Воспитательная система
учебно-методический материал (3 класс) по теме

Макаенко Ирина Анатольевна

Цель воспитательной системы класса: создать условия для развития способностей каждого учащегося, формирование коммуникативной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной адаптироваться в новых условиях жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_sistema_3_a.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8

с углубленным изучением отдельных предметов г. Назарово Красноярского края»

662200 Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, 46А

тел.: 5-11-56, 5-02-42, 5-06-00, 3-15-07, E-mail: scool8@nazarowo.ru

                                                                                                                                                                     Утверждаю.

                                         Заместитель директора школы по ВР:

                                                                       ___________________//

                                                                                                                                                                     «____»  сентября  2015г.

Воспитательная система 3 «а» класса

        Срок реализации: 2015 – 2016  уч.год

       Классный руководитель: Макаенко Ирина Анатольевна

       Стаж работы, категория: 25 лет, учитель начальных классов 1 категории

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                      Стр.

  1. Краткая характеристика класса.                    3 – 4
  2. Ценностно – смысловое ядро                         5 – 6                                          
  3. Планируемые мероприятия                            7 – 13

1. Краткая характеристика класса

          В 3 «а» классе обучается 24 учащихся, 9 девочек и 15 мальчиков. . По состоянию здоровья   дети имеют основную группу по физическому развитию, кроме  Пархоменко Андрея (3 группа)

    По своему социальному составу коллектив неоднороден.  учащихся из неполных семей 5 человек: Ковалева Даша, Ищенко Коля, Линник Даша, Логунов Максим,  Сивкова Кристина,   Воспитанием большинства детей в этих семьях занимаются мамы, Логунова Максима воспитывает папа, а также в воспитании участвует бабушка. Если в прошлом году семья Максима была отмечена как неблагополучная: ребенок часто находился без присмотра, приходил в школу голодный, грязный, то в этом году положение изменилось. Были организованы встречи папы Максима Логунова с учителем, администрацией школы, логопедом на которых были проведены не только беседы, но и оказана консультационная помощь в вопросах воспитания ребенка. Сейчас мальчик посещает индивидуальные занятия в школе, посещает секцию борьбы, в школу приходит опрятный, домашняя работа всегда выполнена.    Дети из 4 семей, которые имеют низкий прожиточный минимум, оформлены на бесплатное питание: Ищенко Коля, Ковалева Даша,  Рассудова Яна,  Сивкова Кристина.

Все уч-ся посещают школу, случаев пропуска уроков без уважительных причин не было. За время обучения выделилась группа из 6 детей с хорошим уровнем познавательной активности: Ашурьков В., Блинкова С., Демидов Ж.,Русских Даша., Чижевский Кирилл., Юркина Аня..  В. Эти уч-ся активно работают на уроке, внимательны, заинтересованы в результатах учебной деятельности. 5 уч-ся проявляют низкий уровень познавательной активности: Митусов Р., Осипов Е., Прихожий Д., Сивкова К., Ткаченко И.. Они пассивны и невнимательны на уроках, а на переменах, напротив, чрезмерно активны. Занятия с логопедом необходимы  6учащимся: Бондаренко К., Бурляев Т., Ищенко К., Логунов М,. Рассудова Я., Скопа П..

Уровень воспитанности уч-ся класса (по методике Капустиной) на начало учебного года следующий: высокий – 5 человек, хороший – 10 человек, средний – 9  человек. В сравнении с концом 2 класса - без динамики.  Частыми нарушителями правил поведения являются мальчики: Митусов Р., Осипов Е.,  Логунов М... Вызывает опасение поведение Митусова Руслана  (обзывается, провоцирует детей на действия, а потом может применить физическую силу) и Осипова Егора (иногда бывает агрессивен, может сильно ударить). С ними регулярно ведутся воспитательные беседы, часто с привлечением родителей, психолога и администрации школы.

         Общую атмосферу в классе считаю доброжелательной. Иногда возникают конфликтные ситуации, но они незамедлительно разбираются, дети не держат обиды друг на друга. Изолированных уч-ся нет (хотя малоконтактна Ищенко К..), неформальных групп нет, явных лидеров тоже пока не наблюдается.

        

   

 Актив класса составляют:

  1. Староста – Русских Даша
  2. Редколлегия – Блинкова Софья

                            Лысенко Влада

                              Скопа Пелагея

  1. Культмассовый сектор – Ковалева Даша (ответств.)

                                                  Сивкова Кристина

                                                     Линник Даша

                                                     Логунов Максим

  1. Физорги – Ашурьков Вова(ответств.)

                      Чижевский Кирилл

                           Юркина Аня

  1. Санитары – Бурляев Тимур(ответств.)

                                Рассудова Яна

          Во всех семьях школьники обеспечены всем необходимым для учёбы, имеют отдельное место для домашних занятий. Родители идут на контакт с учителем, прислушиваются к советам, адекватно реагируют на замечания.

         Выбран родительский комитет:

  1. Русских Н.А. – председатель
  2. Блинкова И.В.
  3. Пархоменко А.А.

           2. В результате анализа реализации воспитательной системы 2013-2014 года  получились следующие результаты:

  1. 92 % уч-ся и  54 % родителей приняли участие в делах класса;
  2. 96 % уч-ся и 92 % родителей удовлетворены жизнедеятельностью класса;
  3. Общий уровень воспитанности класса остался прежним, хотя 15 % повысили и 15 % понизили свой уровень воспитанности;
  4. 46 % уч-ся проявили умение выстраивать партнёрские отношения

В  воспитательной работе столкнулась с проблемами:

- недостаточное повышение уровня воспитанности детей;

- недостаточная самостоятельность в работе актива класса.

3.   Ценностно – смысловое ядро воспитательной системы

3.1. Цель воспитательной системы школы на 2015 – 2016г.г.:

Создание условий для самореализации и самосовершенствования обучающихся через их включение в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

(Под самосовершенствованием надо понимать сознательное развитие школьником в себе положительных качеств характера, способностей, умений.)

3.2. Цель воспитательной системы класса на 2015 – 2016 г.г.:

Деятельность классного руководителя направлена на то, чтобы каждый уч-ся в течение 4-х лет обучения смог развить в себе личностные качества, соответствующие сформированному педагогами образу выпускника начальной школы, который складывается из пяти потенциалов личности:

1) Нравственный (ценностный) потенциал:

- восприятие и понимание учащимися таких ценностей как семья, школа, учитель, Родина, природа, дружба, уважение;

- потребность выполнять правила для учащихся, соблюдать порядок и дисциплину в школе и в других общественных местах, соблюдать правила дорожного движения;

- умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников.

2)  Познавательный потенциал:

       - наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде;

       - устойчивый интерес к познанию.

3)  Коммуникативный потенциал

 (овладение простейшими коммуникативными навыками):

       - умение говорить и слушать;

       - способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;

       - сформированность первичных навыков саморегуляции.

4)  Физический потенциал:

        - соблюдение режима дня и правил личной гигиены;

        - стремление быть сильным, ловким, быстрым и закаленным.

5)  Художественный потенциал:

         - эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде;

         - наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.

3.3. Цель на 2015 – 201 г.:

Создать условия для развития способностей каждого учащегося, формирования коммуникативной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной адаптироваться в новых условиях жизни.

Задачи:

  1.  Создать условия для самовыражения учащихся через проведение классных часов, праздничных мероприятий, участие в городских и всероссийских конкурсах, вовлечение в дополнительное образование.
  2. Просвещать учащихся в вопросах здорового образа жизни через беседы, тематические классные часы, игры на свежем воздухе, спортивные соревнования.
  3. Развивать интерес к своей семье, семейным традициям через тематические классные часы, совместный досуг.
  4. Развивать  умение контролировать свои поступки, мотивы, отношения.

      5.  Пробуждать у детей интерес к миру прекрасного через посещение музея, театральных постановок, беседы, классные часы.

3.4. Основные направления воспитательной работы:

Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет взаимодействия направлений

- духовно-нравственное;

- гражданско-патриотическое;

- здоровьесберегающее;

- воспитание семейных ценностей;

- экологическое.

3.5. Ожидаемый результат на конец 2015 – 2016  уч.года:

1. Не менее 80% учащихся примут участие в делах класса и школы.

2. Не менее 32% учащихся будут активно принимать участие в подготовке и проведении классных часов, мероприятии.

3. Не менее 70% учащихся класса будут соблюдать правила личной гигиены.

4. Не менее 30% семей будут постоянными участниками совместного досуга детей и родителей.

5. Не менее 48 % уч-ся проявят  умение выстраивать партнёрские отношения

3.6. Мониторинг:

1. Методика для изучения развития личности учащегося «Пословицы» (разработана С.М.Петровой)

2.  Методика для определения изменений, произошедших в личности школьника в течение учебного года (разработана преподавателями кафедры РГПУ)

3. Анкета для учащихся «Воспитание в семье»

4. Методика на выявление коммуникативных склонностей учащихся (на основе «Справочной книги психолога»)

5. Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (разработана М.И.Рожковым)

6. Индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.

7. Наблюдения учителя.

8. Сбор – коллективный разговор об итогах четверти, года.

9. Анализ воспитательной системы классным руководителем.

4. Планируемые мероприятия.

  1. Работа с родителями.
  1. Проведение родительских собраний (ежемесячно).
  2. Педагогическое просвещение родителей (на родительских собраниях).
  3. Педагогическое руководство деятельностью родительского комитета (ежемесячно).
  4. Совместное планирование коллективной деятельности класса на родительских собраниях и заседаниях родительского комитета (ежемесячно).
  5.  Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся на родительских собраниях и через листы достижений (ежемесячно).
  6. Проведение индивидуальных педагогических консультаций (ситуативно).
  7. Привлекать родителей к участию в праздниках и других мероприятиях (ситуативно).
  8. Проведение анкетирования родителей (на родительских собраниях).
  9.  Совместно с родителями продолжить оформление портфолио каждого ученика (декабрь, май)
  10.  Организация участия родителей в деятельности по благоустройству классной комнаты (сентябрь).
  11. Подготовка и вручение благодарственных писем наиболее активным родителям учащихся (май).

 4.2 Индивидуальная работа с учащимися.

1. Коррекция поведения уч-ся, нарушающих правила поведения школьника (ситуативно).

2. Оказание педагогической помощи уч-ся, имеющим пробелы в знаниях и трудности в общении с одноклассниками (ситуативно).

3. Оказание помощи активу класса (при проведении мероприятий) и дежурным в выполнении ими своих обязанностей (ежедневно).

4. Вовлечение актива класса в работу «Школы лидера»

5. Создание условий для проявления творческих и учебных способностей отдельным уч-ся (при подготовке и проведении КТД, олимпиад, конкурсов).

6. Вовлечение во внеурочную деятельность учащихся, которые ранее не принимали в ней участия.

4.3. Календарно-тематический план коллективной деятельности класса.

сентябрь

Направления

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Гражданско-патриотическое

Классный час: « Мой город- моя малая родина»

Духовно-нравственное

Урок безопасности

Здоровьесберегающее

День знаний. Спортивно-игровая программа

Зкологическое

Конкурс «Зеркало природы»

Воспитание семейных ценностей

 Тематический классный час: « Мой город- моя малая родина»

Октябрь

Гражданско-патриотическое

Кл.час : « Что значит быть ответственным ?»

Духовно-нравственное

Подготовка к конкурсу чтецов

Здоровьесберегающее

Участие в осеннем кроссе

Зкологическое

Ярмарка : «Здравствуй, осень!»

Воспитание семейных ценностей

Кл.час : « Что значит быть ответственным ?»

Ноябрь

Гражданско-патриотическое

Ситуативный практикум : « Правила обязательные для всех»

Конкурс чтецов : «Ожившая строка»

Духовно-нравственное

Выставка рисунков и изготовление поздравительных открыток ко «Дню матери

Здоровьесберегающее

ОФП

Зкологическое

Человек – часть природы

Воспитание семейных ценностей

Выставка рисунков и изготовление поздравительных открыток ко «Дню матери»

Декабрь

Гражданско-патриотическое

Экскурсия в музей : « Город в котором я живу»

Духовно-нравственное

Новогодний утренник

Здоровьесберегающее

Городской конкурс :

 « Снежные горки»

Классный час : « Правила поведения на ледяных горках»

Зкологическое

«Фабрика Деда Мороза»

Воспитание семейных ценностей

Род собрание на тему: « Поощрения и наказания в семье»

                                                                                                           Январь

Гражданско-патриотическое

Духовно-нравственное

Здоровьесберегающее

Экскурсия на ледяные горки с привлечением родителей

Зкологическое

Воспитание семейных ценностей

Беседа : « Роль телевизора и компьютера в моей семье»

                                                                                                                    Февраль

Гражданско-патриотическое

Спортивные соревнования «Папа и я – спортивная семья»

Кл.час : «Наша страна Россия» ( символы России).

Духовно-нравственное

Библиотечный урок посвященный : « Дню защитника Отечества»

Здоровьесберегающее

Зкологическое

КПД : «Помоги птицам зимой»

Воспитание семейных ценностей

Спортивные соревнования «Папа и я – спортивная семья»

Март

Гражданско-патриотическое

Беседа: «Права и обязанности учащихся»

Духовно-нравственное

Подготовка к международному женскому дню 8 Марта

Концерт для мам

Праздник птиц

Здоровьесберегающее

Зкологическое

Участие в конкурсе « Мартовский кот» в рамках экологического марафона

Воспитание семейных ценностей

Концерт для мам

апрель

Гражданско-патриотическое

Экскурсия в музей афганцев

Духовно-нравственное

Изготовление домиков для птиц

Здоровьесберегающее

Беседа врача по профилактике клещевого энцефалита

Зкологическое

Изготовление домиков для птиц

Воспитание семейных ценностей

Родительское собрание :

« Семейные традиции, способность ребенка трудиться»

 Май

Гражданско-патриотическое

« Солдат победы»- музейный урок

Духовно-нравственное

 Праздник : «Прощание с 3 классом»

(С привлечением родителей)

Здоровьесберегающее

Спортивные соревнования в параллели 3 классов

Зкологическое

Выращивание рассады для школьной клумбы

Воспитание семейных ценностей

Праздник : «Прощание с 3 классом»

(С привлечением родителей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель воспитательной системы класса

Структура модели воспитательной системы класса...

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Воспитательная система класса

Воспитательный  процесс - серьезный кропотливый труд.  В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...

Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса

Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...

«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса».

Цель:  Поиск путей совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов...

Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея

Опыт создания модели воспитательной системы класса в  практике воспитателя начальной школы.  Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы  выбрана ко...