Словесные головоломки.
классный час (3 класс) на тему
Развивать лингвистические способности детей, умение акти
визировать лексический запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mama.docx | 51.58 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛОВЕСНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ
Задачи:
1. Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор.
2. Развивать лингвистические способности детей, умение акти
визировать лексический запас.
3. Учить детей самостоятельно организовывать свой досуг.
Оборудование наборы карточек со слогами и словами,
игрушка; волшебная шляпа и буквы; билеты со скороговорками,
бумага и фломастеры; вырезанные заголовки из газет и журналов,
бумага, клей, кисточки; мячик; корзинка.
Ход классного часа
' Учитель. В лагере отдыха, когда идет нудный дождь, вам
придется скучать, ведь существует столько занимательных игр.
например, игры со словами. С некоторыми из них я вас сегодня
знакомлю. Игры со словами имеют давнюю историю, в них есть
сто знанию и догадке, что необходимо для нашего интеллекту-
много развития.
— Кто знает, что такое анаграмма? (Дети отвечают)
Анаграммы — это слова, полученные при помощи перестановки
кв в исходном слове.
— Переставьте буквы в словах <сани>, «лапша». Какие слова получатся? (Анис шпала )
Поиграем в анаграммы. Я даю вам десять слов и 5 минут. За это
время вы должны получить хотя бы десять новых слов; вторая анаграмма из этого же слова дает дополнительное очко. (Дети работают.)
• Актер — ...
Колесо- ...
Крона — ...
Налим — ...
Парк- ...
Пират — ...
Ракета — ...
Сокол — ...
Ручка — ...
Сосна — ...
Ученый и педагог С.А. Шмаков предлагает анаграммы-загадки.
(Учитель поясняет значение незнакомых слов.)
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои-
И целый лес ты мною свалишь. (Лила — лила.)
Я — дерево в родной стране,
Найдешь в лесах меня ты всюду,
Но слоги переставь во мне-
И воду подавать я буду. (Сосна — насос.)
По дороге, по пути
Весело скачу,
А с конца меня прочтиНож я наточу. (Колесо — оселок.)
Вдоль по проволоке мчусь
Ночи я и дни,
А с конца меня прочтут-
Тигру я сродни. (Ток- кот )
Лежу я на земле,
Прибитая к железу,
Но буквы переставь мои-
В кастрюлю я полезу. (Шпала-лапша.)
Географию со мной
Изучают в школе дети,
Дай порядок букв иной
И найдешь меня в буфете. (Атлас-салат.)
Задачу ты решишь свободно.
Я — небольшая часть лица,
Но если ты прочтешь меня с конца,
Во мне увидеть можно что угодно. (Нос — сон.)
Скрывается мой плод румяный
Тенистою листвою,
А буквы переставь-
Я окажусь рекою. (Слива — Висла.)
Метаграммы — это слова, различающиеся лишь одной буквой
(звуком).
Когда я с «Т», на мне плывут
Когда я с «Д», меня сорвут. (Плот — плод.)
С «К» я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне,
С «П» - от вас не утаю
Тоже в школе я стою. (Карта — парта.)
С «Е» я — жаркая пора,
С «О» - настольная игра. (Лето -лoтo.)
Я пышно красуюсь на клумбе в саду,
Захочешь - поставь меня в вазу...
Но с буквою «К» в огород я пойду,
И если капусту на грядке найду,
Капусте достанется сразу. (Роза — коза.)
Мои кусты легко узнать;
Цвету я гроздьями весною,
Но замените мягкий знак
На букву «А» — и я завою. (Сирень — сирена.)
Загадка, в которой из задуманного слова получается новое сло-
во посредством выбрасывания или прибавления буквы, называется
логогрифом. В логогрифах, как и в других словесных головоломках,
принято загадывать не любые слова, а существительные.
Известное я блюдо.
Когда прибавишь <М»,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем. (Уха — муха )
Мы резким голосом кричим
И ковыляем так комично,
Но вставь нам «Л» - и зазвучим
Тогда довольно мелодично. (Гуси — гусли.)
На берегу морском
Я круглый год валяюсь,
Отменишь мягкий знак-
И вверх я устремляюсь. (Галька — галка.)
Пойди-ка в сад и погляди:
Я там цвету, благоухая.
Но «Г» приставишь впереди,
И в небе я загромыхаю. (Роза-гроза.)
Мы всех - и взрослых, и детей-
В часы досуга развлекаем,
Но если к нам прибавить «Т»,
Мы их ужасно испугаем. (Игры — тигры.)
Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А впереди союз прибавишь-
И стану птицей я лесной. (Волга — иволга.)
Шарады (от французского слова, означающего «беседа», «болвня») — игра, в которой задуманное слово разделяется на не-
сколько частей (обычно по слогам), В начале шарады каждый слог
раскрывается в отдельности, а кончается она объяснением целого.
Например:
Первое — фигура танца.(l)a.)
Второе — гласный звук. (У)
Третье — подводная зелень. (Тина.)
Целое — сеть, которую плетет насекомое.
Догадались, что этот Правильно, паутина. Шарады можно разыг-
рывать, представляя в театрализованной постановке и отдельные
части, и целое загаданное слово. Это очень интересно, недаром те-
атрализованные шарады были излюбленным развлечением на се-
мейных праздниках в России XIX века.
Первый слог — мужское имя.
Буква гласная — второй.
Слово в целом - знак почтовый.
Угадайте вы какой. (Марка.)
Мое начало — буква алфавита,
Она всегда шипит сердито.
Второго корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое весной жужжит
То сядет на цветок
То снова полетит. (Шмель.)
Мой первый слог — в линейках нотных,
Два остальных — защита у животных.
А целое соединит всегда
Деревни, села, города.(дорога.)
Мой первый слог найдешь тогда,
Когда кипит в котле вода.
Местоименье — слог второй,
А в целом — школьный столик твой. (Пар-ma.)
Названье ноты напиши,
Прибавить имя поспеши-
И покачусь я по дороге
Или тебе обую ноги. (Pe-зина.)
Слог первый мой — предлог,
Второй же — летний дом,
А целое порой
Решается с трудом. (3a-дача.)
Первый слог мету метлой,
Глазом назову второй,
Третий — резать хлеб годится,
А четвертый — лишь частица.
Целое на червяка похоже
И на гусеницу тоже. (Cop-oкo-нож-ка)
Мой первый слог — местоимение,
Второй же — времяисчисление,
Я третий слог из азбуки несу,
А целое сорвете вы в лесу. (Я-год-а.)
В шарады можно играть за столом, точно так же как играют
в лото или домино. Для этого нужно заготовить карточки, штук
50 — 100, записать на них односложные и двусложные слова, которые
могли бы послужить блоками, из которых составляются более длин
ные слова, например: блок, бой, верх, вес, вол, град, газ, ус, кипа,
сито, окно, овод, сон, след, сад, пост, приз, куль, лес, мышь, кит, зал,
кот, кость и т. д.
Играющие усаживаются за стол, каждый получает по пять карточек;
остальные лежат в запасе — так, чтобы никто не знал, что на них
написано.
Кто-то начинает игру, выставляя одну из своих карточек. Его со-
сед получает возможность приложить к ней такую, чтобы образова-
лось новое слово. Например, начавший игру кладет карточку «вол»
Сосед смотрит на свои карточки и видит, что у него есть карточки
«осы» и «окно». Лучше поставить карточку, где букв больше. Если концу игры останутся невыставленные карточки, то за каждую букву снимается по очку.
Играющий поставил свою карточку «окно», и получилось «волокно». Обе карточки он берет себе — при подсчете он получит за них два очка.
Если же на руках нет подходящей карточки, приходится либо пропускать ход, либо брать из запаса одну, другую, третью карточку — пока не подберется целое слово. Но брать из запаса впрок не стоит: слишком много карточек может остаться на руках в конце.
Игра останавливается, когда у кого-то на руках не останется ,карточек.
(Класс делится на группы. Каждой группе дают набор карточек и 10 минут на игру.)
Есть очень интересная и веселая игра «бросаемся словами». 'Давайте сядем в кружок. Бросать мы будем вот это (например, какую-нибудь игрушку). Я произношу слог и бросаю игрушку, а ловящий должен закончить слово, добавив свой слог или несколько слогов.
— Са...
--- ...рай! (...жа, ...жень,...ранчо.)
(Игрушка перебрасывается кому-то еще, и ответивший сам называет начальный слог. Повторяться нельзя. В этой игре важен темп -тот, кто задумается более чем на 3 секунды или вообще неправильно : ответит, выбывает из состязания. Побеждает кто-то один.)
У меня в руках волшебная шляпа. В ней лежит множество букв.
Вы можете достать столько букв, сколько захотите. Из них вам надо составить слово. Скажем, вы хотите достать 7 букв. Если сумеете пустить в дело все 7, заработаете 7 очков. Чем меньше букв будет использовано, тем меньше очков записывается на ваш счет. Все буквы каждый раз возвращаются в шляпу. Правила вам понятны? Тогда давайте сыграем. (Дети и учитель играют в игру)
Когда ребенок учится говорить, то еще не все звуки у него получается выговаривать правильно. Тут на помощь ему приходят скороговорки, или чистоговорки: «Ехал грека через реку», «На горе Арарат растет крупный виноград», «Карл у Клары украл кораллы», «На дворе трава, на траве дрова». Повторяя эти скороговорки по нескольку раз в день, можно научиться правильно произносить звук «р».
Другие скороговорки развивают органы речи, их даже взрослым артистам рекомендуют. Нелегко сказать быстро: «На улице деготник, нам не до деготника, не до деготниковых детей!», «Сшит колпак не по-колпаковски»
А дальше, как всегда у ребят, — игра, только игра не на скорость бега, не на физическую ловкость, а игра со звуками: «Боже, боже, дай мне коже, я сошью себе сапоже. Без сапоже мне негоже — може ноже отмороже». И еще всякие забавные: «Четыре черненьких чу мазеньких чертенка чертили черными чернилами чертежв, Пётр Петрович по прозвищу Перович».
Давайте проведем состязание говорунов и выявим чемпион, класса по чтению скороговорок. Из соревнования выбывает тос кто ошибется три раза. Запоминать скороговорки непросто, так как в некоторых из них встречаются слова, которые уже забыты или потеряли свое первоначальное значение. Поэтому они написаны вот на этих билетах. Участник тянет билет, читает скороговорку, запоминает ее и повторяет вслух.
• На дворе трава, на траве дрова.
• Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.
• Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовыватьзарапортовался.
• Во поле-поле затопали кони, от топота копыт пыль по полю
летит.
• Архип осип, Осип охрип.
• Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
• Коси, коса, пока роса, роса долой — и мы домой.
• Щетинка — у чушки, чешуя — у щучки.
• Собирала Маргарита маргаритки на горе. Растеряла Маргарита маргаритки на дворе.
• Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.
• Ходит кошка вокруг, мышка вдруг под рундук, мышка вдруг
под сундук.
Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо колпак переколпа
ковать.
Наш Полкан попал в капкан.
Водовоз вез воду из-под водопровода.
Милая Мила мылась мылом, намылилась, смыла — так
мылась Мила.
Ушел косой козел с козой.
Нисколько не скользко, не скользко нисколько.
У пеньков опять пять опят.
Сшила Саша Сашке шапку.
Расскажу вам про покупки, про крупу да про подкрупки.
Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
• Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
• Курьера курьер обгоняет в карьер.
~ Мокрая погода размокропогодилось.
~ Шел Флор по шоссе к Саше в шашки играть.
• Угольки поставили в уголки, в уголки поставили угольки.
• Ткач ткет ткани на шапку Тане.
~ Три свиристели еле-еле свистели на ели.
~ Около колокола колоколят.
~ бобр добр до бобрят.
• Все скороговорки не переговорить, не перевыскороговорить.
• Из-под кислого молока, из-под простокваши.
• Бык тупогуб, у быка губа тупа.
• Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше
несли по два гроша.
Игр со словами очень много. Играть в них не только интересно,
но и очень полезно. Ведь слово — это инструмент общения, мышле-
ния. Людям, чей словарный запас маленький, нелегко в окружаю-
щем мире, им трудно выражать свои мысли. Очень часто молодежь
заменяет общеупотребительные слова сленгом, а ведь у каждого
слова есть свои понятие, смысл, ударение, интонация.
Дополнительный материал
Шарады
Три простенькие слова:
Нота, круг, союз-
Дают нам вместе овощ,
Приятный на вкус. (Pe-диск-гл1
Первое — предлог,
Вторым обладают домашние и дикие звери,
А целое бывает у каждой двери. (По-poz.1
Мой первый слог — на дереве.
Второй мой слог — союз,
Я в целом я — материя
И на костюм гожусь. (Сук-но.)
Слог первый — восклицанье.
Второй — достоин порицанья,
А все — на севере далеком обитает
И жителей тех мест и греет, и питает. (О-лень.)
Шарада чересчур проста,
Над ней вам долго не трудиться:
К планете дерево приставь-
Планета в город превратится. (Марс-елы(
Первая цифра стоит в середине,
буква с начала и буква с конца,
188 кллссные часы; з класс
В целом — леса, города и равнины,
К целому полны любовью сердца. (Р-один-а.)
Шарады
— Ну-ка, Васька, догадайся, что я сегодня ел! Вкусное-вкусное. Начина
ется на «эсж
— На «эс»?.. Сосиски!
— Не угадал.
-Тогда сардельки.
— Нет, нети нет!
— Сыр?
— Опять нет! Я же говорю, — повторил Леша, — начинается на «эс».
— Ну, тогда остаются только сливки.
— Эх ты!.. Вкусное, сладкое, которое все ребята любят больше всего и ко
торое начинается на «эс», — это же эс-ки-Мо! Вот!
- Здорово ты придумал. Сам загадываешь и сам разгадываешь.
— Потому что шарады умею придумывать.
— А что такое шарада?
— Игра такая. Вот, например, первый слог — геометрическая фигура
Земля наша такую форму имеет. Второй слог — женское имя. А все вместе
то, о чем мы сейчас с тобой говорим: шар-ада.
— А-а! Всего-то! Пожалуйста, уже придумал: первый слог — картошка,
второй — огурец... А третий слог можно?
— Конечно.
— А третий слог — свекла.
— И что вместе получается?
— Не догадываешься? Получается винегрет!
— Ничего ты не понял. В голове у тебя винегрет! Ладно, еще раз объяс
ню. Первый слог — имя мальчика. Второй — предлог. А третий слог-дерево
А все вместе — морской порт. Ну?
— Xa-xa! Ростов-на-Дону!
— Ну что ты говоришь, что ты говоришь? Где же имя?
— «Ростов» — имя, «на» — предлог.
— А дерево где? Нет дерева.
— Это в Ростове-то нет деревьев? Да там не только дерево, там целые
сады и парки! Я даже помню, как училка на географии рассказывала, что
Ростов — очень зеленый город. Так что зря не придуривайся...
— Я не придуриваюсь, а думать надо, соображать.
— Ну хорошо, если не Ростов-на-Дону, то какой же порт по твоей шараде
получается?
— Сева-с-тополь.
— Ну, теперь-то я уже понял. Слушай мою шараду. Первый слог — вино,
второй — град. А вместе... нет, я один съем.
— Э, да по твоему методу шарады придумывать — napa пустяков!
— Пожалуйста, придумай!
— Запросто. Первый слог — восклицание, второй — большой-большой
танцевальный вечер, а третий — выпускать ртом сильную струю воздуха.
словеснЫЕ т олово ло™
— А все вместе?
— А все вместе — это ты!
— Тогда расшифруй.
— Пожалуйста. О-бал-дуй!
— Ну ты мне еще ответишь за эту шараду! А то больно умный нашелся...
вот сейчас пойду покупать ~ ~ ~
ать зс-ки-мо, а ты с буквой «зо> останешься!
— Это как понимать?
— А очень просто: останешься... с... носом! Вот так!
Ю. Погорельский
«Алфавит вокруг нао>
Ве ий предлагает детям в алфавитном порядке написать в течение -1О минут названия предметов и вещей, наход щ
~ я ихся в классе. Можно
исать по несколько предметов на одну у у. pv ~
б кв .Главнаят удность -отыскать
предметы на все укв
буквы алфавита. Победит тот чей список будет длиннее.
«Слово наоборот»
В ий быстро называет слова. Дети должны в ум р
е пе оставить бук
едущий
я на оске меы этих слов задом на
наперед и тут же записать получившееся д ~ ом или на листе бумаги фломастером. Например, ведущий говорит слово книга», ре енок пиш >
~ 6 ишет «агинк» и т. д. Можно начинать с коротеньких слов.
«Газетные заметки»
Из заголовков разных га зет и журналов (их предварительно необходимо вырезать) дети долж ны составить короткий юмористический рассказ, объявление, рекламу и т. д, Дл
~ . Для этого нужны бумага, клей, кисточка и чувство юмора.
«Бестолковый словарь»
В обыкновенном словаре берется слово, к которому нужно придумать
чение. Это значение зачитывают детям, которые должны остроумное значение.
ово.Это упражнение развивает чувство юмора. апр р: отгадать слово. то у
лали по а ка;
• бездарь — человек, которому в день рождения не сделали под р ~
• вампир — официант;
• тягач — вороватый кладовщик;
• дерюга — зубной врач;
• губительница — губная помада;
• селезенка — подруга селезня.
• лукоморье — неурожай лука.
«Четыре стихии»
И ие становятся вкруг. Водящий в центре. В рукаху него небольграющие ст
шой мячик. н рос — о
. О 6 ает мячик кому-то из стоящих в круге и про р
чик этом одно из четырех слов:зе ~
~ мля, воздух, вода, огонь. В момент, когда мя пойман, водящий начина ет считать до трех. Тот кому брошен мячик, должен успеть, пока идет счет, сказать:
~ ие какого-нибудь зверя, который живет
• на слово «земля» — назван
на суше;
• на слово «воздух» — название птицы или насекомого;
• на слово «вода» — н
• — название рыбы или морского животного;
• на слово «огонь» надо успеть три раза повернуться вокруг себя, ш
вечать ничего не надо.
Кто не успел все это сделать, заменяет водящего.
Кузовок
(из народных игр, записанные В.И. Далем)
Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говори~
соседу;
— Вот тебе кузовок, клади в него, что есть на «ок», обмолвишься — o t
дашь залог.
Дети по очереди говорят слова в рифму на «ок»: «Я положу в кузовок
клубок; а я — платок; я — замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок,
утюжок, воротничок, сахарок, мешок,листок,лепесток, колобок...» — и кла-
дут бумажку с записью этого слова или сам предмет.
По окончании разыгрываются залоги: накрывают корзинку, один из детей спрашивает:
— Чей залог вынется, что тому делать?
Дети по очереди назначают каждому залогу выкуп, например: попрыгать по комнате на одной ножке; или что-то сделать во всех четырех углах
в одном постоять, в другом поплясать, в третьем поплакать, в четвертом
посмеяться; или басенку сказать, загадку загадать; или сказочку рассказать,
или песенку спеть.
http://nsportal.ru/luchitskaya-n-v
Источник: Классный часы. 3 класс.-3-е изд., перераб. И доп./ Авт.-сост. Т.М. Максимовна, Н.Н Дробинина.- М.:ВАКО, 2014.-
256с.-(Учебный год).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Китайская головоломка "Танграм"
Игра "Танграм", как её сделать, как в неё играть, задачи....
Файнворды. Головоломки (слово в предложении)
Суть задания – найти названия объектов или терминов, спрятанных в тексте, если все их буквы идут подряд. Работа такого рода развивает внимание, умение анализировать, формирует «терминологическую зорко...
Математические головоломки
Задания для заочного выполнения...
Методика исследования словесно-логического мышления. Методика исследования словесно-логического мышления. Диагностика
тест направлен на выявление осведомлённости,...
Геометрические головоломки в начальной школе.
Геометрические головоломки в начальной школе....
"Словесные головоломки"
На занятии вы можете поиграть в словесные головоломки....
Логорея (Полифазия, Речевое недержание, Словесная окрошка, Словесный салат)
Логорея (Полифазия, Речевое недержание, Словесная окрошка, Словесный салат)...