Рабочая программа ПБДД
рабочая программа на тему
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОСПИТАННИКОВ И УЧАЩИХСЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ И УЛИЦАХ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_pbdd_-_shkola.doc | 325.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
к совместному Приказу УВД по г.Воркуте, МОУ СОШ№13 администрации МОГО «Воркута»
от 01 сентября2014г. № ____/___
ИНСТРУКЦИЯ
по организации обучения детей Правилам дорожного движения, навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах в дошкольных образовательных учреждениях
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция устанавливает:
систему организации обучения детей Правилам дорожного движения, навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах;
единый порядок организации обучения детей Правилам дорожного движения, навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах в образовательных учреждениях и анализа проведения мероприятий.
2. Организация обучения детей Правилам дорожного движения, навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах имеет своей целью профилактику детского дорожно-транспортного травматизма[1], совершенствование методов обучения путем планомерного использования сил и средств образовательных учреждений.
3. Организация обучения детей Правилам дорожного движения, навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах производится на основе Приказа МВД РФ от 02.12.2003г. № 930 «Об организации работы ГИБДД МВД РФ по пропаганде безопасности дорожного движения»; совместного ГИБДД УВД по г.Воркуте, УпрО и ДСКиДОУ администрации МО ГО «Воркута» Плана мероприятий, направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, иными соответствующими приказами, инструкциями и документами.
II. Лица, координирующие обучение
4. Ответственное лицо (ответственный за обучение детей и подростков Правилам дорожного движения, навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах[2]) назначается приказом директора (заведующего)[3] образовательного учреждения перед началом учебного года и работает в контакте с инспектором по пропаганде ГИБДД. Ответственным по безопасности движения может быть назначен любой педагог (по усмотрению руководителя), владеющий необходимыми знаниями или прошедший специальную подготовку.
Ответственный по безопасности движения организует работу по предупреждению ДДТТ среди воспитанников и обучающихся. В своей работе ответственное лицо руководствуется Законом Российской Федерации «О безопасности дорожного движения», основополагающими положениями «Правил дорожного движения Российской Федерации»[4], введенными в действие 1 июля 1994 г. с учетом дополнений и изменений, приказами, инструкциями и другими соответствующими документами.
5. Старший воспитатель, который обеспечивает контроль за реализацией воспитательно-образовательной работы, проводимой в соответствии с программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой), программой воспитания и обучения в детском саду (под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой), комплексной программой воспитания, образования и развития дошкольников «Радуга» (под редакцией Т.Н. Дороновой), программами «Школа – 2100» (под редакцией А.А. Леонтьева) или «Начальная школа XXI» (под редакцией Н.Ф. Виноградовой).
6. Воспитатель дошкольной группы, учитель начальных классов, воспитатель в группе продлённого дня, которые обеспечивают выполнение плана мероприятий по профилактике ДДТТ.
III. Организация обучения, основные требования к содержанию и средствам обучения
7. Приказ руководителя образовательного учреждения о назначении ответственного за обучение детей Правилам дорожного движения, навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах.
8. Совместный ГИБДД, Упро, ДСКиДОУ План мероприятий, направленных на профилактику ДДТТ на текущий учебный год.
9. План мероприятий образовательного учреждения, направленных на профилактику ДДТТ на текущий учебный год:
разрабатывается с учётом совместного Плана ГИБДД, Упро, ДСКиДОУ;
утверждается руководителем образовательного учреждения не позднее 20 сентября.
10. Планы (программы) воспитательно-образовательной работы воспитателей групп.
11. Стенд по безопасности дорожного движения:
располагается в доступном для детей и/или родителей месте дошкольного образовательного учреждения;
в одном учреждении оформляются отдельно стенд для родителей и стенд для детей.
12. Учебно-методическая и другая литература по безопасности дорожного движения.
13. Плакаты по ПДД.
14. Элементы мини-улиц.
15. Уголки по безопасности дорожного движения
16. Комплект дорожных знаков.
17. Сценарии проведенных массовых обучающе-игровых мероприятий (конкурсов, викторин и т.п.)
18. Электронные пособия по ПДД, обучающие Правилам дорожного движения мультипликационные фильмы; в образовательных учреждениях для младшего школьного возраста – компьютерные игры.
IV. Перечень материалов, располагаемых на стендах по безопасности дорожного движения:
19. Стенд для родителей:
Его место в вестибюле образовательного учреждения, поскольку предлагаемая информация должна быть доступна большому количеству людей: родителям, педагогам и всем людям, которые приходят на всевозможные мероприятия в данное образовательное учреждение.
Выписка из приказа руководителя образовательного учреждения о назначении ответственного за работу по профилактике ДДТТ.
Информация о дорожно-транспортных происшествиях[5], произошедших с участием детей данного образовательного учреждения, и краткий разбор причин происшествий.
Статистические данные ГИБДД о состоянии ДДТТ в городе, округе, стране.
Информация о проводимых мероприятиях, связанных с изучением ПДД: игр, конкурсов, соревнований (как о проведенных, так и готовящихся), фото отчёты.
Схема безопасного маршрута движения детей по территории микрорайона образовательного учреждения (согласуется в подразделении ГИБДД).
В качестве информационных материалов для родителей могут быть использованы газетные и журнальные вырезки актуального характера по тематике безопасности дорожного движения.
20. Стенд для детей:
Должен располагаться в непосредственной близости от мест, где нанесены элементы мини улиц.
Содержание стенда должно соответствовать возрасту детей. Здесь очень уместны весёлые сказочные и мультипликационные герои, которые будут учить правильно, переходить улицу, знакомить с дорожными знаками, разметкой и светофором. Делать они могут это в стихотворной форме.
Основные разделы:
Правила дорожного движения для пешеходов. (Разрешённые для пешеходов места перехода проезжей части, правила поведения во дворах и т.п.)
Правила для пассажиров. (Поведение в салоне транспорта, действие при входе и выходе из автобуса и троллейбуса.)
Опасные участки дороги по пути в образовательное учреждение, желательно с фотографиями этих мест, причём достаточно большого формата, с объяснением опасностей и конкретными рекомендациями.
Основные причины ДТП с участием детей.
Рисунки детей на тему безопасности дорожного движения.
Фото отчёты о проведённых в образовательном учреждении мероприятиях.
V. Основные требования к «схеме безопасного маршрута движения по территории микрорайона образовательного учреждения»
21. При выполнении схемы надо подобрать приемлемый масштаб и соблюсти его. Схема должна легко читаться, поэтому обозначать надо основные и понятные ориентиры (строения, дороги, зеленые насаждения и т.п.), надписи должны выполняться четко, разборчиво. Обязательно обозначаются все дороги со всеми элементами (проезжая часть, тротуар, разделительная полоса), пешеходные переходы, светофоры, дорожные знаки и разметка. Расположение светофоров, дорожных знаков и разметки должно соответствовать их действительным местам расположения. Хорошо видимой линией (при необходимости со стрелками, обозначающими направление движения) должны быть обозначены все основные пути движения детей к образовательному учреждению (и обратно) от близлежащих остановок маршрутного транспорта и основных мест проживания учащихся. Должны быть отмечены участки с интенсивным движением транспортных средств.
22. Оценив степень безопасности дорожного движения, состояния прилегающей территории и всего микрорайона образовательного учреждения, необходимо специальными условными значками (например, красный флажок, а при необходимости с дополнительной надписью) обозначить опасные места на схеме:
опасность временного характера (ремонт тротуара, складирование какого-либо материала и т.д.) лучше обозначить легкосъемными значками, например на булавках, а если схема имеет остекление, то - приклеиванием к стеклу;
если в микрорайоне образовательного учреждения когда-либо происходили ДТП (с участием или без участия воспитанников данного образовательного учреждения), то места этих ДТП должны быть отмечены на схеме.
23. Копия схемы должна находиться у ответственного за безопасность движения, для использования в качестве учебного пособия, а также предоставляться в подразделение ГИБДД.
VI. Критерии оценки безопасности маршрута движения на участках дорог, прилегающих к территории образовательного учреждения (для использования при составлении «Схемы безопасного маршрута движения»)
24. Состояние дорожного покрова (проезжей части и тротуаров) и их освещенность.
25. Наличие остановок и стоянок транспортных средств, объездных путей, влияющих на пешеходное движение.
26 Наличие постоянных и временных сооружений и предметов, захламленность на территории, прилегающей к образовательному учреждению, влекущих ухудшение обзора, вынужденное нарушение маршрутов движения детей.
27. Наличие (при необходимости) и состояние пешеходных ограждений в местах подходов детей.
28. Наличие и состояние пешеходных переходов и их обозначений (светофоры, знаки, разметка).
29. Скоростной режим движения транспортных средств. Направление движения транспортных потоков.
VII. Анализ работы по обучению детей ПДД, навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах
30. Целью осуществления анализа работы по обучению детей ПДД, навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах является обеспечение полноты реализации запланированных мероприятий, контроль и координация деятельности образовательных учреждений в сфере профилактики ДДТТ.
31. Для надлежащего исполнения контрольных функций, до 20 сентября каждого года в адрес ГИБДД предоставляются:
План мероприятий образовательного учреждения, направленных на профилактику ДДТТ;
выписка из Приказа образовательного учреждения о назначении ответственного за безопасность движения.
32. Ответственный за безопасность движения до 23 числа каждого месяца предоставляет в ГИБДД отчёт установленной формы о деятельности образовательного учреждения по обучению детей и подростков ПДД, навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах.
33. ГИБДД, осуществляющее контрольные функции, вправе затребовать в образовательном учреждении любую информацию, касающуюся обучения детей ПДД, навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах.
VIII. Ответственность
34. Персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий, по обучению детей ПДД, навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах, своевременность представления, полноту и достоверность сведений об их выполнении несет руководитель образовательного учреждения (лицо, исполняющее его обязанности).
35. В случае невыполнения настоящей Инструкции или отдельных её требований, ГИБДД вправе провести внеплановое инспектирование образовательного учреждения.
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам.по воспитательной работе Директор МОУ СОШ №13»
Т.А. _______
01.09.2014 г. 01.09.2014 г.
Инструкция
по правилам безопасного поведения
на улицах и дорогах
ТБп № 28
1. При выходе на улицу посмотри сначала налево, потом направо, чтобы не помешать прохожим.
2. Маршрут в школу выбирай самый безопасный, тот, где надо реже переходить улицу или дорогу.
3. Когда идешь по улицам города, будь осторожен. Не торопись. Иди только по тротуару или обочине.
4. Меньше переходов - меньше опасностей.
5. Иди не спеша по правой стороне тротуара.
6. По обочине иди подальше от края дороги.
7. Не выходи на проезжую часть улицы или дороги.
8. Проходя мимо ворот, будь особенно осторожен: из ворот может выехать автомобиль.
9. Осторожно проходи мимо стоящего автомобиля: пассажиры могут резко открыть дверь и ударить тебя.
10. Переходи улицу только по пешеходным переходам.
11. Прежде чем переходить дорогу, посмотри налево. Если проезжая часть свободна, - иди. Дойдя до середины дороги, остановись. Если движение транспорта началось, подожди. Теперь посмотри направо. Если проезжая часть свободна, закончи переход.
12. Дорогу, где нет пешеходного перехода, надо переходить одного угла тротуара к другому: так безопасней.
13. Если на улице большое движение, попроси взрослого или сотрудника полиции помочь ее перейти.
14. Ожидай транспорт на посадочной площадке или тротуаре у указателя остановки.
15. При посадке в автобус, троллейбус, трамвай соблюдай порядок. Не мешай другим пассажирам.
16. В автобус, троллейбус, трамвай входи через задние двери.
17. Выходи только через передние двери. Заранее готовься к выходу, пройдя вперед.
18. Входя и выходя из транспорта, не спеши и не толкайся.
19. Выйдя из автобуса, трамвая, нужно по тротуару дойти до пешеходного перехода и только по нему переходить на другую сторону.
20. Когда переходишь улицу, следи за сигналом светофора: Красный - СТОП - все должны остановиться; желтый - ВНИМАНИЕ - жди следующего сигнала; зеленый - ИДИТЕ -можно переходить дорогу.
21. Находясь в транспорте, не ходи по салону, держись за поручень, не выглядывай из окон, не высовывай руки, не нажимай без надобности на аварийные кнопки.
22. Не устраивай игр на проезжей части или вблизи дороги. Не катайся на велосипедах, роликовых коньках и т. п. на проезжей части дороги.
23. Не перебегай дорогу перед близко идущим транспортом.
24. Не цепляйся за проходящий мимо транспорт.
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель профкома Директор МОУ СОШ №13
______ В.А.Берсенёва ________
01.09.2012 г. 01.09.2012 г.
Инструкция
для педагога, ответственного за обучение детей навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах
ТБп № 29
Правила, изложенные в данной инструкции, предлагаются к обязательному исполнению.
• Отправляясь на экскурсию или на прогулку по улицам города, воспитатель обязан точно знать число детей, которых он берет с собой (обязательно сделать пометку в журнале экскурсий). Оставшиеся по каким - либо причинам дети в ОУ, по указанию директора находятся под присмотром определенного сотрудника.
• Группы детей разрешается водить только по тротуару (а не по дороге вдоль тротуара). Нужно следить, чтобы дети шли строго по двое, взявшись за руки.
• Дети очень любознательны, в пути они могут увлечься чем-нибудь, отстать или уклониться в сторону. Поэтому группу детей всегда должны сопровождать двое взрослых: один идет впереди, другой - сзади.
• Переходить через дорогу надо на перекрестках или в местах, где имеются знаки перехода, по пешеходным переходам и при зеленом сигнале светофора.
• Переходить через дорогу надо не спеша, спокойным ровным шагом.
• Переходить через дорогу надо напрямик (а не наискось), потому что это ближайший путь на противоположную сторону.
• При переходе улицы на перекрестке надо обращать внимание не только на зеленый сигнал светофора, но и на приближающийся транспорт. Прежде чем сойти с тротуара, необходимо пропустить транспорт.
• В тех местах, где нет тротуара, надо ходить по левой стороне, навстречу транспорту, и при его приближении уступать ему место, отходя к краю дороги.
• Воспитателям нужно брать с собой красный флажок, и в случае, когда дети не успели перейти улицу, поднятием вверх флажка дать сигнал водителю остановиться и пропустить остальных детей.
• Большое значение имеет обучение детей правилам дорожного движения. Это следует делать систематически и настойчиво, сообразуясь с особенностями детского возраста.
• Каждый педагог должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы со знанием преподать их детям.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ВОСПИТАННИКОВ И УЧАЩИХСЯ
НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ И УЛИЦАХ
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
МОУ СОШ №13 г. Воркуты
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа деятельности по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах «Добрая дорога» |
Основание разработки программы | Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» Утверждена Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 100. |
Цель программы | Создание условий для формирования у воспитанников и учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах |
Задачи программы | − Предоставить воспитанникам и учащимся базовое образование в рамках государственных стандартов. − Сформировать у прогимназистов устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения. − Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и во дворах. − Поддерживать у родителей воспитанников и учащихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей, как участников дорожного движения. − Использовать материально-технический потенциал ОУ и другие возможности для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения. |
Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации программы | − - Количество нарушений, совершенных учащимися и при участии воспитанников; 100 % успеваемость, при качестве знаний не менее 60%. |
Сроки реализации программы | 2010-2015 годы |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | − Выпускник, владеющий основами личной безопасности, знающий ПДД – психологически и физически готовый к любой ситуации на дороге и улице; − Создание системы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма |
Разработчик программы | Лебедева И.Ю., зам. директора по ВР; Радчина Е.И., зам. директора по ВР. |
Пояснительная записка
Общеобразовательное учреждение является основным звеном системы обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, где дети могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. А охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения Правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого педагога, родителя учащегося и воспитанника сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении Правил дорожного движения. Главной целью педагогов является – формирование у прогимназистов устойчивых навыков безопасного поведения на улице города.
Средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является работа во вторую половину дня. Поэтому была разработана Программа по формированию у воспитанников и учащихся навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Данная программа составлена на основе Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».
Программа рассчитана на воспитанников от 3-7 лет и учащихся 1-4 классов. В рамках классных часов, работы во второй половине дня для каждой группы, каждого класса четко определено необходимое количество часов на изучение раздела ПДД. Она содержит необходимые сведения по Правилам дорожного движения в объеме 16 часов в год (10 часов теоретического материала, 2 часа – экскурсии, 4 часа – контрольные срезы знаний) для учащихся 1-4 классов, 9 часов для детей дошкольного возраста.
С учетом познавательных возможностей школьников, воспитанников детского сада Программа строится на основе «спирального» развертывания системы знаний, что позволяет формировать целостную картину изучения Правил дорожного движения, довести до сознания учащихся, воспитанников важность соблюдения этих правил, постепенно воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах, умение контролировать свое поведение. При построении программы по изучению ПДД следует иметь в виду три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города:
- ребенок – пешеход;
- ребенок – пассажир городского транспорта;
- ребенок – водитель детских транспортных средств.
Необходимо отметить еще один исключительно важный источник накопления знаний, который должен активно использовать педагог - осмысление детьми личного опыта, осознание совершенных ими действий, поступков.
Домашние задания к каждой теме предполагают работу в рабочих тетрадях с привлечением родителей в 1-4 классах.
Чтение художественной литературы, просмотры мультфильмов с родителями для детей дошкольного возраста. Лишь объединив усилия семьи и прогимназии, можно добиться радикальных успехов в обеспечении безопасности детей на дорогах и улицах, существенного снижения уровня детского дорожно – транспортного травматизма.
Как правило, занятия по обучению Правилам дорожного движения проводятся классными руководителями, воспитателями и контролируются ответственным за изучение ПДД.
Для проведения занятий, отдельных бесед, экскурсий и т.п. классный руководитель, воспитатель может привлекать работников дорожной полиции, водителей транспортных средств.
В процессе обучения и внеклассной работы демонстрируются видеофильмы, слайд-шоу, организуются КВНы, викторины, конкурсы, соревнования по безопасности движения пешеходов и велосипедистов, дидактические, сюжетно-ролевые игры и т.п., которые должны способствовать воспитанию у воспитанников и учащихся сознательного поведения на улицах и дорогах, неукоснительного выполнения правил дорожного движения.
Таким образом, формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов, данная программа помогает решить нам эту задачу.
Цель программы:
- Создание условий для формирования у воспитанников и учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
- Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий.
Задачи:
- Предоставить воспитанникам и учащимся базовое образование в рамках государственных стандартов.
- Формировать у воспитанников и учащихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения, личностный и социально – значимый опыт своего поведения на улице, навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице.
- Отслеживать результативность работы всех участников образовательного учреждения с помощью системы мониторинговой деятельности.
- Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и во дворах.
- Поддерживать у родителей воспитанников и учащихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.
- Использовать материально – технический потенциал ОУ и другие возможности для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.
Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
- Конституция РФ.
- Закон РФ «Об образовании»
- Конвенция «О правах ребенка».
- Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»
- Правила дорожного движения.
- Устав образовательного учреждения.
- Учебный план.
Научно-методическое обеспечение:
- Государственный образовательный стандарт.
- Учебный план прогимназии.
- Учебные программы.
- Планы воспитательной работы.
Управленческая деятельность по кадровому обеспечению:
- Анализ кадрового обеспечения.
- Выявление и поощрение педагогов, успешно внедряющих программу.
- Повышение квалификации педагогических кадров.
- Привлечение работников ГИБДД.
Управленческая деятельность по информационному обеспечению:
- Создание банка данных:
- разработок уроков, занятий;
- лекций и бесед для родителей;
- бесед для учащихся и воспитанников;
- видео и аудиоматериалы.
- Информирование участников образовательного процесса о федеральных, региональных документах.
- Сбор текущей информации:
- о результатах тестов, срезов знаний;
- о посещениях уроков, занятий, внеклассных мероприятий.
- Сбор аналитической информации:
- о ходе работы по программе;
- о результатах выполнения программы.
- Функционирование проблемных семинаров, практикумов.
- Консультационные совещания.
- Проведение контрольных срезов, тестов.
- Организация встреч с родителями (консультации, лекции, собрания).
- Взаимодействие с ГИБДД и другими общественными организациями.
- Систематическое оформление информационного стенда.
Функциональное обеспечение создания реализации программы.
1. .Функции директора и администрации ОУ в реализации программы:
- Общее руководство разработкой и реализацией программы;
- Обеспечение реализации программы: организация, координация, контроль;
- Организация работы классных руководителей по программе и ее контроль;
2. Функции классного руководителя в реализации программы:
∙ Проведение классных часов по профилактике ДДТТ;
∙ Организация и проведение профилактической работы с родителями;
∙ Организация и проведение внеклассных мероприятий в рамках программы;
Прогнозируемый результат:
- Выпускник, владеющий основами личной безопасности, знающий ПДД – психологически и физически готовый к любой ситуации на дороге и улице;
- Уровень усвоения программного материала учащихся должен быть не менее 60%.
Учебный план
№ | Группа, класс | Всего часов | теория | экскурсия | Итоги, контроль |
1. | 2 младшая группа | 9 | 6 | 1 | 2 |
2. | Средняя группа | 9 | 6 | 1 | 2 |
3. | Старшая группа | 9 | 6 | 1 | 2 |
4. | Подготовительная Группа | 9 | 6 | 1 | 2 |
5. | 1 класс | 16 | 10 | 2 | 4 |
6. | 2 класс | 16 | 10 | 2 | 4 |
7. | 3 класс | 16 | 10 | 2 | 4 |
8. | 4 класс | 16 | 10 | 2 | 4 |
Циклограмма
проведения срезов знаний учащихся по изучению ПДД
срок | 2 мл.группа | Средняя гр. | Старшая гр. | Подготов. гр. | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Сентябрь | 4 неделя | 4 неделя | 4 неделя | 4 неделя | ||||
Октябрь | 4 неделя | 4 неделя | 4 неделя | 4 неделя | ||||
Ноябрь | 4 неделя | 4 неделя | 4 неделя | 4 неделя | ||||
Декабрь | 4 неделя | 4 неделя | 4 неделя | 4 неделя | ||||
Январь | ||||||||
Февраль | 4 неделя | 4 неделя | 4 неделя | 4 неделя | ||||
Март | 3 неделя | 3 неделя | 3 неделя | 3 неделя | ||||
Апрель | 3 неделя | 3 неделя | 3 неделя | 3 неделя | ||||
май | 3 неделя | 3 неделя | 3 неделя | 3 неделя | 2 неделя | 2 неделя | 2 неделя | 2 неделя |
Организация и содержание учебно-воспитательного процесса с учащимися
1 класса
Тематический план
№ темы | Тема | Содержание | Колич. часов | |
1. | Ознакомительная экскурсия. | сформировать у учащихся целостное представление о дорожной среде, движении транспорта и пешеходов, взаимосвязи дорог, пешеходных переходов, светофоров и дорожных знаков Желательно пригласить инспектора ГИБДД и совместно с ним показать учащимся дорогу и пешеходные переходы, рассказать об их взаимосвязи со светофорами и дорожными знаками. Особое внимание обратить на время года, опасные места вокруг школы. | 1 | |
2. | Дорога в школу и домой. | формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; учить выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой; изготовление маршрутного листа «Дом – школа - дом» Проводится опрос о дороге в школу и ставится задача подробно описать улицы, их пересечения, отметить наличие светофора, пешеходного перехода. Учитель задает вопросы по знанию названия улиц, где они живут, разбирают маршрут «Дорога в школу и обратно». Домашнее задание: изготовить маршрутный лист. Р. т. стр. 4 | 1 | |
3. | Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах. | формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды, провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах Педагог обращает внимание учащихся на опасные места на улицах и дорогах, где не сразу можно увидеть движущиеся машины. Учащимся дается установка, что они должны развивать в себе умение правильно действовать в опасной ситуации. Приводятся примеры неосторожного поведения детей. Дается памятка «Правила безопасного поведения» | 1 | |
4. | Контрольная работа № 1 | проверить ЗУН учащихся по теме: «Опасности на улице и дороге» Контрольная работа № 1 | 1 | |
5. | Что такое транспорт | познакомить учащихся с видами транспорта: дорожный, наземный, водный, воздушный, подземный, транспорт со спец. сигналами Разбирают понятие «транспорт» и виды транспорта, приводят примеры. | 1 | |
6. | Светофор. | дать понятие «светофор», объяснить его световые сигналы и научить безопасно переходить улицу по зеленому сигналу светофора; учить различию светофоров для водителей и для пешеходов; приучать к дисциплине на дороге, вырабатывая привычку переходить улицу только на зеленый сигнал светофора Дается определение светофора как устройства с тремя световыми сигналами, разъяснение их. Светофор для водителей и пешеходов, их сравнение. Переход дороги на зеленый свет является правилом дорожного движения. Дается установка на правопослушное поведение по соблюдению сигналов светофора. Игра «светофор», «Водители и пешеходы» | 1 | |
7. | Что означают дорожные знаки. | познакомить учащихся со значением дорожных знаков для пешеходов, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах Что такое дорожный знак Знакомство со знаками «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено» «Пешеходный переход», «Дети» и т.д. | 1 | |
8. | Контрольная работа № 2 | проверить ЗУН учащихся по теме: «Транспорт. Светофор. Дорожные знаки» Контрольная работа № 2 | 1 | |
9. | Кого называют водителем, пешеходом, пассажиром. | сформировать у учащихся некоторые обобщенные понятия, добиться их понимания и осмысления; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров как правильные, безопасные и неправильные – опасные. Обогащение словарной лексики глаголами: остановиться, тормозить, обгонять, перевозить, поворачивать, ремонтировать. Новые слова: пешеход, водитель, пассажир. Значение этих слов. | 1 | |
10. | Что такое проезжая часть дороги. | познакомить учащихся с новым термином «проезжая часть дороги»; сформировать чувство предвидения опасности, где разрешается играть, где можно ездить на самокатных средствах. Педагог объясняет значение нового термина: «проезжая часть дороги». Ученики повторяют правила перехода улицы и дороги. Рассматриваются опасности перед близко идущим транспортом. | 1 | |
11. | Мы – пассажиры. | познакомить с общественным транспортом, правилами пользования и поведения в общественном транспорте Педагог знакомит с общественным транспортом города- автобус и маршрутное такси, разбирают правила поведения в автобусе. | 1 | |
12. | Контрольная работа № 3 | проверить ЗУН учащихся по теме: «Дорога. Мы –пассажиры»» Контрольная работа № 3 | 1 | |
13. | Пешеходный переход. | повторить и закрепить знания о проезжей части дороги; сформировать представление о пешеходных переходах; воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги Педагог рассказывает учащимся, как переходить проезжую часть небольших улиц и дорог. Нельзя выходить без взрослых на дорогу. Выдает памятка «Правила перехода дороги». | 1 | |
14. | Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. | сформировать у учащихся представление о значении новых терминов: «тротуар», «пешеходная дорожка» и «обочина», научить правилам дисциплинированного поведения, умению предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность Педагог объясняет значение новых терминов: «Тротуар», «Пешеходная дорожка», «обочина». Обращает внимание учащихся на то, что транспорт едет по правой стороне дороги, пешеходы тоже. Делает акцент на культуру поведения(нельзя ходить по бордюру и т.д.) Нельзя играть на тротуаре. | 1 | |
15. | Я – пешеход. Экскурсия. | закрепить правило движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине, правила движения группами Объясняет правило движения по улицам групп детей, которые должны идти по тротуару, у сопровождающих – красные флажки. Дает установку запомнить это правило. В конце экскурсии задаются вопросы, повторяется и закрепляется изученный учебный материал. | 1 | |
16. | Годовая контрольная работа. | проверить ЗУН учащихся по БДД за год. Контрольная работа № 4 | 1 | |
|
|
| 16 | |
Контрольно-измерительные материалы
1 класс
Контрольная работа № 1
Тема: «Опасности на улице и дороге»
Контрольные вопросы.
№ п/п | Вопросы | Ф.И. учащихся | Ответы | Оценка |
1. | Какие опасные места есть на твоём пути в школу? |
|
|
|
2. | Сколько раз тебе приходится переходить улицу, идя в школу? |
|
|
|
3. | Как надо правильно переходить улицу? |
|
|
|
4. | Где можно играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, санках? |
|
|
|
5. | Где расположен ближайший светофор? |
|
|
|
*Педагог задает вопросы и фиксирует в таблице ответы детей.
Контрольная работа № 2
Тема: «Транспорт. Светофор. Дорожные знаки»
Контрольные задания:
Если ты согласен со следующими утверждениями, то поставь знак «+», если не согласен – знак «-»:
1. Автобус, трамвай, автомобиль, поезд, грузовик – это транспорт.
2. Красные сигнал светофора разрешает движение.
3. Желтый сигнал светофора запрещает и предупреждает о смене сигнала.
4. Зеленый сигнал светофора запрещает движение.
5. Этот знак называется «Пешеходный переход», обозначает место перехода дороги пешеходами. (Демонстрируется соответствующий знак)
6. В этом месте можно перебегать дорогу. (Знак «Дети»).
Контрольная работа № 3
Тема: «Дорога. Мы - пассажиры».
Контрольные задания:
Если ты согласен со следующими утверждениями, то поставь знак «+», если не согласен – знак «-»:
1. Водитель – человек, который управляет транспортным средством.
2. Пешеход – человек, который переходит через улицу.
3. Пассажир – это человек, который едет в транспорте, но не управляет им.
4. По проезжей части дороги движется транспорт.
5. По проезжей части дороги нельзя кататься на велосипеде и роликовых коньках.
6. Перед близко идущим транспортом дорогу надо перебегать.
Контрольная работа № 4
Тема: «Повторение пройденного за год».
Контрольный тест.
Подчеркни правильный ответ.
1. Какой сигнал светофора разрешает движение?
∙ Красный
∙ Жёлтый
∙ Зелёный
2. Какой сигнал светофора запрещает движение и предупреждает о смене сигнала?
∙ Красный
∙ Жёлтый
∙ Зелёный
3. Какой сигнал светофора запрещает движение?
∙ Красный
∙ Жёлтый
∙ Зелёный
4. Как называется этот знак? («Пешеходный переход»)
∙ Пешеходный переход
∙ Движение пешеходов запрещено
∙ Пешеходная дорожка
5. Где разрешено играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, санках?
∙ На проезжей части дороги.
∙ Во дворе и специально отведенных местах.
∙ НВ обочине дороги.
6. Как правильно переходить дорогу при отсутствии пешеходных переходов и светофоров?
∙ Если нет машин, посмотреть налево, потом направо и переходить прямо.
∙ Если нет машин, перебежать дорогу.
∙ Если нет машин, перейти улицу можно прямо или наискосок.
Перечень знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся по правилам и безопасному поведению на дорогах.
2 класс:
Учащиеся должны знать:
- Опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах.
- Безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне.
- Типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям.
- Опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением.
- Места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.
- Название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей.
Правила:
- Переход улиц и дорог по сигналам светофора.
- Переход улиц и дорог по пешеходным переходам.
- Переход проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости.
- Воздержание от перехода улиц и дорог при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.
- Движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии – по обочине и краю проезжей части со взрослыми);
- Движение группы детей в сопровождении взрослых.
- Этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми.
- Переход регулируемых и нерегулируемых перекрестков.
- Переход проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта.
Учащиеся должны уметь:
1. Переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также на проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов).
2. Правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
3. Переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки.
4. Обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при посадке и высадке из маршрутного транспорта.
5. Ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней.
6. Не создавать помех движению транспорта.
7. Определять опасные и безопасные участки дорог и улиц.
8. Дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне маршрутного транспорта.
Организация и содержание учебно-воспитательного процесса с учащимися
2 класса
Тематический план
№ темы | Тема | Содержание | Колич. часов | |
1. | Почему дети попадают в дорожные аварии | расширить у учащихся представление о дорожной среде, развивать целостность восприятия, чувство предвидения опасности, наблюдательность , дисциплинированность, умения и навыки безопасного поведения Педагог приводит сводку ГИБДД по городу разбирают отрицательные и положительные привычки, в результате чего происходят аварии, предлагается рассмотреть жизненные примеры. Внушает детям, что школьники должны развивать в себе такие качества, как наблюдательность, осторожность, ответственность за свои поступки. | 1 | |
2. | История появления автомобиля и Правил дорожного движения | развивать интерес к технике, познакомить с историей появления автомобиля и Правил дорожного движения Учитель рассказывает историю появления автомобиля, начиная с конной повозки 1730 год.1909 год принятия Конвенции по автомобильному движению, где были введены дорожные знаки. Знакомство с брошюрой современных Правил ДД. | 1 | |
3. | Права и обязанности пешехода и пассажира | Познакомить с правами и обязанностями пешехода и пассажира, воспитывать дисциплинированность и ответственное отношение к соблюдению изложенных в ПДД обязанностей пешеходов и пассажиров Дети относятся к пешеходам и пассажирам, они должны знать их обязанности. И права. Педагог акцентирует внимание на правильное поведение на улицах и дорогах – показатель культуры человека. | 1 | |
4. | Контрольная работа № 1 | проверить ЗУН учащихся по теме: «Права и обязанности пешехода и пассажира» Контрольная работа № 1 | 1 | |
5. | Что такое ГИБДД и инспектор ДПС | познакомить учащихся с терминами «ГИБДД» и «ДПС»; разъяснить значимость работы инспектора в обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги, сохранении жизни и здоровья водителей, пешеходов и пассажиров. Педагог раскрывает значение терминов «ГИБДД» и «ДПС», где работают, какая форма, их необходимость. | 1 | |
6. | История появления светофора | познакомить учащихся с историей появления светофора, развивать интерес к технике, совершенствовать двигательные умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах Педагог рассказывает о появлении первого светофор в Лондоне, затем в России, рассматривают его строение. | 1 | |
7. | Улица, дорога и дорожные знаки | Познакомить учащихся с новыми понятиями «двустороннее» и «одностороннее» движение транспорта, расширить словарный запас по дорожной лексике, добиваться понимания, осознания и осмысления символов – схематичных обозначений на дорожных знаках Проспекты, шоссе, улицы маленькие и узкие, широкие и длинные, переулок. Понятие двустороннее и одностороннее движение. Рассматриваются особенности перехода разных дорог с помощью таблицы. Запрещающие знаки. | 1 | |
8. | Контрольная работа № 2 | проверить ЗУН учащихся по теме: «Улица, дорога, дорожные знаки», «ГИБДД» Контрольная работа № 2 | 1 | |
9. | Правила безопасного перехода улиц и дорог. | Сформировать у учащихся представления о правостороннем движении транспорта, возможных опасностях и неожиданностях на улицах и дорогах, научить правильно ориентироваться в дорожных ситуациях Объясняется учащимся новые понятия: «правостороннее» и «левостороннее» движение транспорта. Правостороннее движение распространяется и на пешеходов. Дает установку учащимся: ходить только с правой стороны. Это должно стать привычкой и показателем их культуры. Внезапные опасности. | 1 | |
10. | Регулируемый и нерегулируемый перекресток. | Сформировать у учащихся представление о перекрестке, его видах, развивать осмысление, понимание и осознание его опасности как места, где пересекаются дороги и транспорт движется в разных направлениях, научить безопасному поведению на перекрестке Дает определение новому понятию «перекресток», регулировщик, его обязанности на перекрестке, Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Правила перехода перекрестка(памятка). | 1 | |
11. | Правила поведения в общественном транспорте. | Воспитывать у учащихся дисциплинированность, вежливость, уважительное отношение к пассажирам и культуру поведения в транспорте. Дает установку на запоминание правил-обязанностей пассажиров. Обход общественного транспорта. Правила поведения в автомобиле до 12 летнего возраста. | 1 | |
12. | Контрольная работа № 3 | проверить ЗУН учащихся по теме: «Перекресток. Правила поведения в общественном транспорте»» Контрольная работа № 3 | 1 | |
13. | Правила движения группами. | закрепить с учащимися правила движения группой Объясняет правило движения по улицам групп детей, которые должны идти по тротуару, у сопровождающих – красные флажки. Дает установку запомнить это правило. | 1 | |
14. | Правила поведения при езде на велосипеде. | познакомить с безопасными правилами езды на велосипеде и возрастом, с которого можно выезжать на улицы и дороги Раздается памятка «Правила езды на велосипеде», рассматривается история развития велосипеда. | 1 | |
15. | Экскурсия. Я пешеход и пассажир. | закрепить знания учащихся, полученных по курсу 2 класса. Обращает внимание на инспектора ДПС и патрульный. Показать посадочную площадку транспорта. В конце экскурсии задаются вопросы, повторяется и закрепляется изученный учебный материал. Р. т. стр. 32. | 1 | |
16. | Годовая контрольная работа. | проверить ЗУН учащихся по БДД за год. Контрольная работа № 4 | 1 | |
|
|
| 16 | |
Контрольно-измерительные материалы
2 класс
Контрольная работа № 1
Тема: «Права и обязанности пешехода и пассажира».
1. Дать ответы да (а) нет (б).
Можно ли переходить дорогу на зелёный свет светофора?
Можно ли перебегать дорогу по пешеходному переходу?
Можно ли переходить дорогу по подземному переходу?
Можно ли играть вблизи проезжей части?
2. Подчерки, на чём люди могут передвигаться?
Автомобиль, велосипед, печь, лошадь, мотоцикл, ковёр-самолёт, трамвай, троллейбус.
3. Расскажи, как должен вести себя пешеход на улицах города.
Контрольная работа № 2
Тема: «Улица, дорога, дорожные знаки».
1. Что необходимо иметь работнику ГИБДД на дороге?
Жезл, свисток, форму, книгу, улыбку.
2. Отгадай слово и правильно раскрась картинку: … … з ….
3. Чем двустороннее движение транспорта отличается от одностороннего?
4. Расскажи, как переходить дорогу с двусторонним движением машин.
5. Какой это знак? / демонстрация дорожных знаков/
Движение на велосипеде запрещено;
Въезд запрещён;
Движение запрещён;
Движение пешеходов запрещено;
Дети.
Контрольная работа № 3
Тема: «Перекресток. Правила поведения в общественном транспорте».
1. Зачем нужен светофор?
2. Что означает жёлтый сигнал светофора?
3. Что означает «красный стоящий человечек» на светофоре для пешеходов?
4. Что означает «зелёный шагающий человечек» на светофоре для пешеходов?
5. Что такое нерегулируемый перекрёсток?
6. Как правильно переходить нерегулируемый перекрёсток?
7. Какой транспорт называется общественным?
8. Как надо вести себя в общественном транспорте?
9. Как правильно переходить дорогу после высадки из общественного транспорта?
Контрольная работа № 4
Тема: «Повторение пройденного за год».
1. Можно ли выходить на улицу и дорогу между машинами, стоящими у дороги?
2. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?
3. Что такое ГИБДД?
4. Как выглядят светофоры для пешеходов?
5. Как выглядят транспортные светофоры?
6. Как правильно переходить дорогу по пешеходному переходу?
7. Что такое перекрёсток?
8. Как правильно переходить регулируемый перекресток?
9. Как правильно двигаться по улице группой?
10. Где дети младше 14 лет могут ездить на велосипеде?
11. Как правильно идти со взрослыми по краю проезжей части дороги, если нет тротуара, пешеходной дорожки или обочины?
Перечень знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся по правилам и безопасному поведению на дорогах.
3 класс:
Учащиеся должны знать:
- Опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах.
- Безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне.
- Типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям.
- Опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением.
- Места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.
- Название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей.
- Остановочный и тормозной путь.
Правила:
- Переход улиц и дорог по сигналам светофора.
- Переход улиц и дорог по пешеходным переходам.
- Переход проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости.
- Воздержание от перехода улиц и дорог при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.
- Движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии – по обочине и краю проезжей части со взрослыми);
- Движение группы детей в сопровождении взрослых.
- Этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми.
- Переход регулируемых и нерегулируемых перекрестков.
- Переход проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта.
- Переход улиц и дорог при высадке из маршрутного транспорта.
Учащиеся должны уметь:
1. Переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также на проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов).
2. Правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
3. Переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки.
4. Ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней.
5. Не создавать помех движению транспорта.
6. Определять опасные и безопасные участки дорог и улиц.
7. Дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне маршрутного транспорта.
8. Осуществлять посадку и высадку из маршрутного транспорта.
двусторонним и односторонним движением.
Организация и содержание учебно-воспитательного процесса с учащимися
3 класса
Тематический план
№ темы | Тема | Содержание | Колич. часов |
1. | Причины дорожных аварий | сформировать у учащихся осознанные представление о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из-за типичных ошибок, воспитывать дисциплинированность, развивать умения и навыки и привычки безопасного поведения | 1 |
2. | Светофор и дорожные знаки. | расширить знания о светофоре: ограничение времени действия сигналов, последовательность их, светофор для пешеходов; дорожные знаки : предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные | 1 |
3. | Перекресток и опасные повороты транспорта. | повторить материал о перекрестке 2 класса, сформировать представление об опасных поворотах транспорта; учить ориентироваться в опасных ситуациях, воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность, дисциплинированность | 1 |
4. | Контрольная работа № 1 | проверить ЗУН учащихся по теме: «Светофор и дорожные знаки», «Перекресток», «Причины аварий» Контрольная работа № 1 | 1 |
5. | Правила перехода проезжей части при отсутствии перекрестка. | сформировать у учащихся умения и навыки безопасных действий при переходе проезжей части при отсутствии перекрестка; воспитывать дисциплинированность, сдержанность, спокойствие, выдержку | 1 |
6. | Остановочный и тормозной путь автомобиля. | сформировать чувство опасности перехода проезжей части дороги перед близко идущим транспортом; дать понятие остановочный и тормозной путь автомобиля»; развивать понимание, осознание и осмысление опасности, связанной с данным понятием; расширить словарный запас по дорожной лексике | 1 |
7. | Велосипед и его обозначение в дорожных знаках. | научить предвидеть опасность при езде на велосипеде, обучить правилам обращения с ним для безопасности окружающих; познакомить с дорожным знаком «Движение на велосипеде запрещено» | 1 |
8. | Контрольная работа № 2 | проверить ЗУН учащихся по теме: «Переход проезжей части», «Остановочный и тормозной путь автомобиля», «Правила езды на велосипеде». Контрольная работа № 2 | 1 |
9. | Правила поведения в транспорте. | воспитать культуру поведения учащихся в маршрутном транспорте, научить посадке и высадке из транспорта | 1 |
10. | Правила поведения на посадочных площадках. | научить посадке и высадке из транспорта и правилам поведения на посадочных площадках | 1 |
11. | Элементы улиц и дорог. | закрепить знания учащихся элементов: проезжая часть, тротуар, обочина, кювет, пешеходная дорожка. | 1 |
12. | Контрольная работа № 3 | проверить ЗУН учащихся по теме: «Правила поведения на посадочных площадках», «Элементы улиц и дорог» Контрольная работа № 3 | 1 |
13. | Правила движения группами. | закрепить с учащимися правила движения группой | 1 |
14. | Двустороннее и одностороннее движение транспорта. | закрепить знания, полученные во 2 классе, особенности перехода односторонним и двусторонним движением, загородной дороги | 1 |
15. | Экскурсия. Я пешеход . | закрепить знания учащихся, полученных по курсу 3 класса. | 1 |
16. | Годовая контрольная работа. | проверить ЗУН учащихся по БДД за год. Контрольная работа № 4 | 1 |
|
|
| 16 |
Контрольно-измерительные материалы
3 класс
Контрольная работа № 1
Тема: «Светофор и дорожные знаки, перекрёсток, причины аварий».
1. Почему нельзя выходить на дорогу или улицу из-за стоящей машины, кустов, каких-либо сооружений?
2. Чем опасна для водителя и пешехода плохая погода-снег, дождь, туман?
3. По какой стороне движутся автомобили и другие транспортные средства?
4. В какой последовательности располагаются световые сигналы светофора?
5. Что изображено на пешеходном светофоре?
6. Что такое регулируемый и нерегулируемый перекресток?
7. Какая опасность может быть, если стоять на повороте перекрестка у края проезжей части дороги?
Контрольная работа № 2
Тема: «Переход проезжей части, остановочный и тормозной путь автомобиля, правила езды на велосипеде».
1. Почему нельзя переходить дорогу или улицу перед близко идущим транспортом?
2. Что нужно сделать, переходя через проезжую часть с двусторонним движением?
3. В каком месте можно переходить проезжую часть?
4. Что такое остановочный и тормозной путь?
5. Отчего зависит длина тормозного пути?
6. До какого возраста велосипедист не должен выезжать на улицы и дороги?
7. Чего нельзя делать, катаясь на велосипеде?
Контрольная работа № 3
Тема: «Правила поведения на посадочных площадках, элементы улиц и дорог».
1. Что такое культура поведения на улицах, дорогах, а транспорте, на остановке? Правила поведения.
2. С какого возраста ребёнок может сидеть на переднем сиденье автомобиля?
3. Как правильно переходить дорогу после высадки из маршрутного транспорта?
4. Зачем нужен шлагбаум на железнодорожном переезде?
5. Как правильно переходить железнодорожный переезд?
6. Где нужно ходить пешеходам в городе?
7. В каком месте можно переходить проезжую часть?
8. Что такое обочина, кювет?
Контрольная работа № 4
Тема: «Годовая контрольная работа».
1. По какой стороне движутся автомобили и другие транспортные средства?
2. В какой последовательности располагаются световые сигналы светофора?
3. Что изображено на пешеходном светофоре?
4. Что такое регулируемый и нерегулируемый перекрёсток?
5. Что нужно сделать, переходя через проезжую часть с двусторонним движением?
6. В каком месте можно переходить проезжую часть?
7. Что такое остановочный и тормозной путь?
8. От чего зависит длина тормозного пути?
9. До какого возраста велосипедист не должен выезжать на улицы и дороги?
10. Чего нельзя делать, катаясь на велосипеде?
11. Правила поведения на улицах, дорогах, в транспорте, на остановке?
12. С какого возраста ребёнок может сидеть на переднем сиденье автомобиля?
13. Как правильно переходить дорогу после высадки из маршрутного транспорта?
14. Зачем нужен шлагбаум на железнодорожном переезде?
15. Где нужно ходить пешеходам в городе? С какой стороны?
Перечень знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся по правилам и безопасному поведению на дорогах.
4 класс:
Учащиеся должны знать:
- Опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах.
- Безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне.
- Типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям.
- Опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением.
- Места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.
- Название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей.
- Остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов он зависит.
Правила:
- Переход улиц и дорог по сигналам светофора.
- Переход улиц и дорог по пешеходным переходам.
- Переход проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости.
- Воздержание от перехода улиц и дорог при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.
- Движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии – по обочине и краю проезжей части со взрослыми);
- Движение группы детей в сопровождении взрослых.
- Этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми.
- Переход регулируемых и нерегулируемых перекрестков.
- Переход проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта.
- Переход улиц и дорог при высадке из маршрутного транспорта.
- Переход железной дороги.
Учащиеся должны уметь:
1. Переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также на проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов).
2. Правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
3. Переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки.
4. Ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней.
5. Не создавать помех движению транспорта.
6. Определять опасные и безопасные участки дорог и улиц.
7. Дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне маршрутного транспорта.
8. Осуществлять посадку и высадку из маршрутного транспорта.
9. Ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением.
10. Переходить железнодорожные пути.
Организация и содержание учебно-воспитательного процесса с учащимися
4 класса
Тематический план
№ темы | Тема | Содержание | Колич. часов |
1. | Вводное занятие. | повторить с учащимися материал, изученный в 3 классе. Соблюдение правил дорожного движения - залог безопасности движения. Разбор ДТП в городе (по сводкам ГИБДД) | 1 |
2. | Сигналы, регулирующие дорожное движение. | повторить и закрепить знания учащихся о сигналах светофора и регулировщика, расширить словарный запас по дорожной лексике | 1 |
3. | На загородной дороге. | Учить предвидеть особенности движения пешеходов на загородных дорогах. | 1 |
4. | Контрольная работа № 1 | проверить ЗУН учащихся по теме: «Загородная дорога», «Сигналы регулировщика» Контрольная работа № 1 | 1 |
5. | Перекрестки и их виды. Дорожная разметка. | Повторить изученный материал 3 класса, правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. Происхождение этого правила. Перекрестки и их виды, воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность, дисциплинированность | 1 |
6. | Остановочный и тормозной путь автомобиля. | сформировать чувство опасности перехода проезжей части дороги перед близко идущим транспортом; дать понятие остановочный и тормозной путь автомобиля»; от каких факторов зависит; развивать понимание, осознание и осмысление опасности, связанной с данным понятием; расширить словарный запас по дорожной лексике | 1 |
7. | Правила перехода железной дороги. | Сформировать у учащихся представление об опасности на железной дороге, развивать целостность окружающей среды; дать понятие о правилах перехода железнодорожных путей | 1 |
8. | Контрольная работа № 2 | проверить ЗУН учащихся по теме: «Дорожная разметка», «Остановочный и тормозной путь автомобиля», «Правила перехода железной дороги». Контрольная работа № 2 | 1 |
9. | Дорожные знаки и их группы. | Повторить ранее изученные дорожные знаки, познакомить со знаками сервиса. | 1 |
10. | Виды транспортных средств. | О назначении различных видов транспорта, в том числе машин со спец. сигналами, правила поведения на городском и железнодорожном транспорте. | 1 |
11. | Правила поведения на городском и железнодорожном транспорте. | воспитать культуру поведения учащихся в городском и железнодорожном транспорте, научить посадке и высадке из железнодорожного транспорта и безопасному поведению на посадочных площадках | 1 |
12. | Контрольная работа № 3 | проверить ЗУН учащихся по теме: «Правила поведения на железнодорожном транспорте», «Виды транспортных средств», «Группы дорожных знаков» Контрольная работа № 3 | 1 |
13. | Правила езды на велосипеде. | Научить предвидеть опасность при езде на велосипеде, обучить правилам обращения с ним для безопасности окружающих, познакомить с дорожным знаком «Велосипедная дорожка» | 1 |
14. | Правила перехода с двусторонним и односторонним движением транспорта. | закрепить знания, полученные в 3 классе, правила перехода односторонним и двусторонним движением, загородной дороги | 1 |
15. | Экскурсия. Я пешеход . | закрепить знания учащихся, полученных по курсу 4 класса. | 1 |
16. | Годовая контрольная работа. | проверить ЗУН учащихся по БДД за год. Контрольная работа № 4 | 1 |
|
|
| 16 |
Контрольно-измерительные материалы
4 класс
Контрольная работа № 1
Тема: «Загородная дорога. Сигналы регулировщика».
- Сколько сигналов у светофора?
Подчеркни правильный ответ: 2, 3, 5
- Можно ли при мигающем желтом сигнале светофора переходить проезжую часть дороги?
Подчеркните правильный ответ: да, нет
- Можно ли при мигающем красном сигнале светофора начать переход проезжей части дороги?
Подчеркнуть правильный ответ: да, нет
- Вспомни правила движения по загородной дороге. Выбери правильные фразы:
А) Нужно двигаться по середине дороги.
Б) Нужно двигаться по обочине навстречу идущему транспорту.
В) Нужно двигаться по направлению идущего транспорта.
Контрольная работа № 2
Тема: «Дорожная разметка. Остановочный и тормозной путь автомобиля. Правила перехода железной дороги».
1. Нарисуй четырехсторонний перекресток.
2. Может ли автомобиль сразу же остановиться?
3. От чего зависит длина тормозного пути автомобиля? Выбери правильные ответы:
∙ Скорость движения автомобиля
∙ Масса автомобиля
∙ Погодные условия
∙ От состояния тормозной системы и изношенности шин колес
∙ От освещенности дороги.
4. С какой стороны на железной дороге может появиться поезд?
Контрольная работа № 3
Тема: «Виды транспортных средств. Группы дорожных знаков. Правила поведения учащихся в городском и железнодорожном транспорте».
1. Допиши предложения:
Автобус переходят _________________.
В автомобиле ребенок до 12 лет должен сидеть на __________ сиденье.
2. Выбери названия групп дорожных знаков:
А) Запрещающие
Б) Предупреждающие
В) Разрешающие
Г) Предписывающие
Д) Знаки сервиса
Е) Знаки приоритета
Ж) Информационные
3. Перечисли виды транспортных средств. (4 вида)
Годовая контрольная работа по теме № 4
Тема: «Повторение пройденного за год».
1. Перечисли группы дорожных знаков.
2. Когда можно начинать посадку и высадку из маршрутного транспорта?
3. Что запрещается делать пассажирам?
4. Допиши предложение. На велосипеде можно ездить с _______ лет.
5. Как нужно переходить с двусторонним движением транспорта.
6. Какие типы перекрестков вы знаете?
[1] Далее – «ДДТТ».
[2] Далее – «ответственный по безопасности движения».
[3] Далее – «руководитель».
[4] Далее – «ПДД».
[5] Далее – «ДТП».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...