Роль свойств темперамента в проявлении любознательности младших школьников
статья по теме
Темперамент отражает динамические аспекты поведения, указывает исследователь Р.С.Немов, преимущественно врождённого характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определённую организацию, структуру, характеризующую тип темперамента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 181 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль свойств темперамента в проявлении любознательности младших школьников
Проблема формирования интереса младших школьников возникла уже давно. Еще Я.А.Коменский в «Великой дидактике» уделял этому большое внимание.
Огромную роль любознательности придавал Ж.-Ж.Руссо. В России этому также уделялось немаловажное значение и этой проблемой занимались также
выдающиеся ученые, как Н.И.Пирогов, И.Н.Новиков, а также М.А.Данилов,
Я.Лернер и многие другие.
И в настоящее время этот вопрос не потерял своего актуального звучания.
Многие учителя привлекают научно-популярную литературу для
своей деятельности. И это имеет огромное значение, как для успешной
работы, так и для учеников, овладевающих новыми знаниями.
На современном этапе развития общества, происходящие изменения в социальной, экономической и политической сферах оказывают влияние на систему образования в целом и на ее модернизацию в частности.
Изменяющееся общество предъявляет к человеку совершенно иные требования, в отличие от прошлых лет. При этом основной задачей образовательных реформ является всестороннее развитие личности, способной не только умело ориентироваться в информационном пространстве, но и активно, творчески преобразовывать окружающую действительность.
На первый план выдвигаются такие качества как предприимчивость, неординарность, оригинальность, развитие которых невозможно без переоценки собственной позиции, пассивности при взаимодействии с окружающей действительностью и при ригидности мышления. На решение данной проблемы направлены различные инновационные и развивающие программы, изменяющие не только характер обучения, но и объем получаемой информации. При этом большое значение имеет ярко выраженная познавательная активность учащихся, реализующаяся через ряд личностных свойств, одним из которых является любознательность.
Интенсивность и вариативность проявления данного свойства в значительной степени влияет на объем получаемых сведений и позволяет находить нестандартные решения различных ситуаций путем преобразования имеющегося опыта и знаний, тем самым развивая гибкость мышления и творческий потенциал.
Любознательность входит в число социально-одобряемых качеств личности, обусловливая развитие и других личностных образований, например, таких как общительность, уверенность в себе, инициативность и т.п. Отмечено, что любознательные дети более целеустремленны, трудолюбивы, настойчивы, что способствует довольно успешному освоению учебных предметов и высокой успеваемости. Следовательно, развитие любознательности должно выступать в качестве одной из важных задач современного образования. Для этого необходимо иметь четкое представление о природе, механизмах данного свойства и факторах его развития.
В настоящее время в специальной литературе представлены различные направления изучения любознательности. Ряд авторов рассматривает данное свойство как познавательную потребность и познавательный интерес (С.Л.Рубинштейн, В.А.Крутецкий, В.С.Юркевич, Н.Г.Морозова, Л.Н.Проколиенко, А.И.Котлярова, Н.Ф.Добрынин, И.Д.Зверев, Е.М.Гвоздырева, С.А.Соловейчик и др).
Другие исследователи считают любознательность условием мотивации (Д.Е.Берлайн, В.Ю.Дорохова, А.И.Сорокина, В.Л.Поплужный и др); интеллектуальным чувством (П.И.Иванов, А.И.Аржанова, В.В.Давыдов, и др); чертой характера или свойством личности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Низов, А.П.Петровский, Ф.Н.Гоноболин, В.А.Абраменко, Н.А.Погорелова и др).
Любознательность определяется психологическими особенностями личности.
Индивидуально-психологическими особенностями называются своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, мотивационно-потребностной сфере и способностях. Они образуются в результате системного обобщения индивидуальных биологических и социально приобретенных свойств, вовлеченных в функционирование системы поведения человека, а также его деятельности и общения. Они связаны со всеми психическими процессами: мотивационно-потребностными, познавательными, эмоционально-волевыми.
Темперамент представляет собой результат объединения разнообразных биологических компонентов, которые вовлечены в функционирование системы поведения. Это обобщенная, качественно отличающаяся система разнообразных психобиологических свойств индивидуального поведения, потому темперамент проявляется и в психической ориентировке, и в программировании, и в регуляции, и в оценке жизнедеятельности человека в виде динамических процессов и состояний. К последним относят: интенсивность, скорость, темп, ритм, а также эмоциональную чувствительность и пластичность.
Темперамент принадлежит к первичным формам высшего психического синтеза. Его физиологической основой является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением силы, уравновешенности, подвижности возбудительного и тормозного процессов. Однако соотношение между типом высшей нервной деятельности и традиционно выделяемыми типами темперамента (сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика) далеко неоднозначны. Точки зрения психологов, четыре темперамента — лишь одна из возможных систем для оценки психологических особенностей (существуют и другие, например, «интроверсия — экстраверсия»). Описания темпераментов довольно сильно различаются у различных психологов и, по-видимому, включают в себя достаточно большое количество факторов. Предпринимались попытки подвести научно-экспериментальную базу под теорию темпераментов (И.П.Павлов, Г.Ю.Айзенк, Б. М. Теплов и др.), однако результаты, полученные данными исследователями, лишь частично совместимы друг с другом.
Когда говорят о темпераменте, отмечает психолог В.В.Белоус, то имеют в виду многие психические различия между людьми – различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий с другим динамическим, индивидуально-устойчивым особенностям психической жизни, поведения и деятельности [1]. Тем не менее, темперамент и сегодня остаётся во многом спорной и нерешённой проблемой. Однако при всём многообразии подходов в проблеме учёные и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.
Темперамент отражает динамические аспекты поведения, указывает исследователь Р.С.Немов, преимущественно врождённого характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека [2]. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определённую организацию, структуру, характеризующую тип темперамента.
Темперамент - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.
Понятие темперамента возникло на основе учения древнегреческого врача Гиппократа (VI в. до н.э.), утверждавшего, что пропорция четырех элементов, из которых якобы состоит человеческое тело, определяет течение физических и душевных болезней. Свойства темперамента - индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, напряженность волевого усилия и др., относящиеся ко всем сторонам психической деятельности. Динамика психической деятельности, а, следовательно, и указанные выше свойства темперамента могут быть связаны с другими психологическими условиями - настроением, мотивами деятельности, поставленной задачей. Вместе с тем свойства темперамента - это наиболее устойчивые индивидуальные особенности, сохраняющиеся многие годы, часто всю жизнь.
Различные сочетания закономерно связанных между собой свойств темперамента называют типами. В психологии принято пользоваться гиппократовой классификацией типов темперамента - сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
Сангвиник - человек живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности.
Медлительного, невозмутимого человека с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний называют флегматиком.
Холерик - человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстностью, но не уравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения.
Меланхоликом же называют человека, легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.
У людей одного и того же типа темперамента степень выраженности отдельных его свойств может быть различной. От темперамента зависят особенности характера, определяющие динамику его проявления. Например, общительность у сангвиника проявляется в легком и быстром завязывании знакомства, у флегматика - в длительности и устойчивости его привязанности к своим товарищам и знакомым, в стремлении к привычному для него кругу людей и т. д.
Темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Поэтому в зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера. Так, чтобы воспитать прилежание у меланхолика, в нем надо поддерживать уверенность в своих силах одобрением. По отношению к сангвинику следует чаще проявлять строгость.
Когда человек рождается, он отличается от других внешностью, ростом, цветом волос, глаз, а также своим темпераментом.
Каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт. Поэтому целью воспитания является не то, чтобы переделать один тип в другой, а то, чтобы добиться развития свойственных каждому темпераменту положительных черт и исключения тех, которые мешают становлению гармоничной личности.
Непосредственно темперамент проявляется в том, что одному человеку легче, чем другому, выработать необходимые реакции поведения, и приёмы выработки для них нужны разные.
Зная темперамент ребёнка, обращает внимание исследователь И.В. Рупчева, можно легче ориентировать своё поведение в общении с ним. Игнорирование же может привести к нежелательным последствиям (отчуждению, грубости, замкнутости) [3].
Из-за незнания темперамента ребёнка происходит большинство конфликтов. Взрослые пытаются добиться от ребёнка не присущей ему активности или усидчивости, на которую он не способен по складу своей натуры.
Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщённых портретов – типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей с определённым темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.
Трудно точно ответить, какой тип темперамента у того или иного человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под действием тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость.
Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента [4]. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляются в поведении человека. Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например сангвиник почти всегда инициатор в общении он чувствует себя в компании незнакомых людей непринуждённо, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, настораживает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним.
Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит к его быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.
В поведенческом общении, отмечает исследователь Р.С.Немов, можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать [5].
Темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая» и социально-ничтожная личность.
Сангвиник. Живой, подвижный, любознательный, но без резких движений ученик. Обычно весел и жизнерадостен. Эмоционально неустойчив, легко поддаётся своим чувствам, но они у него несильны и неглубоки. Быстро забывает обиды, довольно легко переживает неудачи. Легко устанавливает контакты с товарищами, быстро сходится с ними, легко налаживает хорошие отношения, любит быть в коллективе. Его учебная деятельность, указывает исследователь В.Г.Крысько, во многом зависит от сложившегося у него отношения к учебному предмету: если учебный материал ему интересен, доступен и вызывает у него эмоциональный отклик, то он быстро усваивает новое, быстро соображает, легко переключает внимание; если же учебный материал для него неинтересен и его изучения требуется длительная, напряжённая и однообразная работа, то ученик плохо его усваивает, отвлекается [6].
При правильном воспитании, сангвиника отличает высокоразвитое чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение к учению, труду и общественной работе.
При неблагоприятных условиях – неправильном воспитании – у сангвиника могут проявляться легкомысленное, беззаботное, беспечное отношение к делу, разбросанность и нежелание доводить дело до конца, несерьёзное отношение к учению, труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей.
Холерик. Быстрый в движениях и действиях, порывистый, возбудимый ученик. Психологические процессы протекают у него быстро и интенсивно. Он неуравновешен в своей деятельности: с увлечением берётся за дело, проявляет инициативу, работает с подъёмом, но запас энергии у него быстро истощается. Когда работа особенно однообразна и требует усидчивости, подъём и воодушевление исчезают, настроение резко падает. Свойственное ему преобладание возбуждения над торможением проявляется в резкости, вспыльчивости, раздражительности, несдержанности, которые он проявляет в отношении с людьми. Это мешает ему объективно оценивать поступки людей, и на этой почве в коллективе могут возникнуть конфликтные ситуации. У школьников-холериков, отмечает И.В.Рупчева, надо стараться путём тренировки, развивать отстающий тормозной процесс, помочь ему выработать умение тормозить себя [7].
От таких учащихся надо постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных и обдуманных ответов, воспитывать у них сдержанность в поведении и в отношениях с товарищами, аккуратность в работе. Нельзя с таким разговаривать резким тоном, на холерика лучше действует спокойный и тихий голос.
Флегматик. Спокойный, неторопливый, медлительный ученик. В работе проявляет основательность, продуманность, упорство. Не любит изменений в чём-либо, склонен к привычной обстановке. Медлительность может мешать ему в работе, особенно тогда, когда нужно что-то быстро запомнить, понять, сделать. Но зато он запоминает прочно и надолго. В отношениях с товарищами и взрослыми ровен, спокоен, в меру общителен. В воспитании таких учащихся надо преодолевать свойственные им вялость, инертность, пассивность, а иногда и лень. При неправильном воспитании у флегматика могут развиться равнодушие, безразличие к окружающему, к труду, к учению и даже к самому себе [8].
Меланхолик. Замедленный, с трудом реагирующий даже на сильные раздражители ученик. Он быстро утомляется, длительное и сильное напряжение вызывает у него большую усталость, и он обычно прекращает такую работу. В привычной и спокойной обстановке работает продуктивно. Эмоции возникают у него замедленно. Но отличаются большой глубиной, силой и длительностью. Он легко уязвим, тяжело переносит огорчения и обиды, хотя внешне это выражается слабо. Ученики этого типа склонны к замкнутости, избегают общения с незнакомыми людьми, смущаются, проявляют неловкость в незнакомой обстановке. При правильном воспитании острая чувствительность и впечатлительность, восприимчивость позволяют такому ученику добиваться больших успехов в искусстве. Ученики-меланхолики часто отличаются мягкостью, подавленностью, скрытностью, пессимизмом, они сторонятся товарищей и погружаются в свои собственные переживания.
Поэтому у таких учеников, задает вопрос В. Г. Крысько, надо развивать общительность, помогать входить в коллектив [9]. Нужно постепенно отучать их от излишней робости и застенчивости, давать возможность для проявления активности. Большую роль в их воспитании играет одобрение, похвала, подбадривание.
Нужно учитывать, что существуют возрастные особенности темперамента: в каждом детском возрасте - своя специфика активности, эмоциональности и моторики.
Так, в младшем школьном возрасте характерные черты активности - легкость пробуждения интереса, готовность обратить внимание на любые внешние раздражители и недостаточная длительность состояния сосредоточенности -связаны с относительной слабостью, чувствительностью нервной системы детей. И эмоциональность в эту пору жизни, и моторика, конечно же, иные, чем, скажем, в подростковом, а тем более в юношеском возрасте.
Признаки того или другого типа темперамента у ребенка не могут рассматриваться в отрыве от его возраста, они всегда выступают на соответствующем «возрастном фоне».
Энергия, страстность холерика, если они направлены на достойные цели, могут быть ценными качествами, но недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигательная, может выразиться, при отсутствии надлежащего воспитания, в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам. Живость и отзывчивость сангвиника - ценные особенности, но при недостатках воспитания они могут привести к отсутствию должной сосредоточенности, к поверхностности, склонности разбрасываться.
Спокойствие, выдержка, отсутствие торопливости флегматика - ценные свойства. Но в неблагоприятных условиях воспитания они могут сделать человека вялым, равнодушным ко многим впечатлениям жизни.
Глубина и устойчивость чувств, эмоциональная чуткость меланхолика - ценные черты, но при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у представителей этого типа может развиться расположенность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость.
Таким образом, одни и те же исходные свойства темперамента не предопределяют того, во что они разовьются - в достоинства или в недостатки. Поэтому задача воспитателя должна заключаться не в том, чтобы пытаться переделывать один тип темперамента в другой (это и невозможно), а в том, чтобы путем систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.
Важным показателем темперамента школьника является подвижность, живость. Известно, что некоторые учащиеся характеризуются мобильностью в моторике, быстрым возникновением и прекращением эмоций, подвижностью в интеллектуальной деятельности. Другие - инертны в движениях, с медленным возникновением и неярким протеканием эмоций, малой подвижностью мысли. Все это - проявление темперамента по показателю живности, мобильности. Для холериков, сангвиников характерна большая подвижность, для флегматиков и меланхоликов - малая.
Наблюдения за школьниками разных темпераментов, а также практическая воспитательная работа с ними свидетельствует о том, что этот показатель «диктует» определенные меры индивидуального воздействия. При всем желании выполнить задание быстро, флегматик не сможет сделать этого. Его вялость, инертность в реакциях на замечания может явиться объектом внимания одноклассников, неторопливость в выполнении срочного дела, привести к срыву.
Напротив, холерики и сангвиники быстры, подвижны, нетерпеливы. Школьник-холерик иногда так спешит, что оказывается в менее выгодном положении, чем флегматик. Торопливость приводит к поспешному и необдуманному решению, к ошибкам.
Наконец третий показатель темперамента - уравновешенность. Он проявляется в том, что мера активности и пассивности могут быть в разных сочетаниях. У одних школьников преобладает активность, у других - пассивность. У холериков господствует активность, тогда как у флегматиков преобладает инертность. Там, где необходимо проявить инициативу, мобилизовать людей, в большей степени подойдет холерик, или сангвиник. Флегматик малоинициативен, он скорее исполнитель.
Экспериментами установлено, что школьники холерического типа, а также сангвиники в большинстве случаев выступают организаторами и руководителями дел, групп, коллективов. Редко в этом качестве можно увидеть флегматика и почти не встречаются организаторы-меланхолики.
Исследование А. И. Ильиной показало связь темперамента и общительности школьников9. При изучении флегматиков и сангвиников было обнаружено, что флегматикам присущи следующие особенности: а) затрудненность в общении с новыми людьми, б) узость круга общения, в) постоянство общения в узком кругу, г) медлительность реакции в общении, д) пассивность общения с новыми лицами, е) невыразительность.
Для школьников-сангвиников характерны противоположные показатели: а) легкость общения с новыми людьми, б) широта круга общения, в) постоянство отношений с большинством из обширного круга общения, г) быстрота реакций в общении, д) выразительность в общении.
____________
9 А.И.Ильина. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. - М., 1979. -С. 69-101.
К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые:
1) регулируют динамику психической деятельности в целом;
2) характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
3) имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;
4)находятся в строго закономерном соотношении, характеризующим тип темперамента;
5) однозначно обусловлены общим типом нервной системы.
Пользуясь определёнными признаками, можно с достаточной определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности.
Различают собственно темперамент как определённое устойчивое сочетание психодиагностических свойств, проявляющихся в деятельности и поведении. Учение И.П.Павлова, отмечает А.Л.Тертель, о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяет три основных свойства нервной системы – силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов [10]. На основе сочетания этих свойств И.П.Павлов описал четыре основных типа высшей нервной деятельности:
1. сильный, уравновешенный, подвижный (СУП) – сангвиник;
2. сильный, неуравновешенный, подвижный (СНП) – холерик;
3. сильный, уравновешенный, инертный (СУИ) – флегматик;
4. слабый (С) – слабый
В результате этих исследований были выделены следующие психологические свойства, сочетание которых характеризует тип темперамента:
1. Сензитивность – возможность возникновения и скорость возникновения непроизвольных реакций на внешний раздражитель (воздействие) наименьшей силы.
2. Реактивность – сила эмоциональной, непроизвольной реакции на внешние и внутренние раздражители (например. На критическое замечание, обидное слово, угрозу, резкий и неожиданный звук и.т.д).
3. Активность – степень энергичности (активности) человека на пути к цели в своих действиях, поступках, в преодолении препятствий (целенаправленность, настойчивость, сосредоточенность внимания и.т.д.).
4. Соотношение реактивности и активности – степень зависимости деятельности человека от реактивности (случайных обстоятельств, настроений, желаний) или от активности (целей, намерений, стремлений, убеждений).
5. Темп реакций – скорость протекания психических процессов, реакций (движений, речи, запоминания, мышления и.т.д.).
6. Пластичность – лёгкость и гибкость приспособления к новым условиям, к внешним воздействиям.
7. Ригидность – инертность, косность поведения, привычек, суждений.
8. Экстраверсия – направленность человека вовне, на окружающее, зависимость его реакций от внешних раздражителей (впечатлений).
Интроверсия – направленность человека на себя, на свои переживания и мысли, зависимость его реакций от возникших у него образов, представлений.
9. Эмоциональная возбудимость – наименьшая степень воздействия, вызывающая эмоциональную реакцию и скорость её возникновения.
Проявление указанных психологических свойств в разных типах темперамента показано в таблице.
№ п/п | Психологические свойства | Проявление свойств в различных типах темперамента | |||
Сангвиник | Холерик | Флегматик | Меланхолик | ||
1. | Сила | + | + | + | - |
2. | Уравновешенность | + | - | + | - |
3. | Подвижность (инертность) | + | + | - | - |
4. | Сензитивность | Пониженная | Пониженная | Пониженная | Повышенная |
5. | Реактивность | Высокая | Высокая | Пониженная | Повышенная |
6. | Активность | Высокая | Высокая | Высокая | Невысокая |
7. | Соответствие реактивности ® и активности (A) | R=A | R>A | R=A | |
8. | Темп реакций | Ускоренный | Ускоренный | Замедленный | Замедленный |
9. | Пластичность (П) или ригидность (Р) | П | Р | Р | Р |
10. | Экстраверсия (Э) или интроверсия (И) | Э | Э | И | И |
11. | Эмоциональная возбудимость | Повышенная | Повышенная | Пониженная | Повышенная депрессивная |
Условно различают четыре этапа развития и формирования познавательного интереса:
1. Любопытство - проявление первоначальной познавательной потребности, элементарная стадия избирательного отношения, обусловленная внешними обстоятельствами, естественная реакция человека на все неожиданное, интригующее, привлекающее внимание - неустойчивый ситуативный интерес.
2. Любознательность - более высокая стадия интереса, ценное состояние личности, характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного, выраженностью эмоций, удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью.
3. Устойчивый (познавательный) интерес - характеризуется познавательной активностью, избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией (главное место занимают познавательные
мотивы), ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие.
4. Теоретический интерес - ученик стремится познать сложные теоретические вопросы и проблемы конкретной науки, использовать имеющиеся знания как инструмент познания.
Указанные стадии не изолированы друг от друга и в реальном учебном процессе встречаются во взаимосвязи, в комплексе.
В толковом словаре В.И.Даля понятие «любознательность определяется как отдельное любопытство, любовь к наукам, познание, желание поучаться».
Ожегов С.И. предлагает трактовку этого понятия: «любознательный – склонный к приобретению знаний, пытливый». (Ожегов С.И., 1998).
Проблема развития любознательности является одной из актуальных на современном этапе в связи с модернизацией системы образования. Исследованием любознательности занимались многие ученые, такие как В.А.Абраменко, Г.Ананьев, А.И.Анастасиев, А.И.Крупнов, С.И.Кудинов, А.М.Матюшкин, Н.А.Погорелова и др.
Любознательность, отмечает Д. Е. Берлайн, является первоначальным этапом в формировании устойчивой познавательной активности и начальным этапом познавательной направленности[11]. Любознательность возникает на базе эпизодического ситуативного проявления интеллектуальной активности, что позволяет связать ее с ориентировочным рефлексом и ориентировочной деятельностью ребенка. Важной базой для возникновения любознательности, являются сенсорные навыки и умения (видеть, слушать и т.д.). Любознательность выступает как первоначальная форма познавательного интереса, одновременно являясь условием успешной умственной деятельности. Как форма активности, любознательность охватывает все психические процессы: следовательно, на ранних этапах её можно считать своеобразным психическим состоянием, выражающим высокую активность психических процессов, с явной тенденцией к устойчивости. Условия и пути формирования, степень проявления и другие особенности любознательности зависят как от внешних объективных причин, так и от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
«Разумное объединение образования с трудом, - как считает В.А.Сухомлинский, - служит источником пытливости, любознательности, интереса к знаниям»[12].
В практике современного образования проблема развития познавательной активности рассматривается с проблемой личностного роста, успешности учащихся в обучении, качественной успеваемости, продуктивности и самостоятельности в различных видах деятельности. Выраженная познавательная активность личности способствует эффективному восприятию, переработке знаний, произведению самостоятельного интеллектуального продукта, в связи, с чем развитие познавательной активности личности выступает одной из важнейших задач современного образования.
Любознательность входит в число социально одобряемых качеств, указывает Т.А.Гусева, личности[13]. Она формирует широкий кругозор и развитие таких образований, как общительность, уверенность в себе, трудолюбие и др.
Н.С.Шумакова проводит параллель между любознательностью и исследовательской активностью15. Автор считает, что любознательность является источником познавательного и творческого развития, ярко выражается в постановке ребенком бесконечных и разнообразных вопросов. Кроме того, исследователь отмечает, что пик любознательности приходится на младший подростковый возраст. Это обусловлено становлением основных психологических новообразований данного возрастного периода. Стремление к самоутверждению, потребность быть и казаться взрослым вынуждают подростка проявлять самостоятельность в добывании новой информации.
В школьном детстве любознательность личности обусловливает сформированность учебно-познавательного интереса, эффективность учебной деятельности, высокую успеваемость и качество усвоения новых знаний. Любознательные школьники любят читать энциклопедическую и справочную литературу, дающую разнообразную информацию об изучаемых явлениях.
Любознательность и инициативность, как формы проявления познавательной активности, обеспечивают стремление личности к познанию. Любознательные и инициативные субъекты «легки на подъем», чаще проявляют тенденцию к освоению окружающего мира, у них ярко выражена познавательная потребность.
Характеристика любознательности младших подростков свидетельствует о широте вариативности, высоком уровне активности познания, стремлении самоутвердиться и самореализоваться как в учебной, так и в других видах деятельности. При этом младшие школьники испытывают целую гамму эмоциональных переживаний от удовольствия, радости, восторга до раздражения, беспокойства, разочарований.
Таким образом, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие скорость психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными на протяжении жизни. Выделяют 4 типа темперамента:
· холерик,
· сангвиник,
· меланхолик,
· флегматик.
К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые:
1. регулируют динамику психической деятельности в целом;
2. характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
3. имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;
4. находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента.
Любознательность, является первоначальным этапом в формировании устойчивой познавательной активности и начальным этапом познавательной направленности. Любознательность возникает на базе эпизодического ситуативного проявления интеллектуальной активности, что позволяет связать ее с ориентировочным рефлексом и ориентировочной деятельностью ребенка. Важной базой для возникновения любознательности, являются сенсорные навыки и умения (видеть, слушать и т.д.). Любознательность выступает как первоначальная форма познавательного интереса, одновременно являясь условием успешной умственной деятельности. Как форма активности, любознательность охватывает все психические процессы: следовательно, на ранних этапах её можно считать своеобразным психическим состоянием, выражающим высокую активность психических процессов, с явной тенденцией к устойчивости. Условия и пути формирования, степень проявления и другие особенности любознательности зависят как от внешних объективных причин, так и от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Любознательность и инициативность, как формы проявления познавательной активности, обеспечивают стремление личности к познанию. Любознательные и инициативные субъекты «легки на подъем», чаще проявляют тенденцию к освоению окружающего мира, у них ярко выражена познавательная потребность.
Характеристика любознательности младших подростков свидетельствует о широте вариативности, высоком уровне активности познания, стремлении самоутвердиться и самореализоваться как в учебной, так и в других видах деятельности.
Любознательность это не «острый интерес к знаниям вообще», не переходная ступень от «любопытства к познавательному интересу», а вполне «самостоятельное» свойство личности - т.е. система мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих состояние готовности и постоянство стремлений индивида к освоению новой информации.
Учителю необходимо учитывать особенности темперамента учащихся, с целью создания оптимальный для учеников условий обучения. Рассмотрим некоторые конкретные рекомендации. Однако прежде заметим, что преподаватель должен все время помнить, что в результате соответствующего воспитания, педагогического воздействия у учащихся с разным темпераментом можно и нужно воспитывать положительные качества, обеспечивающие гармоничное развитие каждого школьника.
Учебно-воспитательная работа с сангвиниками: В отношении живых, общительных, энергичных сангвиников – нужно опираться на эти, характерные для них качества, пытаясь помочь им самоутвердиться среди сверстников, выработать свой индивидуальный стиль деятельности.
Вместе с тем нужно учесть, что такие черты, как собранность, аккуратность, формируются у сангвиников с большим трудом, нежели у детей с другим темпераментом. Частая снисходительность к «мелким», на первый взгляд, нарушениям правил, порядка (не убрал учебники, разбросал карандаши, не повесил пальто на вешалку и т. д.), отсутствие контроля за поведением, действиями способствуют разрушению полезных привычек у сангвиников
(затрудняет их формирование).
Общительность детей-сангвиников располагает к ним окружающих, однако часто за внешней формой поведения маскируются не очень привлекательные черты характера (прилипчивость, навязчивость). Податливость и пластичность нервной системы, способствующие легкому вхождению в новую обстановку и в новую деятельность, подчас оборачиваются отрицательной стороной: ребенок меняет одну игрушку за другой, имеет много товарищей, но ни одного друга, за все берется, но редко доводит начатое до конца. Поэтому одной из задач воспитания ребенка-сангвиника является формирование у него устойчивых привязанностей, интересов. Не следует ограничивать живость и активность сангвиника, однако полезно учить его сдерживать при необходимости свои порывы, считаться с притязаниями других.
Учебно-воспитательная работа с холериками: В отношении холериков необходимо учитывать, что часто именно характерные для них активность, подвижность, напористость, эмоциональность, помогают им занять в «детском обществе» благоприятное положение. Поэтому целесообразно использовать любимые ими подвижные и спортивные игры при формировании «Я- концепции», оптимизации взаимоотношений этих детей со сверстниками.
Холерики легко возбудимы, как правило, очень энергичны. Сложность обучения и воспитания возбудимого ребенка нередко усугубляется неправильным отношением к нему взрослых, которые любой ценой пытаются препятствовать активности ребенка, сдерживают его подвижность. Не надо запрещать ему быть активным, не надо водить его за руку, читать нотации. Гораздо целесообразнее поддержать его полезное увлечение, стремиться так организовать жизнь, чтобы его активность находила полезное применение.
Как это ни кажется странным, «неутомимый» холерик нуждается в особо щадящем режиме. Целесообразно ограничить все, что возбуждает нервную систему, особенно во второй половине дня, перед сном.
Возбудимым детям полезны все виды занятий, помогающие развитию сообразительности, сосредоточенности: настольные игры, конструирование, выпиливание, рисование – словом, все то, что может увлечь и требует усидчивости. Очень хорошо, если ребенок имеет постоянное трудовое поручение, это дисциплинирует, воспитывает умение управлять собой.
От школьников-холериков учитель должен постоянно, мягко, но настойчиво требовать обдуманных, спокойных ответов, воспитывать у них сдержанность, ровное отношение к товарищам, взрослым. Во время выполнения учебного задания у холериков следует формировать умение последовательно, по определенному плану вести работу, необходимо от них требовать добросовестного отношения к работе в процессе всего выполнения задания. Но вместе с тем нельзя забывать об особой силе игрового общения, опоры на значимые для младших школьников мотивы деятельности. (игровые, соревновательные, самоутверждения и др.)
Важно оценить по достоинству и присущие таким детям решительность, смелость, энергичность, устойчивость их интересов, нередко проявляющуюся инициативность.
Учебно-воспитательная работа с флегматиками: В процессе учебной работы школьнику-флегматику нередко мешает его медлительность. В тех случаях, когда необходимо быстро сообразить, быстро запомнить, быстро что-либо сделать, флегматик проявляет полную беспомощность. Вместе с тем если уж он запоминает, то надолго и основательно. Педагог должен как можно чаще активизировать деятельность флегматичных учеников, бороться с равнодушием, излишним спокойствием и медлительностью, заставлять их работать в постоянном темпе, вызывать эмоциональное отношение к изучаемому, к процессу деятельности.
Частой ошибкой при воспитании флегматиков является предъявление к ребенку требований без учета его природных особенностей, проявление недовольства нерасторопностью, неловкостью. Окрики, угрозы, подталкивания еще ни одному флегматику не помогли стать быстрым. Наоборот, такой сильный раздражитель, как окрик, оказывает тормозящее действие на ребенка, и, вместо того чтобы торопиться, он действует еще медленнее.
В дидактических играх, конструктивной деятельности особенно заметными для окружающих становятся такие значимые для успеха качества флегматиков, как уравновешенность, терпимость, способность к длительному сосредоточению, невозмутимость, самообладание, старательность, аккуратность. На эти качества следует опереться и при оказании помощи флегматику в выработке у него индивидуального стиля деятельности.
В целях же преодоления возможных инертности, вялости следует включать флегматика и в такие виды деятельности, которые требуют от ребенка и двигательной активности – занятия гимнастикой, подвижные игры, походы, коллективный труд и др. Нельзя медлительных детей объединять в коллективном труде с теми, чей темп значительно выше. Это важно учитывать и при проведении спортивных игр и упражнений.
В силу высокой ригидности флегматики медленно привыкают к новым условиям жизни. Этим детям трудно привыкать к школе, к учителям, трудно приспосабливаться к новому режиму, новым требованиям, расставаться с родителями, знакомиться с новыми детьми. Флегматикам нужно помочь преодолеть эти трудности. Чтобы развить умение приспосабливаться к новым условиям, полезно давать ребенку поручения, требующие общения с детьми или со взрослыми.
Учебно-воспитательная работа с меланхоликами: В учебной работе меланхолики не способны переносить сильные и длительные напряжения, что объясняется быстрым переходом клеток из мозга в состояние охранительного торможения. У учащихся с меланхолическим темпераментом следует развивать общительность, чувство коллективизма, воспитывать чувство дружбы и товарищества.
В обучении ребенка-меланхолика особенно важно соблюдать щадящий режим и принцип постепенности. Прежде всего, следует ограничить шум, количество игрушек, сузить круг знакомств, ведь малыш не переносит сильных раздражителей. Но в то же время надо приучать ребенка не бояться шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку, уметь активно действовать с новой игрушкой.
Дети со слабой нервной системой требуют бережного отношения: на них нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность и строгость, наказывать – все эти меры вызовут слезы, замкнутость, повышенную тревожность и другие нежелательные реакции. Говорить с такими детьми следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку.
Надо учесть, что меланхолики – интроверты. Они чаще планируют свои действия без побуждения со стороны других людей. Очень важно помочь им найти друзей, преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю тревожность.
У меланхоликов необходимо развивать стремление к активности, умение преодолевать трудности. Следует поддерживать положительные эмоции этих детей.
Детям этого темперамента обычно легче проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной и др ). Важно учитывать это в процессе воспитательной и коррекционной работы.
Осуществление учителем педагогически оправданного подхода к школьникам с различными типами темперамента – важная психологическая предпосылка успешности их учебных занятий и внеклассной деятельности.
Формирование любознательности младших школьников представляет собой целенаправленный процесс, предусматривающий поиск путей и способов его организации через включение школьников в поисково-информационное, рефлексивно-корректировочное и творческое направления учебной деятельности, что способствует качественным изменениям внутриличностной сформированности данного интереса школьников и осознанности их профессионально-личностного самоопределения.
Диагностика учащихся в ходе наблюдения, анкетирования, интервьюирования, эксперимента, анализа устных ответов и письменных работ учащихся и проведенный анализ ее результатов позволяют с уверенностью говорить о целесообразности проведенной работы. Т.е. при создании условий для формирования познавательного интереса, при целенаправленной и регулярной деятельности педагога по его развитию у школьников действительно достигается более высокий уровень любознательности, креативных способностей личности, что ведет за собой качественный рост результатов.
Не менее важным для привлечения детей к накоплению и расширению круга представлений в изучаемой области, оказалось, обогатить учащихся новыми яркими впечатлениями. Для этого необходимы посещения музеев и других учреждений культуры, встречи с интересными людьми – источником живой и действенной информации.
В любом случае возможно развитие любознательности. И это во многом зависит от воспитания в семье и грамотно организованного учебно-воспитательного процесса. Нужно заинтересовать ребенка, привлечь его к творческой деятельности.
Диагностика учащихся в ходе наблюдения, анкетирования, экспертной оценки, анализа устных ответов и письменных работ учащихся и проведенный анализ ее результатов позволяют с уверенностью говорить о целесообразности проведенной работы. Т.е. при создании условий для формирования познавательного интереса, при целенаправленной и регулярной деятельности педагога по его развитию у школьников любознательности, действительно достигается более высокий уровень познавательного интереса, креативных способностей личности, что ведет за собой качественный рост познавательной активности (любознательности).
Для развития познавательного интереса младших школьников можно дать следующие методические рекомендации:
- Важно умение учителя конкретизировать приемы организации внимания школьников с учетом индивидуальных особенностей их темперамента.
- В начале урока учитель должен организовать внимание школьников, создать готовность их к серьезной умственной работе.
- Зная, что внимание сангвиника отличается подвижностью, учитель с первых минут урока должен стараться держать такого ученика в поле зрения и направлять его сосредоточенность на учебную работу. На парте не должно быть ничего постороннего.
- Для переключения внимания школьников- холериков необходимо найти соответствующие данной ситуации приемы быстрого вовлечения в учебную работу. Определенное знание здесь имеют обращения учителя к ученику с такими вопросами, как: "Что было задано на дом?", "Какие трудности были при подготовке к уроку?", привлечение школьников к раздаче классных тетрадей, к помощи учителю в подготовке к пользованию на уроке приборами, наглядными пособиями. Не стоит обращаться с такими детьми резко.
- Для детей меланхолического темперамента показательно медленное сосредоточение внимания в начале урока. Устный опрос, контрольная работа, новый вид занятий – являются для них сильными раздражителями, вызывающими повышенное переживание. Зная это, учитель должен стремиться отвлечь внимание школьника от его эмоционального состояния и направить его на учебную работу, чему будет способствовать создание в классе спокойной обстановки.
- Учащиеся флегматического темперамента при слушании нового материала в случаях, когда требуется быстрота, сообразительность, не всегда успевают следить за ходом мысли учителя. В таких случаях следует излагать материал более размеренным темпом, стараться проверить усвоение нового.
- Нужно побуждать ученика к проявлению уравновешенности в поведении, настойчивости и терпеливости в работе.
Осуществление учителем педагогически оправданного подхода к школьникам с различными типами темперамента – важная психологическая предпосылка успешности их учебных занятий и внеклассной деятельности.
Список используемой литературы
- Либин А.В. Дифференциальная психология - М: изд.СМЫСЛ, 2000.
- Тертель А.Л. Психология в вопросах и ответах». - М.: 2004 г.
- Абраменко В.А. Особенности интеллектуальных качеств в структуре характера // Вопросы психологии.- 1970.- № 4.
- Базаркина Е. В. Национально-психологические особенности любознательности учащихся. Автореф. дис. ... канд. псх. наук. - Барнаул, 2001.
- Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие.- Пятигорск, 1990.
- Бодалев А. А., Психология о личности, - М., 1988.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.-М.: «Юрайт» 2002.
- Гусева Т. А. Стилевые аспекты любознательности // Монография. - Бийск: НИЦ БиГПИ., 2000.
- Даниличева Н.А., Балакирева Л.А. Психология профессионального успеха. - Санкт-Петербург, ООО "СЛП", 1998.
- Ильина.А.И. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. - М., 1979.
- Кант Иммануил, Сочинения (Антропология), - М., 1966.
- Кон И.С. «Психология ранней юности» М., 1989.
- Крупнов А. И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности // Системные исследования свойств личности. - М.: УДН, 1994.
- Крутецкий В. А. Любознательность. - Педагогическая энциклопедия. В 4Т. - М., 1965. - Т. 2. - 696 с.
- Крысько В.Г. , Социальная психология, - М., 2001.
- Кудинов С. И. Психология любознательности6 теоретические и прикладные аспекты. Монография. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. - 276 с.
- Кудинов С.И. Полоролевые аспекты любознательности подростков // Психологический журнал. - 1998. Т.19. - № 1.
- Кудинов С.И. Психологическая природа любознательности старшеклассников: уч.пос. - Горно-Алтайск: Изд. Г-АГУ. - 1996.
- Левитов Н. Д. Психология характера, изд. 3. М.: Просвещение, 1969.
- Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. // Вопр. психол. - 1982. - № 4.
- Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – М.:1964.
- Небылицин В. Д., Психофизиологические исследования индивидуальных различий, - М., 1976.
- Проколиенко Л. Н. Формирование любознательности у детей дошкольного возраста. - Киев: Рад. школа, 1979.
- Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.
- Р.С. Немов Психология - М: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1999.
- Рубинштейн С. Л. Темперамент и характер. - Основы обшей психологии М., 1946.
- Рупчева И.В., Темперамент. Психофизиологические особенности человека. – Просвещение. 2003.
- Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека// Психологический журнал.-1989.-Т.10,-№ 1.
- С. Степанов, «Что вы знаете и чего не знаете о себе и других», - М., 1994.
- Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС. 1999.
- Сухомлинский В.А. Избранные труды, .- М., 2006.
- Учебник Психология под о/ред. А.А.Крылова - М: ПРОСПЕКТ, 2000.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 512 с., ил.
- Шумакова Н. Б. Диалог и развитие творческой активности у детей. // Развитие творческой активности школьников./Под ред.Матюшкина А.М. - М.: Педагогика, 1991. - С. 10-35.
- Ю.Б. Гиппенрейтер Введение в общую психологию - М: 1996.
- Юркевич В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей. // Вопр. психол. - 1980. - № 2.
[1] Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие.- Пятигорск, 1990. – С. 56.
[2] Р.С. Немов Психология - М: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1999. – С. 36
[3] Рупчева И.В., психолог. Темперамент. Психофизиологические особенности человека. – Просвещение. 2003. – С.78.
[4] Справочники ИНФРА-М Современная психология – М.: Просвещение. 1999. – С. 23.
[5] Небылицин В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М.: Просвещение. 1976 г. – С. 45.
[6] Крысько В.Г. Социальная психология - М.: Просвещение. 2001. – С.54.
[7] Рупчева И.В. Темперамент. Психофизиологические особенности человека.– М.: Просвещение. 2003. – С. 15-25.
[8] Там же. – С.28
[9] Крысько В.Г. Социальная психология. - М.: Просвещение. 2001. – С.89-102
[10] А.Л. Тертель. Психология в вопросах и ответах. - М.: Просвещение. 2004. – С. 25.
[11] Берлайн Д. Е. Любознательность и поиск информации. // Вопр. психол. - 1966. - № 3. – С.5.
[12] Сухомлинский В.А. Избранные труды. М.: Просвещение. 2006. – С.112.
[13] Гусева Т. А. Стилевые аспекты любознательности // Монография. - Бийск: НИЦ БиГПИ. 2000. – С.13.
14 Шумакова Н. Б. Диалог и развитие творческой активности у детей. // Развитие творческой активности школьников./Под ред.Матюшкина А.М. - М.: Педагогика, 1991. - С. 10-35.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младших школьников
Рекомендации классному руководителю...
Нарушения письменной речи и специфика их проявлений у младших школьников.
В статье даны определения дисграфии и дислексии, подробная симптоматика и дифференциальная диагностика....
Доклад «Изучение уровней проявления воспитанности младшего школьника».
Изучение и соотнесение государственных ориентиров с ценностными ориентирами педагогов, детей и их родителей....
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника...
Роль свойств темперамента в проявлении любознательности младших школьников
Темперамент отражает динамические аспекты поведения, указывает исследователь Р.С.Немов, преимущественно врождённого характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению...
Статья на тему:"Проявление интереса младших школьников к творческим письменным работам во внеурочной деятельности".
Проявление интереса младших школьников к творческим письменным работам во внеурочной деятельности....
«Определение критериев и уровней диагностики проявления изобретательности младших школьников и разработка условий, методов и приёмов развития изобретательности детей на занятиях по оригами».
В статье представлены разработки критериев и уровней диагностики проявления изобретательности детей и предлагаются, методы и приёмы развития креативног творчества младших школьников на зан...