Анализ ОРКСЭ 2014
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Анализ преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах в 2013/2014 учебном году
В 2013/2014 учебном году началось изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах.
Проведена большая предварительная работа. В 2011/2012, 2012-2013 учебном году на МС педагогических работников были изучены правовые акты, инструктивно-методические письма, регламентирующие проведение курса в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края.
Учитель Борисова В.А. прошла повышение квалификации.
Родители (законные представители) на родительском собрании были проинформированы об особенностях учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», основных целях и задачах изучения данного курса.
Задача курса – нравственное воспитание обучающихся на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса.
В процессе изучения курса использовались следующие методы:
1. Эвристические беседы;
2. Различные виды дискуссий (дебаты, диспуты)
3. Деловые и ролевые игры
4. Проектная деятельность
5. Работа в группах
По результатам изучения курса психологической службой была разработана анкета для учащихся 4 классов. Анкетирование прошли 23 человека (приложение 1). Учащиеся 4 класса с большим интересом освоили курс ОРКСЭ, усвоили много новых понятий благодаря красочному учебнику, использованию материала диска на уроке и дома, и готовы изучать курс дальше.
С 2013/2014 учебного года курс изучался в 4-х классах МОУ СОШ № 7 курс - «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-м классе:
∙ 4 класс – учитель Борисова В.А.
Учитель последовательно, глубоко, профессионально говорит с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывают перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.
Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности действий обучающихся (исполнительских, или ориентировочных).
При организации работы в группе учитель учитывает личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности и владения общекультурным материалом, а также степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности.
Данные опроса учителя, учащихся, родителей (законных представителей) свидетельствуют о положительном отношении педагогов к введению в учебный процесс школ нового курса «Основы религиозных культур и светской этики» (приложение 2).
Для повышения эффективности и информационной насыщенности анализа результатов социологического исследования был применен рейтинговый замер. В результате анализа ответов на блок логически связанных вопросов определяются группы «абсолютных сторонников» внедрения данного курса, «абсолютных противников» и «колеблющихся». В группу «абсолютных сторонников» входят те респонденты, которые на все вопросы данного блока ответили положительно. В блок вошли следующие направления:
∙ отношение к введению в учебный процесс нового курса;
∙ оценка характера учебных пособий по всем модулям курса;
∙ удовлетворенность подготовкой
∙ оценка качества проведенной подготовки на курсах повышения квалификации;
∙ ход освоения обучающихся данного курса;
∙ проявление интереса обучающихся к изучаемому курсу;
∙ оценка педагогами степени заинтересованности родителей (законных представителей) школьников в изучении их детьми нового курса.
Расчет этого рейтинга дал следующий результат:
66,7% – «абсолютные сторонники», «абсолютных противников» – не выявлено, 33,3 – «колеблющиеся». Это означает, что у учителей нет никаких претензий к качеству организации нового курса, его методической и дидактической подготовленности, уровню организации курсов повышения квалификации, сомнений в отношении необходимости его введения.
При конкретизации ответов о положительном эффекте введения учебного курса выяснилось, что, по мнению учителя, положительное значение введения нового курса скажется, в первую очередь, на расширении кругозора детей, их духовном и культурном развитии. Было отмечено, что введение курса будет иметь положительное влияние на воспитание культуры межнационального общения России, уважения к культурным, религиозным традициям; повышение нравственности детей, курс ОРКСЭ окажет положительное воздействие на формирование уважительного отношения к различным мировоззрениям и религиям.
Рассмотрим теперь вопрос об отношении учителя к качеству учебно-методических материалов, пособий, разработанных специально для апробации курса. Во-первых, обеспечены полным комплектом (учебное пособие для школьников, книга для учителя и программа курса) учитель не считает изложение материала трудным, считает, что пособия по основам светской этики, мировых религиозных культур, носят воспитательный и нравственно-развивающий характер.
Педагог высоко оценил полезность «Книги для учителя» в преподавании курса ОРКСЭ. считает эту книгу очень полезной для преподавания курса. В то же время отмечено, что для подготовки к урокам по данному курсу ему требуются дополнительные справочные и методические материалы.
Какие формы работы используются при проведении уроков нового курса?
При опросе учитель отметил, что это, в первую очередь, организация диалога с детьми, дискуссии по различным темам курса. Это означает, что преподавание курса проходит не в традиционной форме, когда учитель сначала рассказывает новый материал, а потом спрашивает учеников, как они его освоили, а в форме интерактивного взаимодействия учитель-ученик. Обучающиеся не заучивают содержание нового предмета, а осваивают его в ходе диалога, дискуссий с учителем.
Учитель считает, что освоение обучающимися данного курса идет хорошо, практически все ученики проявляют интерес к изучаемому курсу.
Учитель положительно оценивает заинтересованность родителей (законных представителей) обучающихся в изучении их детьми нового курса. Все родители заинтересованы, с пониманием и интересом отнеслись к введению нового курса, готовы поддержать его дальнейший ход, а между учителем и родителями (законными представителями) налажены, в основном, бесконфликтные отношения в процессе изучения нового курса.
В заключение можно сделать некоторые выводы:
∙ Учитель положительно относится к введению нового курса.
∙ Высоко оценено учителем качество работы курсов повышения квалификации подготовки кадров для нового курса.
∙ Качество учебных пособий и методических материалов нового курса также высоко оценено. Применяются новые методики преподавания, основанные на взаимном диалоге.
∙ Налажены бесконфликтные отношения между тремя равноправными сторонами учебного процесса: учителем, обучающимися и их родителями (законными представителями).
В качестве вывода можно сказать, что новый предмет вызывает интерес у детей и их родителей (законных представителей), участвующих в эксперименте. Родители (законные представители) осознают необходимость введения в школьный процесс нового учебного курса, что говорит об отсутствии навязывания им этой дисциплины.
Не было выявлено разногласий во взаимоотношениях родителей (законных представителей) с учителем, родители обсуждают со своими детьми изученные на уроках темы, что говорит о сотрудничестве семьи и общеобразовательного учреждения в процессе освоения обучающимися 4-х классов нового курса.
Директор МОУ СОШ № 7 Л.А.Спивак
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для учащихся 4 класса
1. На вопрос «Вам понравилось изучение курса ОРКСЭ в 4 классе?»
«Да» ответили 6 человек
«Нет» 1 человек
«Не знаю» 3 человека
2. На вопрос «Считаете ли вы, что объяснение учебного материала было интересным?»»
«Да» ответили 23 человека
«Нет» 0 человек
«Не знаю» 0 человека
3. На вопрос «Вы с удовольствием выполняли домашние задания?»
«Да» ответили 12 человек
«Нет» 0 человек
«Не знаю» 11 человек
4. На вопрос «Вы обращались к родным при выполнении домашнего задания?»
«Да» ответили 16 человек
«Нет» 5 человек
«Не знаю» 2 человека
5. На вопрос «Считаете ли вы, что изучать курс ОРКСЭ интересно, нужно и необходимо дальше?»
«Да» ответили 23 человек
«Нет» 0 человек
«Не знаю» 0 человек
6. На вопрос «Какие темы вам особенно понравилось изучать?» большинство учащихся ответили «Этикет», «Совесть», «Семейные праздники», «Любовь и уважение к Отечеству», «Золотое правило нравственности».
7. На вопрос «О каких понятиях вы узнали, изучая ОРКСЭ?» учащиеся ответили «Род», «Семья», «Совесть», «Государство», «Честь», «Достоинство», «Извинение» и т.д. Всего записано в словарь более 25 понятий.
8. На вопрос «Что вам помогало при изучении курса ОРКСЭ?» учащиеся ответили:
«Красочный учебник» ответили 8 человек
«Использование материала диска дома и на уроке» 10 человек
«Записи в тетради» 2 человек
«Мнение родителей» 3человек
9. На вопрос «Что особенно запомнилось при изучении курса ОРКСЭ?» учащиеся ответили: работа с материалом диска дома и на уроке.
10. Также ученики оставили добрые пожелания учителю и ученикам, которые будут изучать этот курс после них.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета учителя
В анкетировании в 2012/2013 учебном году принял участие 1 учитель, преподающий курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Итоги анкетирования:
1. Как Вы относитесь к введению в учебный процесс вашей школы нового курса «Основы религиозных культур и светской этики»?
1. Положительно - 1 человек
2. Скорее положительно
3. Безразлично
4. Скорее отрицательно
5. Отрицательно
6. Затрудняюсь ответить
2. В чем Вы видите положительное значение введения курса? Можно выбрать несколько вариантов ответа.
1. Расширение кругозора детей - 1 человек
2. Формирование уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям – 1 человек
3. Формирование патриотизма и гражданской солидарности – 1 человек
4. Формирование ценности здорового образа жизни – 1 человек
5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
6. Воспитание культуры межнационального общения, уважения к культурным, религиозным традициям народов России – 1человек
7. Духовное и культурное развитие детей – 1 человек
8. Повышение нравственности детей - 1 человек
9. Формирование уважительного отношения к старшим – 1 человек
10. Приобретение знаний о различных культурах, вероисповеданиях – 1 человек
11. Снижение уровня преступности, наркомании в подростковой среде
12. Приобщение молодежи к вере – 1 человек
13. Другое, напишите ______________________________________________
14. Затрудняюсь ответить
3. В чем могут выражаться отрицательные последствия введения курса? Можно выбрать несколько вариантов ответа.
1. Обособление представителей разных национальностей и религий
2. Дополнительная нагрузка на школьника – 1 человек
3. Формирование казенного отношения к религии, вере
4. Формирование замкнутых групп по этническому и религиозному признаку
5. Снижение уровня терпимого отношения к культурным, конфессиональным и религиозным различиям
6. Принудительное навязывание веры, религии
7. Другое, напишите ______________________________________________
8. Затрудняюсь ответить
4. Как Вы считаете, с введением учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школьную программу будет ли выдержан светский характер образования?
1. Да – 1 человек
2. Скорее да, чем нет – 0 человек
3. Скорее нет, чем да
4. Нет
5. Затрудняюсь ответить
5. Какой предмет (предметы) из комплексного учебного курса Вы преподаете в школе? Отметьте, пожалуйста, все, которые преподаете.
1. Основы светской этики - 0 человек
2. Основы мировых религиозных культур -1 человек
3. Основы православной культуры
4. Основы исламской культуры
5. Основы буддийской культуры
6. Основы иудейской культуры
6. Как Вы считаете, отражает ли курс интересы нерелигиозной части российского населения?
1. Да - 1 человек
2. В какой-то мере
3. Нет
4. Затрудняюсь ответить
7. Имеются ли у Вас учебно-методические материалы по предмету(ам), который(ые) Вы преподаете (учебные пособия для школьников, книга для учителя, программа курса)?
1. Да, все - 1 человек
2. Да, но не все
3. Нет
8. По Вашему мнению, носят ли воспитательный, нравственно-развивающий характер учебные пособия по следующим предметам курса? Отметьте, пожалуйста, ответ в каждой строке таблицы.
Учебные пособия | Да | Скорее да | Скорее нет | Нет | Трудно сказать |
8. Основы светской этики | 1 человек |
|
|
|
|
9. Основы мировых религиозных культур | 1 человек |
|
|
|
|
10. Основы православной культуры | 1 человек |
|
|
|
|
11. Основы исламской культуры | 1 человек |
|
|
|
|
12. Основы буддийской культуры | 1 человек |
|
|
|
|
13. Основы иудейской культуры | 1 человек |
|
|
|
|
9. Как Вы считаете, является ли изложение материала в учебных пособиях трудным для восприятия учащимися 4-х классов?
1. Да
2. Скорее да
3. Скорее нет - 1 человек
4. Нет
5. Затрудняюсь ответить
10. Если Вы считаете необходимым введение в школьную программу учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», с какого класса следует вводить этот курс?
1. С начальных классов (1-4 классы)
2. Со средних классов (5-6 классы) - 1 человек
3. Со средних классов (7-9 классы)
4. Со старших классов (10-11 классы)
5. Затрудняюсь ответить
11. На Ваш взгляд, могли бы знания о религиях преподаваться детям в основных общеобразовательных социально-гуманитарных дисциплинах (история, обществознание, окружающий мир, литература, мировая художественная литература и др.)?
1. Да
2. Скорее да, чем нет - 1человек
3. Скорее нет, чем да
4. Нет
5. Затрудняюсь ответить
12. Как Вы считаете, в какой форме должен преподаваться учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»?
1. В качестве обязательного предмета для всех учащихся - 1 человек
2. В качестве факультативного предмета для всех желающих
3. Данный предмет не должен преподаваться в школах
4. Затрудняюсь ответить
13. Привлекались ли к этой подготовке педагогов представители религиозных организаций?
1. Да
2. Нет - 1 человек
3. Затрудняюсь ответить
14. Как бы Вы оценили качество проведенной подготовки на курсах повышения квалификации?
1. Положительно - 1 человек
2. Скорее положительно
3. Скорее отрицательно
4. Отрицательно
5. Затрудняюсь ответить
15. На Ваш взгляд, достаточно ли краткосрочной подготовки учителей для преподавания данного учебного курса?
1. Да
2. Скорее да - 1 человек
3. Скорее нет
4. Нет
5. Затрудняюсь ответить
16. Используете ли Вы для подготовки к урокам по предмету курса методическое пособие «Книга для учителя»?
1. Да, постоянно – 0 человек
2. Иногда – 1 человек
3. Нет
17. Требуются ли Вам какие-либо дополнительные справочные материалы для подготовки к урокам по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»?
1. Да – 0 человек
2. Скорее да - 1 человек
3. Скорее нет
4. Нет
5. Затрудняюсь ответить
18. Какие формы работы Вы используете на уроках по предмету курса? Можно отметить несколько вариантов ответа.
1. Организация диалога с детьми, дискуссии - 1 человек
2. Применение печатных пособий (репродукций, иллюстраций и т.д.) - 1 человек
3. Использование мультимедийных пособий (аудио- и видеоматериалов, презентаций, слайдов и т.д.) -1 человек
4. Работа с текстами учебника - 1 человек
5. Работа с дополнительными письменными источниками информации (отрывки из литературных произведений, фрагменты исторических документов и т.д.) - 1 человек
6. Рассказ по теме урока - 1 человек
7. Организация творческой работы учащихся (рисунки, инсценировки, подготовка докладов и т.д.) - 1человек
8. Посещение музеев, святых мест, религиозных служб и др.
9. Организация встреч со служителями церкви, мечети, синагоги и др.
10. Другое, напишите________________________________________________
19. Как идет освоение школьниками данного курса?
1. Хорошо - 1человек
2. Скорее хорошо – 0 человек
3. Скорее плохо
4. Плохо
5. Затрудняюсь ответить
20. Проявляют ли интерес школьники к изучаемому предмету курса?
1. Да, все
2. Большинство – 1 человек
3. Меньшинство
4. Отдельные дети
5. Нет
6. Затрудняюсь ответить
21. Были ли случаи отказов родителей и их детей участвовать в эксперименте по апробации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»?
1. Да, их было много
2. Не много, но были
3. Были единичные случаи
4. Нет - 1 человек
5. Затрудняюсь ответить
22. Как Вы считаете, заинтересованы ли родители учащихся в изучении их детьми нового курса?
1. Да, все
2. Большинство - 1 человек
3. Меньшинство
4. Отдельные родители
5. Нет
6. Затрудняюсь ответить
23. Имеют ли место конфликтные ситуации в Ваших взаимоотношениях с родителями школьников, связанные с преподаванием курса?
1. Да, часто
2. Не часто, но бывают
3. Были единичные случаи
4. Нет - 1 человек
24. По Вашим личным наблюдениям, создает ли почву для межконфессиональной и религиозной разобщенности изучение основ религиозных культур?
1. Да
2. Скорее да
3. Скорее нет
4. Нет - 1 человек
5. Затрудняюсь ответить
25. Каким направлениям воспитательной работы в школе следует отдавать предпочтение? Можно отметить несколько вариантов ответа.
1. Воспитание гражданственности, патриотизма -1 человек
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания - 1 человек
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению - 1 человек
4. Формирование установок на здоровый образ жизни - 1 человек
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) - 1 человек
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) - 1 человек
7. Другое, напишите ______________________________________________
8. Затрудняюсь ответить
Анализ преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах в 2012/2013 учебном году
В 2012/2013 учебном году началось изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах.
Проведена большая предварительная работа. В 2010/2011, 2011-2012 учебном году на МС педагогических работников были изучены правовые акты, инструктивно-методические письма, регламентирующие проведение курса в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края.
Учитель Борисова В.А. прошла повышение квалификации.
Родители (законные представители) на родительском собрании были проинформированы об особенностях учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», основных целях и задачах изучения данного курса.
Задача курса – нравственное воспитание обучающихся на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса.
В процессе изучения курса использовались следующие методы:
1. Эвристические беседы;
2. Различные виды дискуссий (дебаты, диспуты)
3. Деловые и ролевые игры
4. Проектная деятельность
5. Работа в группах
По результатам изучения курса психологической службой была разработана анкета для учащихся 4 классов. Анкетирование прошли 23 человека (приложение 1). Учащиеся 4 класса с большим интересом освоили курс ОРКСЭ, усвоили много новых понятий благодаря красочному учебнику, использованию материала диска на уроке и дома, и готовы изучать курс дальше. Это социокультурный предмет. В его преподавании много особенностей, нюансов. Нужно обязательно проходить курсы. Конечно, в интернете материалов очень много, но надо хорошо познакомиться с методикой, формами проведения уроков, технологиями, которые можно применять.
При возможности класс надо делить на 2 группы, не более 12 человек в группе, что бы уроки проходили с большей отдачей.
Я вместо отметок оцениваю детей словесно: "Молодец!", "Хорошо", "Спасибо"; записываю эти словесные оценки в дневник. В конце четверти, как и в первом классе, ничего не ставим. Кстати, этот предмет имеет огромный потенциал для саморазвития детей, разработок проектов.
Я работаю по программе ОРКСЭ 4-й год. Уроки проходят интересно. Дети с интересом выполняют предложенные им задания и активно готовятся к урокам, самостоятельно находят материал на предложенные темы. Считаю, что этот предмет необходим.
Для того чтобы ребята позитивно отнеслись к этому курсу, мы с ними договорились не употреблять слово "урок", мы называем это совместными встречами. Казалось бы - это мелочь, но на самом деле это повлияло в первую очередь на то, что на занятиях они свободно высказывают свое мнение. У них нет страха ответить неправильно, неточно, хуже другого. Что касается без отметочной системы, то я , честно говоря, даже и не представляю, как можно оценивать работу ребят по данному предмету. Оценить нравственную позицию ребенка отметкой невозможно.
В преподавании этого предмета, безусловно, необходим творческий подход. Хорошо подходит использование проектной деятельности. Дети сами ищут решение многих вопросов, а учитель только направляет их. Каждую тему мы стараемся рассмотреть со всевозможных сторон: все термины разбираем с точки зрения их происхождения, говорим о проблеме с исторической точки зрения. Находим решения в литературных произведениях. Работаем с пословицами и поговорками по той или иной проблеме. Ребята готовят сообщения, работая в группах, оформляют стенгазеты по теме урока.
Есть задания ,которые дети выполняют вместе с родителями. Курс носит светский, ознакомительный характер, детей знакомим с нашими корнями. Родители могут оказать помощь в подборе иллюстративного материала
Пользуюсь разработками с интернета, готовлю сама презентации, и дети делают с удовольствием. Больше всего люблю вести с детьми разговор. Можем и поспорить! Польза от этого предмета есть
Составляю свои конспекты и презентации. Ребятам очень нравится данный курс. Готовятся к нему с желанием. Мы ведём тетради и выставляем оценки. Составляют интересные проекты.
Курсы по этому предмету не очень то помогут, пока не пройдешь с детьми хотя бы один год, пока не прочувствуешь на себе каждую тему. И мне кажется, что лучше было бы этот предмет вводить как факультативный, особенно когда в классе дети разных конфессий, да и учитель не очень сведущий в религии. Мне, как светскому учителю, очень сложно объяснять детям некоторые темы, очень много времени идет на подготовку к урокам. Радует только то, что с детьми можно еще раз поговорить на темы морали и нравственности.
Преподавая новый для всех предмет, как для учеников, так и для учителей, задумывалась неоднократно, для чего он нужен и нужен ли он вообще. Пришла к мнению: «Да, он нужен».
У нас село многонациональное. Соответственно и классы набираются многонациональные. У каждой нации своя религия, свои обычаи. Дети должны знать обычаи, культуру своих одноклассников. Да и дети стали, какими то обозлёнными, жестокими.… В первую очередь, любовь, взаимоуважение, чуткость, дружелюбие, толерантность, чувство долга, религиозность должны исходить из семьи. Но по каким то причинам всё это утеряно в современных семьях. А школа – это второй дом, значит, она также несёт ответственность за воспитание подрастающего поколения. Так хоть мы, учителя, должны достучаться до маленьких замороженных сердечек, оттаять их.
В нашем ОУ все условия созданы для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики», но хотелось бы, чтобы был специализированный класс для этого предмета, с компьютерной поддержкой.
В ходе работы над курсом ОРКСЭ было положительное: Расширение ресурсной базы и прочности усвоения материала, высокая степень мотивации, максимальная индивидуальность преподавания, акцент на деятельность, практику, широкие возможности для творчества.
Отрицательное: Ограниченный объем изучаемого материала, первоначально сформулированная тема оставалась недостаточно глубоко рассмотренной (поверхностность знаний), трудности установления и поддержания дисциплины.
Учащиеся 5 класса восприняли учебный курс с интересом, пониманием, нравилось выполнять необычные задания, как домашние, так и классные. Приходилось много беседовать, высказывать своё мнение.
У родителей учащихся были только положительные отзывы. Проводились родительские собрания, связанные с курсом ОРКСЭ.
Обеспечение курса учебными пособиями для учащихся, книгами для учителей, пособиями для родителей было на 100%.
Учитель: Борисова В.А.
С 2012/2013 учебного года курс изучался в 4-х классах МОУ СОШ № 7 курс - «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-м классе:
∙ 4 класс – учитель Борисова В.А.
Учитель последовательно, глубоко, профессионально говорит с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывают перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.
Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности действий обучающихся (исполнительских, или ориентировочных).
При организации работы в группе учитель учитывает личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности и владения общекультурным материалом, а также степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности.
Данные опроса учителя, учащихся, родителей (законных представителей) свидетельствуют о положительном отношении педагогов к введению в учебный процесс школ нового курса «Основы религиозных культур и светской этики» (приложение 2).
Для повышения эффективности и информационной насыщенности анализа результатов социологического исследования был применен рейтинговый замер. В результате анализа ответов на блок логически связанных вопросов определяются группы «абсолютных сторонников» внедрения данного курса, «абсолютных противников» и «колеблющихся». В группу «абсолютных сторонников» входят те респонденты, которые на все вопросы данного блока ответили положительно. В блок вошли следующие направления:
∙ отношение к введению в учебный процесс нового курса;
∙ оценка характера учебных пособий по всем модулям курса;
∙ удовлетворенность подготовкой
∙ оценка качества проведенной подготовки на курсах повышения квалификации;
∙ ход освоения обучающихся данного курса;
∙ проявление интереса обучающихся к изучаемому курсу;
∙ оценка педагогами степени заинтересованности родителей (законных представителей) школьников в изучении их детьми нового курса.
Расчет этого рейтинга дал следующий результат:
66,7% – «абсолютные сторонники», «абсолютных противников» – не выявлено, 33,3 – «колеблющиеся». Это означает, что у учителей нет никаких претензий к качеству организации нового курса, его методической и дидактической подготовленности, уровню организации курсов повышения квалификации, сомнений в отношении необходимости его введения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ и план МО начальных классов на 2013-2014 учебный год
Анализ и план МО начальных классов на 2013-2014 учебный год...
анализ воспитательной работы в 4 классе за 1-е полугодие 2013-2014 учебного года
анализ воспитательной работы раскрывает деятельность классного руководителя по различным направлениям...
анализ использования ИКТ на уроках в начальной школе за 1-е полугодие 2013-2014 учебного года
анализ использования ИКТ на уроках...
Анализ работы ШМО учителей начальных классов МОУ Измайловская СОШ за 1 полугодие. 2013 - 2014 уч. год.
Анализ работы ШМО учителей начальных классов МОУ Измайловская СОШ за 1 полугодие. 2013 - 2014 уч. год....
Анализ воспитательной работы за 2013-2014 учебный год (2 класс)
Анализ воспитательной работы за 2013-2014 учебный год (2 класс)...
Анализ конечных результатов работы школы на первой ступени обучения за 2013 – 2014, 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017, 2017-2018 учебный год
Выписка из анализа конечных результатов работы начальной школы за 2013-2018 уч. годы...