Внеурочное занятие по теме: "Берёза- символ моей малой Родины".
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Литвинова Зоя Викторовна
Формирование у детей образа родной страны, края, как Родины. Формирование понятий «символ», умение объяснить это понятие. Развивать исследовательские навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Тема занятия:  «Береза – символ моей малой Родины»   2 «а» класс

Учитель  Литвинова Зоя Викторовна

Тип занятия: урок открытий новых знаний.    

Образовательная цель:  формирование способности обучающихся  к новому способу действия.

Развивающая цель: Формирование у детей образа родной страны, края,  как Родины.   Формирование  понятий «символ»,  умение объяснить это понятие. Развивать  исследовательские навыки.

Воспитательная цель: воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе.

 

Формирование УУД:

Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности « родина», «природа». Уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца.

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом,  участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

        

Ход  занятия.

  1. Организационный момент. ( Приветствие гостей,  проверка  готовности к уроку.)

-Здравствуйте, дорогие мои! Сегодня у нас очень интересное занятие, во – первых, потому что к нам пришли сегодня гости, давайте поприветствуем их. Они приехали к нам, чтобы посмотреть,  как вы умеете заниматься; а во-вторых,  наше  занятие   необычное, мы совершим экскурсию в лес.

Итак, сели  удобнее,  сейчас мы  с вами  перенесемся в осенний лес.

Звучит мелодия и пение птиц. 

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,
Открыт для вас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.

Мы с вами живем в удивительном  месте. Замечательна природа нашего края, окружающая нас. Иногда мы не обращаем внимания на чудесное, прекрасное  только потому, что оно близко, рядом.  Многие из вас были в лесу. Много загадок таит лес.  

Учитель  показывает несколько слайдов о березке.  Слайды

 Ребята, пока мы с вами гуляли в лесу, очарованные красотой берез,  мы  разбежались, заблудились и оказались все на разных полянках.  Давайте посмотрим, на каких полянках вы очутились.  (Перечислить полянки и задания на партах).

( стук в дверь) Входит гость Березка».

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости.

- Ребята, я получила ваше приглашение на ваш праздник. Спасибо, что вы не забыли про меня.

- Я пришла к вам с подарками и с заданиями.

- Занимай почетное место

  1.   Полянка  «Поэтическая».  Чтобы снова всем вместе собраться, нужно выполнить задания, которые вы получили. На поэтической полянке нужно прочитать стихотворения белгородских поэтов о березе.

Владимир Молчанов  «Берёза»

За окном берёзки
в праздничном наряде,
Ветерок колышет
Солнечные пряди.
Опадут листочки,
Лягут покрывалом
и укроют землю
Лёгким одеялом.
А весна настанет -
Вновь висят серёжки,
Ветви украшают,
Как и платье брошки.

Владимир  Антонович  Брагин "Дождик".

Дождик звонкий, дождик хлёсткий
Разгулялся за окном,
Взялись за руки берёзки
И танцуют под дождём.
Вместе с громом на повозке
Дождь промчался по селу.
Косы вымыли берёзки,
Рады солнцу и теплу.

Дьяченко Михаил Николаевич  «Подружка»

В новом платьице
Белом в полоску
Побегу по тропинке
К  
берёзке.
Ей в листочки шепну,
Как на ушко:
- С добрым утром,
Берёзка-подружка!

 Буханов Виталий Степанович   «Родные края»  

Широкие, привольные, родимые края…

Березка белоствольная, любимица моя,

Стоит, как свечка, белая,

Глядит она вокруг:

Ей рожь кивает спелая,

Ей кланяется луг.

Кругом так славно, солнечно,

Куда ни поглядишь,

Над озером тихонечко

Колышется камыш.

Плывут протокой узкою

Утята чередой.

Люби природу русскую,

Храни, читатель мой!

Учитель Удивительна судьба русской березки. В мирное время – она радость, подруга, советчица, а в войну – она воин. В грозные годы войны береза была символом непобедимой России.

Сергей Васильев написал такие слова

Я помню ранило березу осколком бомбы на заре,
Студеный сок бежал, как слезы по изувеченной коре
За лесом пушки грохотали, клубился дым пороховой,
Но мы столицу отстояли, спасли березу под Москвой.
И рано – раненько весною береза белая опять
Оделась новою листвою и стала землю украшать,
И с той поры на все угрозы мы неизменно говорим: 
Родную русскую березу в обиду больше не дадим!  

- Мы отправляемся на следующую полянку.

Учитель   2. Следующая наша встреча на полянке «Познавательной»

Для этой выставки картин,
трудился вовсе не один,
Готовился весь 2 «а»,
одни писали сочиненья,
Другие рисовали лес,
В нем мир березовых чудес.
 

Трудились рядом,
Помочь друг другу были рады.

Березка  принесла задания.

    1) Мы привыкли видеть дерево таким, не удивляемся. Оказывается, что береза единственное  дерево  с белой корой. Кора молодой березы темная, но  проживает дерево  несколько лет  и она побелеет. Белый  цвет получается за счет красящего вещества бетулина.  Обычно береза живет 100 – 120 лет. Почему  её так назвали? Берёза – лиственное дерево с тонкими розовато-коричневыми веточками, с гладкой корой, покрытой тёмными полосками. Своё название я получила по цвету коры. Корень «бер» означает ясный свет, светлый, белый. Прежде  это дерево звали  берзой, а теперь берёзой, берёзкой.

   2) На территории России произрастает сорок видов берёз, занимают они пятьдесят миллионов гектаров.  Осенью листочки на берёзе начинают желтеть сначала на верху, где воздух холоднее, а потом и внизу. Порывистый ветер налетает, гнёт дерево, треплет его ветви и срывает листья. Они словно золотые монетки, падают на сырую землю. - А зачем нужны берёзке чёрные полоски? С помощью них, ребята, дерево дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева.  Берёзы очень любят солнечный свет и поэтому растут на лесных опушках, светлых полянах, там, где простор. Они не боятся ни трескучих морозов, ни порывистых ветров, ни весенних заморозков.

Вопросы задает Березка

- А теперь, ребята, я предлагаю отдохнуть .

 

Физминутка

Весенние берёзки просыпаются (поднять руки вверх),

И мило солнцу улыбаются (помахать руками над головой).

Летние косички заплетают (выполнять руками перекрёстные движения перед грудью)

Ветерок серёжками играет (руки перед грудью, потрясти кистями).

Осенние листочки осыпают (руки над головой, опустить руки вниз),

Кружась, листочки улетают (покружиться).

А зимние от стужи замерзают (обнять себя руками),

Пушистый снег их укрывает (движения руками сверху вниз). 

Березка показывает волшебную  «Шкатулку мудрых мыслей» 

С березой связаны многие традиции и поверья, пословицы и поговорки.

Сейчас мы откроем шкатулку и прочитаем эти народные жемчужинки  мыслей.

       -      Соловей начинает петь, когда может напиться росы с березового

                листа.                            

         -     Береза не угроза: где стоит, там и шумит. 

         -     Если  вы заблудились, по березе можно легко определить части    

                света, поскольку чистая и белая сторона березы находится на  

               южной стороне, а с северной – обычно кора с трещинами и с

                пятнами.

         -    Чтобы получить богатый урожай, в поле втыкают березовые ветки.

         -     Если бить захворавшего ребенка березовым веником, болезнь тут же  

               его отпустит.

        -      Из березы течет много сока – к  дождливому лету.

Вот мы и добрались до

3. «Полянки умельцев» Здесь вам предложат изделия из березы.

Учитель

На таланты наши родина щедра,
Всюду русские в почете мастера.
Сделать вещь красивую ловко -
Всегда нужна сноровка.

1 ученик

Эй, народ! Товары у меня славные,
Занятные и забавные,
Есть, прехитрые штуки, позабавят от скуки.
Дешево продам, насовсем отдам!
Мой товар забава – мужикам по нраву.
Вот к топору –
топорище, коли сильна у вас ручища,
Раз махнешь одной рукой, накидаешь дров горой!

2 ученик

Хочешь быстро пробежать? Надо лыжи покупать.
Смотри не любуйся, а долг не торгуйся.
Веник венику не брат, этот жарит в бане,
Этот веник – вот чудак, пыль метет в чулане.

3 ученик
Взгляните, товар оцените! Дешево продам,
Что по сердцу все отдам. Чтобы печь быстрей зажечь,
Надо вам лучину иметь.
А вот это – туесок! Он не низок, не высок,
По грибы в лесок иди, полный туес принеси.
Девица, красавица! Гляди сюда! Нравится?
Шкатулка просто диво! Изящна и красива,
Драгоценности свои ты в шкатулочке храни.

Учитель  Из березы делают фанеру, лыжи, мебель, сувениры, береста - готовая бумага, деготь – лекарство. Дегтем чистили обувь, из бересты плели лапти, ковры для пола, шкатулки. Трости из этого дерева отличаются изяществом, гибкостью, прочностью. Очень полезно пользоваться веником в бане,

Настоем листьев лечат ожоги, березовый уголь принимают при отравлении, почки березы используют как противовоспалительное средство. Полезен и приятен березовый сок. Его издавна принимали как напиток, делали из него квас. Березовый сок пьют для укрепления организма, им умываются, моют волосы для укрепления и роста.  

Учитель   Известно, что ни в какой стране нет такого обилия берез, как у нас.  Они занимают  50 миллионов гектаров земли на территории России, у нас в белгородской области березы растут.  Мила она нашему сердцу. Давайте украсим березу бусами из красивых слов.

(Дети подбирают имена прилагательные к слову береза): светлая, белоствольная, грустная, чудная, снежная, любимая, родная и т.д. 

 Пройдя по березовым рощам, мы добрались до

4. « Экологической полянки»Здесь нас встречает лесник Иван Степанович, который поведет нам свой грустный рассказ.

      Стоял летний солнечный день. Дул легкий ветерок, он качал высокие травы и волновал речную гладь, шелестел в ветвях одинокой березы. Зимой березку обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега. Осенью дожди сбивали желтую листву, и только летом она отдыхала. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в мягкой листве. Береза перешептывалась с соснами и елями. По лесу шел мальчик и собирал грибы. Устал, присел под березу, прислонился к ее стволу и уснул в тени. Ему понравилось место, и, желая его запомнить, он достал нож и стал вырезать свое имя на стволе.

Да, человек беспощадно уничтожает леса.

Ученики нашего класса придумали сами и нарисовали экологические знаки в защиту наших берез. Они заставляют задуматься над тем, как нам сберечь красоту наших лесов. Мы хотим передать эти знаки леснику ( передача Березке)

Учитель. Самые страшные для березы действия человека:

- вырубка леса;

- лесные пожары;

- надписи на деревьях;

- неразумная добыча березового сока.

Мало леса – береги!
Много леса - не руби!
Нет леса – посади!

О чем предупреждают нас экологические знаки?

Вывод: березу надо беречь. Вот и выбрались мы из леса,  узнали о многом. Что нового узнали и  о чем будем помнить?  (Ответы детей)

 

В благодарность любимой березке споем песню. ( можно присоединиться и Березке)

Класс поет песню:  «У  красы березки платье серебристо»

- Вы порадовали меня своим праздником. Я обязательно передам экологические знаки леснику Ивану Степановичу, а он развесит их в нужные места для посетителей леса.

- Я принесла письмо из леса хочу его зачитать.


 Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб леса вокруг шумели,
Чтобы были голубыми небеса. 
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса.
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь.

- Ребята, вот и подошел к завершению наш праздник.

Рефлексия. Звучит песня «У моей России длинные косички»

На столах  трафареты дерева березы, дети раскрашивают  и прикрепляют  к  листу бумаги, получаем   - березовую  рощу.

Просмотр фильма «Край, где поет душа»

Хочется показать вам фильм «Край, где поет душа», фильм принял участие в конкурсе «Школьные годы чудесные» в номинации «Моя Белгородчина», создателями стала семья Латышевых и ученика 2а Латышева Владимира.

Спасибо за работу и внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Военное прошлое моей малой родины. Освобождению станицы Гундоровской посвящается.

В презентации представлен материал, посвященный освобождению станицы Гундоровской от немецко-фашистских захватчиков. Ежегодно учащиеся нашей школы проводят уроки мужества у памятника погибшим воинам в...

Урок окружающего мира по теме: "Символы РФ и моей малой родины"

Создать обучающимся  условия для расширения знаний о своей стране:            ввести в словарный запас детей предметные понятия: Росси...

Технологическая карта внеурочного занятия по краеведению "История моей малой родины"

Технологическая карта внеурочного занятия "История моей малой родины" , разработана в соответствии с ФГОС НОО, на основе программы внеурочной деятельности по краеведению "Мир на ладошке"....

Презентация к внеурочному занятию "История моей малой родины"

Приложение к внеурочному занятию "История моей малой родины"....

Методическая разработка занятия "История моей малой родины".

Тема занятия "Родной свой край люби и знай"....

Внеурочное занятие по духовно - нравственному развитию "Моя малая Родина"

Внеурочное занятие по духовно - нравственному развитию...

Внеурочное мероприятие по курсу " Разговор о важном"- " Известные люди моей малой Родины"

В разработке рассказывается о знаменитых людях Челябинской области....