вежливые ребята 3 класс
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Вежливые ребята»
для учащихся 3 класса
Цель рабочей программы
Создание условий для развития личности и создание основ творческого потенциала обучающихся по курсу «Вежливые ребята»
Задачи программы
Формирование позитивной самооценке, самоуважение.
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- Умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- Способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- Формирование социально адекватных способов поведения.
Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- Воспитание целеустремленности и настойчивости;
- Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- Формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- Формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения
Формирование умения решать творческие задачи
Курс «Вежливые ребята» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 3 классе. Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения.
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Учебно-тематический план на год
N п\п | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2. | Я среди людей | 6 | 3 | 3 |
3. | Речевой этикет | 6 | 2 | 4 |
4. | Культура поведения | 12 | 6 | 6 |
5. | В мире сказок. | 7 | - | 7 |
6. | Заключительное занятие | 2 | - | 2 |
Итого: | 34 | 12 | 22 |
Тематическое планирование курса- 34 часов 1 час в неделю.
№ п/п | Тема занятия | Содержание, методические приемы | Кол-во часов | Контроль |
1 | Давайте познакомимся. | Знакомство с планом работы на год. Игра-тест «Какой я?» | 1 | Тест |
2 | Кто я и как выгляжу? | Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. | 1 | Практическое занятие |
3 | Что в нашем имени? | Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. | 1 | Самостоятельная работа |
4 | Плохо одному | Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. | 1 | |
5 | Товарищи и друзья | Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. | 1 | |
6 | Как завоевывать друзей | Правила общения с товарищами и друзьями. | 1 | Практическое занятие |
7 | Бескорыстие в дружбе | Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. | 1 | |
8 | Что такое этика и этикет Роль мимики, жестов и позы в общении | Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». | 1 | Практическое занятие |
9 | О вежливых словах и их применении. | Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. | 1 | Практическое занятие |
10 | Правила знакомства, представления и обращения | Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. | 1 | Творческая работа |
11 | Правила приветствия и прощания | Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. | 1 | Творческая работа |
12 | Правила извинения и просьбы | Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций. | 1 | Творческая работа |
13 | Правила благодарности и отказа | Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций. | 1 | Творческая работа |
14 | Отношение к старшим | Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. | 1 | Тест |
15 | Отношение к учителю | Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. | 1 | Тест |
16 | Отношение к малышам | Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким. | 1 | Тест |
17 | Как вести себя в школе, на переменах | Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки. | 1 | Творческая работа |
18 | Правила поведения в столовой, за столом | Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». | 1 | Творческая работа |
19 | Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях». | 1 | Творческая работа |
20 | Искусство делать подарки | Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. | 1 | Творческая работа |
21 | Как правильно разговаривать по телефону | Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону» | 1 | Творческая работа |
22 | Правила поведения в общественном транспорте | Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе». | 1 | Творческая работа |
23 | Как вести себя в общественных местах | Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. | 1 | Тест |
24 | Правила поведения в театре и кино | Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций. | 1 | Тест |
25 | Поведение в библиотеке и музее | Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку. | 1 | Практическое задание |
26-27 | Добро и зло в сказках | Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. | 2 | |
28-30 | Сказки – волшебство, чудо и правда | Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. | 3 | |
31-32 | Сказка – ложь, да в ней намек | Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках. | 3 | Тест |
33-34 | Что мы узнали и чему научились | Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». Праздник вежливых ребят | 2
| Творческая работа |
Содержание курса:
Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» в Российской Федерации № 273-Ф3 от 29.12.2012.
Рабочая программа «Вежливые ребята» рассчитана на четыре года обучения. Разработана самостоятельно на основе переработки примерных программ.
Основные разделы программы:
- я среди людей;
- речевой этикет;
- культура поведения;
- в мире сказок.
1раздел (1ч.)
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы на год.
2 раздел (6ч.)
Я среди людей.
Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения.
Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.
3раздел ( 6ч.)
Речевой этикет.
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа.
4 раздел ( 12ч.)
Культура поведения.
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.
5 раздел (6ч.)
В мире сказок.
Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 45 минут в 3-их классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.Участники образовательной программы: учащиеся 3 класса.
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 34 часа: 1 занятие в неделю.
Ожидаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Контролирующие учебные действия направлены на формирование навыков самоконтроля.
Формы контроля:
Творческая работа – 12
Тест – 7
Практическая работа – 6
Критерии оценивания:
- степень помощи, которую оказывает учитель при выполнении заданий: выше чем самостоятельность учеников и следовательно, выше развивающий аффект знаний.
- результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с заданиями.
Результаты проверки фиксируются в зачетном листе учителя. В рамках накопительной системы, можно использовать портфолио.
Информационно-методическое обеспечение:
- кабинет для занятий;
- интернет- ресурсы;
- компьютер, проектор, принтер;
- справочная литература
Используемая литература:
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
- Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
- Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
- Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
- Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
- Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
- Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
- Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
- Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устная речь. Урок-путешествие в страну вежливости 2 класс
Цель: Обучать детей общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.Задачи:Расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях, п...
Классный час "Звездный час" вежливости" (2 класс).
На классном часе реализуется системно-деятельностный метод, все задания, этапы занятия проводят дети. Имеются сценки, стихи, создание плаката....
Классный час "Ежели вы вежливы..." 2 класс
Материалы для проведения классного часа во 2 класе о вежливости....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Вежливые ребята» в соответствии с ФГОС II поколения
Духовно - нравственное направлениев соответствии с ФГОС II поколения...
"Вежливые ребята" (курс внеурочной деятельности) - 12.10.2015 г.
Программа по курсу внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Внеурочная деятельность «Вежливые ребята». Тема. Об уважительном отношении к старшим.
Внеурочная деятельность во 2 классе...
Программа по внеурочной деятельности "Вежливые ребята"
Программа "Вежливые ребята" реализует духовно-нравственное направление ФГОС О УО....