Классный час, посвященный участникам блокады Ленинграда «Выжить вопреки…» с презентацией.
классный час (1 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, Динской район, станица Новотитаровская
Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования
Динской район «Средняя общеобразовательная школа №29
имени Героя Советского Союза Броварца Владимира Тимофеевича»
Сценарий урока мужества,
посвященный участникам блокады Ленинграда
«Выжить вопреки…»
Гавриленко Анна Сергеевна,
учитель начальных классов
2013 г.
Цель мероприятия – дать представления о блокаде Ленинграда, причинах ее возникновения, о героизме жителей блокадного города; привить чувство гордости и патриотизма за свою Родину.
Подрастающее поколение должно ценить и помнить, что для нас сделало поколение освободителей. Они подарили нам жизнь. Блокада Ленинграда имела огромное политическое и стратегическое значение. Советские войска в битве за Ленинград оттянули на себя до 15-20% вражеских сил на Восточном фронте и всю финскую армию, разгромили до 50 немецких дивизий. Воины и жители города показали образцы героизма и самоотверженной преданности Родине.
Звучит отрывок из седьмой симфонии Шостаковича, которая была названа «Ленинградской». Слайд 1,2.
Учитель: Слайд 3,4,5.
Февраль, какая длинная зима,
Как время медленно крадётся!..
В ночи ни люди, ни дома
Не знают, кто из них проснётся.
И поутру, когда ветра
Метелью застилают небо,
Опять короче, чем вчера,
Людская очередь за хлебом.
В нас голод убивает страх.
Но он же убивает силы...
На Пискарёвских пустырях
Всё шире братские могилы.
Анна Ахматова
Чтец 1. Слайд 6.
Птицы смерти в зените стоят,
Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг – он дышит.
Он живой еще, он все слышит Анна Ахматова
Слайд 7.
Одним из самых страшных событий военного времени стала блокада Ленинграда. День и ночь немцы бомбили славный город, отрезали все пути доставки продовольствия и связи с внешним миром, а город все равно устоял.
- Сегодня 27.01 – День снятия блокады Ленинграда (69 лет). Мы помним, чтим и гордимся теми, кто освободил город и его жителей. Давайте сегодня еще раз вспомним ветеранов-блокадников и события тех страшных лет.
Чтец 2. Слайд 8.
Да! У ВОЙНЫ – не женское лицо,
Её глазницы – не глаза Мадонны…
Не молоком, а злобой и свинцом
Она свои питает батальоны.
Не матери Войну пускают в мир,
Не женщины Солдат рожают в муках,
И не пропавший порохом мундир
Они мечтают застегнуть на внуках!
Да! У ВОЙНЫ – не женское лицо,
Её глазницы – не глаза Мадонны…
Не молоком, а злобой и свинцом
Она свои питает батальоны.
Не матери Войну пускают в мир,
Не женщины Солдат рожают в муках,
И не пропавший порохом мундир
Они мечтают застегнуть на внуках!
Учитель: Слайд 9.
Захват Ленинграда был составной частью разработанного нацистской Германией плана войны против СССР – плана «Барбаросса». Вспомним хронологию событий. Слайд 10.
Чтец 3. Слайд 11, 12
В последний раз во сне тревожном,
Перекосив от боли рот,
Я прокричу неосторожно
Свое последнее: «Вперёд!»
И ты запомни: я не умер,
Я в бой ушел в последний раз.
В солдатском сердце замер зуммер,
И с миром связь оборвалась.
Михаил Дудин
Слайд 13
Шла эвакуация заводов, раненых – и вдруг все оборвалось. С крыш домов были видны огненные кольца от горящих деревень и вагонов на путях. «Товарищи! Мы в огненном кольце», – писала Ольга Берггольц.
Слайд 14
Что самое страшное, ведь там были дети, маленькие, но уже так повзрослевшие.
Раиса Яковлевна Артемова, ветеран труда СибУПК, жительница блокадного Ленинграда, вспоминает: «Я просила порезать кусочек хлеба на более мелкие части, чтоб было «много», а потом плакала, когда они, усохнув, становились маленькими».
Чтецы 5-7. Слайд 15,16,17
Все это называется – блокада.
И детский плач в разломанном гнезде...
Детей не надо в городе, не надо,
Ведь родина согреет их везде.
Детей не надо в городе военном,
Боец не должен сберегать паек,
Нести домой. Не смеет неизменно
Его преследовать ребячий голосок.
И в свисте пуль, и в завыванье бомбы
Нельзя нам слышать детских ножек бег.
Бомбоубежищ катакомбы
Не детям бы запоминать навек.
Они вернутся в дом. Их страх не нужен.
Мы защитим, мы сбережем их дом.
Мать будет матерью. И муж вернется мужем.
И дети будут здесь. Но не сейчас. Потом.
Елена Вечтомова
Учитель: Дни шли, и в городе настал ГОЛОД…Слайд 18
В колхозах и совхозах блокадного кольца с полей и огородов собирали все, что могло пригодиться в пищу. Однако все эти меры не могли спасти от голода. 20 ноября – в пятый раз населению и в третий раз войскам – пришлось сократить нормы выдачи хлеба. Воины на передовой стали получать 500 граммов в сутки, рабочие – 250 граммов, служащие, иждивенцы и воины, не находящиеся на передовой, – 125 граммов. И кроме хлеба, почти ничего. В блокированном Ленинграде начался голод.
Слайд 19
Хлеб на 40 % состоял из солода, овса и шелухи, а позже целлюлозы (в разное время от 20 до 50 %)
Слайд 20
От голода во время блокады погибло около 850 тысяч человек. Вечная им память.
Чтец 8. Слайд 21
Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
О. Бергольц
Слайд 22, 23, 24. Давайте вспомним сибиряков, ветеранов-фронтовиков Великой Отечественной войны:
Завертана Николая Васильевича, полковника в отставке, почетного ветерана г. Новосибирска, председателя союза ветеранов Краснознаменной Ленинградско-Павловской 85-ой мотострелковой дивизии, которая стоит в нашем городе на ул. Бориса Богаткова, участника обороны Ленинграда и Сталинградской битвы;
Обыскалова Валентина Ивановича, полковника в отставке, заместителя председателя Областного комитета ветеранов войны и военной службы, участника Курской битвы, освобождения Ленинграда, Прибалтики, Белоруссии, новосибирского военного историка;
Пермякова Николая Парфирьевича, ветерана труда, участника обороны Ленинграда, войны с Японией;
Богатко Виктора Владимировича, ветерана труда, чьи детские годы прошли в блокадном Ленинграде.
Среди нас с Вами живут или жили воины-сибиряки, которые ничего не боялись, шли к Победе. Это наши деды, прадеды… Вечная им память. Слайд 25
Слайд 26, 27
Звучит музыка военной тематики, или звук биения часов, ведущий просит всех встать. Минута молчания.
Литература:
Кислицын Н. Указ. соч. стр. 124
Мощанский И. Блокада Ленинграда. – БТВ 2004.
Павлов Д.В. Ленинград в блокаде. – М.: Военное изд-во МО СССР, 1958.
Песня Победы: Стихотворения. – Л.: Детская литература, 1985.
www.blokada.otrok.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для классного часа по теме "Блокада Ленинграда".
Данная презентация предназначена для 3-4 классов. ребята смогут больше узнать о блокаде Ленинграда, о детях блокады, о том, как геройски защищали ленинградцы и воины Советского Союза свой любимы...
Презентация к классному часу по теме "Блокада Ленинграда".
В данной презентации собран интересный материал и фотографии по теме "Блокада Ленинграда"....
Презентация к классному часу по теме "Блокада Ленинграда"
Презентация к классному часу по теме "Блокада Ленинграда", 25 слайдов с иллюстрациями...
презентация классного часа "Дню снятия блокады Ленинграда посвящается"
Дню снятия блокады Ленинграда посвящаетс...
Сценарий классного часа, посвященный снятию блокады Ленинграда "900 дней подвига"
Мероприятие, посвященное прорыву и снятию блокады Ленинграда, воспитывает патриотические чувства, вызывает уважение к старшему поколению и пробуждает чувство гордости за свой народ....
Мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда "Ты выстоял, великий Ленинград"
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями....
Классный час «Урок мужества, посвященный снятию блокады Ленинграда»
laquo;Урок мужества, посвященный снятию блокады Ленинграда»Цель: Создать условия для формирования гражданских и патриотических качеств через обращение к великому подвигу ленин...