"Вежливые ребята" (курс внеурочной деятельности) - 12.10.2015 г.
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа по курсу внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vezhlivye_rebyata-2_b_kl.-poyasn.z._ktp.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бардина А. М. 2 класс МОУ «Лицей №7» г. о. Саранск
Пояснительная записка
Цель курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Задачи:
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
- формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Краткая характеристика программы
Курс «Вежливые ребята» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности во 2 классе. Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения.
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Основные разделы программы:
- я среди людей;
- речевой этикет;
- культура поведения;
- в мире сказок.
Воспитательные идеи программы:
- Старайся делать добро!
- Бойся обидеть человека!
- Люби и прощай людей!
- Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
- Познай мир и себя!
- Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Место курса во внеурочной деятельности
Во внеурочной деятельности МОУ «Лицей №7» отводит 34 часа на изучение курса «Вежливые ребята», из расчёта 1 час в неделю.
Возраст детей, участвующих в реализации этой программы — ученики 2 классов.
Срок реализации программы: 1 год.
Личностные результаты:
- обогащение личного опыта общения детей;
- определение под руководством педагога общих этических норм;
- формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- высказывать свое предположение;
- работать по предложенному педагогом плану;
- отличать верно, выполненное задание от неверного;
- совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
Коммуникативные УУД:
- выражать свои мысли;
- объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметные результаты
- формирование понятий: этика; этикет; этикет застолья; речевой этикет, дискуссия, коллектив; гигиена;
-приветствовать знакомого человека; прощаться со знакомым; вести разговор по телефону;
- вести себя на улице, в транспорте, гостях, школе, магазине, культурных учреждениях, за столом, во время игры, дома;
- строить общение, учитывая нормы поведения, с взрослыми, сверстниками, с ребятами младшего возраста, в коллективе, с больным человеком; дарить и принимать подарки;
- различать уличную, повседневную, рабочую одежду от театральной и концертной;
- воспитание аккуратности, собранности, сдержанности в одежде; оценка собственных поступков и окружающих с точки зрения моральных норм поведения;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Содержание курса
1раздел (1ч)
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы на год.
2 раздел (6ч)
Я среди людей.
Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения.
Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.
3раздел ( 6ч)
Речевой этикет.
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа.
4 раздел ( 12ч)
Культура поведения.
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.
5 раздел (6ч)
В мире сказок.
Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей.
Учебно-тематический план
N п\п | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2. | Я среди людей | 6 | 3 | 3 |
3. | Речевой этикет | 6 | 2 | 4 |
4. | Культура поведения | 12 | 6 | 6 |
5. | В мире сказок. | 6 | - | 6 |
6. | Заключительное занятие | 3 | - | 3 |
Итого: | 34 | 12 | 22 |
Тематическое планирование курса
Раздел программы | № п/п | Тема занятия | Содержание, методические приемы | Кол-во часов | Дата | |
по плану | по факту | |||||
Вводное занятие (1ч) | 1 | Давайте познакомимся. | Знакомство с планом работы на год. Игра - тест «Какой я?» | 1 | 07.09-11.09 | |
Я среди людей (6 ч) | 2 | Кто я и как выгляжу? | Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. | 1 | 14.09-18.09 | |
3 | Что в нашем имени? | Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. | 1 | 21.09-25.09 | ||
4 | Плохо одному | Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. | 1 | 28.09-02.10 | ||
5 | Товарищи и друзья | Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. | 1 | 05.10-09.10 | ||
6 | Как завоевывать друзей | Правила общения с товарищами и друзьями. | 1 | 12.10-16.10 | ||
7 | Бескорыстие в дружбе | Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. | 1 | 19.10-23.10 | ||
Речевой этикет (6 ч) | 8 | Что такое этика и этикет Роль мимики, жестов и позы в общении | Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». | 1 | 26.10-30.10 | |
9 | О вежливых словах и их применении. | Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. | 1 | 26.10-30.10 | ||
10 | Правила знакомства, представления и обращения. | Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. | 1 | 09.11-13.11 | ||
11 | Правила приветствия и прощания | Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. | 1 | 16.11-20.11 | ||
12 | Правила извинения и просьбы | Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций. | 1 | 23.11-27.11 | ||
13 | Правила благодарности и отказа | Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций. | 1 | 30.11-04.12 | ||
Культура поведе-ния (12 ч) | 14 | Отношение к старшим | Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. | 1 | 07.12-11.12 | |
15 | Отношение к учителю | Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. | 1 | 14.12-18.12 | ||
16 | Отношение к малышам | Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким. | 1 | 21.12-25.12 | ||
17 | Как вести себя в школе, на переменах | Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки. | 1 | 11.01-16.01 | ||
18 | Правила поведения в столовой, за столом | Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». | 1 | 18.01-22.01 | ||
19 | Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях». | 1 | 25.01-29.01 | ||
20 | Искусство делать подарки | Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. | 1 | 01.02-05.02 | ||
21 | Как правильно разговаривать по телефону | Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону» | 1 | 08.02-12.02 | ||
22 | Правила поведения в общественном транспорте | Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра в автобусе». | 1 | 15.02-19.02 | ||
23 | Как вести себя в общественных местах | Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. | 1 | 22.02-27.02 | ||
24 | Правила поведения в театре и кино | Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций. | 1 | 29.02-04.03 | ||
25 | Поведение в библиотеке и музее | Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку. | 1 | 07.03-11.03 | ||
В мире сказок (6 ч) | 26 | Добро и зло в сказках | Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. | 1 | 14.03-18.03 | |
27 | Добро и зло в сказках | Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. | 1 | 04.04-08.04 | ||
28 | Сказки – волшебство, чудо и правда | Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. | 1 | 11.04-15.04 | ||
29 | Сказки – волшебство, чудо и правда | Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. | 1 | 18.04-22.04 | ||
30 | Сказка – ложь, да в ней намек. | Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках. | 1 | 25.04-29.04 | ||
31 | Сказка – ложь, да в ней намек. | Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках. | 1 | 02.05-07.05 | ||
Итоговые занятия (3 ч) | 32 | Что мы узнали и чему научились. | Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». | 1 | 10.05-13.05 | |
33 | Что мы узнали и чему научились. | Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». | 1 | 16.05-20.05 | ||
34 | Что мы узнали и чему научились. | Праздник вежливых ребят. | 1 | 23.05-27.05 |
Материально - техническое обеспечение курса «Вежливые ребята»
Компьютер. Проектор.
Литература:
1.Федеральный государственный образовательный стандарта начального общего образования от 06.10.2009 года № 373
2.Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» примерных программ внеурочной деятельности. Начальное основное образование под редакцией В.А. Горского.
4.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение.
5.Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. - М., Просвещение.
6.Васильева - Гангнус Л. «Азбука вежливости». - М.:НИГМА
7.Камычек Я. «Вежливость на каждый день». - М.: Знание.
8.Смолка К. «Правила хорошего тона». – М: Прогресс.
9.Максимовский М., «Этикет делового человека» - М.:Дидакт.
10.Дорохов А. «О культуре поведения». - М.: Профиздат.
Планируемые результаты изучения курса «Вежливые ребята»
В результате изучения курса « Уроки Здоровячка» обучающиеся научатся:
-способам общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии;
- приобретению социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.
-позитивному отношению к базовым ценностям общества (человеку, семье, Отечеству, природе, миру, знанию, культуре).
Обучающиеся получат возможность научиться:
-общению с представителями других социальных групп, других поколений,
-овладением опыта самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде;
-овладением нравственно – этического опыта взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Уроки Здоровячка" (курс внеурочной деятельности) - 16.11.2015 г.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
мониторинг внеурочной деятельности 1 четверть 2015-0216 учебный год
мониторинг внеурочной деятельности 1 класс, 1 четверть...
мониторинг внеурочной деятельности 2 четверть 2015-2016 учебный год
мониторинг внеурочной деятельности 2 четверть, 1 класс...
мониторинг внеурочной деятельности за 2014-2015
мониторинг внеурочной деятельности за 2014-2015...
Анализ внеурочной деятельности за 2014-2015 уч. год. Вокальный кружок «Улыбка». Руководитель: Распопова И. Н.
Анализ внеурочной деятельности содержит описание приемов и методов, применяемых на занятиях, анализ концертной деятельности школьников, а также диагностику развития музыкальных способностей детей....
Приказ об организации внеурочной деятельности "Мир деятельности" 1 класс 2015 г.
Приказ об организации внеурочной деятельности "Мир деятельности" 1 класс 2015 г...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"...