конкурс любознательных 4 кл
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Материалл содержит занимательные задания с экологической направленностью для проведения конкурса по окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_lyuboznatel_4_kl.docx | 583.66 КБ |
ekologich._situatsiya_ozer.doc | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс любознательных
Внеклассное мероприятие по окружающему миру для 4 класса
Цель:
- Прививать интерес обучающихся к живой и неживой природе
Задачи:
- Расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрытие важности рационального использования и охраны окружающей природы;
- Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
- Воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;
Подготовка к конкурсу
- От класса по 4 человека
- Подготовить 4-а – «Экологическая ситуация в Челябинской области»
4-б – «Реки в Челябинской области. Экология»
4-в – «Озёра в Челябинской области. Экология»
4-г - «Заповедники в Челябинской области»
- 4 смешанных команды, включают по 1 представителю из каждого класса.
- Каждый из 4-х участников класса вытягивает жетон с номером. Номер жетона и будет указывать номер команды.
Ход занятия
- Сегодня мы совершим путешествие в мир природы.
- Отправиться в путь вы можете на любом предмете живой природы.
1-й конкурс «Вступительный» Приложение 1
(не оценивается)
- Капитаны вытяните карточку. Прочтите в группах описание, определите, о ком идет речь.
- По очереди команды отвечают.
- «У меня морда острая, уши стоячие, очень тонко развит нюх. Я очень прожорлив. Питаюсь мясом, нападаю на оленей, лосей, грызунов, но иногда, когда не удается ничего найти, перебиваюсь растительной пищей — ягодами. Люблю охотиться ночью, в одиночку. Иногда я преследую добычу часами, пробегая ни один километр. Но зимой, чтобы прокормиться, мы собираемся в стаи». (Волк.)
- «Нюх у меня очень острый. Самое большое лакомство для меня — полевые мыши. Чуть пискнет мышь — и я услышу ее за сотню метров, даже зимой, когда та прячется под снегом. В день я могу съесть их до 20 штук. Охочусь я ночью, а днем люблю отдохнуть. Часто меня называют рыжей плутовкой». (Лиса.)
- «Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и застелил мягкой травкой и пухом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только потом прыгаю в свой домик. Зимой, чтобы быть незаметным на снегу, я меняю свою шубку». (Заяц.)
- «Я, добрая суетливая зверюшка, живу повсюду. У меня длинный пушистый хвост и глаза-бусинки. Хвост, почти равный длине моего тела (около 20 см, служит мне шестом и зонтиком, позволяя сохранять равновесие и прыгать по ветвям. На ушках маленькие кисточки, которые защищают мои ушки от мороза. В сильные морозные дни я сижу в дупле и питаюсь желудями, сухими грибами, орехами». (Белка.)
- Итак, мы определились, кто, на чём путешествует. Отправляемся в путь.
Первая станция «Царство растений».
- Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?
- Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.
1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».
– Каждая команда внимательно слушает свой вопрос. (по 1 баллу за правильный ответ)
- На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).
- Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).
- Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
- Какое дерево с белой корой? (Береза).
- Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
- На этом цветке любят гадать влюблённые девушки.(Ромашка).
- Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
- Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).
- Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
- Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
- У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
- Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).
2-й конкурс. Игра «Займи свое место». Приложение 2
- Распредели растения по ярусам, записывая их номера. (по 1 баллу за каждую строку)
Деревья___________________ 1. сосна 2. кислица 3. ель 4. голубика
Кустарники________________ 5. берёза 6. брусника 7. ландыш 8. дуб
Кустарнички_______________ 9. черника 10. пролеска 11. орешник
Травянистые растения_____________ 12. ветреница 13. волчье лыко
3-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний». Приложение 3
Вычеркни лишнее. Объясни – ПОЧЕМУ? (по 1 баллу за каждую строку)
- Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как___________________________________________
- Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как ________________________________________
- Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как ____________________________________
- Осина, липа, дуб, ель. Так как ________________________________________________
- Сосна, тополь, рябина, ива. Так как ____________________________________________
- Липа, осина, клён, яблоня. Так как ____________________________________________
- Груша, слива, тополь, вишня. Так как __________________________________________
- Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как ______________________________________
4-й конкурс «Для болельщиков»
(не оценивается)
- А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.
Загадки
- Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза). - Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели). - Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь). - Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива). - Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен). - Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар...
Кто-то дерево узнал? (Липа). - Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина).
Вторая станция «Царство животных»
- Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу.
5-й конкурс «Лесные загадки». Приложение 4
- Команды получают по 2 карточки, на которых записаны текстовые отрывки из известных загадок. Необходимо написать восстановленный полный текст загадки и правильный ответ. (по 1 баллу за каждую загадку + по 1 баллу за разгадку)
- «… без топорёнка…»
- «…сухим остался».
- «Не дровосек, не плотник, а …»
- «…во дворце певец…»
- «…ночью летает…»
- «…зимой холодной ходит…».
- «…лежит мешок…»
- «… гуляет, зимой в берлоге…»
Ответы:
1) Без рук, без топорёнка построена избёнка. (гнездо)
2) В воде купался – сухим остался. (гусь)
3) Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (дятел)
4) На шесте дворец, во дворце певец. (скворец)
5) Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (сова)
6) Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)
7) Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (ёж)
8) Летом в лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (медведь)
6-й конкурс «Для болельщиков»
(не оценивается)
- А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.
- Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
- Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
- Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
- Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
- Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
- У кого на сучке кладовая? (У белки).
- Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
- Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
- Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры). - Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка). - Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза). - Волны к берегу несут
Парашют – не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает. (Медуза).
7-й конкурс «Ну-ка прочитай» Приложение 5
- Прочитать названия птиц (названия могут быть вам не знакомы).
- Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы.
- Выигрывает тот, кто это сделает быстрее и правильнее. (по 1 баллу за каждое название)
ДИБКЕБРИШГАШЛКЛЧ
ОЗУДЯНБАОЛДАИНКУ
БИВХЕРАВСХАКСУТИ
КАГРЛКНУРОПОАНЫШ
СИМОРЛУМСРЯПУКИА
ПОВТИОКЩЬТКЬУВХА
КЩБЕФАГШБОФАШЛЬК
ДЕЗЯПИСЗЯКУСШЕПА
ЮЧБЕНАБГТЮНЛОТКА
КЛЭВАГОАРЭШВГУЛН
Ответы: Дергач. Зяблик. Беркут. Глупыш. Оляпка. Пищуха. Щеголь. Дикуша. Чеглок. Коршун
8-й конкурс «Определи названия птиц по иллюстрации» Приложение 6
(по 1 баллу за название)
1._____________________2._____________________3.____________________
4._____________________5._____________________6.______________
Ответы: 1. Синица 2. Сорока 3. Дятел 4. Скворец 5. Чайка 6. Клёст
9-й конкурс. «Забавные зверюшки». Приложение 7
(от 1 до 3 баллов)
- Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?
(вытягивают жребий)
- Цапля и лягушата в озере.
- Лев и собачка.
- Ворона и лисица.
- Маша и медведь.
10-й конкурс «Рыбалка» Приложение 8
(по 1 баллу за название)
- Переставьте в словах буквы так, чтобы получились названия рыб.
А. знаас; Б. укащ; В. раська; Г. милан; Д. парк; Е. куала.
Ответы: А. сазан; Б. щука; В. Карась; Г. Налим; Д. карп; Е. акула
11-й конкурс «Наши особенности» Приложение 9
(по 1 баллу за каждое верное соединение)
- Соотнесите группу животных с характерными особенностями их строения.
1. Тело покрыто перьями. Насекомые
2. Тело покрыто шерстью.
3. Три части: голова, брюшко, грудь. Птицы
4. Два крыла, две ноги.
5. Три пары ног. Звери
6. Крылья и ноги прикреплены к груди.
7. Развиваются из яиц.
8. Рождают живых детенышей и выкармливают молоком.
Ответы:
Насекомые 3. Три части: голова, брюшко, грудь. 5. Три пары ног.
6. Крылья и ноги прикреплены к груди.
Птицы 1. Тело покрыто перьями. 4. Два крыла, две ноги.
7. Развиваются из яиц.
Звери 2. Тело покрыто шерстью. 8. Рождают живых детенышей и выкармливают молоком.
Третья станция «Экологическая».
- Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом.
12-й конкурс «Задумайся» Приложение 10
(по 1 баллу)
- Командиры вытягивают один из 4-х вопросов.
- Каждая команда выбирает один ответ (из предложенных) на вопрос.
1. Что в переводе означает слово “экология”? Подчеркни правильный ответ.
- Наука об атмосфере;
- Наука о доме;
- Наука об окружающем мире;
- Наука о здоровье.
2. Что такое “экосистема”? Подчеркни правильный ответ.
- Система знаний об экологий;
- Система экологических знаний;
- Взаимодействие живых организмов между собой и с окружающей средой;
- Взаимодействие живых организмов только друг с другом.
3. Что в экологии называют “невидимыми нитями”? Подчеркни правильный ответ.
- Взаимодействие человека с природой;
- Цепи питания;
- Параллели и меридианы.
4. Виды утилизации мусора. Выбери самый экологически чистый способ.
1 2 3
- Домашнее задание.
- Не более 2-3 минут на класс.
(не оценивается)
13-й конкурс Фенологический рассказ Приложение 11
- Вполголоса прочитайте текст, найдите ошибки и выпишите их на лист.
- Время работы 3-4 минуты. (от 1до 3 баллов, в зависимости от процента выполнения)
«Воскресенье в лесу»
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна, но мы решили всё же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли про транзистор.
Весёлой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас - к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы: белые, подберёзовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы всё равно их разрушат». Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах, мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые голубоватые яйца и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой - в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл сильный дождь. Но нам было уже не страшно - мы успели добежать до одного стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживленные, мы вышли на станцию, перепрыгивая через лужи. И вдруг поперёк дороги проползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петя и ударил её палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у неё на затылке два пятнышка. «Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - это уж». «Всё равно - гадина!» - ответил Петя.
С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошёл день!
Ошибки:
- В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей.
- Вырывать грибы, а также сбивать несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибы- деревья».
- Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду костры разводить запрещено.
- Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью за 220 лет), а металлические банки за100 лет.
- Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращение горения.
- Трогать яйца птиц не следует - птица может не сесть на них потом.
- Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите вернуть их снова в лес.
- Не следует что-либо проталкивать в муравейник — нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.
- Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно - в него может попасть молния.
- Никоим образом не надо бить змей, даже гадюк.
11. Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.
11-й конкурс Вопросы для болельщиков
- А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде. (не оценивается)
- Ты заблудился. Холодно. Спичек нет. Как добыть огонь? (Огонь можно получить трением кусков древесины друг о друга или высечь искры из кремня на прут.)
- Ветеран Великой Отечественной войны, артиллерист, вспоминает, что на Курской дуге были такие случаи, когда направление стрельбы определялось по звездам, по Луне, по направлению рельсов. Почему же нельзя было использовать показания компаса? (Большое скопление металла влияет на магнитную стрелку компаса и делает неточными показания.)
- К какому месту на планете подойти можно только с юга? Ветер здесь тоже дует только с юга. Где находится и как называется это место? (Северный полюс.)
- Где на Земле впервые появилась жизнь: в воде, на земле, в воздухе? (В воде.)
- В чем сходство и различие глобуса и карты полушарий? (Сходство: изображены географические объекты и поверхность Земли с помощью условных знаков. Земная поверхность изображена в масштабе. Отличие: глобус — модель Земли, на ней нет искажений при изображении земной поверхности, а на карте есть.)
- Чем прославились эти люди: Ф. Магеллан, Ю. Гагарин, В. Бианки? (Ф. Магеллан совершил первое морское кругосветное путешествие, Ю. Гагарин — первый в мире космонавт (12 апреля 1961 года), В. Бианки — ученый-натуралист, детский писатель.)
- Какое животное изображено на гербе России? (Двуглавый орел.)
- Зачем в стакан кладут ложечку, когда наливают в него горячий чай или кипяток? (Металлическая ложка поглощает большое количество тепла, так как является хорошим проводником, поэтому стакан с ложкой нагревается не так быстро и не так сильно.)
- Почему вода в реках и озерах не промерзает до дна? (Лед легче воды, поэтому застывшие верхние слои воды и снег на нем предохраняют нижние слои от промерзания.)
- Почему летом мы носим преимущественно светлую одежду, а не темную? (Белый цвет отражает и рассеивает лучи всех оттенков, поэтому светлая одежда мало нагревается солнцем в отличие от черной, которая поглощает и задерживает лучи.)
- Зачем куры перед дождем перебирают клювом перья? (Так они смазывают перья жиром, чтобы дождь не намочил их. Жир находится у них под хвостом в копчиковой железе.)
- Почему многие растения пустынь имеют вместо листьев колючки или шипы? (Колючки и шипы заменяют листья — это приспособление, которое позволяет этим растениям более экономно расходовать влагу.)
- Подведём итоги нашей викторины.
- Ребята, те, кому понравился наш конкурс прикрепите к дереву зелёные листочки, если вы не поняли, что это было – жёлтые листочки, не понравилось – красные листочки.
- Слово жюри. Награждение (победителям шоколадки, остальным - чупа-чупсы)
- Всем спасибо за работу.
Приложение № 6
- 2. 3.
- 5. 6.
Ключи
1-й конкурс «Вступительный»
- Волк по 1 баллу
- Лиса
- Заяц
- Белка
Станция первая «Царство растений».
2-й конкурс
- 2-й конкурс. Викторина «Узнай растение». по 1 баллу
- Хвойные и цветковые
- Одуванчик
- Ель, сосну
- Береза
- Смородина
- Ромашка
- Кислород
- Подснежник
- Роза
- Клен
- Клен, рябина
- Осина
3-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний». по 1 баллу за растение
по 1 баллу за пояснение
Вычеркни лишнее. Объясни – ПОЧЕМУ?
- Клён, рябина, ель, тюльпан. (тюльпан) Так как тюльпан – цветок, а все остальные - деревья
- Берёза, дуб, шиповник, тополь. (шиповник) Так как шиповник – куст, а все остальные - деревья
- Яблоня, смородина, малина, рябина. (яблоня) Так как яблоня-дерево, а все остальные - кусты
- Осина, липа, дуб, ель. (ель) Так как ель хвойное дерево, все остальные - лиственные
- Сосна, тополь, рябина, ива. (сосна) Так как сосна хвойное дерево, а все остальные - лиственные
- Липа, осина, клён, яблоня. (яблоня) Так как яблоня культурное дерево, а другие - дикорастущие
- Груша, слива, тополь, вишня. (тополь) Так как тополь дикорастущее, а другие культурные
- Клубника, роза, ландыш, фиалка. (клубника) Так как клубника ягода, а все остальные - цветы
Вторая станция «Царство животных»
5-й конкурс «Лесные загадки»
Необходимо написать восстановленный полный текст загадки и отгадку. 1+1 балл
Ответы:
1) Без рук, без топорёнка построена избёнка. (гнездо)
2) В воде купался – сухим остался. (гусь)
3) Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (дятел)
4) На шесте дворец, во дворце певец. (скворец)
5) Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (сова)
6) Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)
7) Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (ёж)
8) Летом в лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (медведь)
7-й конкурс «Ну-ка прочитай»
Ответы: Дергач. Зяблик. Беркут. Глупыш. Оляпка. Пищуха. Щеголь. Дикуша. Чеглок. Коршун по 1 баллу за название
8-й конкурс «Определи названия птиц»
Ответы: 1. Синица 2. Сорока 3. Дятел 4. Скворец 5. Чайка 6. Клёст по 1 баллу
9-й конкурс «Забавные зверюшки»
За пантомиму от 1 до 3 баллов
10-й конкурс «Рыбалка»
Ответы: А. сазан; Б. щука; В. Карась; Г. Налим; Д. карп; Е. акула по 1 баллу
11-й конкурс «Наши особенности»
Ответы:
Насекомые 3. Три части: голова, брюшко, грудь. 5. Три пары ног.
6. Крылья и ноги прикреплены к груди.
Птицы 1. Тело покрыто перьями. 4. Два крыла, две ноги.
7. Развиваются из яиц.
Звери 2. Тело покрыто шерстью. 8. Рождают живых детенышей и
выкармливают молоком.
по 1 баллу за верное соединение
12-й конкурс «Задумайся» Приложение 10
1. Что в переводе означает слово “экология”? Подчеркни правильный ответ.
- Наука об окружающем мире;
2. Что такое “экосистема”? Подчеркни правильный ответ.
- Взаимодействие живых организмов между собой и с окружающей средой;
3.Что в экологии называют “невидимыми нитями”? Подчеркни правильный ответ.
- Взаимодействие человека с природой;
4. Виды утилизации мусора. Выбери самый экологически чистый способ.
Станция третья
Фенологический рассказ
1) «Воскресенье в лесу» от 1 до 3 баллов в зависимости от процента выполнения
Ошибки:
- В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей.
- Вырывать грибы, а также сбивать несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибы- деревья».
- Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду костры разводить запрещено.
- Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью за 220 лет), а металлические банки за 100 лет.
- Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращение горения.
- Трогать яйца птиц не следует - птица может не сесть на них потом.
- Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите вернуть их снова в лес.
- Не следует что-либо проталкивать в муравейник — нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.
- Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно - в него может попасть молния.
- Никоим образом не надо бить змей, даже гадюк.
11. Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.
Предварительный просмотр:
В Челябинской области более 3750 озёр. Самые крупные: Увильды, Тургояк, Аргазинское, Зюраткуль, Кисегач, Чебаркуль, Сунгуль, Еловое.
Проблемы поверхностных водных ресурсов
Территория Челябинской области относится к самой не обеспеченной водой. Ресурсы поверхностных вод области в 16 раз меньше, чем в среднем по России. По объемам сброса загрязненных сточных вод в реки и озера область занимает восьмое место в стране.
Основную массу поступления загрязняющих веществ в водные объекты области дают предприятия жилищно-коммунального хозяйства, металлургического комплекса, энергетики и машиностроения, животноводческие фермы.
Из 174 очистных сооружений только 7 обеспечивают очистку сточных вод до нормы. В результате все водные источники области значительно загрязнены.
Основная экологическая проблема, связанная с промышленным водопотреблением, - очистка использованной воды, промышленных стоков.
В некоторые озёра сбрасываются сточные воды предприятий и загрязнённые ливневые стоки с улиц города.
Отмечается высокое содержание металлов в воде. Благодаря сбросу недостаточно очищенных стоков, в воде отмечается повышенное содержание азот- и фосфорсодержащих веществ, от чего интенсивно развиваются сине-зелёные водоросли.
Растёт приток автотранспорта, а вместе с ним количество отработанных газов. Моют машины прямо в зонах отдыха, что приводит к попаданию в воду озёр нефтепродуктов, очистные сооружения здравниц далеко не всегда справляются с потоком сточных вод, что приводит к аварийным сбросам загрязняющих веществ.
В результате откачки, уровень воды в озёрах Тургояк и Увильды значительно понизился и восстанавливается очень медленно, что сказывается на состоянии озёрной фауны и флоры.
Очень опасно загрязнение поверхностных вод болезнетворными бактериями, вирусами, гельминтами, которые попадают в воду из канализационных систем и со стоками животноводческих ферм.
Воду из поверхностных источников – рек, озёр, ручьёв – без обработки потреблять нельзя. Её следует кипятить, особенно в летние месяцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиады для любознательных второклассников
Сборник заданий для проведения олимпиад по математике, русскому, окружающему миру. Задания составлены в игровой форме с героями мультфильма "Смешарики"...
Роль свойств темперамента в проявлении любознательности младших школьников
Темперамент отражает динамические аспекты поведения, указывает исследователь Р.С.Немов, преимущественно врождённого характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению...
Программа для внеурочной деятельности в начальной школе по математике «Математика для любознательных»
Программа разработа на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Прогрмма рассчитана на один год....
Разработка урока по внеклассному чтению: С. Балобанов."Любознательный заяц"
Разработка урока по внеклассному чтеню: "С. Балобанов. Любознательный заяц" Текст взят из хрестоматии по фольклору и литературе Удмуртии для 1-4 классов "Родной земли просторы"...
Заседание клуба любознательных "Тайны круга" (4класс)
Тип документа: конспектЦелевой возраст: 10-11 лет, 4 класс Формирование представления обучающихся о круге и окружности.В процессе практической работы вывести формулу нахождения длины окружности...
Страничка для любознательных. "Конкурс «Хочу все знать»"
Внеурочное занятие по математике во 2 классе. Развивает логическое мышление, внимание, умение анализировать и решать нестандартные задания. К конспекту прилагается презентация...
Грамота за участие в конкурсе-презентации в рамках недели любознательности «Необычные истории обычных вещей»
Конкурс-презентация в рамках недели любознательности «Необычные истории обычных вещей»...