Диагностика изучения классного коллектива
статья на тему
В данном материале даны примерные методики проведения диагностики в начальных классах по изучению классного коллектива, мотивационной сферы учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_izucheniya_detskogo_kol-va_word.docx | 179.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ-СОШ №2 п. Южный
Диагностика
изучения
детского коллектива
(выступление на педсовете)
2007 – 2008 уч. год
Большое значение в работе классного руководителя имеет диагностическая деятельность. Диагностические исследования необходимы как в изучении особенностей детского коллектива, так и в изучении учебных успехов.
В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции:
- Информационную.
- Прогнозирующую.
- Оценочную.
- Развивающую.
Основными задачами диагностики в начальной школе являются следующие задачи:
- определить уровни развития ребёнка;
- обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону;
- увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон);
- проанализировать полученные факты;
- установить причины изменений;
- выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.
Отбирая диагностические методики, классный руководитель должен руководствоваться следующими критериями:
— возраст учащихся класса;
— особенности формирования детского коллектива;
— готовность учащихся к диагностическому исследованию;
— степень взаимодействия учащихся и педагога.
Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:
Правило первое. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
Правило второе. Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
Правило третье. Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми.
Правило четвёртое. Любые результаты исследования должны служить не
-1-
во вред, а во благо.
Правило пятое. По результатам диагностики должна проводиться систематическая коррекционная работа.
Правило шестое. Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.
Проводя воспитательную работу с учащимися, я включаю в план своей работы различные диагностики. Вот некоторые из них.
Диагностики изучения мотивационной сферы учащихся.
Диагностика «Градусник».
Перед процедурой диагностирования была проведена беседа с учащимися о градуснике и его предназначении. Ребятам было рассказано, что при высокой температуре (38°, 39°, 40°) человеку плохо, тревожно. При нормальной температуре (36,6°) у человека нет тревоги, у него всё хорошо, всё получается, он здоров. Температура бывает 35°. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интересов и желания что-либо делать. После объяснения ребятам было предложено пофантазировать и написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании учебных предметов.
Эта диагностика позволила мне определить степень тревожности первоклассников, которая связана с учебной деятельностью.
Диагностика «Настроение».
Учащимся предлагается список учебных предметов, рядом с каждым изображены 3 рожицы
Ребята должны закрасить ту рожицу, которая соответствует чаще всего их настроению при изучении этого предмета.
Эта диагностическая методика позволила увидеть отношение учащихся к учению в целом и к изучению отдельных предметов.
Диагностическая методика «Анкетирование».
Учащимся предлагается ответить на вопросы.
1) Тебе нравится в школе?
А – не очень Б – нравится С – не нравится.
2) Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
А – чаще хочется остаться дома Б – бывает по-разному
В – иду с радостью.
3) Если бы учитель сказал, что завтра в школу идти не обязательно, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?
А – не знаю Б – остался бы дома В – пошёл бы в школу
4) Тебе нравится , когда у вас отменяются уроки?
А – не нравится Б – бывает по-разному В – нравится
5) Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
А – не хотел бы Б – хотел бы В – не знаю
6) Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
А – не знаю Б – не хотел бы В – хотел бы
7) Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?
А – часто Б – редко В – не рассказываю
8) Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?
А – точно не знаю Б – хотел бы В – не хотел бы
9) У тебя много друзей в классе?
А – мало Б – много В – нет друзей
10) Тебе нравится твой класс?
А – нравится Б – не очень В – не нравится
Такое исследование необходимо проводить именно в 4 классе, чтобы выработать рекомендации по изменению мотивации уч-ся на среднем этапе обучения.
Диагностики для изучения детского коллектива.
Диагностика «Солнце, тучка, дождик» (1 класс)
Каждый ученик класса получил лист бумаги, разделённый на 3 части, в каждой из которых он должен был нарисовать солнце , тучку или дождик , т. е. рисунок, который соответствует его настроению, когда он в классе, дома, с друзьями.
В классе мне … | Дома мне … | С друзьями мне … |
Диагностика «Пьедестал» (2 класс)
Учащимся было предложено на листках с нарисованным пьедесталом написать имена тех детей, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса
Данная методика помогла мне увидеть взаимоотношения уч-ся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений уч-ся.
Диагностика «Необитаемый остров» (4 класс)
Ребятам была представлена следующая ситуация: «Представьте себе, что ваш класс, совершая морскую прогулку, терпит крушение и попадает на необитаемый остров. Вам надо описать эту фантастическую историю и рассказать, как будет себя вести весь класс и каждый из вас на острове».
Эта диагностика показала, что ребята очень чётко определили функции каждого на острове, но при этом выделили лидеров и тех, которые не участвуют в жизни коллектива по собственной инициативе и тех, кого класс отторгает от участия в общей жизни.
Диагностические исследования личности учащегося.
Диагностика «10 моих «Я» (4 класс)
Каждый ребёнок на листке бумаги написал 10 раз слово «я» и приписал к каждому слово-определение о самом себе.
Методика дала возможность лучше узнать о каждом ученике класса, его личных качествах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностические методики изучения классного коллектива
В данной работе помещены основные методики изучения классного коллектива с 1 - го класса до 4 -го....
Диагностические методики изучения классного коллектива
Данный материал можно использовать для выявления различных характеристик детского коллектива....
Диагностики изучения детского коллектива
Методическая разработка по изучение индивидуально – психологических характеристик детского коллектива....
диагностики изучения детского коллектива
В данном материале собраны диагностики изучения детского коллектива 1-4 класс. (Источник-Интернет)...
«Диагностика воспитанности классного коллектива»
Диагностика воспитанности учащихся - это определение уровня воспитанности путем самооценки некоторых личностных свойств и качеств самими учащимися, а также выявления представлений классного руководите...
Диагностика для изучения классного коллектива
Методики для изучения классного коллектива...
Диагностики изучения детского коллектива младших школьников
Понятие «коллектив» произошло от латинского «collektives» - собирательный. Оно означает общественную группу, связанную общественно-значимыми целями, коллективной деятельностью ...