Экологическое образование как условие формирования у младших школьников ответственного отношения к природе
опыты и эксперименты на тему

Ревина Елена Викторовна

«Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средства и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту со скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя!».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое образование как условие формирования у младших школьников ответственного отношения к природе

        Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Главная причина этого – экологическая безответственность населения Земли.

        Каждый день на нашей планете вымирает один вид живых организмов. Скорость вымирания живых организмов постоянно увеличивается. По оценкам «Всемирного фонда диких животных», к 2050 г. в мире почти исчезнут гориллы, носороги, бенгальские тигры, орангутанги и многие другие. Общее количество видов, которые могут исчезнуть оценивается в 1 млн. (из современных 10 млн.). За время существования человека на Земле было вырублено 50% лесов. А для отдельных регионов доля исчезнувших лесов приближается к 80 и даже 90%. В настоящее время 60% населения России проживает на территориях, отнесенных к категории «очень острых», «острых» экологических ситуаций. За последние 20 лет после чернобыльской катастрофы, несмотря на огромную негативную информацию, обрушившуюся на общество, в шкале приоритетов населения экология переместилась со второго на седьмое место. Человек - единственный на планете зоологический вид, пытающийся нарушить законы экологии. Лев Гумилев писал, что в этом отношении древние люди были более подготовлены, своим поведением они лучше «вписывались» в окружающую среду.

        Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются. В этот период происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования ответственного отношения к природе.

        Изучение естественных наук обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, прививает ответственное отношение и любовь к природе, закладывает основы экологического воспитания. Высокая личная ответственность за бережное отношение к природе должна воспитываться с раннего возраста. Чем раньше будет начата эта работа, тем больше будет её педагогический эффект. Младший школьный возраст - важный период в жизни ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучение к их выполнению.

        Повышение экологической культуры учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля – вот главное в этой работе. Важно донести до учащихся мысль, принадлежащую Антуану де Сент-Экзюпери: «Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средства и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту со скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя!».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТИПЫ ДОМИНИРУЮЩИХ УСТАНОВОК МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОТНОШЕНИИ К ПРИРОДЕ: ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Summary. In article work on realization of spiritual and moral potential of ecological education of younger school students is described; one of diagnostic techniques – the verbal associative te...

Формирование у младших школьников сознательного отношения к безопасному поведению на улицах и дорогах города Самары

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТАнализ статистики ДТП с участием детей и психолого-педагогические исследования указывают, что для эффективного обучения подрастающего поколения безопасному поведению на дороге и у...

Воспитание у младших школьников ценностного отношения к природе , окружающей среде.

 Проблемой экологического воспитания люди стали заниматься еще в XVII веке. Но в наше время данная проблема стала более актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом. И все чел...

Формирование у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе обучения

В данной статье изложены материалы по формированию у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе обучения...

Этнокультурные игры как условие формирования у младших школьников опыта межнациональных отношений и толерантного поведения

Формирование у младших школьников опыта межнациональных отношений через этнокультурные игры....

Реферат. Тема «Воспитание у младших школьников ценностного отношения к природе, окружающей среде».

Актуальность: экологические проблемы носят в настоящее время глобальный характер и затрагивают всё человечество. Экологическое воспитание людей становится залогом процветающего будущего нашей планеты....

Отчет по самообразованию по теме "Условия формирования у младших школьников толерантного отношения к людям разных национальных культур"

Презентация опыта организации работы на основе принципа открытости образовательной среды класса к обогащению культурного опыта ученика посредством включения его во взаимодействие с социокультурным окр...