Выступление на РМО "Формирование УУД во внеурочной деятельности
методическая разработка на тему
Система воспитательной работы в нач классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_vo_vneurochnoy_deyatelnosti_rech.docx | 38.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на РМО
Тоцкого района
Тема:
«Формирование УУД во внеурочной деятельности».
Учитель начальных классов
ДавыденкоР.В.
2015г.
« Не для школы, для жизни учимся» ( латинское изречение)
«Главной задачей образования является производство компетентных людей – людей которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и … чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении сей своей жизни» ( американский ученый Малкольм Ноулз)
Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения проблем. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Нам необходимо создать условия для проявления и развития различных способностей, специальную систему поддержки талантливых учеников, расширять систему олимпиад, конкурсов, соревнований и т.д.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения является преемником многих идей, реализованных в предшествующих образовательных программах. Несомненными его отличиями являются: особое внимание к освоению образовательными учреждениями новых направлений деятельности; совершенствование спектра образовательных услуг; создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования. Кроме этого, значительно усиливается воспитательная составляющая деятельности школы. В ее задачи входят привлечение ребят в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. А это, в свою очередь, означает возрастание роли внеурочной работы, в рамках которой создаются дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого.
В материалах по ФГОС констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.
Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
Задачи внеурочной деятельности:
-расширение общекультурного кругозора;
-формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
-включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
-формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
-участие в общественно значимых делах;
-помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;
-создание пространства для межличностного и межвозрастного пространства.
Наша задача создать пространство детства в школе, возможность ребенку сменить статус неуспевающего на успешного, роль ученика – на роль ребенка; подростка – на спортсмена, художника, актера и т.п. Кроме того, именно в пространстве дополнительного образования и внеклассной работы появляется реальная возможность расширить круг общения как взрослых, так и детей, найти друзей среди ребят другого возраста, включиться в общение с руководителями творческих объединений, которые не являются их учителями и, следовательно, не знает о учебных успехах и неудачах.
внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, представленная социально значимыми акциями, КТД, беседами и встречами, культурно- просветительскими мероприятиями, различными формами содержательного досуга (праздниками, смотрами, конкурсами, фестивалями т.п.
Всякий коллектив сплачивают единые цели и деятельность, поэтому каждый месяц имеет ключевую тему, соответствие разработанной и утвержденной нами программе, КТД. Все это объединяет школу на месяц по решению определенных задач, хотя каждый класс делает на своем возрастном уровне. Получается за год 9 больших блоков, это месячники, тематические недели, интеллектуальные марафоны.
Например, сентябрь очень важен для установления нормальных отношений среди учащихся: в классах появляются новые ученики, многие ребята могут измениться за лето и в положительную сторону, и наоборот. Среди наших учеников много детей из соседних сел - Амерханово, Сайфутдиново, Преображенка, Саиновка. Поэтому очень важен период адаптации детей, которые с 1 класса вынуждены каждый день приезжать в другую школу. Ведь именно среди своих сверстников ребенок занимает свое определенное место, проявляет свои главные качества. Поэтому ключевой темой начала учебного года мы определили тему: «Я среди людей. Мир вокруг меня».
Наши педагоги уверены в том, что школа диалога культур способна не только решить проблему использования национальных ценностей как средства объединения детей на уровне человеческого эмоционально-насыщенного общения, но и раскрыть перед каждым из них возможности внесения своего вклада в укрепление и обогащение этих ценностей.
Культура межнационального общения невозможна без сформированности у субъектов воспитательного процесса такого качества личности, как толерантность, представляющая проявление отношений человека к другим людям, это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Мы хотим, чтоб ученики поняли: толерантность - это часть культуры человека XXI века. В воспитании толерантности прослеживается цепочка: семья – школа – село – страна.
В сентябре дается старт месячнику помощи пожилым людям «Дорогие мои старики» (1.09-1.10)
Весело и активно проходит вместе с родителями традиционный праздник «Золотая Осень».
Команды соревнуются в «конкурсе букетов», «Осенних блюд», «Художественных номеров».
Творчески подходят школьники к месячнику по озеленению школы «Сделаем наш дом уютней».
В 1-4 классах проводится праздник «Посвящение в школьники». На нем ребята знакомятся, учатся общаться, играют, соревнуются.
Именно в коллективе личность выходит на процессы «самости»: самоопределяется, самореализуется, самосовершенствуется.
Поэтому ключевой темой октября становится « Я познаю себя»: ведь мы понимаем, что ребенок развивает, воспитывает, строит себя сам; он достигает того, на что достает его собственных сил и своевременной помощи извне. Вот в этой своевременной помощи извне и заключается дело воспитания.
Наши педагоги понимают, что для обеспечения воспитательного процесса новыми технологиями работы с учениками принципиально важно использовать методы и формы работы, положительно влияющие на развитие личности каждого ученика, которые в центр всей образовательной системы ставят личность ученика, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Главной целью становится разностороннее, свободное и творческое развитие учащегося, формирование у него положительной « Я» - концепции. Нам близок социокультурологический подход к воспитанию, разработанный Н.Е. Щурковой и рассматриващий воспитание как «питание человека всеми достижениями человеческой культуры». Воспитание – это постоянное восхождение к культуре и воссоздание культуры. Цель воспитания – формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека, не уничтожая в нем свободы проявления собственного «Я», черт индивидуальности. Таким образом, программа воспитания – это своеобразный алгоритм педагогического мышления: норма – человек – «Я» - общество – жизнь, достойная человека.
Поэтому интересно проходит праздник «Нашим учителям посвящается». Ребята демонстрируют свои таланты, придумывают конкурсы, рисуют поздравительные газеты, удивляют юмористическими грамотами учителям.
Проводимый в октябре интеллектуальный марафон « Умники и умницы» дает возможность каждому ученику творчески проявить себя, иногда с самой неожиданной стороны. Также и заседания пресс-клуба «Ступени»: выпуск классной газеты «Кто Я», рукописных книг «По ступенькам мудрости», « С нами не соскучишься», «Наша классная семья».
Ключевая тема ноября – «Здесь родины моей начало…»
Любовь к Родине, патриотизм начинается с любви к близким, к дому, к школе. Вот почему гражданско-патриотическое воспитание в школе имеет четко обозначенную линию: семья - школа – родное село – родная страна.
По традиции в ноябре мы проводим конкурс инсценирования патриотической песни «Песня в истории моей страны». При инсценировании песни используются свои плакаты, рисунки, возможности медиа проектора, кадры военных лет, но самое главное – от души спеть песню. Ребята стараются узнать историю создания песни, обращаются за помощью к родителям, педагогам музыкальной школы.
Гордостью нашей школы и односельчан является школьный комплексный краеведческий музей, без экскурсии в который не обходится ни одно значимое мероприятие. Посещая музей, ребята узнают, что село основано в 1830 году переселенцами из Курской, Воронежской и Харьковской, Полтавской губерний. Поэтому жители села имеют и украинские, и русские корни. Первым переселенцам казалось, что это идеальное место указал им сам Бог, отсюда и название села – Богдановка.
Богом данная земля привлекала многих, поэтому рядом с селом чуть позже обосновались представители других наций: Амерханово, Сайфутдиново. Перемещалось население сел, стали они многонациональными. Однако каждая нация пытается, пусть даже по крупинке, возродить свой язык, культуру, сохранить и вспомнить обычаи, традиции, обряды.
Так же мы празднуем Праздник Белых Журавлей, предложенный поэтом Расулом Гамзатовым, - праздник Памяти и Поэзии. Каждый класс рисуют герб, читают стихи, вспоминают погибших на войне.
Ключевая тема декабря – « Во мне взрослеет гражданин». Именно в декабре по традиции в школе мы проводим неделю правовых знаний (10 декабря – Международный день прав человека, 12 декабря – день Конституции РФ). В начальных классах проходят классные часы по правилам дорожного движения, о правах ребенка и правилах безопасности Знакомим ребят с мемориальными досками на стене школы в честь выпускников школы – Героя Советского Союза Арендаренко И.И. и Героя Социалистического Труда Мохунова Г.А. Судьбы наших выпускников-героев служат примером для молодых, что в жизни можно заслужить признание народа и трудовыми, и боевыми успехами. В декабре мы торжественно принимаем первоклассников в «Светлячки» Так как в школе работает пионерская дружина им А. Матросова. Для детей проводится праздничная программа с героями сказок. Сказочные персонажи знакомят ребят с символами детского объединения: девизом, заповедями, песней-гимном. В конце праздника всем первоклассникам вручается паспорт «Светлячков».
В декабре открывается мастерская Деда Мороза: ребята рисуют газеты, украшают окна, придумывают карнавальные костюмы. Фантазиям
искрометным идеям нет предела. Поэтому новогодний утренник «Путешествие в сказочную страну» проходит интересно и весело.
Ключевая тема января - « В союзе с красотой» реализуется в рамках разработанной в школе программы «В мире прекрасного». Традиционным стало в нашей школе проведение в январе « Недели искусства». Каждый день недели происходит что-то интересное и познавательное: проводятся викторины по искусству, конкурс «Умницы и умники», конкурсы рисунков. Всю неделю в библиотеке для ребят проводятся выставки книг по искусству и репродукции картин «Художники разных эпох».
С большим успехом в начальных классах проходит праздник «Прощай, Азбука» на котором ребята совершают увлекательное путешествие по страницам своей первой учебной книги. Первоклассники с огромным желанием учувствуют в конкурсах по страницам своей первой учебной книги. Первоклассники с огромным желанием участвуют в конкурсах, читают стихи, слушают песни, участвуют в викторине «Азбука научила нас дружить!» Вместе ребята демонстрируют знания букв, слогов и слов, проявляют смекалку и внимательность. Библиотекарь Зенина Татьяна Егоровна рассказывает, что в школе есть место, где всегда найдется интересная книга. Праздник получается легким, задорным, познавательным, чем и нравится всем ребятам.
Ключевая тема февраля «Растим патриотов». На первой недели ребята начальной школы учувствуют в концерте ко «Дню родной школы». Ребята ответственно готовятся к смотру строя и песни, посвященному Дню Защитника Отечества: разучивают девиз, речёвку, песню. Активно проходит строевая подготовка. Здесь очень важно плечо друга, взаимопонимание, взаимоподдержка.
В феврале проходят сборы, посвящённые героям-антифашистам и встречи с ветеранами Вов и ветеранами-интернационалистами.
Большую роль в воспитательной системе мы отводим работе с семьей. Ключевая тема марта - «Моя будущая семья». Взаимодействие с родителями в нашей школе носит характер «встречного» движения, что помогает избегать конфликтов между школой и родителями. Программа « Семья» дает возможность для реализации дополнительных возможностей сотрудничества семьи и школы в условиях профильной школы. Родители участвуют в проведении классных часов, походах, спортивных и творческих мероприятиях. Работает семейный клуб «Ладушка», где дети узнают о семейных традициях, ценностях и увлечениях.
.
К концерту учащихся «Праздник наших мам и дам» ребята готовят фотоколлажи по классам « Мамы наши любимые», « Когда мой папа был солдат».
Очень тактично и ненавязчиво предлагают педагоги школы возможности продемонстрировать свою культуру для учеников различных национальностей. Это классные часы «Расскажи мне о себе», рассказ о поездке на каникулах на свою историческую родину, подготовка докладов и рефератов на НОУ по темам, содержащим сведения о культуре своего народа: «Татарская национальная кухня», «Популярные песни и частушки жителей села Богдановки», «Оренбургский пуховый платок».
.
.
Ключевая тема апреля «Наше здоровье в наших руках». В апреле проходит месячник, посвящённый дню здоровья. Проводятся любимые детьми Веселые старты.
Традиционной становится акция «Украсим наш школьный двор», в рамках которой проводим конкурс на лучшую клумбу. Итоги этого конкурса объявляются1 сентября на Линейке. В этом году наш 3 класс получил 1 место за свою клумбу и приз – настенные часы. Клумбы, конечно, помогали делать наши родители: вырезали из баллонов поделки, приносили землю, красили. Так же проводим экологический субботник во дворе школы и возле памятника.
Ключевая тема мая: «Вот и стали мы на год взрослее». 9 мая под эгидой Вахта Памяти проводилась акция «Бессмертный полк». Жители села Богдановка вышли с портретами фронтовиков, чтобы почтить их память. Дети гордо и мужественно держали плакаты своих дедов и прадедов, неся в сердце подвиги своих героев. После митинга бабушки подходили и благодарили учителей за большую проделанную работу. Подготовка к акции в этом году началась раньше обычного, так как хотелось сделать акцию полной и понятной, привлечь как можно больше фронтовиков, не потому что важно было именно количество, а чтобы донести информацию об этой акции до тех, кто о ней еще не знал. Мы также изготавливали сами стенды. Фотографии форматировали, увеличивали, обрабатывали. На сайте Подвиг народа искали информацию о наградах, если у близких такая информация не сохранилась. Изображение разных наград располагали рядом с данными фотографии. Движение «Бессметного полка» началось от порога школы до памятника «Вечного огня». Наши ребята принимали участие в областном конкурсе сочинений «Письмо потомка: Что я знаю о войне?» и заняли призовые места. На классных часах прошло обсуждение сочинений. Каждый ребенок с гордостью рассказывал о подвиге прадедушки.
На День детства у нас проводится праздник «Все мы на планете - Солнышкины дети». Начинается он традиционно с построения всей дружины на торжественную линейку и сдачи рапортов командиров отрядов. Затем проходит отчет всех министров школьного правительства и концерт. На празднике объявляются победители конкурсов «Лучший класс года» и «Лучший ученик года». В этом году наш 1 класс занял 1 место в этом конкурсе. А лучшим учеником стал Глущенко Олег.
В мае проводим экскурсии и походы по изучению родного края. Ребята ждут их с нетерпением.
Ожидаемые результаты:
-рост общей активности школьников при проведении школьных дел
-повышение познавательного интереса у учащихся
-повышение качества образования школьников
-повышение результативности участия в интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах, соревнованиях
-осознанный выбор профессии
-повышение уровня воспитанности, уровня развития коммуникативных навыков, организаторских способностей (укрепление сотрудничества учителей, учащихся и родителей)
-развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
Чем должны руководствоваться мы, учителя, для выполнения этих задач и достижения этих результатов?
Прежде всего, мы должны помнить следующие правила:
1.Главным есть не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
2.На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
3.Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
4.Необходимо чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
5.Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот , кто использует на практике.
6.Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
7.Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем.
8.Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их обучения.
9.Поощряйте исследовательскую работу учеников.
10.Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Все эти правила касаются всего учебно-воспитательного процесса: основного образования, дополнительного образования и внеурочной внеклассной деятельности.
По словам Герберта Спенсера (англ. философа, социолога и педагога) «Великая ценность образования – это не знания, а действия».
«Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, т.к. мало таких, которые бы научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» ( Л.Н.Толстой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на вебинаре на тему: "Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности ребёнка"
В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования, реализуется образовательным учр...
Выступление на пед. совете,2012, внеурочная деятельность.
Выступление на пед. совете,2012, внеурочная деятельность....
Выступление по теме "Модель организации внеурочной деятельности обучающихся"
Выступление на семинаре...
Статья для выступления на педагогическом совете "Организация внеурочной деятельности в начальной школе" (декабрь 2014 год)
"Целью данной работы является раскрытие смысла внеурочной деятельности в школе, знакомство коллег с направлениями этой работы....
Статья для выступления на педагогическом совете "Организация внеурочной деятельности в начальной школе" (декабрь 2014 год)
Цель работы: знакомство коллег с работой по данному направлению....
Выступление на городском семинаре. Система внеурочной деятельности младшего школьника при реализации ФГОС НОО.
Настоящее...будущее и прошлое......
Выступление на МО нач.классов "Внеурочная деятельность"
внеурочная деятельность...