских фильмов.
  • Заполнение различных анкет.
  • Походы в бассейн.

Художественно-эстетическое

Цели: обогащение чувст-венного, эмоционально-ценностного, эстетического опыта детей; развитие художественно-образного мышления, способностей к художественному творчеству

  • Конкурсы на лучший рисунок по разным темам (не только на бумаге, но и на асфальте в хорошую осеннюю, весеннюю, летнюю (во время пребывания в школьном лагере) погоду.
  •  Выставки лучших работ учащихся. Посещение художественных выставок.
  • Различные утренники,  праздники с приглашением родителей, «Дни именинников», разучивание сценок к часам классного руководителя, к утренникам.
  • Выступления со стихами на районных мероприятиях.
  • Знакомство с творчеством великих художников, композиторов,  поэтов, скульпторов.
  • Поездка в г. Саранск на спектакль в муздрамтеатр.

Научно-познавательное

Цель: развитие познаватель-ной и мыслительной деятель-ности обучающихся, расши-рение кругозора.

  • Кружок «Юным умникам и умницам».
  •  Внеклассные мероприятия на темы «В мире занимательных наук».
  • Участие в  предметных олимпиадах, конкурсах, викторинах.

международной игре «Кенгуру».

  • Знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой.
  •  Проектная деятельность.

Духовно-нравственное

Цели: развитие нравствен-ных качеств учащихся, повы-шение уровня воспитанности, осознание учащимся обще-человеческих ценностей, а также раскрытие способнос-тей обучающихся к творчес-кой деятельности

  • Различные тематические беседы, дискуссии, ролевые игры.
  •  Походы с концертом в пансионат ветеранов войны и труда.
  • Посещение храма Пресвятой Богородицы, воскресной школы.
  • Приглашение на часы классного руководителя отца Дмитрия.  
  • Поездка на Ичалковский конезавод.

Гражданско –патриотическое                      Цели: воспитание у уча-щихся любви к своей «ма-лой» Родине, родному краю, её замечательным людям; вовлечение учащихся в ра-боту по сохранению культур-ных и исторических памят-ников боевой и трудовой славы; формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми  других культур, языков и религий

  • Посещение музеев боевой славы, краеведческих музеев в городе Саранск и  п.Чамзинка .
  • Знакомство с историей знаменитых улиц посёлка.  
  • Проведение совместно с отделом районной соцзащиты детей часов классного руководства на данную тематику  
  • Участие в конкурсах чтецов.
  • Встречи с интересными людьми.  

Трудовое

Цели: Воспитание у учащихся положительного отношения к труду и творчеству, привитие элементарных трудовых навыков; развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности

  • профпросвещение
  • самообслуживание (уход за своими вещами, изготовление и ремонт учебно-наглядных пособий, библиотечных книг);
  • хозяйственно-бытовой труд (уборка  классов и учебных помещений)
  • труд в природе (уход за растениями и животными, сбор лекарственного сырья, работа по благоустройству территории пришкольного участка);
  • ручной труд (изготовление поделок);
  • художественный труд (рисунки).

Социальное

Цель: помощь учащимся в адаптации и успешной социализации

  • Тренинги.
  • Ролевые игры.
  • Акции.
  • Социальные проекты.
  • Круглые столы.
  • Беседы.
  • Индивидуальные консультации

  • Курс « Юным умникам и умницам» представляет систему интеллектуально – развивающих занятий. Принципиальной задачей данного курса является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо – поисковых задач.
  • Все задания можно разбить на несколько направлений:
  • -задания на развитие внимания;
  • -задания на развитие памяти;
  • -задания на совершенствование воображения;
  • -задания на развитие логического мышления.

Материал одного занятия в 4 классе рассчитан на 45 минут.

     Рекомендуемая модель занятия такова:

  • Мозговая гимнастика – 2 мин.
  • Разминка – 3-5 мин.
  • Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей-памяти, внимания, воображения-10 мин.
  • Коррегирующая гимнастика для глаз – 1-2 мин.
  • Логически-поисковые задания – 10 мин.
  • Весёлая переменка – 2-3 мин.
  • Решение нестандартных задач – 10-15 мин.

 Научный клуб: «Мир деятельности» (занимательная математика)

Цель - углубление и расширение математических знаний, способностей; формирование интереса к математике и развитие учащихся; связать обучение с жизнью; показать, что возникновение математических понятий связано с практической деятельностью человека.

 Задачи:

  • расширение кругозора и познавательных интересов у учащихся, формирование умения применять на практике знания полученных во время учебных занятий;
  • сформировать математические навыки работы на практике;
  • развитие наблюдаемости, любознательности, памяти, логическое мышление;
  •  формирование вычислительных навыков, приёмов самостоятельной деятельности;
  •  совершенствование умения учащихся в работе с дополнительной литературой.

Цель деятельности научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» — формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством электронной или почтовой переписки.

     Куда 117997, Москва, ул.Профсоюзная, дом 90, комната 607 Кому: клуб младшего школьника “Мы и окружающий мир”

    Для учащихся, желающих участвовать в электронной переписке существует web-клуб, его электронный адрес naych_club@mail.ru

    В web-клуб можно присылать задания, расположенные в корпусе учебника, а также задания, выполненные ребенком в рамках деятельности школьного научного сообщества.

Научный клуб «Ключ и заря»
(Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка)

  • Интеграция клубной работы в учебную деятельность позволяет сочетать учебный и игровой мотивы, решать учебные и практические задачи. Заседания школьного клуба проводится 1 раза в неделю. Цель этих заседаний – обучать младших школьников деловому общению, передавая обучающие функции учителя классу. Заседание состоит из двух этапов:
  • Этап 1. Предварительная подготовка учителя и членов клуба к заседанию.
  • Этап 2. Проведение учебного занятия.
  • Адрес научного клуба "Ключ и Заря"
  • Куда: 117997, Москва, ул. Профсоюзная, дом 90, комната 607.
  • Кому: Издательство «Академкнига/Учебник», клуб «Ключ и заря».

При проведении занятий мне много помогают интернет-порталы. Сотрудничество веду со многими сайтами.

Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности:

Результат – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.

Эффекты воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности. Это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. 

Заключение

Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. В результате совместной работы всех участников внеурочной деятельности доля победителей и призёров интеллектуально – творческих конкурсов различного уровня увеличилась. По результатам внутриклассного мониторинга уровень воспитанности обучающихся – высокий. В этом проявляется роль внеурочной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования: личностных, метапредметных, предметных.

        Вывод:

     внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;

     внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;

     происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

А это уже выход на заданный образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность в начальной школе по ФГОС (план мероприятий по экологической культуре, здоровому и безопасному образу жизни).

Данная разработка содержит план мероприятий по экологической культуре, здоровому и безопасному образу жизни в начальной школе....

Справка по результатам проверки внеурочной деятельности учащихся начальной школы, реализующих ФГОС НОО

Справка по результатам проверки внеурочной деятельности учащихся начальной школы, реализующих ФГОС НОО...

Программа художественно-эстетического кружка с техническим уклоном «МАСТЕРИШКА» (начальная школа по ФГОС для внеурочной деятельности) Для детей 1класса срок реализации программы 1 год

Программа «Мастеришка» является прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами обработки природных материалов, древесины, металла, создание ...

Теоретические основы развития социализирующего потенциала внеурочной деятельности учащихся в условиях ФГОС начального общего образования.

Материал поможет педагогам в организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС и заставит взглянуть на внеурочную деятельностьучащихся как на социально-пе...

Конспект занятия по внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС

Совсем скоро придет самый светлый весенний праздник – Пасха. Многие люди начинают готовиться к нему заранее.. На Пасху красят яйца, пекут куличи, обмениваются друг с другом добрыми пожеланиями. ...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Занимательная математика" - 1 клас

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности общеинтеллектуальное  направленияпо рабочей программе __________«Занимательная математика»__1 класс___...