Воспитательная работа в системе воспитания:опыт, проблемы, перспективы".
учебно-методический материал (3 класс) на тему
В этой статье говорится о том, что воспитательная система школы – это целостный организм , который соединяет в единый процесс две основные подсистемы школы – обучающую и воспитывающую.
Целью воспитательной работы школы являются :
1. Создание условий для творческого развития личности школьника.
2. Создание единого воспитательного пространства.
3. Повышение статуса воспитательной работы в школе.
Непременным условием получения положительных результатов в воспитательной работе является сотрудничество педагогического коллектива с родителями учащихся. С одной стороны, именно родители более всего заинтересованы в том, чтобы школа стала для ребят вторым домом, чтобы дети находились здесь в комфортных условиях, укрепляли свое здоровье, получали полноценное образование и воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_-_1_5_razmer.docx | 405.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31»
Ново – Савиновского района города Казани
Козина Светлана Олеговна
учитель начальных классов.
I квал. категория
Тема : «Воспитательная работа в системе образования: опыт, проблемы, перспективы».
Воспитательная система школы – это целостный организм , который соединяет в единый процесс две основные подсистемы школы – обучающую и воспитывающую.
Цель воспитательной работы школы:
- Создание условий для творческого развития личности школьника.
- Создание единого воспитательного пространства.
- Повышение статуса воспитательной работы в школе.
Непременным условием получения положительных результатов в воспитательной работе является сотрудничество педагогического коллектива с родителями учащихся. С одной стороны, именно родители более всего заинтересованы в том, чтобы школа стала для ребят вторым домом, чтобы дети находились здесь в комфортных условиях, укрепляли свое здоровье, получали полноценное образование и воспитание. Именно родители лучше других знают интересы и потребности своих детей, поэтому они могут помочь педагогам верно определить и реализовать перспективу развития каждой школы. С другой стороны, добиться положительных результатов в развитии детей родители и учителя могут только на основе тесного воспитательного взаимодействия, единства педагогических позиций. Но в реальной жизни все оказывается не так просто.
С целью активизации роли родителей в организации учебно-воспитательного процесса и укрепления связей семьи и школы у нас организовываются встречи работников отдела образования с родителями наших учащихся.
Организуя воспитательное взаимодействие с семьей, каждый педагогический коллектив и родительская общественность должны решать очень важные задачи: создание в школе и дома комфортных условий для развития каждого ребенка, достигать нравственного и духовного единства между собой, формировать отношения сотрудничества, уважения и доверия. Девизом каждой встречи является высказывание : «Чтобы счастье наше было полным, мы нуждаемся в привязанности и помощи окружающих нас людей».
В нашей школе накоплен определенный опыт по изучению семей школьников и планировании воспитательной работы на этой основе, построения модели взаимодействия с родителями.
В наших детях мы все чаще наблюдаем какое-то странное несоответствие внешней взрослости и внутренней незрелости. И чем взрослее он становится, тем ярче видно его душевное недоразвитие. Это выражается не только в отсутствии высоких потребностей (равнодушие к поэзии, к чтению художественной литературы, живописи, классической музыке и т.д.), но и в их уверенности в том, что родители обязаны обеспечивать им « достойное качество жизни» и после школы и в более старшем возрасте. А сами они никому ничего не должны. У них нет понятия «ответственности» за свои поступки, действия, они не знают, что такое «чувство долга».
Эта проблема тоже должна стоять в центре воспитательной работы школы, она одна из главных в социализации учащихся. Ответственность – один из главных признаков полноценного развития человека, одна из важнейших характеристик нормального взрослого зрелого человека.
Работая над этой проблемой, нужно выстраивать логическую цепочку:
душевная незрелость – отсутствие ответственности – оскудение чувства любви и терпимости к окружающим.
Это является особым условием воспитательной работы и социализации учащихся.
В районе проводятся семинары и круглые столы , целью которых является разработка и апробация методов занятий с учениками, способствующих умению детей общаться с ровесниками и взрослыми. Учителя и руководители школ, участвующие в этих мероприятиях, пришли к выводу, что им самим необходимо овладевать особой техникой общения, которая помогла бы эти методы воплотить в реальную жизнь.
Участники пришли к выводу, что мы должны всемерно помогать ученикам, которые осознают, что мир несовершенен, что взрослые часто говорят одно, а делают другое.
Ребята мечтают об уважении и справедливости, а видят вокруг и сами уже воспроизводят в общении с близкими и незнакомыми людьми такие образцы, как давление, превосходство, унижение, нетерпимость, неумение защищать себя и др.
В последние годы в системе воспитательной работы возникла пагубная ситуация в связи с отсутствием детских организаций.
У нас в классе дети делятся на группы по интересам. Например: в классе 28 человек делятся по 7 человек на 4 группы.
Первая группа – художники, они отвечают за оформление класса, помогают оформлять выставки рисунков.
Вторая группа – цветоводы. Они ухаживают за цветами, поливают их, пересаживают , следят за ростом.
Третья группа – книголюбы ( это те дети , которые могут и любят читать), они выдают книги, занимаются ремонтом книг.
Четвёртая группа – спортивная. В эту группу входят ребята , которые посещают спортивные школы, кружки. Они разрабатывают физкультминутки, комплекс упражнений.
Организация детям необходима, любая организация – это форма коллектива, союз единомышленников, модель человеческого общества. Это прекрасный механизм по социализации учащихся, здесь дети приобщаются к общественным ценностям, коллективному воздействию, где есть поддержка друзей и необходимая помощь. В детских общественных организациях ребята получают опыт социализации.
Детская организация не может существовать без поддержки взрослых, она должна стать нужной учителям, стране.
Учителя все прекрасно знают о том, что не все ребята активны в общественной жизни класса и школы. Обычно небольшая группа детей тянет на себе всю работу в классе и школе, да еще при этом и отлично учатся. Их называем лидерами. Без них не может обойтись ни один класс, ни одна школа, ни одно общество.
Воспитательная работа школы, проводимая в отрыве от социальной практики народа, оказывается недостаточно эффективной.
Выявленные проблемы позволяют определить направления и перспективы развития системы воспитательной работы и социализации учащихся в средней школе.
Воспитательная система школы является важным условием творческого развития личности.
Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы; обострение политической ситуации, социальная напряженность; экономическая нестабильность, криминализация жизни, ухудшение экологической обстановки и так далее. В современных условиях повышается роль школы в деле воспитания подрастающего поколения. Основными направлениями воспитательной работы объявляются:
|
Список литературы:
1.Селевко Г.К., Басов А.В. «Новое педагогическое мышление»- Ярославль,1991 год.
2.Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. «Программа воспитательной работы в школе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: Достижения, проблемы, перспективы работы начальной школы.
Я являюсь председателем Методического объединения учителей начальных классов. Небольшие презентации наглядно показывают: чему можно порадоваться , над чем необходимо задуматься и какие задачи предстои...
Диагностика. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Проблемы. Перспективы
Наблюдения и выводы после проведённых мероприятий с использованием здоровьесберегающих технологий....
Инновационные подходы к преподаванию в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы (здоровьесберегающий подход).
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу...
Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обучения. Как добиться высокого показателя в начальной школе
Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обуче...
Презентация «Семья как социальная и нравственная ценность. Воспитательный потенциал семьи: состояние, проблемы, перспективы»
Презентация к выступлению на МО классных руководителей...
Выступление "Семья как социальная и нравственная ценность. Воспитательный потенциал семьи: состояние, проблемы, перспективы"
Материал для выступления по теме "Семья"...
«Трансформация воспитательной работы в режиме круглосуточного пребывания детей: достижения, проблемы, перспективы»
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы«Школа-интернат № 9»Доклад«Трансформация воспитатель...