Духовно-нравственное воспитание младших школьников через преподавание курса ОРКСЭ
статья по орксэ (4 класс) на тему
Проблемы, рассматриваемые сегодня очень актуальны, так как в настоящее время духовно-нравственное воспитание приобрело особую значимость.Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Именно школа является основным звеном духовно-нравствен ного воспитания подрастающего поколения. Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание младших школьников через преподавание курса ОРКСЭ
Проблемы, рассматриваемые сегодня очень актуальны, так как в настоящее время духовно-нравственное воспитание приобрело особую значимость.
Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Именно школа является основным звеном духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Образовавшийся духовный вакуум заставляет педагогов искать пути совершенствования образовательного процесса. Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание ребенка. Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания.
Основная задача курса — сформировать первоначальное представление об определенной духовной традиции, познакомить обучающихся с примерами людей, следующих в своей жизни нравственным ценностям, сформировать у учащихся представление о том, во имя каких идеалов, на основе каких ценностей должен жить нравственный человек.
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования в качестве важнейших качеств, которым должен обладать современный выпускник, названы духовность (на первом месте), нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, толерантность, мобильность.
Но развитие средств массовой информации, коммуникаций расширили и преобразили информационное поле, выступающее сильным фактором влияния на мировоззрение личности. В условиях высокой доступности информации, на детей обрушивается поток продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской среде и ослабляет воспитательную деятельность.
Курс ОРКСЭ успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития, начиная с первой темы курса, единой для всех модулей – «Россия наша Родина». Или обратимся к темам уроков: «Мoраль и культура», «Добродетели и пороки», «Справедливость», «Дружба», «Милосердие». Сами темы говорят о высоком воспитательном значении. Основными формами учебной коммуникации на уроке являются монологические (выступление, рассказ, ответ, пересказ, вопрос, сообщение, доклад, аргументация, критика, доказательство, опровержение, выражение собственной точки зрения и т.д.) и диалогические (беседа, дискуссия, дебаты, переговоры, ролевая игра, театрализация, турнир, интервью.
В начале каждого урока происходит прогнозирование содержания урока по названию с опорой на изученный ранее материал или индивидуальный опыт(«Как вы понимаете смысл названия урока? Как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок?»)
Практически всегда на уроках читаем христианские притчи, которые передавались из поколения в поколения, но не утратили своей мудрости и простоты. Притчи всегда побуждают человека к размышлению, несут в себе доброту и любовь, учат находить ответы на вопросы бытия. Притчи играют особую рoль, так как в них передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения.
( Разбирая различные ситуации, выслушиваем разные мнения, в том числе и мое…) Особенно им нравится разбирать повседневные ситуации.
Нравственное здоровье каждого человека и каждой семьи анализируется и комментируется народным фольклором. Поэтому на своих уроках всегда использую произведения устного народного творчества. У каждого народа есть колоссальный по объему фонд пословиц, поговорок и о совести, и о чести, и о достоинстве. Например, «В кoм стыд, в том и совесть» (русская), «Сделаешь добро – получишь добро, сделав другому зло - не жди от него добра»,
У всех народов во все времена воспитанием подрастающего поколения занимались бабушки и дедушки. Не случайно так высок авторитет пожилых людей. «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи» (абхазская). Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.
Поэтому считаю, что очень важно для выполнения основных задач курса ОРКСЭ сделать родителей и членов семей соучастниками педагогического процесса. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки взрослых, изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению.
Одним из положительных эффектов введения курса ОРКСЭ следует считать интерес к семейным традициям и своей родословной (показать), к прошлому своей страны, ее культуре. В рамках курса рассматриваются семейные ценности, которые закладывают основу для формирования нравственных идеалов, чувство гордости за свою Родину, свой народ.
Без взаимодействия с семьей, с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета ОРКСЭ будет неполноценным и недостаточно эффективным. При выполнении таких заданий как интервью, написание эссе, подготовке выступления на итоговом мероприятии, подборе иллюстративного материала с целью получения информации часто предлагаю детям обратиться к членам своей семьи.
Очень важно на уроках ОРКСЭ использовать игровые технологии. На одном из уроков «Основы светской этики» ребятам была предложена игра «Спасибо». Участники в конце занятия встают в круг. По цепочке от одного к другому они продолжают одну фразу: «Спасибо тебе за…» Таким образом, подчеркивается важность сотрудничества, умение позитивно относиться к происходящему, толерантное отношение к другим мнениям и позициям. Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация.
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Ни один урок не обходится без призентации. В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока.
Важным этапом урока для данного предмета является этап рефлексии (самооценка и оценка урока) показать. Домашние задания по ОРКСЭ отличаются от традиционных, они предусматривают повторение изученного, чтение текстов из Приложения к учебнику, интервью с членами семьи, творческую работу, поиск дополнительной информации и т.д. Д/з
Ведущее место среди принадлежит сегодня методу проектов. За период работы над проектом, детям предстоит определить основные шаги по достижению намеченной цели, подумать, к кому придется обратиться за помощью, советом, какие книги предстоит прочесть, продумать презентацию.
Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут быть и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Конечно, такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи, а это никто и не запрещает.(даю список тем, они выбирают) За небольшой период преподавания «Основ светской этики» мои ученики делились своими впечатлениями о более тесном общении с родными, некоторым открылись семейные тайны, а кто-то узнал о героическом прошлом своих предков.
Часть тем проекта предлагают нам авторы программы такие как: «С чего начинается Родина», «Герoи России», «Мой друг», «Мой дедушка – защитник Родины» и т.д. Но многие ребята, исходя из материала, пройденного на уроке, а также своих возможностей предлагают темы близкие и интересные именно им с их точки зрения. В результате беседы ребятами были предложены такие темы: «Добро и зло в современном мире», «Моя маленькая Родина», « Мой дружный класс», «Традиции моей семьи», «Добрые дела в моей жизни» и др.
Таким образом: духовно-нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Но мы должны понимать и то, что решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не только в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в семье, в школе, в обществе, которая бы способствовала духовному становлению ребенка, пробуждала в нем желание делать добро.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система формирования духовно- нравственных качеств личности младшего школьника через воспитание чуткости, доброты, милосердия.
духовно-нравственное воспитание...
Развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.
Формирование нравственных качеств младших школьников через систему внеклассных мероприятий....
Статья " Пробуждение духовно- нравственного сознания у младших школьников через внеклассные мероприятия"
В статье автор делится опытом работы по формированию духовно- нравственного сознания у младших школьников через внеклассные мероприятия....
Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника через ценностные ориентиры православной педагогики.
Одной из причин возникновения кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Воспитание духовной личности возможно только совместными ус...
Выступление на МО "Духовно-нравственное воспитание младших школьников через преподавание курса ОРКСЭ"
В выступлении приводятся доказательства о том, что введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания....
Духовно-нравственное воспитание младших школьников через преподавание курса ОРКСЭ
Духовно - нравственное воспитание школьников....
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ОРКСЭ
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВЧЕРЕЗ ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ОРКСЭ...