вежливые ребята 3 класс
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему

Ткаченко Людмила Анатольевна

внеурочная деятельность 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vezhlivye_rebyata_3_klass_1.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Вежливые ребята»

для учащихся 3 класса

Цель рабочей программы

Создание условий для развития личности и создание основ творческого потенциала обучающихся по курсу «Вежливые ребята»

Задачи программы

Формирование позитивной самооценке, самоуважение.

Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • Умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • Способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
  • Формирование социально адекватных способов поведения.

Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

  • Воспитание целеустремленности и настойчивости;
  • Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
  • Формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
  • Формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения

Формирование умения решать творческие задачи

    Курс «Вежливые ребята» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 3 классе.  Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения.

  Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

 Учебно-тематический план на год

N п\п

Содержание программы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Я среди людей

6

3

3

3.

Речевой этикет

6

2

4

4.

Культура поведения

12

6

6

5.

В мире сказок.

7

-

7

6.

Заключительное занятие

2

-

2

Итого:

34

12

22

Тематическое планирование курса- 34 часов 1 час в неделю.

№ п/п

Тема занятия

Содержание, методические приемы

Кол-во часов

Контроль

1

Давайте познакомимся.

Знакомство с планом работы на год. Игра-тест «Какой я?»

1

Тест

2

Кто я и как выгляжу?

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

1

Практическое  занятие

3

Что в нашем имени?

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.

1

Самостоятельная работа

4

Плохо одному

Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.

1

5

Товарищи и друзья

Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.

1

6

Как завоевывать друзей

Правила общения с товарищами и друзьями.

1

Практическое занятие

7

Бескорыстие в дружбе

Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

1

8

Что такое этика и этикет

Роль мимики, жестов и позы в общении

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.

Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

1

Практическое занятие

9

О вежливых словах и их применении.

Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.

1

Практическое занятие

10

Правила знакомства, представления и обращения

Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.

1

Творческая работа

11

Правила приветствия и прощания

Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

1

Творческая работа

12

Правила извинения и просьбы

Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.

1

Творческая работа

13

Правила благодарности и отказа

Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.

1

Творческая работа

14

Отношение к старшим

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.

1

Тест

15

Отношение к учителю

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.

1

Тест

16

Отношение к малышам

Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.

1

Тест

17

Как вести себя в школе, на переменах

Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.

1

Творческая работа

18

Правила поведения в столовой, за столом

Знакомство с правилами поведения  в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».

1

Творческая работа

19

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

Знакомство с правилами поведения  в  гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».

1

Творческая работа

20

Искусство делать подарки

Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.

1

Творческая работа

21

Как правильно разговаривать по телефону

Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»

1

Творческая работа

22

Правила поведения в общественном транспорте

Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».

1

Творческая работа

23

Как вести себя в общественных местах

Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

1

Тест

24

Правила поведения в театре и кино

Знакомство с правилами поведения  в театре и кино. Моделирование ситуаций.

1

Тест

25

Поведение в библиотеке и музее

Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.

1

Практическое задание

26-27

Добро и зло в сказках

Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.

2

28-30

Сказки – волшебство, чудо и правда

Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

3

31-32

Сказка – ложь, да в ней намек

Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.

3

Тест

33-34

Что мы узнали и чему научились

 Заочное путешествие  по «Школе вежливых наук».

Праздник вежливых ребят

2

 

Творческая работа

Содержание курса:

Общие положения

Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» в Российской Федерации № 273-Ф3 от 29.12.2012.

Рабочая программа «Вежливые ребята» рассчитана на четыре года обучения. Разработана самостоятельно на основе переработки примерных программ.

Основные разделы программы:

  • я среди людей;
  • речевой этикет;
  • культура поведения;
  • в мире сказок.

1раздел (1ч.)

Вводное занятие.

Знакомство с планом работы на год.

2 раздел (6ч.)

Я среди людей.

Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения.

Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

3раздел ( 6ч.)

Речевой этикет.

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания,  извинения и просьбы, благодарности и отказа.

4 раздел ( 12ч.)

Культура поведения.

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.

5 раздел (6ч.)

В мире сказок.

Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей.

Описание места курса  в учебном плане

        Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 45 минут в 3-их классах. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1–4-х классов.Участники образовательной программы:    учащиеся  3 класса.

Сроки реализации образовательной программы:  один учебный год.

Программа рассчитана на 34 часа: 1 занятие в неделю.

 

   Ожидаемые результаты реализации программы

Результаты первого уровня (получение  школьником опыта самостоятельного общественного  действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

    Контролирующие учебные действия направлены на формирование навыков самоконтроля.

   Формы контроля:            

Творческая работа – 12

Тест – 7

Практическая работа – 6

Критерии оценивания:

- степень помощи, которую оказывает учитель при выполнении заданий: выше чем самостоятельность учеников и следовательно, выше развивающий аффект знаний.

- результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с заданиями.

Результаты проверки фиксируются в зачетном листе учителя. В рамках накопительной системы, можно использовать портфолио.

Информационно-методическое обеспечение:

 

-  кабинет для занятий;

- интернет- ресурсы;

-  компьютер, проектор, принтер;

- справочная литература

Используемая литература:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
  2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
  3. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
  4. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
  5. Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
  6. Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
  7. Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
  8. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
  9. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,  ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устная речь. Урок-путешествие в страну вежливости 2 класс

Цель: Обучать детей общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.Задачи:Расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях, п...

Классный час "Звездный час" вежливости" (2 класс).

На классном часе реализуется системно-деятельностный метод, все задания, этапы занятия проводят дети.  Имеются сценки, стихи, создание плаката....

Классный час "Ежели вы вежливы..." 2 класс

Материалы для проведения классного часа во 2 класе о вежливости....

"Вежливые ребята" (курс внеурочной деятельности) - 12.10.2015 г.

Программа  по  курсу внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята"

Программа "Вежливые ребята" реализует духовно-нравственное направление ФГОС О УО....